ДЕТСТВО
ДЕТСТВО
период индивидуального развития и социализации ребенка; социокультурный феномен, обусловленный характером отношений общества к правам ребенка, статусом ребенка в семье и обществе. Социально-правовой статус ребёнка ограничивается достижением определённого возраста.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Детство
Начальный период жизни (от рождения до отрочества). В детстве главное внимание общества направлено на социализацию личности: овладение языком, речевыми отношениями, началом счета, участием в играх и обрядах; одновременно идет развитие основных видов социализированных движений, свойственных человеку. В этот же период формируются начальные навыки гигиены, ношения костюма, обращения с вещами, ориентации в природной и технической среде.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Детство
(childhood) — период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Детство охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста. В большинстве научных исследований детство рассматривается как системно – целостный объект изучения. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом; кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни; набором доступных для него видов и форм деятельности.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
ДЕТСТВО
childhood) — стадия в течение жизни, часто, хотя и не обязательно, характеризующаяся зависимым состоянием из-за биологической незрелости. В осознании возраста людьми имеются исторические и культурные различия, а его деление на стадиальные и значимые категории называется социальным конструированием возраста. Согласно Филиппу Арису ("Столетия детства", 1962), понятие детства как решающей стадии в развитии человека ведет к особым способам восприятия и организации жизни молодежью, что зависит от исторического периода и конкретных обществ. См. Детское развитие; Социализация; Школа анналов.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ДЕТСТВО
системный феномен, полифункциональный и многоуровневый (многомерный), основу (базу) которого составляют медико-биологические характеристики, а сущность определяется уровнем развития социального общества, типом культуры и т.д. Поэтому Д. можно рассматривать под разными углами зрения: (1) Д. – стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида; (2) Д.– особое социальное явление, актуализирующееся в обществе через возникновение специфических социальных связей (в сферах социальных отношений, политики, права, культуры), институтов, механизмов социального управления и социального контроля, норм, ценностей, детской субкультуры.
Детство
childhood), период человеческой жизни, длящийся примерно с младенчества до полового созревания или достижения установленного правом совершеннолетнего возраста. Период взросления детей обычно сопровождается значит, изменением социального и правового статусов и отмечается обрядами перехода и инициации. В разные историч. эпохи и в разных странах социальная роль, опыт и продолжительность Д. весьма различны. Напр., до 20 в. в Европе дети обычно работали вместе со своей семьей на з-де, в поле или на шахте. Такое положение до сих пор сохраняется во мн. развивающихся странах, где дети продолжают работать вместе с родителями (детский труд), а молодые люди женятся и заводят детей в возрасте, когда их сверстники в др. странах, как правило, еще учатся в школе и живут под опекой старших. Несмотря на необычайное многообразие социальных и культурных условий, именно зап. взгляд на Д., закрепленный в Конвенции ООН о правах ребенка, оказывает доминирующее влияние на и семейную политику.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Детство
Дитинство. Childhood. 1. Д. – категория социологии возраста. 2. Д. – период жизни индивида, основным признаком которого является зависимое состояние, определяемое возрастом. 3. Д. – период подготовки к взрослой жизни в системе детской социализации (обучения, воспитания, игр и т. д.). Учитывая, что Д., как период физического взросления, не обязательно совпадает с реальным социальным взрослением, возможно и наличие, и отсутствие Д., что выражается в способе жизни детей среди взрослых. Наличие или отсутствие Д. у детей низших социальных слоев – показатели, на основании которых можно судить о культуре социальных отношений в том или ином обществе. Признаками такой культуры могут быть: а) отсутствие детства или б) затянутое детство. Отсутствие детства характеризуется значительным опережением социального взросления в сравнении с физическим. Оно наблюдается в двух случаях. Вопервых, в случае социальных катастроф, например, в военное или послевоенное время, когда дети вынуждены начинать раннюю трудовую жизнь, потому что многие взрослые либо погибли, либо остались нетрудоспособными (инвалидами). Во-вторых, в случаях распространения массовой бедности, являющейся причиной углубляющегося социального расслоения общества. В данном случае отсутствие (лишение) детства – характерный признак культуры бедности, выражающейся в необходимости для детей трудиться для заработка в силу того, что взрослые члены семьи, в первую очередь родители, не могут обеспечить детей минимумом необходимого для протекания Д. Затянутое Д. – признак инфантилизма, когда физическое взросление опережает социальное, что обусловлено либо безпроблемной (материально обеспеченной) жизнью детей, исключающей необходимость своевременного включения в социальные связи, характерные для каждого определенного физического возраста, или, наоборот, материально необеспеченной жизнью детей, приводящей к отчуждению детей от участия в социальной жизни, соответствующей физическому возрасту. Среди признаков наличия Д. основными являются: достаточное питание, доступность детей к системе образования, средствам рекреации и пр. Наличие Д. не исключает занятие детей трудом, но только с целью воспитания и, как правило, в системе образования, включающей детей в систему социальных отношений, согласованных с периодами в их физическом взрослении. См. также Социальный возраст индивида.
