АНОМИЯ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аномия
беззаконие, отсутствие норм.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

АНОМИЯ
см ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Аномия
термин Дюркгейма, обозначающий условия, при которых общество мало печется о моральном облике индивидов.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

АНОМИЯ
во времена возникновения полисов в Древней Греции - "беззаконие", во времена возникновения СНГ - просто "беспредел".

Источник: Альтернативный социологический словарь

Аномия
состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют социальный порядок.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Аномия
anomie, anomia, anomy) - падение нравов; крах традиционных устоев; состояние отчуждения (человека или группы лиц), вызванное аномией; распад личности, моральное разложение

Источник: Социология девиантности: глоссарий

Аномия
отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Аномия
совокупность видов нарушений в нормативной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воздействии на индивидов и являющихся основой отклоняющегося поведения [9.– С.576].

Источник: Социология. Словарь.

Аномия
от франц. "отсутствие закона") — в социологии: разложение системы ценностей современного общества, обусловленное противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть, успех) и невозможностью их реализации для большинства.

Источник: Термины и определения (социология и не только)

Аномия
социально-психологическая ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям, к девиации.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Аномия
от франц. anomia - отсутствие закона, организации) - состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Аномия
отсутствие норм, ликвидация или сокращение социальных и личностных ценностей, кодекса поведения; часто происходит в быстро меняющихся обществах и группах, подверженных катастрофическим стрессам; люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставили ранее.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Аномия
от франц. anomie — буквально «отсутствие закона», «беззаконие», «безнормность») — такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относятся к ним негативно или равнодушно (понятие предложено Э. Дюркгеймом в 1902г.).

Источник: Глоссарий по социологии

АНОМИЯ
термин, означающий различные виды нарушений в ценно--нормативной системе общества. В настоящее время используется при изучении кризисных или переходных общественных состояний, в социологии права и морали, в социальной работе при исследовании и решении проблем девиантного поведения.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

АНОМИЯ
отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствии чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Понятие "аномия" ввёл Э. Дюркгейм, а глубоко разработал Р. Мертон в XX веке. Современное российское общество обладает многими чертами аномии.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Аномия
состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом основных социальных институтов и общества в целом, а также противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Данное понятие введено Э. Дюркгеймом.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Аномия –
состояние хаоса норм и ценностей, исчезновение однозначных указателей на то, как надо поступать. Более узкое понятие аномии ввел в 1938 г. Роберт Мертон. Аномия, в его понимании, – это не любой нормативный хаос, а скорее специфическое расхождение между утвердившимися в данном обществе ценностями и институционализированными нормами, которые должны служить достижению этих ценностей.

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Аномия
1) отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Термин введен в обиход Э. Дюркгеймом; 2) состояние, при котором одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

