ЧУВСТВО
Чувство
1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. 2. Осознание, переживание, понимание на основе ощущений, впечатлений.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ЧУВСТВО
длительное, устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам, а также ко всем окружающим его (человека) явлениям.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Чувство
одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным процессам внешнего мира. В отличие от ситуативной эмоции и аффекта, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ЧУВСТВА
SENTIMENT) Данное понятие имеет два различных значения: (1) чувства — это эмоции людей, выраженные в соответствии с культурными образцами: например, такой эмоции, как гнев (rage), соответствует чувство негодования (indignation); (2) согласно обмена теории, взаимодействие между индивидами в социальных группах порождает коллективные чувства лояльности, дружбы, альтруизма и преданности группе, которые в свою очередь способствуют укреплению общих норм. Чувства не являются внутренними, субъективными ощущениями — это открытые, наблюдаемые знаки солидарности между индивидами, возникающие в результате взаимодействия. Обе концепции, несмотря на их различие, рассматривают чувства как существенную черту социального обмена.
Источник: Социологический словарь
Чувство
Почуття. Sentiment (feeling). 1. Устойчивое переживание индивидом отношения к предметам и явлениям действительности, в котором выражается мера его общего культурного развития, интерпретируемого как человечность. 2. Способность индивида воспринимать и осознавать внешние воздействия, оказываемые на него другими индивидами, группами, ситуациями и т. д., и выражать отношение к таким воздействиям в форме эмоций, имеющих значение знаков данного отношения. Низшим уровнем развития чувственности являются ощущения. Эмоции, как средство выражения чувств, проявляются в соответствии с исторически сформированными культурными образцами, создающими возможность различать настроения индивидов. Иными словами, совокупность эмоций, умение руководить ими является показателем духовного состояния индивида, культуры его поведения. Эмоции, воспринимаемые другими индивидами, на нерациональном уровне создают между ними особую, духовную взаимосвязь, т. е. коллективные чувства симпатии, антипатии, негодования и т. д. 3. В теории обмена – средство укрепления групповых (общих) норм, возникающих при взаимодействии индивида и группы, и выражаемое в том, что называется коллективные чувства и коллективные представления. Индивидуальные Ч. здесь означают знаки отношений солидарности, взаимной предрасположенности и лояльности, высшей формой проявления которой есть дружба и подобные ей отношения между индивидами. При этом подходе Ч. как бы утрачивают свое эмоциональное значение. Иными словами, они уже не субъективные индивидуальные ощущения, а непосредственно коллективные взаимодействия, “коллективные чувства”. См. также Опыт духовный и Опыт.
Чувства
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви нередко включает эмоции радости, гнева, печали. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).
Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви нередко включает эмоции радости, гнева, печали. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).
Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ЧУВСТВО
высший продукт развития эмоций человека, к-рые возникают в онтогенезе как рез-т конкретных ситуативных эмоций. Ч. отвечают высшим соц. потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (патриотич., нравственные, эстетич., родительские, дружеские и др.). В отличие от эмоций Ч. присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархич. система Ч.; содержание доминирующих Ч. определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. Сформированные Ч. становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от к-рых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и то же Ч. может реализоваться в различн. эмоциях. Так, Ч. глубокой любви или ненависти к д-j человеку при определенных обстоятельствах может порождать эмоцию радости, гнева или печали. В формировании и развитии высших человеческих Ч. значительную роль играют соц ин-ты, соц. символика, обряды, обычаи и церемонии. Так же, как и эмоции, Ч. человека, имея свои природные предпосылки, являются продуктом его жизни в об-ве, рез-том общения и воспитания. Отличительной чертой Ч. является то что они несут функцию приспособления к обществ. среде с т. зр. не только личности, но и об-ва. Лит.: Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб, 1879-1880; Что такое эмоции М., 1966; Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М. 1971; Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976; Доронов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978; Ла-бунская В.А. Психология экспрессивного поведения. Ы, 1989; Murray J.E. Motivation and emotion. N.Y., 1964; Lazarus A.A. Cognitive and caping processes in emotion// Cognitive views of human motivation. N.Y., 1974. H.B. Тарабрина.
Источник: Российская социологическая энциклопедия