ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Деятельность
присущая природе конкретного человека система взаимодействий его с миром, имеющая активный характер и направленная на преобразование как внешней среды, так и самого человека.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Деятельность
форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта [24.– С.438].
Источник: Социология. Словарь.
Деятельность
динамическая система активных взаимодействий человека с внешним миром, в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В структуре деятельности выделяют также мотивы, побуждающие к деятельности; цель как прогнозируемый результат деятельности; операции, с помощью которых деятельность осуществляется.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
англ. activity; нем. Tatigkeit. Специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. - это процесс, включающий цель, средства и результат. Типы и формы Д. различаются по субъекту, объекту, функциям и целям (индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культ.-воспитательная, воспроизводящая и творческая). См. АКТИВНОСТЬ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
деятельность
doing. - 1. В ценностно-ориентированной типологии культуры американских ученых Ф. Клакхон и Ф. Стродтбека (Florence Kluckhohn & Frederick Strodtbeck, 1961) характеристика, выражающая отношение к деятельности и отражающая самоидентификацию социума. 2. активный подход к действительности, что выражается (например, в американской магистральной культуре) в строгом соблюдении расписания, подходе к работе как к большой ценности в ущерб личным отношениям и др. Ср. бытийность.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
Деятельность
Діяльність. Aactivity. 1. Д. – специфически человеческий способ отношения человека к миру другим людям и самому себе, выражаемый в целесообразном изменении мира и своего сознания, предполагающего цель, средства и результат такого отношения (К. Маркс). Типы и формы деятельности в социологическом ее измерении различаются по субъекту, объекту, целям и функциям. 2. Д. – принцип познания социальных процессов и построения деятельностной концепции культуры. См. также Концепции культуры.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира, цель которой определяется потребностями личности или общества, в том числе действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Побуждается внешними и внутренними мотивами и включает диагностирующую, организационную, преобразующую и контролирующую фазы. По целевым установкам выделяют личностно-, практико-, социально-ориентированную Д.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Деятельность
механизмически осуществляемый процесс реализации нормы, в основе которого лежит преобразование «материала» в «продукт», осуществление которого не может произойти «естественным» образом и предполагает использование соответствующих «средств». В функциональной структуре деятельности разделяются собственно преобразование материала в продукт и его рефлексивное обеспечение. В преобразование, кроме «объектной» части, входит «субъектная» часть, включающая адекватное бытие «деятеля», определяющего оперирование средством и его воздействием на материал в рамках нормы этого процесса.
Источник: Методологический словарь для управленцев
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
моральная) — категория, этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы. Именно эту, моральную, сторону человеческой деятельности, которая исследуется различными науками, изучает этика. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям. Нравственные представления способны ориентировать людей в социальной действительности и правильно направлять их деятельность лишь тогда, когда они отражают действительный исторический процесс. Только при условии соответствия устремлений людей объективной социальной необходимости они могут решать исторические задачи, руководствуясь моральными целями.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
action) — 1. Вид или виды социальной деятельности, поведения, например, профсоюза либо государства, а также индивидуума. 2. (В противоположность поведению см. также бихевиоризм) — вид или виды индивидуальной социальной деятельности, которая является не просто результатом биологического рефлекса, а преднамеренной, целенаправленной, включающей в себя разумное целеполагание. По Веберу, значимая социальная деятельность состоит из каких-либо видов деятельности. Ею руководит субъективное осмысление, и она направлена на других. Для символического интеракциониста, типа блумера (1969), именно это, а не просто реакция — главное отличие человеческой деятельности (см. Теория социального действия). Символический интеракционизм; МИД). См. также Типы социальной деятельности. Социологи разделились в вопросе о том, как объяснить социальную действительность, — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность (см. Теория социального действия; Методологический индивидуализм; Значимое понимание и значимое объяснение) или в качестве производной от социальной структуры (см. Структурализм). Имеются и социологи (см. Социальная феноменология; Этнометодология; Шюц; Гарфинкель), которые считают, что ни теоретики деятельности, ни структуралисты не сумели показать действительный путь образования ценностей у акторов. Дебаты о социальной деятельности в подобных терминах занимают одно из наиболее центральных место в современной социологии. Предпринимались различные попытки примирить теорию социального действия со структуралистскими постулатами (см. Пар-соне; Теория структур; Структура и воля; Гидденс). Хотя согласие пока не достигнуто, растущее признание получает следующая идея: социологическое исследование должно быть обращено и к деятельности, и к структуре, (см. Дуальность структуры).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Деятельность
