ОБЩИНА
исходная форма социальной организации, возникшая на основе кровнородственных связей.
Источник: Словарь терминов по теории социальной работы
Общины
объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Община
первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Община
совокупность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды деятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей.
Источник: Социология.
Община
естественная форма существования людей, связанных органическими узами, регулируется традицией. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Община
Территориальное объединение людей по какому-либо признаку для целей упорядочения повседневной жизни: семейно-родовая община, сельская (соседская) община, религиозная община. Для общины характерно полное или частичное самоуправление.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ОБЩИНА
первичная форма социально-территориального объединения людей, возникшая на основе родственных, хозяйственных и культурных связей, осуществляющая свою жизнедеятельность на основе самоуправления. Представляет собой первичную социальную группу.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Община
у Ф. Тенниса, тип социальной организации, противоположный обществу, характеризующийся господством органических связей. Форма социальной организации, основанная на общем владении средствами производства и совместном труде, полном или частичном самоуправлении, на родственных, семейных или соседских связях.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
ОБЩИНА
первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и отличающаяся неопосредованным типом социальных отношений; совокупность людей, имеющая определенную социальную структуру; модель социальной организации, основанная на коллективистских принципах. О. - это восходящий к общей собственности и совместной трудовой деятельности способ социального взаимодействия, предполагающий приоритет коллективизма над индивидуализмом, сакральных ценностей над светскими, личностного характера взаимодействия над ролевым.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ОБЩИНА
англ. commune/community; нем. Gemeinschaft. 1. Форма соц. организации, возникшая на основе родственных связей, характеризующаяся общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением. Различают О. родовую, О. семейную, О. соседскую. 2. По Ф. Теннису -в отличие от общества тип организации соц. жизни с органической связью частей, составляющих соц. целое. О. характеризуется преобладанием личных отношений родства, привязанности, эмоциональной и духовной близости. 3. Совокупность людей, объединенных общими интересами, обладающих общими правами и обязанностями и подчиняющихся одним и тем же законам. 4. Самоуправляющаяся организация, имеющая публично-правовые функции (городские коммуны, землячества и т. д.). 5. Низовая административно-территориальная единица в ряде стран.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ОБЩИНА
исторически первая форма социально-территориальной организации людей, возникшая на основе родовых связей. В отличие от рода О. не экзогамна (здесь нет запрета браков внутри родственной группы), хотя складывается не без участия фактора экзогамии. В развитом первобытном обществе О. обычно является не однородовой, а гетерогенной (многородовой), т.е. чаще всего бывает эндогамной. Она получает всеобщее распространение как институт территориальной организации населения, несущей прежде всего производственные, семейно-бытовые функции коллектива. В ней постепенно аккумулируются черты культурной специфики, она может иметь определенный этносоциальный характер.
В процессе образования классового общества О. становится соседской организацией сельского населения, утрачивающей всеобъемлющее значение: превращается в низовую ячейку социальной структуры, самоуправляющуюся организацию деревни, непосредственных производителей в сельском хозяйстве. Конкретно-исторические формы и варианты соседской О. многочисленны. О. отмираете развитием капитализма. Однако в современном обществе, отчасти как реакция на усиление отчуждения, нередко вновь возникают общинные формы жизнедеятельности (производственные и религиозные О. и т. д.).
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Община -
автономная социальная подструктура, объединенная общей деятельностью. По форме деятельности различают: -первобытные, -конфессиональные, -национальные и -коммунальные (городские) общины. Первобытная сложилась на основе кровнородственной организации как первичный самостоятельный производственный коллектив, ведущий натуральное хозяйство, размеры к-рого определялись способностью О. к самообеспечению. Конфессиональная объединяет группу живущих по соседству верующих одного религиозного вероисповедания вокруг религиозного центра. Религиозная солидарность внутри конфессиональной О. нередко сопровождается национальной или социальной (касты у индуистов и ряда др. верующих). Национальные, объединяя территориальные группы национальных меньшинств или иммигрантов, помогают им адаптироваться к социальной действительности в стране проживания. Городские (коммунальные) О. создают иллюзию автономности, обычно сохраняя социальную структуру и социальные отношения, господствующие по всем обществе.
