ПОНИМАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОНИМАНИЕ
understanding) - см. Значимые понимание и объяснение; Verstehen (прил.).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Понимание
умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Понимание
verstehen - нем.) - понятие, применяемое для обозначения способа познания в социологии путем распознавания смыслов, которыми люди наделяют свои действия. Заключается в том, чтобы ставить себя в положение других людей с целью постижения смысла их действий и намерений [1, с. 373].

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

ПОНИМАНИЕ
англ. comprehension; нем. Verstehen. 1. Универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений истор., соц., культ, и природной реальности. 2. По В. Диль-тею - непосредственное постижение нек-рой душевно-духовной целостности (целостного переживания). 3. По М. Веберу - интерпретация и выявление субъективного смысла соц. действия, соотносящегося с поведением других людей. См. ГЕРМЕНЕВТИКА.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Понимание
(comprehension). В немецкой герменевтической традиции конца XIX в. целью социологии являлось не объяснение (Erklarung)yпосредством установления причинноследственных связей, различных по природе своей феноменов, а понимание ( Verstehen) значения, которое связано с ними, при помощи интерпретационной методологии, основанной на том, что Макс Вебер, защищая номиналистскую точку зрения, называл «объективацией индивидуальных психических процессов». Как часто подчеркивали такие авторы, как Вильгельм Дильтей или Иоганн Густав Дройзен, статистическая связь, какой бы убедительной она ни была, не является достаточной для удовлетворения нашего любопытства, поскольку человеческое действие — явление другого порядка. «Науки о духе» ( Geisteswissenschaften), называемые также Вильгельмом Винденбандом или Гордоном Оллпортом «идиографическими», предполагают также «отнесение с ценностями» и уделяют большое внимание стратегиям акторов, их возможностям выбора и эффектам агрегации.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ПОНИМАНИЕ
процедура постижения или порождения смысла. П. не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П., а, наоборот, потребность в П. ведет к познанию. Категориальный статус П. придал Ф. Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысел. Таким образом П. у него - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым были сформулированы основы классической концепции П. как средства преодоления культурной и временной дистанции. В. Виндельбанд и Г. Риккерт предложили неокантианскую версию П., трактуя его как суть идиографического метода познания, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов и противопоставленного номотетическому методу, обобщающему (генерализующему) и устанавливающему законы, суть которого составляет объяснение. П. возможно через установление в науках о культуре "отношения к ценности", в котором и проявляется мера индивидуального разнообразия. Благодаря неокантианству, П. надолго оказалось связанным с оценочным познанием и актами оценивания, но прежде всего им было заложено ставшее теперь традиционным истолкование П. как эвристической познавательной процедуры, дающей приращение знания, а не только "восстанавливающей" изначальное.
Таким образом была задана совершенно самостоятельная тема гносеологии, эпистемологии и методологии - тема противопоставления или согласования "понимающих" и "объясняющих" схем в научном знании и познании. Основная ее тенденция - универсализация процедур П., которые из исторического гуманитарного знания - усилиями В. Дильтея , М. Вебера , А. Шютца и др. - были перенесены в знание социальное, а затем стали рассматриваться как основа, рамка познания. Дорефлексивное схватывание смыслов начинает трактоваться как основа любой аналитической операции. За П. признается функция продуцирования знания, но оно трактуется, в целом как знание, нуждающееся в дополнительных процедурах, позволяющих перевести его в статус знания научного. П. при этом во многом понимается как интерпретация: объяснение на одном уровне знания подготавливает почву для переинтерпретации фактов на более высоком уровне, переинтерпретация фактов дает новый импульс объяснению, но сама переинтерпретация есть лишь возможность. Тем самым П. становится возможным толковать как объяснение в понятиях необходимых условий ("как возможно?"), построенное по схеме практического вывода (Вригт).
Несколько иной поворот трактовки П. задало признание имманентного присутствия в феномене эпистемологического - феноменов социокультурного и личностного (постпозитивизм, социология знания). Объяснение в подобных моделях чаще всего трактуется как логическая рационализация уже понятых (размещенных в когнитивной модели) реальных соотношений, для которых необходимо отыскание закона, устанавливающего всеобщее в них. В самой уже существующей когнитивной модели признается при этом наличие "образной компоненты". В целом это линия втягивания П. в сферу "рацио" и ее радикализация связана с признанием возможности разных типов рациональности.
Данный ракурс темы П. активно разрабатывается в различных версиях "понимающей" науки (прежде всего психологии и социологии). Исходной здесь явилась версия описательной психологии Дильтея, сформировавшего методологическую установку на П. жизни из нее самой, т.е. ее временности и историчности, и трактовавшего П. как непосредственное постижение некоторой душевно-духовной целостности, т.е. как интуитивное проникновение одной жизни в другую. М. Вебер в версии понимающей социологии снял "психологизм" концепции Дильтея и выдвинул идею формальной рациональности, основанной на принципе максимизации эффективности деятельности в разных сферах социальной жизни, культурно и ментально закрепляемой. Соответственно задача социологии формулируется им как анализ смысловых элементов социокультурной жизни, "задающих" возможные меры рационализации. Любое социальное действие содержит, по М. Веберу, конституирующий его смысл, соотносимый со смыслами действий других людей. Реализуемая совокупность таких соотношений образует "смысловую связь поведения", которая является объектом понимающего исследования.
Эта базовая посылка М. Вебера была универсализирована в феноменологической социологии как предпосылка любых социальных взаимодействий, а также социальных структур и институтов, возникающих на их основе, т.е. П. стало трактоваться как предоснова любых возможных мыслительных процессов и процедур. Отсюда возможно движение или к признанию социологии знания единственно возможной социологией (с ее "экспансированием" как за рамку дисциплинарности, так и за рамку науки в целом), или разработка диалогических концепций социального взаимодействия и "онтологии поступка" (предполагающих и диалоговую, а не только интерпретационную версию П.), что ведет к герменевтизации дисциплины.
Вывод проблематики П. за пределы его истолкования как метода или процедур П. был осуществлен М. Хайдеггером и закреплен в концепции герменевтики Г.-Г. Гадамера. Хайдеггер трактовал П. как специфическое отношение к действительности, в котором человек выступает толкующим себя бытием (т.е. "понимающим бытием"), что означает онтологизацию П. Хайдеггер ввел понятие "предпонимание", выражающее развертывание П. как онтологического определения человеческого бытия, задающее непреодолимый горизонт познания. П. как предпонимание изначально и предполагает мышление и поведение - через "предмнения", "предвидения" и "предвосхищения", делая возможным производное ("вторичное") П. как методы и процедуры познания. Онтологический статус П. был закреплен герменевтикой, в котором П. - центральное понятие. Герменевтика отделяет П. как поиск смысла в качестве собственного предмета и П. как процедуры приписывания значений, настаивая на изначальной "герменевтичности человеческого" существования, имманентности ему "понимательности" (что предшествует любым процедурам приписывания значений). При этом акцент смещается с самих смыслов на языковые практики-дискурсы как предмет непосредственного анализа.
Эти различные направления и версии П. в истории европейской философской и социальной мысли пытаются синтезировать современная эпистемология и методология прежде всего через разработку проблематики разных типов рациональности. В предельной рамке П. начинает трактоваться как умение действовать соответственно социокультурному контексту, т.е. оно выражает отношение субъекта, владеющего нормами данной культуры, к произведенному в рамке этой культуры тексту (в расширительном его толковании). Процесс П. наделяется деятельностно-коммуникативной природой. Задание способов действования и коммуницирования - это и есть запуск механизмов формирования П. В такой трактовке именно П. создает смыслы, т.е. последние не понимаются, а продуцируются в процессах П. в конкретных деятельностно-коммуникативных ситуациях. Понимается не смысл или текст, а коммуникативно-деятельностная ситуация, в которой находится понимающий человек. В этом отношении смысл как ситуативно создаваемый и отличается от включаемых в ситуацию в качестве готовых значений. Мы всегда понимаем не сделанное, а сделанным. Порождаемые смыслы схватываются в процедурах рефлексии. Рефлексия не только проясняет смыслы, но и обнаруживает смысловые лакуны, запуская тем самым новые акты смыслопродуцирующей деятельности и коммуникации. Достигнутый уровень П. накладывает, в свою очередь, онтологические и интерпретационные ограничения на объекты деятельностного оперирования, но оставляет открытыми диалогово-коммуникативные практики, позволяющие выходить за пределы онтологических представлений и утвердившихся интерпретационных схем, перемещая системы значений в новые контексты и провоцируя столкновения разных контекстов (онтологий, языков), а тем самым запуская и новые интерпретации. Не-П. при этом может быть истолковано как проявление психологической и (или) теоретической замкнутости мышления, приверженного следованию догматизированным усвоенным схемам, что выражается в неспособности осмысливать новые ситуации коммуницирования и действования. (В этом отношении следует заметить, что одну из первых технологий преодоления психологической замкнутости вне проблематики П. предложил психоанализ. Аналогичную роль играли исследования парадоксов и аномалий в научном знании.) Следовательно, условие П. - разблокировка процессов мышления в коммуникативно-деятельностных и рефлексивных практиках. Тем самым П. предполагает прежде всего онтологическое (а не гносеологическое) самоопределение субъекта, будучи проблемой практического отношения и практического разума. Именно сращенность человека с бытием и придает П. свойство естественно складывающегося события.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Риск и опасность в aвиации и их понимание в словацком законодательстве oб охрана труда

The topic of the article is to explain some peculiarities in definitions according to ICAO Safety Management System, USA FAA and Slovak legislation.
Читать PDF

Понимание цивилизации как феномена культуры

Самусенко Игорь Михайлович
В статье уточняется содержание понятий культура и цивилизация. Анализируются история и логика взаимоотношений между цивилизацией и культурой в философской мысли.
Читать PDF

Комплексное понимание «Китайского региона» как социоприродной системы

Кучинская Т. Н., Абрамов Виктор Алексеевич
Читать PDF

Понимание политических и нематериальных элементов в современных войнах

Саймонз Грег
В статье рассматриваются нематериальные элементы военного противоборства, начиная с воззрений Сунь Цзы, Никколо Макиавелли и Карла фон Клаузевица, вплоть до настоящего времени.
Читать PDF

Социологическое понимание природы социальной адаптации

Свирбутович Ольга Александровна
Проанализировано понимание социальной адаптации как процесса преобразования взаимоотношений личности (социальной группы) с изменяющейся внешней и внутренней средой посредством согласования требований и ожиданий его участников, свя
Читать PDF

98. 03. 001. Лэйдер Д. Понимание социальной теории. Layder D. understanding social theory. - L. : Sa

Фомичев П. Н.
Читать PDF

2015.02.004. ШЕСТАКОВ О.А. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: НОВОЕ ПОНИМАНИЕ. - М.: СПУТНИК+, 2014. - 428 С

Боброва Л.А.
Читать PDF

Социально-интегративное понимание права

Землянинова Е. А.
На основе анализа содержания категории «социальная интеграция» и с учетом особенностей существующих типов интегративного понимания права автор обосновывает особую миссию права как важнейшего института социальной интеграции.
Читать PDF

Распространение ВИЧ в России: понимание проблемы и принятые решения

Комлев А. Д.
Оценивая сложившиеся тенденции информированности населения и внимания государства к проблеме распространение ВИЧ/СПИД, автор предполагает, что в ближайшее время Россию ждет не столь серьезный рост числа ВИЧ-инфицированных, какой н
Читать PDF

Отношение российской молодежи к международному браку, его восприятие и понимание

Максимова Татьяна Алексеевна
В статье рассматривается отношение российской молодежи к такому социальному феномену как международный брак.
Читать PDF

2010. 03. 007. Линч М. Наука как увлечение: дефицит, излишек, общественное понимание социальной наук

Пястолов С. М.
Читать PDF

Демография: понимание подхода к демографии

Чичиль Никита Сергеевич
Статья об основных проблемах понимания общественностью современных условий демографической ситуации.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Двоякое понимание антропологии

    понимание содержания антропологической науки: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биолог
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    OVERSOCIALIZED CONCEPTION OF MAN) Выражение, использованное Д. Ронгом (Wrong, 1961) для описания и критики функционалистской концепции роли. Ронг утверждал, что между человеческой природой и соответствием социальным
  • ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ

    empathic understanding) - форма понимания и объяснения, достигаемая путем воображения себя непосредственно в роли социальных акторов, чьи действия нужно понять или объяснить. Поскольку эта форма может казат
  • ЗНАЧИМЫЕ ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ

    meaningful understanding and explanation) — понимание ценностей социальных акторов (то есть их убеждений, мотивов, целей, причин и т.д. в любом социальном контексте) одновременно с объяснением их деятельности и социа
  • ПОНИМАНИЕ ИНЫХ СИСТЕМ УБЕЖДЕНИЙ

    Поскольку социология стремится к получению неких общезначимых положений, сравнительное изучение культур составляет неотъемлемую черту социологического исследования. Хотя часть социологов зан
  • ПОНИМАНИЕ СОЦИОЛОГИИ

    познавательная процедура в социологическом исследовании, направленная на получение непосредственного знания, связанного с постижением смыслового содержания социальной реальности и субъективн
  • Материалистическое понимание истории

    materialistic interpretation of history) — см. Исторический материализм; комическая интерпретация истории.
  • НРАВСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ СОВЕСТЬ

    1) Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть и
  • Легистское понимание права

    подход, согласно которому позитивное право (закон) и представляет собой собственно право.
  • Либертарное понимание права

    подход, согласно которому право - это всеобщая и необходимая форма свободы людей, а свобода в социальной жизни возможна и действительна лишь как право и в форме права (В.С. Нерсесянц).
  • Вопрос на понимание

    заключается во введении версии результата понимания, рассматриваемое как вероятное воспроизведение точки зрения автора, и предложение автору согласиться или не согласиться с правильностью восп
  • Юридическое понимание права

    подход, согласно которому право это не просто произвольное и субъективное властное веление, имеющее форму закона, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли зак
  • Понимание текста

    состоит, в простейшем случае, в восприятии текста с построением первичного образа смыслового типа, в рефлексивном обнаружении завершенности построения образа и его фиксированности, в рефлексивн
  • ПОНИМАНИЕ знания

    важный класс общих познавательных операций. Понимание начинается тогда, когда слушатель (читатель) более или менее отдает себе отчет в том, что же, собственно, ему собственно непонятно? В обыденной
  • ПОНИМАНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

    1) непосредственное постижение нек-рой душевно-духовной целостности (целостного переживания), проникновение одной «жизни» в другую (1); 2) раскрытие смысла субъективной человеческой реальности (2); 3)
  • Метод понимания

    совокупность принципов, правил и операций, позволяющих выявлять, истолковывать и разъяснять как глубинную семантику любых текстов, так и смысл социальных действий путем их переосмысления в проце
  • ПОНИМАНИЯ МЕТОД (ПМ)

    совокупность методологических принципов, методических процедур и техник, направленных на экспликацию структур жизненного мира участников процессов управления и самоуправления. В. Дильтей, прот
  • РЕАЛИИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ: К ПОНИМАНИЮ НАШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    текст И. Валлерстайна , опубликованный в ряде источников в середине 1980-х. По мысли Валлерстайна, время и пространство - менее зависящие от нас внешние реальности, чем созданные обществом геоисторич
  • ТЕОРИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

    Система взглядов, исходящая из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагае
  • успешность понимания (в межкультурной коммуникации)

    understanding (in intercultural communication). - Состояние взаимопонимания коммуникантов, выполнение целей коммуникации, возможное, согласно американскому лингвисту л. Смиту (Larry Smith, 1992), при выполнении трех этапов: 1)