ПОСТМОДЕРНИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Постмодернизм
от термина постмодерн, который обозначает качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными индустриальными обществами. Постмодернизм как совокупность социальных теорий об этом новом периоде утверждает, что социальное знание о ситуации современного мира должно учитывать многоаспектность и фрагментарность человеческого существования и содержать анализ не только и не столько классовой и экономической дифференциации, но и культурной, этнической, половой, возрастной и т. д.

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

ПОСТМОДЕРНИЗМ
Собирательное название для тенденций и направлений в философии науки, культурологии, социологии, возникших сначала как реакция на позитивистские и эмпирические установки, а также социальные реалии общества потребления с его центрацией на культе вещей. Постмодерн обозначает определенную эпоху доминирования постматериальных ценностей над материальными (Р. Инглхарт) Философской основой П. в социологии является критический реализм, возрождающий значение ценностных суждений в социальных исследованиях, а также плюрализма методологических подходов в силу возрастающего культурного и социального многообразия. Трудно говорить о хронологической определенности соотнесения термина с изменениями обществ. Термин П. появился еще в начале ХХ в. для характеристики некоторых явлений в искусстве. В Европе течение П. распространяться начало в 1960-х гг. Некоторые социологи считают правильным применять вместо П. понятие “поздний модерн”. П. характеризует как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он характеризует изменение социальной реальности в условиях глобализации, информатизации, ведущее к поиску новых подходов, с другой – усиливает релятивизм, обесценивает эпистемологию в исследовании социальных явлений. Изучение П. связано с именами Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана, Р. Инглхарта, Э. Гидденса, Ж. – Ф. Лиотара, Ю. Хабермаса и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Постмодернизм
postmodernism), совр. течение, представляющее собой реакцию на то, что обозначается термином модерн, и весьма влиятельное в целом ряде областей; оказало воздействие на изобразительное иск-во, лит-ру, философию и социальные теории. Одним из осн. филос. направлений, к-рое отождествляется с этим течением, является деконструкция. Термин П. стал широко использоваться в 1970-х гг., первоначально для определения негативного отношения нек-рых архитекторов к модерну в архитектуре и подчеркнутому функционализму его построек. Архитекторы П. вновь ввели орнамент, цвет и скульптуру, часто смешивая стили в пародийной форме. Постмодернисты подвергли критическому разбору все системы мысли и знаков, начиная от традиц. религии вплоть до науч. мысли, от психоанализа Фрейда до марксизма — т.е. все, что претендует на истину. Существует мнение, что зап. об-ва вступили в постмодернистскую фазу развития, где реальность во мн. зависит от смены образов, репродуцируемых средствами массовой информации (прежде всего телевидением, видеопродукцией и рекламой). Для постмодернистской лит-ры, напр. Сатанинских стихов Салмана Рушди (1988) или Маятника Фуко Умберто Эко (1988), характерно утверждение бессмысленности всех высших истин и постоянное слияние факта и вымысла, реального и воображаемого. Критики П. отвергают художеств, яз. этого течения, к-рый они считают претенциозным жаргоном, утверждающим циничный и поверхностный подход к постижению мира.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПОСТМОДЕРНИЗМ
POSTMODERNISM) Движение в живописи, литературе, кино, телевидении и в искусстве в целом. Единого мнения относительно основных черт постмодернизма нет, тем не менее, в их числе называются: (1) пастиш (pastiche) — соединение стилевых элементов из совершенно разных контекстов и исторических эпох; (2) рефлексивность — способность к самосознанию, часто сопровождающаяся чувством иронии; (3) релятивизм — отсутствие объективных критериев истины; (4) неприятие определенных классических художественных приемов, таких, как нарратив («повествование» в упорядоченной последовательности, имеющее логическое завершение) или репрезентация (попытка изображения реальности); (5) неуважение к традиционным границам в искусстве, таким, как границы между популярной и высокой культурой или границы между различными художественными формами; стремление их пересечь; (6) меньшая убежденность в значимости автора как создателя текста. Постмодернизм часто противопоставляется модернизму. Однако многие черты, перечисленные выше, свойственны и тому, и другому. Поэтому и модернизм, и постмодернизм правильнее рассматривать как движения художественного авангарда, противопоставляющие себя традиционному искусству лишь с тем, чтобы со временем самим стать традиционными. Интересным с социологической точки зрения является вопрос об отношении постмодернизма к постмодерну, а именно, можно ли рассматривать первый как «культуру» последнего. Однако как в случае с постмодернизмом, так и в случае с постмодерном проблема заключается в том, являются ли они действительно новыми культурными и социальными формами или представляют собой лишь некие переходные явления, порожденные быстрым социальным изменением. Лит.: Connor (1989); Kumar (1995)

Источник: Социологический словарь

постмодернизм
1) культурные продукты (в сферах искусства, кино, архитектуры, философии, социальных наук, включая социологию), которые в принципе отличаются от образцов культуры индустриального модерна своим «стилистическим промискуитетом»; характер этих культурных продуктов является результатом влиянии глокальности; 2) совокупность способов осмысления постмодерна, которые находят выражение в концепциях, парадигмах, основанных на неодетерминизме, отказе от внешней принудительной каузальности, презумпции обратимости времени и потому существенно отличающихся от классических и неклассических теоретических линейных традиций, с позиций которых подвергается критики. П. не приемлет евроцентризм, отстаивает идею множества типов постмодернов, исходя из дисхроноза природной и социальной эволюции; 3) по З. Бауману - рефлексивное состояние ментальности, осознающей постмодерн; 4) по Дж. Александеру - теория общества, использующая экстранаучные понятия; 5) по Ф. Джемесону – массовая потребительская культура, разрушающая интеллектуальную культуру; 6) по Б. Турнеру – интеллектуальное течение в социальной мысли, суть которого в культурном критицизме модернизма; 7) по М. Фитерстону – интеллектуальное течение, предполагающее замена нарративов плюрализмом языковых игр, универсализма – локализмом; 8) по С.А. Кравченко - совокупность новых способов осмысления постмодерна, которые находят выражение в концептуальном осмыслении нелинейной социокультурной динамики, самоорганизации открытого социума, возникновения порядка из хаоса, проблем виртуальной реальности, которые основаны на взаимодействии социологии не только с родственными социальными науками, но и науками гуманитарными и естественными - у них заимствуются и отдельные термины, и даже концепции. - Литература: Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001; Давыдов Ю.Н. У истоков социологического постмодернизма: от распредмечивания социальной науки к плюралистическому разложению разумности. История теоретической социологии. Том 4. СПб., 2000; Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998; Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов. М.: МГИМО-Университет, 2010; Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., 2005; Alexander, Jeffrey A. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003; Kumar, Krishan. From Post-Industrial to Post-Modern Society. Oxford: Blackwell, 1995; Jameson, F. Postmodernism or the Cultural Logic of Capitalism. L.: Verso, 1991; Ritzer, G. Postmodern Social Theory. The McGrawHill Companies, 1997; Turner, B.S. Orientalism, Postmodernism and Globalism. London and New York: Routledge, 1994; Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 2007.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Постмодернизм
(от лат. post – после и франц. moderne – современный: от лат. modernus – новый, современный). Постмодернізм. Postmodernism. 1. Система логически обоснованных этических и эстетических представлений, касающихся художественной характеристики эпохи, приходящей на смену современности (модерну) в результате так называемой вторичной модернизации. Обычно, характеризуя П., выделяют четыре типа отличительных его черт: социальные, культурные, политические и экономические. В социологии П. отразился в постструктурализме. Как правило, считается, что в П. культурные факторы будут определяющими. Среди этих факторов, в свою очередь, главными считаются: процесс эстетизации повседневности; рост производственной культуры на основе развития индустриализации; признание свободы выбора индивидуальной идентичности (вплоть до национальной, религиозной и т. д.), что равносильно отрицанию традиционной идентичности (например, если мои родители православные, то дети тоже, поскольку они по традиции не могут отойти от веры отцов); зависимость выбора индивидуальной идентичности от определенной ситуации; наличие индивидуального пространственно-временного опыта, дающего возможность индивидуальной идентификации в зависимости от изменяющихся ситуаций; морально-эстетический П. Последнее означает, что индивидуальная жизнь каждого представляет для него некоторый морально-эстетический проект, в соответствии с которым индивид не только строит свою повседневность, но и воспринимает окружающий мир. Индивидуализация жизни отражается, в свою очередь, и на искусстве, которое теперь ориентировано не на отражение типического, подобно классическому искусству, а на отражение индивидуальных, сиюминутных впечатлений от встречи с окружающим миром. Таким образом, социальная индивидуализация больше не требует от искусства выражения социально общего, а только индивидуально значимого, что, в свою очередь: снимает необходимость в сюжете; создает возможность смешения стилей и элементов культуры, заимствованных из разных культур и эпох; снимает критерии истинности, ибо истинно теперь только то, что значимо в данный момент, а сама истина становится некоторым релятивным, постоянно изменяющимся процессом. Последнее приводит к отрицанию необходимости логической завершенности произведения, что возбуждает иногда потребность в рефлексии или самопознании; к снятию градаций между различными уровнями культуры (высокой и низкой, популярной и классической и т. д.) и, как результат, к утрате автором его собственного восприятия действительности, ибо он отражает только настроение индивида в данный момент. Такие эстетические позиции фактически снимают различия между модерном и постмодерном, а оба они – лишь проявление авангарда, постепенно стремящегося превратиться в традиционный, т. е. к выработке своих собственных традиций. 