О., т.о., является и типом социального устройства, и одновременно структурным элементом общества. Цели О. в социальном государстве совпадают с целями всего государства, способствующими осуществлению интересов местных, территориально-соседских групп населения.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ОБЩИНА
автономная соц. подструктура, объединенная перманентной общей деятельностью. По форме деятельности Различают: 1) производственные, 2) конфессиональные. 3) нац. и 4) коммунальные (городские) общины. 1) Первобытная О. сложилась на основе кровно-родственной организации как первичный самостоятельный производственный коллектив, ведущий натуральное хозяйство, размеры к-рого определялись способностью О. к самообеспечению. Конфессиональная О. объединяет группу живущих по соседству верующих одного релишиозного вероисповедания вокруг религиозного центра. Религиозная солидарность внутри конфессиональной О. нередко сопровождается нац. или соц. (пример - касты у индуистов и ряда других верующих). 3) Нац. О., объединяя территориальные группы нац меньшинств или иммигрантов, помогают им адаптироваться к соц. действительности в стране проживания. 4) Городские (коммунальные) О. с одной стороны, способствуют осуществлению интересов местных, территориально-соседских групп населения и до нек-рой степени обеспечивают взаимопомощь членов этих О., с другой - создают иллюзию автономности, обычно сохраняя соц. структуру и соц. отношения, господствующие во всем об-ве. Ф. Теннис впервые предложил дихотомию "общность" (Gemeinschaft, обычно переводимую как "община") - "об-во" (Gesellschaft) (см. Община и общество). Н.Т. Кремлев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Община
community), совокупность людей, живущих на одной терр. или имеющих нечто общее, что их объединяет (напр., религию, расу или деят-ть). В рез-те индустриализации и техн. прогресса террит. О. утрачивают свое значение. О., основанные на общих верованиях, особенностях деят-ти или интересах, сохраняются в разных странах мира. Напр., аналитик фондовой биржи из Сингапура будет иметь гораздо больше общего с коллегой из Торонто, нежели с живущей по соседству учительницей-пенсионеркой. Термин О. означает также форму социальной орг-ции, характеризующейся тесными связями. В кн. Общность и общество (1887) нем. социолог Фердинанд Теннис противопоставил органич. общность с господствующими в ней чувствами и инстинктами механич. обществу — господству разума и расчета. Он утверждал, что первая основывается на родстве, традиции и сильных эмоциональных связях, в то время как для второго большое значение имеют закон, контракт и императивы торговли и бизнеса. Сторонники концепции Тенниса считают, что такая трансформация О. имела пагубные последствия и что разобщенность в совр. индустриальных об-вах приводит к изоляции, отчуждению и аномии. Критики Тенниса утверждают, что преимущества тесно сплоченных О. сильно преувеличены, и приводят в пример ценности совр. об-в —значит, личную свободу, право на частную жизнь и большие возможности для самореализации.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ОБЩИНА
1) первичная форма соц. организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом соц. отношений (1); 2) самоуправляющийся (действующий на основе самоорганизации, саморегуляции и самодостаточности) автономный локальный коллектив, способный вырабатывать обычаи и обеспечивать соблюдение содержащихся в них норм (2); 3) модель соц. организации об-ва, основанная на коллективистических принципах (3). О. — это восходящий к общей собственности и совместной трудовой деятельности способ соц. взаимодействия на основе приоритета коллективизма над индивидуализмом, традиционного регулирования отношений над формальным правом, религиозных (или квазирелигиозных) ценностей над светскими, личностного характера взаимодействия над ролевым, половозрастных ограничений над свободой рынка труда. При этом для О. характерна тенденция к автаркии и односложной структуре, что приводит к полифункционализму общинных ин-тов. По форме деятельности различают производственные, конф ессиональные, национальны е, коммунальные (городские) О. Конфессиональная О. объединяет группу живущих по соседству верующих одного религиозного вероисповедания. Национальная О. объединяет территориальные группы национальных меньшинств. Городские (коммунальные) О. осуществляют интересы местных, территориально-соседских групп населения. Известны родовая, семейная, сельская или соседская О. Однако модель соц. взаимодействия, характерная для О., пережила конкретно-исторические формы данного ин-та. Советский период показал возможность встраивания О. в индустриальную организацию в качестве базового модуля: восстановление общины в виде трудового коллектива во многом определило форсированную Индустриализацию СССР (4). Наблюдающееся в мире возрождение различных «общинных» (региональных, этнических) связей выступаем главной альтернативой глобализации.
