Научение

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Научение
относительно постоянное изменение в поведении людей, которое возникает у них вследствие жизненного опыта.

Источник: Экономика и социология труда

НАУЧЕНИЕ
англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НАУЧЕНИЕ
один из основных механизмов социализации личности. Н. включает подражание некому идеалу, носителю социальных ценностей, попутное производительному труду, учению, рекреационной деятельности усвоение знаний и умений, способствующих социализации, неформальное общение с целью изучения предметов, входящих в систему ценностей.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

НАУЧЕНИЕ
обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков («знаний») от взрослых особей, а также в процессе общения между собой. В результате научения животное оказывается лучше приспособленным к окружающей среде. Способность к научению неодинакова у животных разного филогенетического уровня.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Научение
процесс и результат приобретения индивидуального опыта, отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами. Путем научения может приобретаться любой опыт: знания, умения, навыки (у человека), новые формы поведения (у животных). Включает в себя протекаемое неосознаваемое уяснение содержания материала и его непроизвольное запоминание.
- Вербальное научение - научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее – без обращения к конкретным предметным действиям, к оперантному или условно-рефлекторному обусловливанию.
- Викарное научение - научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.
- Оперантное научение - вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию, или стимул с последующим закреплением лишь тех, которые оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
- Социальное научение - термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему; объясняется исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление). Первоначально изучалось на животных, позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. Даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций – не столь длительный процесс как при выработке обычных навыков.
- Условно-рефлекторное научение - вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму условного рефлекса.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.04 кб

Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной

Урбанович Любовь Николаевна
В данной статье представлены взгляды педагога и общественного деятеля конца XIXначала XX вв. Марии Михайловны Манасеиной на обучение детей молитве.
Читать PDF
286.48 кб

Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика,

Волков Евгений Новомирович
Рассматривается необходимость улучшения научения в высшем образовании через изменение содержания и технологии двух базовых элементов: навыков мышления и форм представления знаний.
Читать PDF
156.47 кб

Имплицитное научение в зоне осознанного неразличения

Ворожейкин Илья Валерьевич, Агафонов Андрей Юрьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях выполнения сенсорных задач в околопороговой зоне.
Читать PDF
272.01 кб

Имплицитное научение в условиях многовариантного выбора

Ворожейкин Илья Валерьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях многовариантного выбора.
Читать PDF
206.29 кб

Имплицитное научение искусственным грамматикам: установка vs обратная связь

Агафонов Андрей Юрьевич, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
В статье описан ход и результаты исследования эффектов имплицитного научения в условиях действия установки и обратной связи. Эксперимент проводился с использованием искусственных грамматик.
Читать PDF
136.60 кб

Конференция «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого» (Санкт-Петербург,

Гершкович Валерия Александровна, Морошкина Надежда Владимировна
Статья посвящена прошедшей на факультете психологии СПбГУ конференции «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого».
Читать PDF
137.23 кб

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности.
Читать PDF
126.99 кб

Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности

Савенков Александр
Читать PDF
745.04 кб

Имплицитное научение в условиях диадного взаимодействия

Тихонов Роман Вадимович, Морошкина Надежда Владимировна
Изучалось влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в задаче перцептивной категоризации.
Читать PDF
270.23 кб

НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ и СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАУЧЕНИЕ В УСВОЕНИИ ВТОРОГО ЯЗЫКА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

Белова Софья С., Харлашина Галина А.
В статье представлен обзор современных зарубежных исследований, посвященных феноменам непреднамеренности и неосознанности в изучении второго языка.
Читать PDF
658.36 кб

Феноменология российской коррупции с позиций теории социального научения

Комлев Ю. Ю.
Представлены феноменология, масштаб и специфика коррупции в современной России. Описаны интерпретация и меры противодействия коррупции в методологических рамках теории социального научения.
Читать PDF
127.56 кб

2007. 04. 002. Фокс С. Этнометодология, практическое действие и новая теория социального научения: «

Якимова Е. В.
Читать PDF
427.51 кб

Природа российской коррупции с позиций теории социального научения

Комлев Юрий Юрьевич
Представлены феноменология, масштаб и специфика коррупции в со временной России. Описаны интерпретация и меры противодействия коррупции в методологических рамках теории социального научения.
Читать PDF
383.57 кб

Результаты сенсорного научения у детей с непредметным зрением

Хурматуллина И.Ф., Михайлова Г.М., Шарипов А.Р.
В статье представлены результаты зрительных тренировок с помощью специальных тренировочных программ в группе офтальмологических больных с непредметным зрением и изменением характеристик остроты зрения у 30 пациентов в возрасте от
Читать PDF
4.17 мб

Особенности навигационного научения и долговременной пространственной памяти у крыс, перенесших комб

Тихонов Владимир Владимирович, Ширшов Олег Валерьевич, Исенгулова Айнагуль Акимкереевна
Изучали влияние длительного потребления воды с повышенным содержанием бензола, хрома и их смеси на формирование пространственной карты, долговременную пространственную память в водном лабиринте Морриса.

Похожие термины:

  • Викарное научение

    разновидность научения через наблюдение. Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение модели в зависимости от того, поощряется оно (т. е. позитивно
  • Теория социального научения

    теория, разработанная Альбертом Бандура. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которо
  • Теория научения

    набор теоретических рассуждений, с помощью которых пытаются объяснить, как опыт, приобретенный на том или ином этапе развития, влияет на последующую мыслительную и поведенческую деятельность. Те
  • Теория социального научения Роттера

    поведенческая теория личности, в качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях. В теории социального научения человек предстает как классифиц