2. Методология социологического познания, согласно которой следует: а) рассматривать идеи и объекты как тексты; б) определять бинарные оппозиции в текстах по типу “добро – зло”, “правда – ложь”, “любовь – ненависть” и пр.; в) деконструировать текст с целью определения того, является ли оппозиция истиной; г) идентифицировать согласно с указанными оппозициями тексты, группы и пр. Деконструкция, таким образом, переводит контекст в форму текста, но при этом сам текст утрачивает объективное значение в силу того, что его содержание интерпретируется в чисто субъективном смысле, т. е. частном значении для автора текста. Это просто копия, не предполагающая никакого оригинала, получившая название симулякрум, – копия жизни, не существующей в действительности, или миф, обретший самодостаточное значение. См. также Определение ситуации, Пастиш, Деконструкция и Социология повседневности.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Постмодернизм
особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. П. возник в середине 50-х гг. XX в. в США как художественное течение в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы П., в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для П. как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т. п. В 80-е гг. П. сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал рказывать влияние на различные сферы общественной жизни — политику, культуру, международные отношения. Широкую известность приобрели ведущие теоретики П. — Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Бодрийар и др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, П. на рубеже 80—90-х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные незападные формы. Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождаетвесьма широкий спектр его оценок — от признания П. самой актуальной и продвинутой частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. Споры о П. начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. При всей отличающей его пестроте подходов, П. создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. «Мир как текст» — один из наиболее известных и основополагающих тезисов П. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста. «Ничто не существует вне текста», — утверждает Деррида. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в П. как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с «фактами» мира. Язык «владеет» своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности, а не наоборот. П. отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить «истину» о ней. Отсюда вытекает важнейший тезис П. — о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это — исходная и главная идея П., рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными — си-мулякрами. Это ставшее модным слово означает псевдовещь, заменяющую «исчезающую» реальность, кажимость, не обладающую никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между «словами» и «вещами» («Слова и вещи» — одна из самых известных работ М. Фуко). П. характеризуется двумя основными чертами — распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием «великих базовых идей» — «метарассказов». Это — религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т. п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. П. — это «недоверие к мета-рассказам», великим «объяснительным системам», это «конец метарассказов», что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка — главный лозунг П. Поэтому для П. естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В П. социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития. В П. представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Особое внимание П. уделяет процессам локальной идентичности, мультикультурализму — формированию множества групп, основанных на культурной., в первую очередь — этнокультурной идентичности. Эти процессы свидетельствуют о распаде «универсальных» социальных структур модерна, об отказе от «универсальных» принципов организации общества. Глобальное «размножение» локальных идентичностей означает разрушение характерной для модерна культурной вертикали «центр — периферия» как в национальном, так и в мировом масштабе, закат гегемонии Запада и возникновение нового социального порядка глобального уровня. В этом отношении П. выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене европоцентризма глобальным полицентризмом. П. — это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Основы осмысления кризиса культуры: Ф. Ницше и постмодернизм