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; 2) Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д. 1999; 3) Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999; 4) Кара-Мурза С.Г. Плодотворные ошибки Ленина / / Наш современник. 1999. N 10. Т.Ф. Ермоленко, В.П. Уланов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
ОБЩИНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО)
COMMUNITY) Один из наиболее расплывчатых социологических терминов — по сути до сегодняшнего дня он так и не обрел точного значения. По меньшей мере, он обозначает совокупность людей, проживающих на определенной географической территории. При любом использовании этого термина могут присутствовать также три других элемента. (1) Под общиной может пониматься совокупность людей, имеющая определенную социальную структуру; следовательно, существуют такие совокупности, которые не являются общинами. Такое представление часто ведет к отождествлению общины с сельским или доиндустриальным обществом, при этом городское или индустриальное общество может рассматриваться как безусловно деструктивное. (2) Понятие общины предполагает наличие чувства принадлежности или «духа общины». (3) Все виды повседневной деятельности общины — как связанные, так и не связанные с работой — протекают в пределах одной географической территории; общины являются в этом смысле автономными (self-contained). Различные концепции общины включают в себя какие-либо или все эти элементы. Понятие общины явно или неявно использовалось многими социологами XIX в., поскольку они оперировали такими дихотомиями, как общество доиндустриальное и индустриальное или сельское и городское. Например, Ф.Теннис, проводя различие между Gemeinschaft и Gesellschaft, рассматривает общину как определенный вид общества, преимущественно сельского, автономного, связанного воедино родственными узами и определенным чувством принадлежности. Многие социологи XIX в. использовали это понятие в рамках критики городского, индустриального общества. Общины связывались со всеми позитивными чертами, которыми, как полагалось, обладали сельские общества. Городские общества, с этой точки зрения, напротив, были сопряжены с разрушением общинных ценностей. Некоторые из этих установок сохранились и сегодня. Однако постепенно выяснилось, что общества нельзя четко подразделять на сельские и городские, общины и необщины, поэтому социологи предложили идею «сельско-городского континуума», вдоль которого в соответствии с различными характеристиками социальной структуры могут быть расположены поселения людей. К сожалению, не сложилось единого мнения относительно характеристик, дифференцирующих поселения в рамках этого континуума, подчеркивалось лишь значение родства, дружбы и автономности. Отсутствие единства мнений среди социологов затрудняло сравнение результатов большого числа исследований отдельных поселений, проведенных, в частности, в период с 1920 по 1950 гг. В Соединенных Штатах Америки интерес социологов (в особенности представителей Чикагской школы и У.Ф.Уайта — см. Whyte, 1961) вызывали прежде всего городские поселения, тогда как в Британии больше внимания уделялось сельскому обществу. Все эти исследования основывались на предположении о том, что общины являются в значительной степени автономными и поэтому обладают определенным «духом общины», однако сам термин «община» больше не увязывался лишь с одним типом социальной структуры. Традиция исследования общины сыграла важную роль в развитии техники включенного наблюдения, однако в последнее время эта традиция утратила свою популярность. Это произошло отчасти вследствие того, что общины лишились известной доли своей автономии, поскольку более важными стали национальные соображения, а отчасти потому, что социологи города стали интересоваться другими проблемами. В последнее время термин «община» используется для обозначения чувства идентичности или принадлежности, как связанного, так и не связанного с географическим поселением. В этом смысле община формируется тогда, когда у людей появляется достаточно четкое представление о том, кто имеет что-то общее с ними, а кто нет. Общины, таким образом, — это в сущности мыслительные конструкции, образованные воображаемыми границами между группами. Понятие общины все еще сохраняет некоторое нормативное значение. Например, идеал сельской общины в определенной мере по-прежнему действует на воображение англичан, и градостроители в своих проектах часто пытаются воссоздать некий дух общины. См. также: Округа.
Источник: Социологический словарь
Община
1) во многих зарубежных странах – низовая административно-территориальная единица; 2) в широком смысле – естественно сложившееся надсемейное объединение людей, связанных общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т.п. (например, религиозная, земляческая, эмигрантская О.); 3) в узком смысле – самоуправляющаяся и самовоспроизводящаяся социальная ячейка (хозяйственный и социально-бытовой коллектив) надсемейного уровня, характеризующаяся личностными отношениями между входящими в неё людьми и типичная преимущественно для доиндустриальных обществ.
По своим структурным признакам, формам существования и социально-экономическим функциям общины чрезвычайно многообразны. Общепринятая их типологизация и связанная с ней терминология отсутствуют. Однако выделяются несколько этнографически изученных и исторически реконструируемых типов О.
