специфические элементы материальной и духовной культуры народов, выполняющие функции объединения и разграничения этносов. Носителями Э. являются язык, культура, психика, прежде всего такие компоненты культуры, для которых характерны традиционность и устойчивость, обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения и т. п. Культурные компоненты, в свою очередь, неразрывно связаны с особенностями психики, проявляющимися, в частности, в оттенках характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п. Поскольку этнические свойства относятся к сфере языка, культуры, психики, постольку их нельзя рассматривать как биологические; это социальные явления в широком значении данного слова.
В историко-стадиальном плане Э. присуще не только племенам и народностям, но и нациям, выступая в этом случае как национально-специфическое. Причем в роли национально-специфического выступают не только особенности языка, культуры и психики, перешедшие к нации, так сказать, по наследству от народности, но и те характерные черты культуры, языка, психики, которые генерируются уже самой нацией. Иначе говоря, этнические свойства нации отнюдь не сводятся к архаическим явлениям, в частности, они включают и устойчивые особенности новых, профессиональных компонентов культуры в широком значении слова. Таким образом, для племени, народности и нации характерной особенностью является наличие этнических свойств, постольку эти общности и именуются этническими. Э. нигде не существует а чистой форме как таковое, а всегда связано с социальными явлениями и процессами, которыми оно формируется. Однако этнические особенности групп людей проявляют в противовес экономическим, социальным, политическим и идеологическим факторам и преобразованиям большую устойчивость и сопротивляемость. Именно этой относительной консервативностью, а также определенной самостоятельностью этнических свойств и обусловлена возможность сохранения одного и того же по своим этническим параметрам этникоса на протяжении нескольких социально-экономических формаций. Однако значительная устойчивость этнических свойств по сравнению с социальными, политическими и идеологическими сдвигами не означает, что в этнической сфере не происходит никаких изменений. Этнические свойства также развиваются под влиянием общественной формации на основе новых содержания и форм общественной жизни.
В нации, представляющей собой сложный этносоциальный организм, Э. есть одна из сторон ее содержания. Национальное не может существовать без Э., но и не сводится к нему. Э. в национальном — это главным образом язык, территория и те особенности культуры, быта, верований, традиций, сознания и психологии, которые сложились под влиянием географической среды, общности происхождения и исторического развития в течение веков, часто еще в условиях родо-племенного строя. Социальное и Э. в сущности нации находятся в диалектической взаимосвязи, в неразрывном единстве, хотя определяющую роль всегда играют социальные факторы. Данное утверждение не означает недооценки этнических факторов и их роли в историческом процессе. Этнические особенности людей, язык, их связь с родной для них территорией, общие нравы, обычаи и верования имели большое значение для формирования нации. В ходе дальнейшего развития наций Э. продолжает оставаться необходимым элементом.
0.00 байт
Этническое самочувствие и этническое поведение дагестанских русских
В статье показано этническое самочувствие русскоязычного населения Республики Дагестан, анализируются причины их миграции из республики, охарактеризована существующая в массовом сознании дагестанских русских оценка состояния межэт