ДИАЛОГ
ДИАЛОГ
беседа между двумя лицами, основная форма ораторской деятельности при ответах на вопросы.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
ДИАЛОГ
от греч. dialogos - беседа двух лиц) - англ. dialog; нем. Dialog. Форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. См. МОНОЛОГ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
диалог
dialog / dialogue греч. dia ‘через’ + -logue ‘вид речи’. - Форма речи, при которой коммуниканты непосредственно обмениваются репликами. В лингвистике структура диалога изучалась в терминах тео - рии речевых актов и прагматических постулатов британско-аме рикан ско го философа языка Г. Грайса (Herbert Paul Grice, 1975). Продуктивными были исследования коммуникативных неудач в диалоге, параллельно развивавшиеся в России и за рубежом в 1980-х годах. Закономерности протекания диалога зависят от специфики языков и культур (аnna Wierzbicka, 1991). См. максимы Грайса, этнолингвистика.
диалог
1) по Т.М. Дридзе - взаимодействие социальных акторов, основанное на понимании, стремлении к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению; 2) в феноменологической социологии – непосредственное взаимодействие между интерсубъективными мирами; 3) взаимодействие социальных акторов с материальным миром (Д. с природой). - Литература: Дридзе Т.М.. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М.: Институт социологии РАН, 2000; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ДИАЛОГ
греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица "Я" и "Другого", либо как рационализированный Д., когда событие встречи пересматривается, исходя из полученного результата, и приобретает характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт общения и гипостазируется теоретико-информативный. Кроме того, следует различать Д. в традиционном понимании - логический, и Д. в современном понимании - феноменологический. В логическом Д. связь осуществляется через сферу общезначимого, через речь (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в речевого субъекта, что оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический Д. - непосредственный обмен и перевод между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет. Возможность взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными трансцендентальными структурами и подобием организаций сознания, не гарантирует адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка Другого во всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано с Д., что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над софистической беседой. Несмотря на постоянную тягу философии к монизму, диалогизм постоянно проявлялся при создании философских систем (как, например, дуализм).
Особое внимание к проблематике Д. назрело в гуманитарных науках под влиянием литературоведения и герменевтики. Согласно М. Бахтину, так как сознание есть тогда, когда есть два сознания, то корректнее употреблять вместо "науки о духе" термин "науки о духах (двух по меньшей мере)". Современное гуманитарное познание выстраивается диалогически, к примеру, как Д. с традицией в герменевтике и истории, осуществляющийся через внутренний Д. - мышление. Проблема Д. чрезвычайно важна для современных концепций теологии, чему начало было положено, в особенности, в работах Н. Бердяева , С. Франка , К. Барта, М. Бубера, Ф. Эбнера, Ф. Розенцвейга и др. Бог раскрывается как абсолютное "Ты", а сама религия рождается не только движением личности к Абсолюту, но и движением от Бога к человеку. В последнее время рассмотрение диалогических перспектив развертывается в экологии (Д. с природой) и в культурологии (Д. культур).
Д.В. Майборода
Особое внимание к проблематике Д. назрело в гуманитарных науках под влиянием литературоведения и герменевтики. Согласно М. Бахтину, так как сознание есть тогда, когда есть два сознания, то корректнее употреблять вместо "науки о духе" термин "науки о духах (двух по меньшей мере)". Современное гуманитарное познание выстраивается диалогически, к примеру, как Д. с традицией в герменевтике и истории, осуществляющийся через внутренний Д. - мышление. Проблема Д. чрезвычайно важна для современных концепций теологии, чему начало было положено, в особенности, в работах Н. Бердяева , С. Франка , К. Барта, М. Бубера, Ф. Эбнера, Ф. Розенцвейга и др. Бог раскрывается как абсолютное "Ты", а сама религия рождается не только движением личности к Абсолюту, но и движением от Бога к человеку. В последнее время рассмотрение диалогических перспектив развертывается в экологии (Д. с природой) и в культурологии (Д. культур).
Д.В. Майборода
Источник: Социология: энциклопедия