АНОМИЯ
от фр. anomie - отсутствие закона, организации) - англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и распад системы норм, к-рые гарантируют обществ, порядок (Э. Дюркгейм). См. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, САМОУБИЙСТВО АНОМИЧЕСКОЕ. 2. Психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. См. ДЕВИАНТНОСТЬ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АНОМИЯ
отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни. Проявлением А. оказывается рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях и другие социальные процессы, происходящие в результате нарушения единства культуры. Последнее вызывается, в частности, неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Аномия
anomie), разложение или ослабление системы социальных или этических ценностей у отд. индивида или группы людей. Социолог Дюркгейм, заимствовав данный термин от греч. слова anomia — беззаконие, утверждал, что А. может быть вызвана резкими социальными переменами. Нек-рые амер. социологи, особенно Роберт К. Мертон (род. 1910 г.), считают, что А. может привести к девиантному поведению (девиация). Нарушение закона может произойти в рез-те того, что отд. индивиды или группы не могут реализовать провозглашенные цели. Напр., если обладание автомобилем стало обычным явлением, то отсутствие ср-в может повлечь за собой угон машин (отчуждение).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Аномия
(от греч. anomia – беззаконие, несправедливость). Аномія. Anomie. 1. Согласно Дюркгейму (Emile Durkheim) – противоречие между общественными и индивидуальными нормами, когда последние не соответствуют первым. 2. Согласно Р. Мертону (Robert Merton) – раскол между социетальными целями или целями, определяемыми культурой, и институализированными средствами их достижения. В любом случае аномия приводит к культурной дезинтеграции общества, переоценке ценностей и проявляется в росте преступности, самоубийств, разводов, возникновении множества субкультурных форм, активизации контркультуры, росте агрессивных настроений и т.д. Однако А. имеет производный характер. Ее причины заключены в социальной структуре общества, его расслоения, периодически приводящего к возникновению социальных конфликтов, затрудняющих людям возможности в адекватной ориентации в социальном пространстве-времени. См. также Культурный конфликт и Субкультура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Аномия
Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальных норм, образцов поведения, разложением системы ценностей, разрушающих единство культуры. Вследствие этого жизненный мир, опыт людей перестают соответствовать идеальным общественным нормам. А. обычно вызывают переходные периоды в жизни общества, кризисы в экономике, политике. Аномийное состояние общества ставит многих индивидов, социальные группы в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, общности, чувства связи с конкретной группой и обществом в целом. Людям, приспосабливающимся к состояниям аномии, свойственны конформизм (подчиняющееся поведение, отсутствие индивидуальности, манипулируемость) и различные виды отклоняющегося поведения (правонарушения, аморальное поведение, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.). В подобных обстоятельствах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей. В переходные кризисные периоды в жизни общества, которые влекут состояние аномии в обществе, все социально уязвимые группы, в т.ч. пожилые люди и инвалиды, нуждаются в особом внимании и социальной поддержке.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

Аномия
(от франц. anomie–беззаконие, безнормность)–такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку. Существуют две разные линии теоретического применения понятия аномия в современной социологии. Если в аномии видят первый аспект (условно–«безнормность»), то рассуждают в контексте понятий «отчуждение», «социальная интеграция и дезинтеграция», «слабая социализация» и т. п. Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии и расширив ее до масштаба общей теории девиантного поведения. Таким образом, по Мертону, аномия–результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Аномия
от греч. а - отрицательная частица и nomos - закон, норма, буквально - безнормность) - тип социального поведения, связанного с нарушением существующих норм, традиций, ценностей общества или осуществляемого в условиях отсутствия, слабого воздействия, рассогласования, противоречивости этих норм. Понятие А. было введено французским социологом Э. Дюркгеймом. В дальнейшем оно было расширено американским социологом Р. Мертоном, который связал проблему А. с несоответствием между целями и средствами их достижения, которые используют люди. По этому критерию Р. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуального и группового поведения: конформизм - подчиняющееся поведение, признающее и цели, и способы их достижения, согласие со всем порядком в обществе, к которому они приспосабливаются; инновация - использование социально осуждаемых, но отличающихся своей новизной, средств для достижения социально одобренных целей; ритуализм - использование одобренных средств без ожидания успеха (обесценивание цели), т.е. такое поведение индивида, при котором наблюдается заниженный уровень целей, притязаний, стремление выполнять предписания, нормы, сохранять заведенный порядок; ретритизм - отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения, уход человека от реального мира в свой внутренний мир; восстание (бунт) - отрицание существующих целей, средств их достижения, стандартов, ценностей общества, стремление изменить порядок, создать новые цели, ценности, новые способы достижения целей и решения задач.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Аномия
(anomie). Впервые этот термин появился в 1884 г. в «Очерке о морали без санкций и обязательств» (Esquisse Типе morale sans obligation ni sanction) Жана-Мари Гюйо. С философской точки зрения понятие аномии обозначает, в противоположность кантианской точке зрения и в связи с индивидуализацией верований и систем представлений, отсутствие фиксированного универсального закона, особенно в сфере духовных целей. В работах Эмиля Дюркгейма понятие приобретает смысловые оттенки негативности и отклонения: оно обозначает более или менее временное нарушение органической солидарности и прежде всего связано с патологической формой разделения труда, характеризующейся недостатком регламентации, слабым сотрудничеством и антагонизмом между наемными работниками и собственниками средств производства. Второе значение, опирающееся на понятие регуляции, относится к типу самоубийства, характерному для мира индустрии и коммерции и связанному не с угнетающей дисциплиной, а со взрывом желаний и страстей, с неопределенностью целей и ценностей, а также с подверженностью риску, неуверенностью, неудачами и беспорядком.
Это понятие, не употреблявшееся Дюркгеймом после 1902 г., вновь появляется во второй половине 30-х гг. XX в. в работах Тол кота Парсонса и Роберта Мертона. Акцент при этом делается на нехватке доступных и законных средств и, шире, на феномене неравновесности, девиантности и рассогласования. Другие подходы, основанные на использовании шкалы установок, ориентированы на измерение вслед за Лео Шролем психического аспекта вышеназванных нарушений, характерного для ситуаций, в которых доминируют смирение и фатализм. Как отметил Филипп Беснар (Besnard, 1987) в большой работе, посвященной этой проблеме, толкования данного термина многочисленны, не лишены противоречий и неоднозначны.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

