ОПЕКА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОПЕКА
форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных (душевнобольных, малолетних — до 15 лет) граждан, лишившихся попечения родственников и близких.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ОПЕКА
способ защиты прав малолетних и недееспособных граждан путём назначения судом и органами опеки и попечительства им опекунов: лиц, проживающих вместе с ними и обязанных заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, их воспитании и обучении, управлять их имуществом, защищать их права и интересы.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Опека
guardianship) – юридическое соглашение, по которому один человек управляет делами другого, того, кто не может делать этого самостоятельно. Опека основана на общеизвестной юридической концепции parens patriae (буквально – «состояние родительства», когда опекун присматривал и заботился о тех, кто не мог удовлетворить собственные потребности).

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ОПЕКА
одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, регулируемая гражданским и брачносемейным законодательством. Она устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органами О. и попечительства являются органы местного самоуправления.

Источник: Словарь по волонтерству.

Опека
одна из форм защиты личных и имущественных прав недееспособных граждан. Регулируется Семейным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Оформляют опеку в отношении несовершеннолетних органы образования, в отношении недееспособных совершеннолетних – органы здравоохранения (см. Опекун).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Опека
в политике) (trusteeship), выработанная ООН после 2-й мировой войны система управления зависимыми терр., в первую очередь быв. яп. и итал. колониями. Система О. создана ООН по образцу мандатной системы мандат), выработанной Лигой Наций после 1 -и мировой войны. Отчеты о подопечных тсрр. представляются Совету по опеке ООН, роль к-рого заключается в контроле за переходом к самоуправлению. В рез-те процесса деколонизации фактически все такие терр. получили независимость, за иск. нек-рых небольших тихоокеанских о-вов, находящихся под управлением США.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти)
Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC), орг-ция нефтедобывающих стран, основанная в I960 г., со штаб-квартирой в Вене. Членами ОПЕК являются Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Все, что связано с торговлей нефтью, входит в компетенцию ОПЕК, включая установление цен на сырую нефть и квот на добычу нефти. Орг-ция укрепила свои позиции в сер. 1970-х гг., после того как цены на нефть всего за три месяца в кон. 1973 г. существенно поднялись и было установлено эмбарго для зап. потребителей, поддержавших Израиль в арабо-израильской войне. Успешное использование ОПЕК нефтяного оружия имело важные последствия для отношений Север—Юг, внушало большую уверенность развивающимся странам и придавало вес их требованиям установления Нового международного экономического порядка. Однако в 1980-х гг. влияние ОПЕК на мировые цены на нефть уменьшилось, т.к. зап. индустриальные страны начали эксплуатацию собственных нефтяных запасов, нашли альтернативные формы горючего или приняли программы экономии энергии. Организация арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК), базирующаяся в Кувейте, основана в 1968 г. для координации нефтяной политики и защиты интересов своих членов.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ОПЕКА

ОПЕКА, в СССР одна из правовых форм защиты личных и имущественных интересов граждан. Регламентируется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (ст. 26), кодексами о браке и семье союзных республик (напр., КоБС РСФСР, гл. 13).

О. устанавливается над детьми в возрасте до 15 лет, лишенными родительского попечения (в связи со смертью, болезнью родителей, лишением их родительских прав и т. д.), и над совершеннолетними гражданами, признанными недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Органами О. и попечительства являются исполкомы районных (гор.), поселковых и сел. Советов нар. депутатов. О. устанавливается спец. решением исполкома по месту жительства лица, нуждающегося в О., или по месту жительства опекуна. Осуществление функций по О. (обследование условий, в к-рых находится нуждающийся в О., подыскание опекуна или определение детей в детский дом, интернат и т. д.) в отношении несовершеннолетних возлагается на отделы нар. образования, а в отношении недееспособных - на отделы здравоохранения. Непосредств. обязанности по О. выполняют назначаемые этими органами опекуны.

При достижении подопечным 15 лет О. прекращается, а опекун становится попечителем. При выздоровлении совершеннолетнего подопечного О. прекращается по решению суда.

Ершова Н., Опека, попечительство, усыновление, М., 1984.

А. М. Белякова.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ОПЕКА
форма устройства и воспитания ребенка. Опека устанавливается над малолетними детьми, не достигшими 14 лет (детей – сирот, детей оставшихся без кормильца, детей с ограниченными возможностями), является частью государственной системы, отвечающей за охрану и защиту детства, института семьи. Основными законами, защищающими права ребенка и семьи, являются Конституция РТ (ст.34), Семейный кодекс РТ (часть 1 статьи 122), Уголовный Кодекс, Гражданский кодекс РТ. Защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказе взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а так же в других случаяхотсутствия родительского попечения (часть 1 статьи 122 Уголовного Кодекса РТ. В Республике Таджикистан существует строгая система органов опеки и попечительства, компетенция и структура которых определена вышеназванными законами, а также Положением об органах опеки и попечительства, другими законодательными нормативными актами. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти на местах (п.2 Положения «Об органах опеки и попечительства», утвержденного Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 11 марта 2000 года за № 98). Кроме того, осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на Отделы народного образования в отношении несовершеннолетних лиц. Отделы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными, или ограниченно недееспособными, Отделы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья (часть 3 ст.148 Семейного Кодекса Республики Таджикистан). Деятельность органов опеки и попечительства заключается в следующем: организация и проведение работы по подбору и назначению опекунов и попечителей; защита прав и законных интересов несовершенных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление мер по защите личных имущественных и неимущественных прав нуждающихся в помощи государства; контроль за условиями содержания детей, их воспитания и образования (ст.122,ст 147 Семейного Кодекса Республики Таджикистан, ст.32 Гражданского Кодекса Республики Таджикистан). Органы опеки и попечительства: выявляют детей, оставшихся без попечения родителей; ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (часть 1 пункт 2 ст.122 Семейного Кодекса РТ). Закон запрещает любым другим физическим и юридическим лицам какуюлибо деятельность по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей. В Таджикистане существует две формы опеки: государственная и семейная. Международная Конвенция прав ребенка и действующее законодательство Республики Таджикистан провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. Семейное устройство ребенка предусматривает усыновление и опекунскую семью. Процесс усыновления в Таджикистане более активен и реален, так как в основном он происходит, когда ребенок еще очень маленький и информация об усыновленных детях недоступна. Закон предусматривает тайну усыновления. В республике широко распространена родственная и посторонняя опека. Родственная - опека ближайших родственников (по традиции многие дети, которые не имеют родителей, живут в семьях ближайших родственников без официального оформления. Часто такие дети исключены из государственной поддержки, не получают социальную помощь в виде пенсии). Посторонняя опека – семьи приемных, профессиональных родителей. В основном это фостерные семьи, семьи которые воспитывают чужих детей. Этот вид услуг в Таджикистане только развивается. Опекуна или попечителя определяют органы опеки и попечительства, при этом должны учесть его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна и попечителя, а так же отношения между опекунами и ребенком. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и не устроенные в семейные формы воспитания, подлежат передаче в учреждения всех типов для детейсирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Директор учреждения является полноправным представителем интересов ребенка, его государственным опекуном. В соответствии с национальным законодательством, а именно ст. 153-154 Семейного кодекса РТ дети, находящиеся под опекой и попечительством и находящиеся в учреждениях государственного попечения имеют право на: причитающиеся им алименты; пенсии; пособия и другие социальные выплаты.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

ОПЕКА
форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными г р аждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
О. — форма охраны прав и защиты личных и имущественных интересов недееспособных или ограниченно дееспособных лиц, например детей или психически больных.
О. — организация юридической защиты и попечения о личности и имуществе лишенных дееспособности членов гражданского общества. Типической формой ее, как в историческом ее развитии, так и в современном состоянии, является О. над несовершеннолетними, потребность в которой существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. Малолетние, оставшиеся после смерти отца на попечении других родственников и продолжавшие жить под кровом той же семьи, находили в ней себе защиту; но такой защиты не имели те, в семье которых взрослых не было. Разложение большой семьи на малые, после смерти ее главы, также ставило вопрос об О. над малолетними сиротами. В древнем обществе сироты предоставлялись добровольному попечению матери и других родных, по усмотрению последних, и положение их было печально. “Бедный и сирый младенец... труд беспрерывный его, бесконечное горе в грядущем ждут беспокровного: чуждый захватит сиротские нивы; с днем сиротства сирота и товарищей детства теряет, бродит один, с головой пониклой, с заплаканным взором” — эти слова Гомера (Илиада, 22, 486 сл.) справедливы не только по отношению к Древней Греции. Исследователям русского крестьянского обычного права нередко случалось слышать от крестьян различных местностей, что у них “опеки никогда не бывает”: крестьянские сироты существуют мирским подаянием, а общество о них не заботится, в надежде, что всегда отыщется хотя отдаленный родственник или бездольная старушка, которые возьмут сироту к себе.
Первоначальная юридическая организация О. возникает не по нравственному мотиву заботы о сиротах, а в интересах родственников сироты, претендентов на его имущество в случае его смерти. О. на первых порах — право этих родственников, не подлежавшее, по-видимому, устранению и завещанием отца; по отношению к сиротам и их имуществу она — власть, не подлежащая чужому контролю. Опекаемый находится “в руке” опекуна, получает от него содержание и обязан повиноваться ему, как сын отцу; пользование и распоряжение имуществом, как и все доходы с него, принадлежат опекуну. Только по достижении совершеннолетия опекаемый может потребовать возврата того, что ему оставлено отцом, но не того, что нажито во время О. Произвольное отношение опекунов к опекаемым дает иногда основание к раннему развитию назначения опекунов по завещанию. По постановлениям XII таблиц и “Русской правды”, агнатические родственники получают О. только в том случае, если нет назначенного завещанием опекуна.
Сравнительно поздно развивается завещательная О. в германском праве. Во Франции, в некоторых областях обычного права, она не допускается вплоть до конца “старого порядка”. Завещательная О., если опекуном назначен не близкий родич, не бесконтрольна; заинтересованные в имуществе опекаемого родственники претендуют на право надзора за опекуном и часто осуществляют это право. В Риме развивается, затем, новый вид О. — по назначению со стороны магистрата; постепенно она становится здесь господствующим типом О., расширяя все более и более право государственного надзора за опекунами и обращая О. из частноправового в публично-правовое учреждение. В Риме сравнительно рано преобразовались, под влиянием вмешательства государственной власти, и отношения опекуна к опекаемому: опекун сделался юридическим представителем опекаемого и управителем его имущества в его, а не в своих интересах. Его главной задачей было совершение юридических сделок за опекаемого; только в императорское время ему запрещено было отчуждение имущества без согласия высшей О. Нерачительное исполнение опекуном своих обязанностей вело к ответственности по иску из О. Римская О. обнимала сначала только период малолетства, простиравшийся до 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Lex Plaetaria (186 до Р. Хр.) постановила, чтобы не имеющий отца несовершеннолетний моложе 25 лет испрашивал себе у претора особого попечителя, для совершения определенных сделок. Позднее несовершеннолетние стали испрашивать себе попечителей на все время несовершеннолетия. Таким образом, образовалось деление О. на два вида: О. в собственном смысле (tutela) и попечительство (cura).
Во Франции старая форма О., под именем bail, существует почти до революции, обращаясь в привилегию дворянства (garde noble), которой стремится добиться и буржуазия (garde bourgeoise). Позднее забота о личности опекаемого поручалась одному из родственников, не имеющему права на имущественную О., а забота об имуществе — управомоченному байлистру. Новая О. объявляется общественной обязанностью, отказываться от которой не дозволяется, за исключением определенных случаев; с самого момента принятия должности опекун стоит под надзором правительственного органа (суда) и под контролем родственников опекаемого, составляющих семейный совет. Злоупотребления опекунской властью ведут к ответственности опекуна. О. является, наконец, не только О. над имуществом, но и над личностью, заботы о которой не входили в состав обязанностей римского опекуна. В Германии аналогичное развитие О. начинается с XIII в. в городах, переходя затем в земское право.
В XVI в. особенно усиливаются заботы об организации высшей О. Большую службу сослужило в этом отношении законодательство германской империи, в других областях права крайне недостаточное. Reichsp lizeiordnung 1548 г. советует правительствам отдельных государств и городов принять к руководству имперские нормы об О. Несовершеннолетние, не имеющие законных или завещательных опекунов, должны получать их от государства; вступление в исполнение обязанностей опекуна возможно только в силу декрета высшей О.; опекун обязывается составить инвентарь, дать обеспечение и принести присягу в том, что он будет надлежащим образом исполнять свои обязанности и, в особенности, не будет отчуждать без разрешения опекунского управления имущество опекаемого и, наконец, по требованию этого управления будет давать отчет об О.
О. в русском праве до половины XVIII в. почти совсем не привлекала к себе внимания законодателя. По “Русской правде”, как и по Уложению царя Алексея, она является частным учреждением. Русская О. этого периода существовала как опека родственников или завещательная. Опекун пользовался и распоряжался имуществом несовершеннолетнего по собственному усмотрению, отвечая лишь по его иску после достижения совершеннолетия. Со времени правления Петра I начинаются попытки вмешательства государства. В “Учреждении о губерниях” 1775 г. в первый раз вопросы О. получают более прочную и последовательную организацию.
Проекты переустройства О. в XIX в. возникали один за другим, но всегда случалось, что “ко времени окончания работ по составлению опекунского устава действительная жизнь далеко опережала основные мысли, на которых проект утверждался, и составленный ранее проект требовал существенных изменений и переработок” (соображение составителей устава об О. 1891 г.). Особое развитие получила О. над совершеннолетними недееспособными членами гражданского общества (душевнобольными, глухонемыми, расточителями и т.п.), так как заинтересованные в судьбе имущества родственники рано стремятся к тому, чтобы поставить его под свой контроль.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”; ГОСТ Р 52495-2005 “Социальное обслуживание населения. Термины и определения”; Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энцикл., 1935–1940; Энциклопедический словарь / Изд-ли Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб.: Типолитография И.А. Ефрона, 1890–1907.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
89.55 кб