ДЕТСТВО
CHILDHOOD) Основываясь на результатах исторического исследования Ф. Арьеса (Aries, 1960), социологи полагают, что ребенок как социальная роль и дети как социальная категория, отличная от взрослых, стали развиваться в XVIII в. среди дворянства. Дифференциация и специализация возрастных групп были связаны с возникновением школы как места нравственного воспитания, отделенного от дома. В Англии такое культурное развитие было тесно связано с возникновением привилегированных частных школ как специального института для взращивания элиты. До этого времени дети были в гораздо большей степени включены в мир взрослых. Развитие «детства» как особой категории было связано также с новыми теориями образования, утверждавшими, что дети невинны и нуждаются в защите от взрослого общества с тем, чтобы на более поздней стадии быть готовыми к этой взрослой жизни. К концу XIX в. значение, которое придавалось нравственному развитию детей, потребовало нового отношения к родительским обязанностям и привело к пониманию важности частной домашней жизни для воспитания ребенка. В ХХ в. озабоченность по поводу надлежащей нравственной среды, которая должна окружать детей с рождения, нашла выражение в теории материнской депривации Дж .Боулби (Bowlby, 1953). Рост значения, придаваемого социальным правам детей, можно рассматривать как форму расширения гражданских прав (см.: Гражданство). Начало этому положили фабричные акты 1840-х гг., защищавшие детей от неограниченной эксплуатации на работе. В ХХ в. эти права были расширены до включения в них права на образование и социальное обеспечение (welfare). Значение этих прав для детей заключается в том, что государство может вмешиваться в жизнь домохозяйства с целью защиты ребенка от грубого обращения со стороны родителей (parental abuse). Например, в последнее десятилетие значительно возросла обеспокоенность частыми случаями сексуального домогательства по отношению к детям, происходящим дома (главным образом, со стороны отцов в отношении дочерей). Некоторые авторы, например Дж. Донзелот (Donzelot, 1977), утверждают, что развитие медицины, психиатрии и юриспруденции привело к тому, что управление обществом осуществляется через семью, и уже государство, а не отец является основой патриархата. Проблемы, связанные с детством, приобретают все большее значение в области социальной политики, поскольку положение детей в обществе становится более неопределенным вследствие увеличения числа разводов, более широкого распространения домашнего насилия над детьми (в том числе сексуального), преобладания домохозяйств с одним родителем и неспособности разведенных мужчин обеспечивать необходимую финансовую поддержку детям от предыдущих браков. Некоторые консервативные критики утверждают, что сочетание этих обстоятельств ведет к социальному кризису (такому, как резкий рост уровня подростковой делинквентности). См. также: Брак; Делинквентность; Подростковый возраст; Поколение; Развод. Лит.: Jenks (1996)
Источник: Социологический словарь
ДЕТСТВО
сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурными факторами, что диктует необходимость изучения его исторического развития.
Интерес к социальным проблемам Д. практически отсутствовал до XVIII в. Образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах и зависят от уровня социально-экономического развития и культуры.
Д. рассматривается с точки зрения “возрастного символизма”, включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизацию возрастных процессов; возрастные обряды и возрастную субкультуру (И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др.).
Д. — особая субкультура жизни человека; ребенок — субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.А. Греков, Р.М. Чумичева).
И.С. Кон определяет мир Д. как “автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями” (1988, с. 62). Пространство Д. в рамках социокультурных исследований понимается как особая категория, описывающая жизненный мир ребенка в его отношениях с природой, обществом, культурой, сверстниками и взрослыми. А.А. Журавлева (2004) под пространством Д. понимает такое пространство, в котором протекают процессы физического и психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков. Это понятие используется и тогда, когда речь идет о подготовке детей и подростков к “взрослой” жизни, об адаптации в социокультурной среде, о соблюдении правовых и гражданских норм в учебно-воспитательных учреждениях.