АНОМИЯ
(от франц. anomie — беззаконие, безнормность др.-греч. ά — отрицательная приставка, νόμος — закон) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Это понятие введено в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Понятие А. выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления А., затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи. Одним из российских ученых (Е.М. Черняк) исследовано состояние А. в российском обществе. В частности, она отмечает: “Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; существенные изменения претерпели важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи” (Черняк, 2014. С. 171).
Г.И. Климантова
Лит.: Аномия [Электрон. ресурс] // Википедия. [2015–2015]. Дата обновления: 24.10.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=74093884 (дата обращения: 20.12.2015); Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Канон, 1998; Россия и Германия. Опыт трансформаций / Сост. В.А. Давыденко. М.: Наука, 2004; Социальная политика: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Юрайт, 2015; Черняк Е.М. Семьеведение: Учеб. пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Аномия
от греч. а... — не, без + nomos — закон) — состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо естественные ограничения дотребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т. е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. А. возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. В дальнейшем понятие А. было расширено американским социологом Р. Мертоном, который связал проблему А. с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей (в США — богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам: конформизм — подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения; инновация — использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей; ритуализм — попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели); ретритизм — отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения; восстание (бунт) — стремление изменить систему (т. е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых). В концепции Мертона А. рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

АНОМИЯ
ANOMIE) Ситуация в обществе, характеризующаяся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. «Аномия», как и «отчуждение», относится к числу понятий, способствующих сокращению разрыва между объяснениями социального действия на уровне индивидов и на уровне социальной структуры. Классическим примером использования этого понятия является работа Э. Дюркгейма «Самоубийство» (Durkheim, 1897). Дюркгейм утверждает, что люди могут быть счастливы только тогда, когда их желания соразмерны их средствам. Предоставленные самим себе, человеческие желания не знают пределов, и это свойство человеческой натуры наряду с неизбежной ограниченностью ресурсов делает людей несчастными и приводит некоторых из них в конечном счете к самоубийству. Способ, посредством которого общества справляются с проблемой недостижимых целей, заключается в ограничении человеческих желаний и целей нормативными рамками, допускающими постановку лишь тех целей, которые могут быть достигнуты. Понятие аномии описывает ту ситуацию, когда эти рамки распадаются, цели отрываются от средств, и число самоубийств растет. Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств. См. также: Относительная депривация. Лит.: Parkin (1992)