Ирицян Гурген Эдмондович
В работе анализируется теоретико-мировоззренческая связь «философия жизни» Ф. Ницше и постмодернистской теории культуры. Идеи немецкого философа представляются как начало формирования основ по осмыслению кризиса культуры.
Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 021. Кнорр-Цетина К. Примитивная классификация и постмодернизм: к социологическому понятию "

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

96. 03. 001. Смит Дж. Эмансипирующая социология: постмодернизм и традиционная социологическая практи

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Джулия Чи Жань. Смысл стиля: постмодернизм, демистификацияи диссонанс в китайском авангардном искусс

Чистякова Анна
Джулия Чи Жань обращается к анализу китайского авангарда, в частности, трансформации художественного стиля, произошедшей после 1989 года.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен гениальности и постмодернизм

Фукалов Антон Вячеславович
Статья рассматривает особенности феномена гениальности в эпоху постмодерна.
Читать PDF
0.00 байт

Русский символизм и постмодернизм: проблемы связи и преемственности

Царева Надежда Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Русский символизм и европейский постмодернизм о кризисе культуры

Царева Надежда Александровна
Теоретики русского символизма и европейского постмодернизма связывают состояние кризиса культуры с потерей духовного основания. Современную им культуру философы начала и конца ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтический язык как пространство свободного творчества: русский символизм и постмодернизм

Царева Надежда Александровна
Стремление к постижению глубинного смысла слова, выявлению его сущностной основы является одной из основных целей русского символизма и западно-европейского постмодернизма.
Читать PDF
0.00 байт

Модернизм и постмодернизм: к проблеме соотношения

Новикова Надежда Львовна, Тремаскина Ирина Викторовна
Постмодернизм как современное мироощущение своеобразный протест против действительности, полемика с модернизмом и в то же время своего рода подведение итогов и переосмысление.
Читать PDF
0.00 байт

Постмодернизм как среда для становления первичного субъекта культуры

Ветюгова Ю. С.
Статья посвящена постмодернизму как явлению, внутри которого сформировался своеобразный субъект культуры. Рассматривается понятие «субъект культуры».
Читать PDF
0.00 байт

Постмодернизм и гуманитарная проблематика

Фалеев Алексей Николаевич
Рассматриваются характеристические принципы постмодернистской ситуации: плюрализм, децентрация, фрагментация, эклектизм, диалогизм.
Читать PDF
0.00 байт

Постмодернизм в современном изобразительном искусстве

Волова Л. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПОСТМОДЕРНИЗМ ИЛИ ЛОГИКА КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА

    Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism", 1991) - работа Джеймисона , ставшая философским бестселлером; одно из первых исследований высокого концептуального уровня и огромного фактографического объема, посвя
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

    (от лат. post - приставка, обозначающая следующий после и фр. modeme - современный) - течение, возникшее в последней четверти XX в., представители к-рого, придерживаясь когнитивных установок конструктивизм
  • ПОСТМОДЕРН и ПОСТМОДЕРНИЗМ

    взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн - это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм - теории (включая новые движения в архитектур
  • ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ

    La condition postmoderne. Rapport sur le savoir", 1979) - программная работа Лиотара , посвященная анализу "состояния знания в наиболее развитых обществах". Лиотар, характеризуя такое состояние культуры как "постмодерн", о
  • Постмодерный город

    понятие, которым оперировали культурные географы и урбанисты в конце ХХ в. Одна из немногих попыток дать его основные характеристики принадлежит Эду Соджа. Он считает, что такой город - вопервых, «
  • ПОСТМОДЕРН

    социальные формы, характерные для постиндустриальных обществ.
  • ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    общее название версий социально-философского и социологического теоретизирования - Ж. Бодрийар , З. Бауман , М. Маффесоли и др., - акцентирующих исчерпанность эпистемологии и онтологии модерна ( Modern)
  • действие постмодернистское

    по Дж. Александеру – действие, кодированное культурной средой и мотивированное личностями, а также обусловленное социальной сетью. При этом культурные и мотивационные паттерны являются внутренн
  • этика постмодернистская

    по З. Бауману – достаточно динамичные нормы, формируемые как результат переговоров и взаимодействия акторов. - Литература: Bauman, Z. Postmodern Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1993.
  • интимность постмодернистская

    по Э. Гидденсу – в условиях постмодернистского общества происходит демократизация личной жизни, что выражается в утверждении «сексуального и эмоционального равенства», а также в возникновении «
  • метапарадигма постмодерна нелинейная

    социологические и социальные теории, изучающие нелинейную социокультурную динамику, процессы самоорганизации социума, обеспечивающие возникновение порядка из хаоса, интерпретирующие природу н
  • насилие постмодернистское

    по Г. Делантию – насилие, обусловленное государственной дисфункциональностью и отсутствием разделяемого всеми нормативного порядка. В отличие от традиционного насилия, у данного типа насилия от
  • постмодернистский империализм

    методологический подход, весьма близкий космополитическому методологизму (У. Бек), согласно которому предполагается распространение парадигмы мышления, не допускающей в принципе экспансию како
  • постмодернити

    социальная и политическая эпоха, сменяющая эру модерна в историческом смысле, для которой характерны разрывы с традициями, новые технологии, информации, принципы социально-экономической организ
  • постмодернизация

    1) по Ш. Зукину – динамичный процесс реструктуризации социально-пространственных отношений в сферах производства, инвестиций, услуг, трудовых рынков, телекоммуникаций, адекватный стадии постмоде
  • теория социальная постмодернистская

    1) по Дж. Ритцеру, теория, исходящая из того, что человечество вступило в новую социальную эпоху, для которой характерны разрывы, парадоксы - они могут быть интерпретированы с позиций нелинейности к