Периодизация детства в психологической науке позволяет лучше понять закономерности развития ребенка, специфику отдельных возрастных этапов.
В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция заложила мощную основу в механизм обеспечения прав ребенка и изменение отношения международного сообщества к детям. Конвенцию о правах ребенка можно назвать Международной Конституцией прав ребенка, так как основная идея этого документа — наилучшее обеспечение интересов ребенка и его прав. Конвенция провозгласила ребенка субъектом правовых отношений. Это означает, что дети обладают некоторыми правами как самостоятельные субъекты права. Конвенция подчеркивает, что дети обладают гражданскими, политическими, экономическими и социальными правами человека, а их интересы носят приоритетный характер.
13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника.
29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ.
Основным актом о правах ребенка в Российской Федерации является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
Е.Н. Приступа
Лит.: Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука,1988; Захаров А.В., Чернова М.А. Конвенция “О правах ребенка” 1989 года как основа для развития международных ювенальных норм. Тамбов, 2003; Журавлева А.А. Пространство детства в современном социуме // Проблемы поликультурного образования: государство и школа: Матер. XI Междунар. конфер. “Ребенок в современном мире. Государство и дети”. СПб., 2004; Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988 (М.: Academia, 2003); Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. М.: ИЦ “Академия”, 2008; Приступа Е.Н. Социально-правовая безопасность детства: Монография. М.: Экон-Информ, 2010.
Интерес к социальным проблемам Д. практически отсутствовал до XVIII в. Образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах и зависят от уровня социально-экономического развития и культуры.
Д. рассматривается с точки зрения “возрастного символизма”, включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизацию возрастных процессов; возрастные обряды и возрастную субкультуру (И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др.).
Д. — особая субкультура жизни человека; ребенок — субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.А. Греков, Р.М. Чумичева).
И.С. Кон определяет мир Д. как “автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями” (1988, с. 62). Пространство Д. в рамках социокультурных исследований понимается как особая категория, описывающая жизненный мир ребенка в его отношениях с природой, обществом, культурой, сверстниками и взрослыми. А.А. Журавлева (2004) под пространством Д. понимает такое пространство, в котором протекают процессы физического и психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков. Это понятие используется и тогда, когда речь идет о подготовке детей и подростков к “взрослой” жизни, об адаптации в социокультурной среде, о соблюдении правовых и гражданских норм в учебно-воспитательных учреждениях.
Периодизация детства в психологической науке позволяет лучше понять закономерности развития ребенка, специфику отдельных возрастных этапов.
В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция заложила мощную основу в механизм обеспечения прав ребенка и изменение отношения международного сообщества к детям. Конвенцию о правах ребенка можно назвать Международной Конституцией прав ребенка, так как основная идея этого документа — наилучшее обеспечение интересов ребенка и его прав. Конвенция провозгласила ребенка субъектом правовых отношений. Это означает, что дети обладают некоторыми правами как самостоятельные субъекты права. Конвенция подчеркивает, что дети обладают гражданскими, политическими, экономическими и социальными правами человека, а их интересы носят приоритетный характер.
13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника.
29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ.
Основным актом о правах ребенка в Российской Федерации является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
Е.Н. Приступа
Лит.: Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука,1988; Захаров А.В., Чернова М.А. Конвенция “О правах ребенка” 1989 года как основа для развития международных ювенальных норм. Тамбов, 2003; Журавлева А.А. Пространство детства в современном социуме // Проблемы поликультурного образования: государство и школа: Матер. XI Междунар. конфер. “Ребенок в современном мире. Государство и дети”. СПб., 2004; Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988 (М.: Academia, 2003); Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. М.: ИЦ “Академия”, 2008; Приступа Е.Н. Социально-правовая безопасность детства: Монография. М.: Экон-Информ, 2010.
ДЕТСТВО
– динамическое социальное состояние в пределах возрастного периода от рождения до совершеннолетия, для которого характерны специфические признаки, особая субкультура и специфические социальные связи и взаимоотношения. Возрастные границы детства – изменяющийся продукт истории, который связан с определенным социальным статусом, кругом прав и обязанностей, характерных для этого периода жизни, совокупностью доступных для него видов и форм деятельности, которое предлагает ему общество. На современном этапе определение возрастных рамок детства обусловлено положениями Конвенции ООН о правах ребенка, где отмечается, что дети – лица от рождения до 18 лет (совершеннолетия). С позиции медико-биологических наук, детство – период развития человека, который не завершил свое физическое развитие. Это не только период, для которого характерны определенные физиологические особенности, но и результат влияния окружающей среды на ребенка. В исследованиях психологической науки феномен детства изучают через особенности психического развития, системного описания такого развития ребенка в онтогенезе. Направления исследований детства в психологии: общее психологическое развитие ребенка (Л.Выготский, Л.Божович, Д.Эльконин и др.); концепция обучения и развития ребенка (Л.Венгер, В.Давыдов, А.Дяченко, Ж.Пиаже и др.); проблемы периодизации детского возраста (Л.Выготский, Д.Эльконин). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (4-6 лет), младший школьный возраст (6-10), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18лет). С позиции социальной психологи детство рассматривают как социальный феномен в контексте детских групп и детских сообществ (Д.Фельштейн). Социология рассматривает детство как часть социальной структуры общества (И. Кон, Д.Фельдштейн, Дж.Квортруп, И.Богданова). На современном этапе развития общества детство является предметом полидисциплинарного исследования, в котором выделяют исторический, социогенный, этнографический и психолого-педагогический аспекты его изучения (Ф.Ариес, Д.Эльконин, Э.Эриксон, В.Мухина и др.). Детство можно рассматривать как особенное состояние развития человека в обществе, социальное явление, суть которого определена спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано, его социокультурным контекстом (способами производства, половой и возрастной стратификацией, системой межличностных отношений, ценностными ориентациями, особенностями средств и механизмов социализации), и одновременно, - обобщенный субъект, который взаимодействует с миром взрослых на уровне субъект - субъектных отношений. В содержательном контексте – это процесс постоянного физического роста, приобретения психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех взаимоотношений в этом пространстве, определение в нем себя, собственной самоорганизации, что формируется и отражается в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми. Специфические черты детства: формирование основ личностной активности и личностных характеристик, ценностей, которые определяют качество дальнейшей жизни; особая уязвимость, незащищенность от влияние окружающей среды, различных видов насилия; постоянная ориентация на взрослый мир, потребность быть включенным в социум, взаимодействовать с ним, привлеченным к принятию решений; чувствительность к изменениям в социуме и одновременно способность ставить перед взрослыми новые задачи, активно влияя на общество. Можно выделить шесть периодов в истории детства (Л.Демоз): инфантицидный стиль (от древности до IV стю н.э.) отмечается негативным отношением к маленьким детям, которых считали преградой в развитии общества взрослых. За массовые детоубийства власть не наказывала, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия со стороны взрослых; для стиля игнорирования (IV-ХІІІ ст.) характерно признание существования в ребенке души, но одновременно и стремление отдалится от нее, игнорируя ее интересы, желания, проблемы; амбивалентный стиль (ХIV-ХVІІ ст.) способствовал повышению статуса ребенка. К детям начинают относиться с уважением, прежде всего в физическом развитии, однако каждое их действие жестко контролируется и регламентируется; навязывающий стиль (ХVIІ ст.) характеризуется доминирующей контролирующей позицией взрослых, что проявляется в навязчивом стремлении целиком контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка; социализирующий стиль (ХІ – середина ХХ ст.), для которого характерны тренировки воли ребенка, его подготовка к будущей самостоятельной жизни. Ребенка рассматривают как объект воспитательного влияния – единственно возможного способа приобретения позитивного социального опыта; поддерживающий / помогающий стиль (с середины ХХ ст.) характеризуется осознанием взрослыми субъективности выбора жизненного пути, помогает ребенку максимально разить индивидуальность, приобрести собственный социальный опит. Отсюда – стремление родителей к эмоциональной близости с ребенком, понимание, эмпатия. Детство можно понять через осознание системы детских представлений, образов, чувств и настроений, благодаря которым ребенок воспринимает культуру взрослых. Отношение к детям и их воспитание в обществе – одна их главных его социокультурных характеристик.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)