По принадлежности к различным хозяйственно-культурным типам выделяют земледельческую (сельскую, деревенскую) О. осёдлых земледельцев или земледельцев-скотоводов, кочевую (пастбищно-кочевую, аульную) О. кочевых скотоводов, промысловую О. высоко специализированных охотников, собирателей и рыболовов. Различают земледельческую О. с неподелённой землёй и О.марку, в которой неподелёнными остаются только второстепенные угодья. Дифференцируют также локальную группу простых охотников, собирателей и рыболовов и промысловую О. при высоко специализированном присваивающем хозяйстве.
По структурообразующим принципам общины подразделяют на:
1) О., основанные на родственных связях, и 2) О., основанные на территориальных, или соседских связях.
Первые организуются вокруг структурного стержня, каковым является локализованная часть какого-либо родственного объединения (например, линиджа или ремиджа). Они состоят из родственников и пришлых членов их семей (партнёров по браку и др.), чьи родственные группы локализуются в других местах. Родственники объединяются либо либо унилинейной или амбилинейной филиацией, либо какими-то родственными связями, которые определяются билатерально (см. амбилинейность, билатеральность, унилинейность), и проживают совместно. Как правило, именно члены локализованной (совместно проживающей) части родственной группы (локализованного родственного ядра О.) играют ведущую роль в организации общинного землепользования, доступа к иным ресурсам и совместной трудовой, духовной и иной деятельности общинников. Структурной основой таких общин могут быть также несколько локализованных родственных групп. Иногда подобные общины обобщённо именуют родовыми, что не вполне точно, так как их структурной основой могут быть родственные группы, не соответствующие определению рода (например, неэкзогамные амбилинейные рэмиджи).
В основе О. второго типа лежат территориальные, соседские связи между отдельными домохозяйствами, которые проживают совместно или поблизости друг от друга и коллективно пользуются земельными или какими-то иными ресурсами, а также практикуют различные виды соседской взаимопомощи. Известны также многочленные формы О. смешанного типа, построенные на той или иной комбинации обоих структурообразующих принципов.
Типология по структурным принципам может быть соотнесена с так называемой исторической типологией, которая долгое время занимала ведущие позиции в отечественной науке. В ней различаются первобытная О., свойственная доклассовым обществам, и крестьянская О., типичная для докапиталистических классовых обществ (А.И.Першиц, Ю.И.Семенов). Эта типология стремится представить последовательные стадии исторического развития О. и, наряду со структурными признаками её, учитывать целый комплекс иных: формы собственности и распределения, соотношение социальных статусов членов О. или входящих в их состав подразделений, формы самоуправления и взаимопомощи и др. Важно отметить, что определяемая в ней первобытная О., по крайней мере на ранних стадиях её развития (различают два последовательно существовавших типа первобытной О. – раннепервобытная и позднепервобытная), в значительной мере является результатом реконструкции по косвенным признакам.
В современной отечественной науке наметилась тенденция к пересмотру этой типологии в связи с развитием представлений о значительно более сложном, многовариантном характере эволюции общественных институтов. Так, О. представляют самостоятельным социальным организмом только в доклассовых обществах, не имевших развитых политических систем, а с появлением жёстких надобщинных структур (вождества, государства и т.п.) её роль снижается. Однако установлено, что социально-политическая эволюция сложных классовых обществ может идти и за счёт развития и укрепления именно общинных институтов, что приводит к складыванию суверенных гражданских О. (античный полис, средневековые швейцарские кантоны, «общества» Нагорного Дагестана и т.д.). Представление о том, что чётко выраженная родовая структура О. присуща главным образом доклассовым обществам также не вполне согласуется с реальностью; известно немалое число О., основанных на унилинейных (в том числе матрилинейных) родственных институтах в классовых системах. Представляется упрощённым традиционно сложившееся противопоставление О. доклассовых и классовых обществ по таким признакам, как эгалитарность и социальная дифференциация. Довольно жёсткие формы социального неравенства встречались в общинных структурах доклассовых обществ (в том числе у неспециализированных охотников и собирателей), с другой стороны, реальная эволюция О. сложных классовых социумов нередко характеризовалась развитием институтов социально-экономического выравнивания (например, античная литургия или институт земельных переделов, свойственных исторически наиболее поздним крестьянским О.).
Различные формы О. широко бытуют во многих странах Африки, Азии, Океании и Латинской Америки. Хотя роль общинных институтов и, шире, общинной психологии здесь неоднозначна.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия