ОБРЯД
Обряд
совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Обряд
совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.
ОБРЯД
англ. ritual/rite /ceremony; нем. Ritus. Традиционные символические действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, к-рые являются для них социально значимыми и требуют определенного вида поведения.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Обряд
Обряд. Ceremony (ritual, rite, observance). Совокупность массовых символических действий, воспроизводящих какие-либо традиционные представления, как правило, религиозного или светского (бытового), а часто и мифологизированного порядка (сватовство, помолвка, воинская присяга и т. д.). См. также Ритуал и Церемония.
Обряд
совокупность символических действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления и бытовые традиции, и которые одновременно связаны с выполнением религиозных предписаний (обряд религиозный) или бытовых традиций (например, свадебный обряд). (Дополнительно см. обряды.)
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
Обряд
Традиционные действия, сопровождающие важные моменты быта и трудовой деятельности коллектива. Выделяются: о., имеющие общественную значимость, характеризующие гражданское общество, государственные праздники и религиозные о., о. признания совершенства в науках и образовании, о. цеховые и профессиональные, о. при достижении зрелости (обряд инициации), при женитьбе (свадебный обряд), при поминовении усопших, при рождении и т.п.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
обряд
ritual, rite, ceremony. - традиционно символические, культурноспецифические действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, которые являются для них социально значимыми и требуют определенного вида поведения. Для других культур некоторые обряды могут быть неприемлемы (например, при прощании с ушедшим из жизни американские мормоны выражают радость по поводу соединения его души с Богом, и эта эмоция для русских может показаться оскорбительной в данной ситуации). См. ритуал, обычай, традиция.
ОБРЯД (РИТУАЛ)
совокупность символич. стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные соц. идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. О. возникли еще в первобытном об-ве, где они были важной формой объективизации мифов. В отличие от др. соц. действий О. не имеет непосредственного предметного рез-та. Смысл О. - в усвоении личностью определенных соц. идей, норм и ценностей. Соц. роль О. определяется содержанием тех идей и представлений, к-рые он воплощает. Неправильно связывать любые О. с религией. О. могут носить и светский, и даже атеистич. характер. Сила О. - в его эмоционально-психологич. воздействии на личность. В О. происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Этому способствует эстетич. сторона О., - элементы изобразительного искусства, музыка, танцы, включенные в ритуал. Лит.: Угринович Д.М. Обряды: за и против. М., 1975. Д.М. Угринович.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Обряд
особая форма социокультурного поведения, отличающаяся определенным порядком символических действий, установленных традицией, а также привязанностью к тем или иным событиям личной и общественной жизни. Этот порядок действий пребывает в состоянии относительной изменчивости: что-то уходит в прошлое, отмирает; что-то обновляется, приобретает новые формы. Однако, в целом, эти изменения не нарушают общего смысла о., например, церемония свадьбы, крестины, поминальные о. и др., несмотря на происходящие в них изменения во времени и в искусственной среде, сохраняют главное — их исторически заданные смыслы. О. — это поведенческо-адаптационная структура, стереотипная форма реагирования индивидов и разномасштабных сообществ на определенные события. О., наряду с другими формами социального общения, активно участвует в воспитании молодого поколения, в формировании уважительного отношения к нормам и ценностям сообщества, обеспечивает связь с традицией, историей, духовно-практическим опытом прошлого, с национальной культурой и тем самым укрепляет внутренние связи и единство социума. Др филос. наук Р. И. Мамина.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.