Источник: Социологический словарь

АНОМИЯ
anomie) — 1. (Буквально "без норм" — понятие, внедренное в социологию Дюркгеймом) состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную (индивидуальную) жизнь. 2. (Спецификация Роберта Мертона (1949) дюркгеймовской концепции) социальные ситуации и индивидуальные ориентации, несоответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения (например, социальные условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная преступность). Представление о природе человека у Дюркгейма покоилось на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо "естественных" ограничений желаниям, амбициям или потребностям личности. Поэтому необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение. Аномия существует и приводит к несчастьям и общественному беспорядку, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм. С точки зрения Дюркгейма, аномия есть "аномальная" социальная форма, результат неспособности полностью перейти от Механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности — отличительной черте современного общества. Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество. Так, аномическое разделение труда имелось потому, что рабочие места распределялись не в соответствии со способностями. В более широком контексте экономическая деятельность в таких обществах осталась, по существу, нерегулируемой. В "Самоубийстве" (1897) Дюркгейм хотел продемонстрировать корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями, в частности, разводами. Надо отметить, что аномия может быть и результатом восходящей кривой социального ожидания (например, быстрого обогащения или новых возможностей), хотя более очевидна для неблагоприятных условий. Заново сформулированное Мертоном, понятие аномии стало применяться в исследовании девиации. Мертон доказывает, что всякий раз, когда имеется разрыв между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступными личностям или группам, возможны четыре логических ответа.

Источник: Большой толковый социологический словарь

АНОМИЯ
франц. anomie - отсутствие закона, организации) - философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним.
Проблема А. была поставлена Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда" , где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом.
В "Самоубийстве" Дюркгейм выделил три типа самоубийств: "эгоистические", "альтруистические" и "аномические". Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что "А." начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 в. граница между нормой и патологией постепенно стирается.
Дюркгеймовская трактовка А. была развита Р. Мертоном , который ввел систему понятий, описывающих феномен "отклоняющегося" (девиантного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты, определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимые разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, "первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости". Мертон считал, что А. "взывается к жизни" именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, "деклассированном" состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

АНОМИЯ
отсутствие, разрушение, смещение или конфликт в нормах общества. Термин «аномия» происходит от греческого слова ανόμος, что означает «без закона». В социологии этот термин наиболее часто связывается с работами Э. Дюркгейма и Р. Мертона. У Э. Дюркгейма данное понятие появляется в работах «Разделение труда в обществе» и «Самоубийство». В первой из них аномия выявляется в процессе движения общества от механической к органической солидарности. В нормальных условиях возрастающее разделение труда ведет к социальной интеграции через органическую солидарность. Но там, где экономическое изменение происходит слишком быстро и рост моральной регуляции отстает от скорости усиливающейся дифференциации и специализации, происходит анормальное, или патологическое, разделение труда.
Дальнейшая аргументация развивается в дискуссии о самоубийстве, где аномия выступает одной из четырех причин самоубийства в классическом исследовании Э. Дюркгейма. Число аномических самоубийств возрастает в органических обществах, особенно во время экономической депрессии или бума, когда наблюдается уменьшение экономической (а возможно и нормативной) регуляции. В эти периоды люди менее тесно вовлекаются в структуру общественных отношений, а их базисные потребности ограничиваются или не удовлетворяются. С этой точки зрения аномия становится скорее психологическим показателем беспорядка и бессмысленности, нежели структурной характеристикой общества и социального порядка. Р. Мертон рассматривает аномию как рассогласование легитимных средств и одобренных целей в обществе. Он анализирует, каким образом социальные и культурные ценности способствуют рассогласованию легитимных средств и социально одобренных целей, создавая разобщенность и ведя к девиантному поведению отдельных общественных групп.
В классическом эссе «Социальная структура и аномия» (в кн. «Социальная теория и социальная структура», 1957) он показывает, что открытое общество создает условия для непомерной вертикальной социальной мобильности и финансовых поощрений, и отделяет эти культурные цели экономического успеха от легитимных структурных средств (образовательного уровня и упорной работы), с помощью которых они достигаются. Согласно Р. Мертону, американская система ценностей создает почти универсальное стремление к успеху и обосновывает ряд нормативно одобренных средств, гарантирующих достижение целей. Вместе с тем структура экономических ресурсов в таком обществе позволяет добиваться успеха лишь некоторым привилегированным группам и классам. Это создает чувство относительной депривации среди многих непривилегированных индивидов, которые обращаются к разным формам девиантного поведения, оперирующего альтернативными средствами для достижения желаемых целей. Действительным конформистомвыступает личность, имеющая доступ как к легитимным средствам, так и к социально одобренным целям. Несмотря на определенную критику теории Р. Мертона за чрезмерную, на взгляд оппонентов, склонность к консенсусу и рассмотрению общества как целостного организма, она до сих пор остается влиятельной, особенно среди теорий о правонарушениях.
Лит.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1996; Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. – СПб, 1998; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

АНОМИЯ
(от франц. anomie — буквально беззаконие, безнормность, от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — такое состояние об-ва, в к-ром заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию А. ввел в социологию Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и совр. промышленного об-в.
Проблема А. порождена переходным ибо объективная база последней — обществ, разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие А.— расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, явл. устойчивое и сплоченное об-во. При традиционных обществ, порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, т. к. соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию «индивидуализма», освобождению «личности» и устанавливая строгие границы тому, чего законно мог добиваться индивид в данном обществ, положении. Иерархическое традиционное об-во (феодальное) было устойчивым, т. к. ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя.
Ход обществ, эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает «индивидуацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются. Но относительно свободная нормативная структура промышленного об-ва больше не определяет жизнедеятельность людей и как бы с естеств. необходимостью и постоянно воспроизводит А. в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих в неопред. социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем об-вом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Особой концентрации А. достигает в экономической жизни как сфере непрестанных перемен и личного расчета, где свободным рынком, конкуренцией и т.п. наиболее полно разбиты традиционные ограничения, но еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная совр. об-ву. В этой сфере А. из «патологического» стала почти что «нормальным» явлением. Одна из главных социально- исторических причин А.— уничтожение или утрата прежних функций ин-тами и группами, промежуточными между индивидом и гос-вом. Выявляется психологический парадокс: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Здесь истоки будущего массового «бегства от свободы». Тем не менее путь ослабления А.— не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных ин-тов, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» (отличаемого Дюркгеймом от «эгоистического индивидуализма» англ. экономистов и утилитаристов), новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом гос-ва. С т. зр. теории человеческого поведения дюркгеймово понятие А. включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия опред. целями, другой — к тому, насколько эти цели реализуемы (они могут быть ясны, но недоступны).
Отсюда две разные линии теоретического применения понятия А. в совр. зап. социологии. Если в А. видят первый аспект (условно — «безнормность»), то рассуждают в контексте понятий «отчуждение», «социальная интеграция и дезинтеграция», «слабая социализация» и т. п. Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию А. По Мертону, А.— результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы об-ва, между культурно предписанными всеобщими целями (напр., в США денежно-материальным успехом) и законными, институциональными средствами их достижения. А. возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных об-вом целей «нормальными», им же установленными средствами. При А., даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, к-рые ведут к этим общим целям. Люди приспосабливаются к состоянию А. разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различ. видами отклоняющегося поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в к-рых отвергаются или цели, или средства, или то и др. вместе. Концепция Мертона открыла широкие возможности для объяснения конфликтов на базе разделения интересов в об-ве (в том числе классовых). Она нашла применение в социологии права, преступности и в др. практически важных областях. А. Д. Ковалев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.80 кб

Аномия

Ковалева Антонина Ивановна
Читать PDF
114.83 кб

Аномия в системе вертикальных социальных перемещений подрастающего поколения

Авдеева Юлия Викторовна
В статье, учитывая тесную связь процессов социализации и социальной мобильности молодежи, обосновывается вывод о том, что функции социализации молодежи, которая выступает важнейшим фактором процесса ее социальной мобильности, опре
Читать PDF
530.19 кб

Аномия и безопасность личности в городе

Мерсиянова Ирина Владимировна
Using results of polls in 10 Russian towns and cities the author attempts to find correlation between anomie and growth of crime in urban environment.
Читать PDF
263.29 кб

Необходимость девиантного опыта для одобряемой карьеры в граффити: социальная аномия или норма перех

Барсамов Сергей Александрович
В статье автор рассматривает противоречие в системе взаимоотношений общества и явления граффити: чтобы граффити одобряли и даже платили за это деньги, нужен опыт и признание, а опыт и признание можно получить, только рисуя на стен
Читать PDF
60.85 кб

Аномия как критический фактор социализации

Зеленчук Ирина Анатольевна
В статье рассматривается проблема ценностных изменений в России и на Западе, предпринята попытка философского осмысления понятия «аномии» как социального феномена, охватывающего мировое пространство, имеющего тенденции к глобализа
Читать PDF
110.35 кб

Аномия общества и самоубийства

Смородина М. С.
Издательство "Academia" предполагает выпустить в свет в 2006 г. книгу молодого ученого, выпускницы социологического факультета Государственного университета гуманитарных наук М. С. Смородиной "Общественный кризис".
Читать PDF
663.70 кб

Постсоветская аномия общества

Завалёв Александр Валентинович
В статье рассмотрена специфика постсоветской аномии в современном российском обществе. Показана ее обусловленность неразвитостью институтов и параметрами социально-экономических и политических процессов.
Читать PDF
539.36 кб

Аномия как проявление социоэнтропийного роста

Мещерякова Наталия Николаевна
Предпринимается попытка перевести проблему кризиса социокультурных ценностей и норм из общественно-политического плана в план научно-исследовательский.
Читать PDF
199.88 кб

Информационная аномия: к вопросу об определении понятия

Маркин Александр Викторович
Читать PDF
85.34 кб

Аномия как социо культурная детерминанта агрессивного поведения

Харитонова Елена Владимировна
в статье рассматривается исторический аспект изучения влияния социокультурных факторов на проявления агрессии и криминальной активности в целом, а также из самых значимых ее детерминант социальная аномия.
Читать PDF
246.54 кб

Аномия как форма противопоставления массы и элиты

Валевич Е. С.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия массы и элиты как определенных форм аномии. Основная цель исследования – выявить сущностные особенности противопоставления массы и элиты в переходные периоды развития общества.
Читать PDF
417.32 кб

Социальная структура и аномия

Мертон Р. К.
Читать PDF
352.04 кб

Аномия в сложном обществе

Мещерякова Наталия Николаевна
В статье рассматривается вопрос, какие изменения должны быть внесены в сформулированную Э. Дюркгеймом теорию социальной аномии и развитую Р.
Читать PDF
725.86 кб

Деструктивные аспекты социальных трансформаций: аномия, архаика, девиация

Абдрахманов Данияр Мавлиярович, Буранчин Азамат Мажитович
В статье приводятся данные об уровне и характере происходящих общественных трансформаций, в частности рост аномии, депопуляция, обнищание, алкоголизация, наркотизация современного российского общества, рост религиозного фундамента
Читать PDF
0.00 байт

Религиозная аномия как катализатор девиации в современном обществе

Плетнев Александр Владиславович
В статье рассматриваются особенности влияния религии на индивида в современном обществе. В XXI веке религия проявляет слабую способность исполнять функции социального контроля.

Похожие термины:

  • Социальная аномия

    Аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в: - состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценност
  • Социальный беспорядок или социальная аномия

     состояние атомизации общества, разрушения установленных ранее норм и правил солидарной общественной жизни, возвращение к состоянию «социальной безнормальности».
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ

    социологич. теория причин преступности в современном об-ве, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, к-рые приписывают неудовлетворительное функционирование
  • АНОМИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

    См. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
  • АНОМИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

    англ. suicide, anomic; нем. Selbstmord, anamischer. По Э. Дюркгейму -вид самоубийства, в основе к-рого лежит соц. дезорганизация личности (разрыв соц. связей, чувство одиночества и подавленности).