modelling) — см. Подражание.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Моделирование
воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели).
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
от лат. modu-lus - мера, образец) - англ. modelling; нем. Modellierung. Исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
МОДЕЛИРОВАНИЕ
в педагогике – построение копий, подобий, моделей педагогических явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что изучение модели дает новую информацию о предмете исследования.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Моделирование
Исследование объектов познания в их моделях или образцах; построение и изучение образцов реально существующих предметов и процессов для улучшения их характеристик, рационализации способов функционирования, управления и прогнозирования. В социологии массовой коммуникации наиболее известными моделями являются система коммуникации по Г. Лассвеллу, модели отраслевых или жанровых коммуникаций.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Моделирование
по сути дела, научение на примере, терапевтическая техника МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.
Клиент наблюдает за человеком-моделью, который успешно справляется с вызывающими тревогу специфическими раздражителями – от социальных событий до пауков. В результате клиент осознает неадекватность собственных реакций и осваивает более эффективные способы реагирования. Эффективность моделирования доказана во многих исследованиях.
Клиент наблюдает за человеком-моделью, который успешно справляется с вызывающими тревогу специфическими раздражителями – от социальных событий до пауков. В результате клиент осознает неадекватность собственных реакций и осваивает более эффективные способы реагирования. Эффективность моделирования доказана во многих исследованиях.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Моделирование
метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных [14.– С.168]. –исследование объекта управления путем построения и изучения его модели, применения существенных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реальных социальных систем [18.– С.265]. –опосредованное изучение социального объекта путем выделения ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей [10.– С.370].
Источник: Социология. Словарь.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
процесс исследования объектов на их моделях. Необходимо различать решение специально-предметных научных задач путем построения моделей и получение знаний, обслуживающих М. М. начинается там, где заходит речь о методологии мышления, об организации и, в особенности, представлении знаний о мире.
Методологическое проектирование типов моделей и процессов М. - завершающая часть соответствующей философской работы. С одной стороны, оно превращает модели в объекты, обладающие собственной реальностью, законами, свободой в создании образов, благодаря чему производится новое знание (эвристика), и отменяет необходимость в М. как таковом. С другой, оно задает категориальную онтологию и картину мира (когнитивную и языковую). Реальное М. устанавливает определенное отношение между моделью и объектом в ходе М. (декомпозиция) или приписывает свойства модели объекту в процессе специального теоретического анализа, эксперимента (верификация). Эффект М. проявляется при строгом различении модели и оригинала, что достигается приемом "двойного знания" (Г. Щедровицкий). Благодаря этому различию в средствах и инструментарии объект оказывается представлен дважды: как объект (образ объекта) и как форма репрезентации знаний об этом объекте (объект-заместитель). И только тогда, когда построены эти две абстрактные модели, становится возможным продуктивное взаимодействие, координация кодов объекта и модели. В отличие от гипотез, различные модели не конкурируют и не отменяют друг друга, а взаимодополняют, являясь интерпретациями (осмысленными выражениями).
Д.М. Булынко
Методологическое проектирование типов моделей и процессов М. - завершающая часть соответствующей философской работы. С одной стороны, оно превращает модели в объекты, обладающие собственной реальностью, законами, свободой в создании образов, благодаря чему производится новое знание (эвристика), и отменяет необходимость в М. как таковом. С другой, оно задает категориальную онтологию и картину мира (когнитивную и языковую). Реальное М. устанавливает определенное отношение между моделью и объектом в ходе М. (декомпозиция) или приписывает свойства модели объекту в процессе специального теоретического анализа, эксперимента (верификация). Эффект М. проявляется при строгом различении модели и оригинала, что достигается приемом "двойного знания" (Г. Щедровицкий). Благодаря этому различию в средствах и инструментарии объект оказывается представлен дважды: как объект (образ объекта) и как форма репрезентации знаний об этом объекте (объект-заместитель). И только тогда, когда построены эти две абстрактные модели, становится возможным продуктивное взаимодействие, координация кодов объекта и модели. В отличие от гипотез, различные модели не конкурируют и не отменяют друг друга, а взаимодополняют, являясь интерпретациями (осмысленными выражениями).
Д.М. Булынко
Источник: Социология: энциклопедия