ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Чикагская школа
группа социологов, работавших в 1920-1930-е гг. в Чикагском университете и осуществлявших исследования города, объединяя теорию и полевую работу.

Источник:

Чикагская школа
в социологии) (Chicago School), группа ученых-социологов, работавших в Чикагском ун-те США в 1920—30-х гг. Самый известный ее представитель — Роберт Э. Парк (1864—1944). Ч.ш. разработала подход к анализу социальных изменений в городах США, сочетавший детальные эмпирические исследования и новейшие теоретич. достижения. Ее представители впервые сделали предметом изучения социологии определенно выраженный гор. образ жизни и описали разл. социальные и этнич. группы горожан. Они исследовали также особенности гор. экологии, разделив город на неск. концентрических зон — от центра до пригородов, — и отразили на карте динамику распределения социальных групп. Исследования Ч.ш. признаны поворотным пунктом в аналитическом изучении гор. структуры, межэтнич. отношений и социальных проблем.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
Chicago school) — исследовательская группа социологов-урбанистов и социальных теоретиков, обосновавшаяся в Чикагском университете в межвоенные годы. Известность Чикагского университета среди американских высших учебных заведений и отличающий этот город подход к американским делам помещают Чикаго в центр многочисленных крупных течений в современной социальной мысли, включая философский прагматизм и символический интеракционизм, а также Чикагскую школу городской социологии. Основанное в 1892 г. Чикагское отделение социологии стало первым из подобных ему при американских университетах. Его основатель — Альбион Смолл, а также его преемник — Роберт Парк разработали подход к городскому социальному анализу, отличавшийся тщательным эмпирическим исследованием и особой моделью городской экологии. Тяготеющая к дарвинистским идеям, эта модель, представленная на городской земельный и жилищный конкурс, имела вид ряда концентрических зон, в каждой из которых был собственный изменяющийся конструктивный центр и подразделения на характерные жилые кварталы и субкультуры (см. также Городская экология; Городская социология). Чикаго считался идеальной лабораторией для городских социальных исследований, и члены Чикагской школы стали авторами целого ряда классических работ в этой области: "Польский крестьянин в Европе и Америке" Томаса и Знанецкого (1917), "Город" Парка и Берджесса (1925), "Гетто" Вирта (1928) и "Золотой берег и трущобы" Зорбо (1929).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
CHICAGO SCHOOL) В период между Первой и Второй мировыми войнами ведущее положение в американской социологии занимали сотрудники Чикагского университета, проделавшие громадный объем социологической работы и обучившие большое количество студентов, которые впоследствии стали преподавателями в других американских университетах. Несмотря на охват широкого круга тем как в области теории, так и в области эмпирических исследований, Чикагская школа наиболее известна, во-первых, своей городской социологией, а, во-вторых, развитием такого подхода, как символический интеракционизм. Находясь под впечатлением быстрого роста Чикаго, притока переселенцев всех национальностей, рас и вероисповеданий и часто под влиянием гуманитарных соображений, ряд социологов, в частности Э. Берджесс, Р. Маккензи, Р. Парк и Л. Вирт, разработали особую городскую теорию, а их студенты провели ряд детальных исследований различных районов города. Эта теория основывалась на идее, согласно которой городам свойственен особый образ жизни, в корне отличающийся от образа жизни людей, проживающих в сельской местности. Предлагаемое объяснение городского образа жизни основывалось на принципах городской экологии, которые заключались, главным образом, в том, что силы конкуренции в ограниченной среде порождают ряд природных территорий, каждая из которых заселена различными социальными группировками. Эти территории и группировки стали предметом детального изучения, в результате которого появились работы о бродягах (hobo), районе притонов (skid row), негритянской семье, еврейском гетто и так далее. Эти исследования основывались, главным образом, на этнографии — методе, использовавшемся также при изучении различных городских профессий, например, музыкантов, врачей и официантов. Основной исследовательской стратегией было качественное исследование с использованием метода кейс-стади и прежде всего включенного наблюдения. Чикагская этнографическая традиция была тесно связанной с символическим интеракционизмом, поскольку исследования городских территорий, социальных групп и профессий касались конструирования идентичности в процессе взаимодействия между восприятием индивидами себя и взглядами на них со стороны других индивидов. Изучение феноменов такого рода подкреплялось теоретической работой, во-первых, У. Томаса, а, во-вторых, Дж.Г. Мида, идеи которого имели очень важное значение. В то же время особое внимание в Чикагской школе, в частности, в работах У.Огборна, уделялось сбору подробной статистической информации о местных общинах (территориальных сообществах). См. также: Концентрических зон теория; Природная территория; Сельско-городской континуум. Лит.: Downes and Rock (1995)

Источник: Социологический словарь

ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ
сложившееся в амер. социологии в 20-е гг. XX в. направление, связанное с именами Р. Парка, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Г. Зорбо, Л. Вирта и др. исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии Чикагского ун-та. Чикагские социологи внесли существенный вклад в развитие эмпирия, социологич. исследований и в становление социологии города. Парк и Берджесс - авторы первого учебника по социологии. Система взглядов основоположника ш. Р. Парка сложилась, с одной стороны, под воздействием социологич. идей Г. Зиммеля, с др. - под влиянием распространенных в то время в США идей социалдарвинизма. Парк выделял два уровня взаимодействия между индивидами - биотический и культурный. Продуктом биотич. взаимодействия, аналогичного взаимодействию в природных популяциях, Парк считал общину, утверждал, что в человеческом сооб-ве борьба за существование, естественный отбор, адаптация "к среде выступают в превращенной форме экономии, конкуренции, предполагающей разделение труда и кооперацию, рез-том чего оказывается специфич. пространственное распределение населения и ресурсов. Продуктом культурного взаимодействия, к-рое понималось как межличностное взаимодействие, коммуникация, Парк считал об-во, т. е. совокупность организованных обычаев, чувств и соц. установок. Биотич. уровень взаимодействия, к-рый должна изучать "человеческая экология", лежит, по Парку, в основании культурного уровня взаимодействия, выступающего объектом изучения социологии. В центре внимания Ш.ч. были проблемы отклоняющегося поведения, соц. контроля, поддержания консенсуса. Стремясь превратить социологию из философии истории в экспериментальную науку об об-ве, социологи проводили многочисленные эмпирич. исследования в г. Чикаго, к-рый именовали "соц. лабораторией". Эти исследования касались жизни общин сельских и иностранных мигрантов, проблем их адаптации к городской среде, различн. форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, юношеской преступности, бродяжничества и др. Город в концепции чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм, приобретающий под воздействием биотич. процессов, к-рым подвергалось городское население, специфич. соц.-экономич. организацию. Берджесс, широко применявший в своих исследованиях метод картографирования, представил соц.-пространственную организацию города в виде четырех концентрич. зон (переходной, промышленной, жилой и пригородной), расположенных, подобно кольцам, вокруг городского ядра - Центрального делового района. Зоны различались по типу застройки, экономич. функциям, по соц. и профессиональному составу населения. В кон-Че 30-х гг. Л. Вирт предложил новый ракурс социологич. исследования города, выдвинул на первый план понятие городского образа жизни. Идеи Щ-ч. получили развитие в 50-60-х гг. в работах А.Хоули и представителей "неоэкологического" поколения - О. Дункана, Л. Шноре и др.

Источник: Российская социологическая энциклопедия