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА КАРИТАС УКРАИНЫ В ПРЕДЕЛАХ ПРОЕКТА "ДОМАШНЯЯ ОПЕКА" (ФОРМЫ И М

Поясик О.
Читать PDF
309.87 кб

Фармацевтическая опека

Фадеева О.В.
Фармацевтическая опека – это комплексная программа взаимодействия фармацевта и пациента.
Читать PDF
2.11 мб

Разработка учебно-методического пособия по дисциплине «Фармацевтическая опека» на основе инновационн

А.Р. Шопабаева, С.В. Хименко, С.Б. Сыдыков
В настоящее время быстро развивающиеся информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения в образовании за счёт применения современных компьютерных средств передачи информации, позволяющих осуществлять обучение спец
Читать PDF
7.38 мб

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних на примере Приморского края

Берняева Инна Олеговна
В статье освещается особо острая, важная и актуальная проблема современности сиротство.

Похожие термины:

  • ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

    форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их законных прав и интересов. Опека в РФ устанавливается на
  • Покровительство, опека

    также защита интересов). Защита интересов и ценностей членов объединения и других входящих в данную целевую группу людей в отношениях с публичной властью, коммерческим сектором, а также с обществ
  • ОПЕКА НАД ДЕТЬМИ

    форма охраны прав детей, лишившихся родителей. Опека устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования а также для защиты их личных и имущественных прав и интересов, устанавливается