КАСТА

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Каста
социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Каста
замкнутая, эндогамная группа людей, обособленных вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий.

Источник: Краткий словарь по социологии

Каста
одна из форм социальной стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов

Каста
(через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа — «происхождение», изначально «чистая порода») — общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

КАСТА
от португ. casta - род, поколение) - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком смысле - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

каста
caste порт. casta ‘раса, род, сословие’. - Обособленная социальная группа людей, у которых сложились специфические традиции, нормы и стиль жизни и поведения, определенный род занятий. Права, обязанности и профессии передаются по наследству; браки, как правило, заключаются лишь внутри данной кастовой группы. Структура иерархическая: «высшие» и «низшие» касты, форма их общения друг с другом табуирована. категории гаптические. См. гаптические категории. категоричности снятие. См. снятие категоричности.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Каста
(от португ. casta – род, поколение). Каста. Caste. В американской социологии – иерархизированная социально-классовая система, которая исключает всякое передвижение из одного класса в другой, с целью сохранения чистоты касты. 2. Общность, члены которой связаны социальным происхождением или правовым положением, и принадлежность к которой является наследственной (например, в Индии). 3. Группа, оберегающая свою обособленность, обусловленную групповыми интересами и привилегиями. См. также Открытая классовая система.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Каста
группа людей, выделяемая на основе религиозно-этнических признаков. Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, где каждой касте разрешается только определенный род занятий. Каждая каста занимают свое место в социально-этнической иерархии по степени «ритуальной чистоты». Кастовая система существует в Индии около 3 тыс. лет. В ней выделяются четыре кастовых группы и одна внекастовая неприкасаемые. С 1947 г. кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль в обществе остается все еще очень значительной.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

КАСТА
(от португ. casta - род, поколение) - обособленная социальная группа с аскриптивным членством и полным отсутствием социальной мобильности, составляющая основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. Принадлежность к К. передается по наследству. Ее члены объединены по принципам происхождения и общего правового положения. Статус определяется рождением и является пожизненным. В чистом виде кастовая система существует в Индии. Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т. е. по религиозному признаку. В широком смысле - социальная группа, ревниво оберегающая свою обособленность и замкнутость, сословные или групповые привилегии.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КАСТА
замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

КАСТА
португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).
С.Ю. Солодовников

Источник: Социология: энциклопедия

КАСТА
(португ. casta — род, поколение, от лат. castus — чистый) — замкнутая группа людей, связанных единством наследственной профессии и общественного статуса. Браки, как правило, заключаются лишь внутри этой группы. Кастовая система является формой социальной стратификации, при которой К. расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы характеризуются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики очищающих ритуалов. В рамках такой иерархической системы каждая К. выступает как ритуально более чистая, нежели расположенная ниже ее. Кастовая система представляет собой пример закрытости социальной, когда доступ к благосостоянию и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из очищающих ритуалов, причем такая ритуальная сегрегация подкрепляется правилами эндогамии. К. жрецов, земледельцев, ремесленников, торговцев и др. существовали в ряде стран. Кастовый строй — источник унижения и бедствий для многих людей. Ныне кастовые пережитки еще не преодолены в Шри-Ланка, Японии и др. Кастовая система является особенностью классического индусского общества. Хотя в целом индийская кастовая система организована на основе четырех главных К. (брахманы, кшатрии, вайшии и шудры), на местном деревенском уровне существует значительное разнообразие, когда основные К. оказываются подразделенными на подкасты, называемые джати. В принципе человек с рождения до смерти является членом одной К., социальная мобильность между К. невозможна. Однако на практике для подкасты в целом возможно улучшение ее положения в иерархии престижа.
Кастовая система в Индии закреплена религиозно в индуизме. Структура кастовой системы строится по иерархическому принципу, в котором закреплено неизменное неравенство «высших» и «низших» каст, где низшими кастами считаются «шудры» — «презренные» и «неприкасаемые», «высшими» — «брахманы». В Индии в 40-х гг. XX в. было 3,5 тыс. К. и подкаст. Конституция Республики Индия (1950 г.) признала равноправие К. В обыденном и политическом языках термин «К.» употребляется в негативном смысле по отношению к замкнутым и спаянным родственными, клановыми, а порой преступными связями группам, отстаивающим свои интересы. См.: Племя, Род, Трайбализм.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

КАСТА
CASTE) Кастовая система является формой социальной стратификации. Касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы обозначаются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики выполнения ритуалов, позволяющих обрести религиозную чистоту. В рамках этой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая по сравнению с той, что расположена ниже ее. Кастовая система представляет собой пример социального закрытия, когда доступ к богатству и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из практики выполнения очищающих ритуалов. Ритуальная сегрегация такого рода подкрепляется и правилами эндогамии. М. Вебер в своем исследовании индийского общества (Weber, 1958a) рассматривал касту в качестве важной иллюстрации социального ранжирования в соответствии с престижем, занимаясь ее изучением в связи со своим более широким интересом к группам париев. Если социальное закрытие служит поддержанию каст, то начало они берут либо в процессе сегрегации этнических групп, либо в процессе профессиональной специализации; в обоих случаях каста регулирует доступ к рынку и социальному престижу в конкурентной борьбе между социальными группами. Серьезные споры ведутся о том, присуща ли кастовая система лишь индусской культуре, или ее основные черты встречаются и в других обществах, где существуют иерархически организованные эндогамные страты. В соответствии с одной из точек зрения, касты нельзя рассматривать отдельно от «кастовой системы», являющейся особенностью классического индусского общества. Если следовать другой точке зрения, понятие «каста» расширяется настолько, что охватывает стратификацию этнических групп, например, в южных штатах США. Хотя в целом индийская кастовая система организована на основе четырех главных каст (Брахманы, Кшатрии, Вайшии и Шудры), на местном, деревенском уровне существует значительное разнообразие, когда основные касты оказываются подразделенными на подкасты, называемые джати. В принципе, человек рождается принадлежащим к определенной касте, при этом социальная мобильность между кастами невозможна. Однако на практике для подкасты в целом возможно улучшение ее положения в иерархии престижа. Отдельные группы, способные успешно приобретать или имитировать ритуальные практики привилегированных каст, могут иметь восходящую мобильность в процессе, получившем название «санскритизация». Кастовая система вызывает интерес исследователей потому, что каста, во-первых, представляет собой альтернативу классу как принципу социальной стратификации, а, во-вторых, считается тормозом экономического (в особенности капиталистического) развития, поскольку препятствует трудовой мобильности. Относительно последнего следует заметить, что касты не везде и не всегда запрещают людям различной кастовой принадлежности работать вместе. Как отмечал Вебер, правила каст обычно не распространяются на место работы. В связи с этим моментом, а также в связи с фактом существования мобильности, степень, в которой каста препятствует индустриализации и трудовой мобильности, является в социальных науках предметом оживленной полемики.

Источник: Социологический словарь

Каста
(от лат. castus – безупречный, чистый, непорочный, санскр. эквивалент – джати), социальный институт, определенная социальная группа, признаками которой являются замкнутость, эндогамия, наследственность общественного статуса и профессии, осознание общего происхождения, обладание специфическими традициями, нормами, стилем жизни и поведения.
В целом, генезис К. связывают с общественным разделением труда. Нередко К. сочетается с определённой этнической или конфессиональной принадлежностью. Кастовая система является формой социальной стратификации, поэтому в кастовых обществах наблюдается строгая иерархия статусов К., развитые представления о ритуальной «чистоте» или «нечистоте» разных К. В рамках такой системы каждая К. выступает как ритуально более чистая, нежели
К., расположенная ниже её. Все эти представления жёстко регулируют нормы поведения и формы общения между членами К. Внутри К. определённую роль играют кровнородственные связи, а сама структура К. копирует родо-племенную структуру. К. известны во многих обществах древности и средневековья (К. жрецов в Древнем Египте и в Древнем Иране, самураи в Японии и др.), но только в Индии система К., закреплённая авторитетом индуистской религии, сочетаясь с сословной организацией, стала основой социальной структуры. Более 3 тыс. индийских К. входили в состав четырех древних первичных К.-варн, со временем ставших сословиями: брахманов – жрецов, кшатриев – воинов, вайшьев – купцов, ремесленников, земледельцев и неполноправных шудр. Иерархия К. освящала эксплуатацию низших К. высшими, при этом наиболее жестоко эксплуатировались и подвергались дискриминации неприкасаемые (парии), не входившие в состав древних варн. Система К. в Индии – важный составной элемент всей религиозной системы индуизма, который способствовал развитию универсальной кастовой организации: раз возникнув, К. вбирала в себя любую группу – сословную, профессиональную, этническую или религиозную. Поэтому, наряду с основной массой К., выражавших сословноклассовое и профессиональное деление, возникли К. на основе религиозных сект (например, йоги) и племён, ассимилированных (см. ассимиляция) крупными этническими общностями.
В Африке главными районами распространения К. были Западный и Центральный Судан и восточноафриканское Межозёрье. В суданских государствах (Сенегал, Гвинея, Нигер, Мали) К. носили чисто профессиональный характер – кузнецы, ткачи и др. ремесленники; важную роль играла К. гриотов – певцов-сказителей и хранителей устной исторической традиции. Положение каст было двойственным: их социальный статус был ниже статуса скотоводов и земледельцев, но в то же время, например, гриоты или кузнецы внушали соплеменникам боязливое уважение. В Межозёрье касты возникли в результате подчинения скотоводами иноэтнического земледельческого и охотничьего населения с последующим превращением этнических границ в кастовые, а скотоводства и даже владения скотом – в привилегию высшей К., например, в Руанде. В настоящее время законодательство государств Азии и Африки юридически уравняло членов всех К., запретив дискриминацию по кастовому признаку. Так, Конституция Республики Индия 1950 года провозгласила полное гражданское равноправие неприкасаемых.
В переносном смысле К. называется замкнутая социальная группа, спаянная родственными, клановыми (см. клан) связями, оберегающая свою обособленность, привилегии и интересы. В таком значении термин «К.» употребляется в современном обыденном и политических языках.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Каста
замкнутые, эндогамные (см. Экзогамия и эндогамия) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. Статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации — кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система с помощью религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой К. разрешается только определенный род занятий. К. занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т. е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовые группы и одна внекастовая — неприкасаемые. С 1947 г. касстовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной. Каста — понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества, Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности, 2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (вьющий, низший и средний К,); 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории — марксистская и веберовская. В марксизме К. используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения К. считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных К. — эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными К. капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия «класс в себе» — это К., члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» — К., выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме К. — это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория К. альтернативна марксизму. М. Вебер рассматривал К. как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т. е., как и у Маркса, К. у Вебера — это «экономические классы». Однако отношение к собственности в веберозской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к К. порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. К., по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные «возможности жизни», прежде зсего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим — квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: К. собственников; К. интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий К. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо «экономических классов» и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т. п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах (см. Стратификация социальная). В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения К. Здесь К. и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение — только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на К. составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как «постклассовое», подчеркивая то обстоятельство, что К. перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с К., обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

КАСТА
caste) — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство, вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин, распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид) и в отдельных южных штатах США (например, Доллард "Каста и класс в южном городе", 1937). Этимология термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система, следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система, которую усовершенствовали брахманы, покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах (варнах) и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати (дословный перевод — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость и методы ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи.
Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа: дхарма — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные отношения, соответствующие члену определенной касты, и карма — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам: подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса, известного как санскритизация, то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение и убеждения, свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение" (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство.

Источник: Большой толковый социологический словарь