1) форма активного отношения субъекта к социальной действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием значимых ценностей и освоением социального опыта;
2) специфически человеческая форма отношения к миру, основным содержанием которой является его освоение и изменение в интересах самого человека. Виды деятельности материальная (создание вещественных условий жизни), духовная (создание ценностей, образов, символов) и социальная (создание форм организации общественной жизни). Структура деятельности субъект, объект, цель, средства, результат, условия осуществления деятельности. Процесс деятельности изменение связей и отношений между элементами структуры деятельности от постановки цели до достижения реального результата. Двойная детерминация деятельности обусловленность осуществления деятельности в соответствии с логикой целедостижения (субъекта) и логикой существования объекта; реальный результат деятельности является следствием доминирования одного из видов детерминации. Естественная деятельность самоорганизующаяся, представляющая собой свободный выбор субъектом целей, средств деятельности и добровольное участие в осуществлении всего процесса. Искусственная деятельность сознательно организованная, запрограммированная деятельность, обусловленная внешне заданной целью и схемой ее осуществления. Деятельность как предмет управления деятельность, в которой осуществляются внешняя постановка цели субъекту, разработка за него схемы или технологии ее достижения и контроль осуществления. Совместная деятельность деятельность, осуществляемая вместе двумя и более субъектами; строится на согласовании и координации элементов структуры деятельности в процессе ее осуществления; совместная деятельность может быть естественной, искусственной или естественно-искусственной. Совместная деятельность как предмет управления разработка схемы связей и отношений между участниками совместной деятельности, согласование между ними целей, распределение средств и создание мотивации. Деятельность как средство управления деятельность доминирующего субъекта, объектом которой выступает совместная деятельность, а непосредственными средствами выступают связи управления, программирующие и контролирующие отношения между участниками.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
одно из базовых понятий классической философской традиции, отражающее акт взаимодействия целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и имманентных, объективных параметров бытия, с другой. В данном контексте в структуре Д. вычленяются объектная (предмет, продукт, орудия Д.) и субъектная (целеполагающий актор) составляющие.
В социологии понятие "Д." традиционно выступает синонимом термина "действие", имплицитно фиксируя неопределенность природы человеческих действий в противоположность детерминизму структурных теорий. Социологические теории часто характеризуются в соответствии с тем, что в них рассматривается в качестве предмета исследований - Д. (действие) или структура; именно в этом направлении и ведутся основные дебаты. Некоторые современные теоретики (как, например, П. Бурдье - ) вмешались в дискуссию, сознательно пытаясь преодолеть этот дуализм. Бурдье более всего известен в англоговорящем мире своими концепциями культурного капитала и обычаев, хотя его многочисленные книги и статьи содержат также развернутую теорию социального порядка . Последняя сосредоточивает внимание на воспроизводстве современной культуры посредством дифференцированного распределения знания через образовательные институты. Бурдье выступал за конструктивистский подход в социологии, преодоление как тяготения к анализу сущностей, так и попыток анализировать на уровне здравого смысла. Убеждение в том, что объективный и субъективный аспекты социальной жизни неизбежно взаимосвязаны, заставляет его сделать вызов дуализму - "макро-" против "микро-" и "структура" против "деятельности" - "Очерк теории практики" (1977), "Распознавание" (1984), "Гомо Академикус" (1988), "Другими словами" (1990), "Логика практики" (1990), "Ремесло социологии" (1991). Очевидно, эти различные тексты пока еще не формируют систематического социологического проекта и еще в меньшей мере решают проблему дуализма "структура" против "деятельности". Однако его аргументация успешно разрабатывается его современниками, среди которых известен Р. Брубакер ("Переосмысление классической теории: Социологический взгляд Пьера Бурдье" в кн. "Теория и общество", 1985). Подобным же образом американский социолог Дж. Александер доказывает многомерность социологии, совмещая метафизический и эмпирический аспекты, индивидуальный волевой акт и коллективное превосходство, нормативное и инструментальное действие, что нашло отражение в его четырехтомном издании "Теоретическая логика в социологии" (1984). Он утверждает также, что Т. Парсонс вплотную подошел к достижению этого синтеза, - ближе, чем какой-либо другой социолог-теоретик.
Г.Н. Соколова
Источник: Социология: энциклопедия