относительно постоянное изменение в поведении людей, которое возникает у них вследствие жизненного опыта.
Научение
Научение
Источник: Экономика и социология труда
НАУЧЕНИЕ
англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
НАУЧЕНИЕ
один из основных механизмов социализации личности. Н. включает подражание некому идеалу, носителю социальных ценностей, попутное производительному труду, учению, рекреационной деятельности усвоение знаний и умений, способствующих социализации, неформальное общение с целью изучения предметов, входящих в систему ценностей.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
НАУЧЕНИЕ
обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков («знаний») от взрослых особей, а также в процессе общения между собой. В результате научения животное оказывается лучше приспособленным к окружающей среде. Способность к научению неодинакова у животных разного филогенетического уровня.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Научение
процесс и результат приобретения индивидуального опыта, отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами. Путем научения может приобретаться любой опыт: знания, умения, навыки (у человека), новые формы поведения (у животных). Включает в себя протекаемое неосознаваемое уяснение содержания материала и его непроизвольное запоминание.
- Вербальное научение - научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее – без обращения к конкретным предметным действиям, к оперантному или условно-рефлекторному обусловливанию.
- Викарное научение - научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.
- Оперантное научение - вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию, или стимул с последующим закреплением лишь тех, которые оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
- Социальное научение - термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему; объясняется исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление). Первоначально изучалось на животных, позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. Даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций – не столь длительный процесс как при выработке обычных навыков.
- Условно-рефлекторное научение - вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму условного рефлекса.
- Вербальное научение - научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее – без обращения к конкретным предметным действиям, к оперантному или условно-рефлекторному обусловливанию.
- Викарное научение - научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.
- Оперантное научение - вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию, или стимул с последующим закреплением лишь тех, которые оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
- Социальное научение - термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему; объясняется исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление). Первоначально изучалось на животных, позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. Даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций – не столь длительный процесс как при выработке обычных навыков.
- Условно-рефлекторное научение - вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму условного рефлекса.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.