от термина постмодерн, который обозначает качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными индустриальными обществами. Постмодернизм как совокупность социальных теорий об этом новом периоде утверждает, что социальное знание о ситуации современного мира должно учитывать многоаспектность и фрагментарность человеческого существования и содержать анализ не только и не столько классовой и экономической дифференциации, но и культурной, этнической, половой, возрастной и т. д.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Постмодернизм
Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Собирательное название для тенденций и направлений в философии науки, культурологии, социологии, возникших сначала как реакция на позитивистские и эмпирические установки, а также социальные реалии общества потребления с его центрацией на культе вещей. Постмодерн обозначает определенную эпоху доминирования постматериальных ценностей над материальными (Р. Инглхарт) Философской основой П. в социологии является критический реализм, возрождающий значение ценностных суждений в социальных исследованиях, а также плюрализма методологических подходов в силу возрастающего культурного и социального многообразия. Трудно говорить о хронологической определенности соотнесения термина с изменениями обществ. Термин П. появился еще в начале ХХ в. для характеристики некоторых явлений в искусстве. В Европе течение П. распространяться начало в 1960-х гг. Некоторые социологи считают правильным применять вместо П. понятие “поздний модерн”. П. характеризует как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он характеризует изменение социальной реальности в условиях глобализации, информатизации, ведущее к поиску новых подходов, с другой – усиливает релятивизм, обесценивает эпистемологию в исследовании социальных явлений. Изучение П. связано с именами Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана, Р. Инглхарта, Э. Гидденса, Ж. – Ф. Лиотара, Ю. Хабермаса и др.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Постмодернизм
postmodernism), совр. течение, представляющее собой реакцию на то, что обозначается термином модерн, и весьма влиятельное в целом ряде областей; оказало воздействие на изобразительное иск-во, лит-ру, философию и социальные теории. Одним из осн. филос. направлений, к-рое отождествляется с этим течением, является деконструкция. Термин П. стал широко использоваться в 1970-х гг., первоначально для определения негативного отношения нек-рых архитекторов к модерну в архитектуре и подчеркнутому функционализму его построек. Архитекторы П. вновь ввели орнамент, цвет и скульптуру, часто смешивая стили в пародийной форме. Постмодернисты подвергли критическому разбору все системы мысли и знаков, начиная от традиц. религии вплоть до науч. мысли, от психоанализа Фрейда до марксизма — т.е. все, что претендует на истину. Существует мнение, что зап. об-ва вступили в постмодернистскую фазу развития, где реальность во мн. зависит от смены образов, репродуцируемых средствами массовой информации (прежде всего телевидением, видеопродукцией и рекламой). Для постмодернистской лит-ры, напр. Сатанинских стихов Салмана Рушди (1988) или Маятника Фуко Умберто Эко (1988), характерно утверждение бессмысленности всех высших истин и постоянное слияние факта и вымысла, реального и воображаемого. Критики П. отвергают художеств, яз. этого течения, к-рый они считают претенциозным жаргоном, утверждающим циничный и поверхностный подход к постижению мира.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ПОСТМОДЕРНИЗМ
POSTMODERNISM) Движение в живописи, литературе, кино, телевидении и в искусстве в целом. Единого мнения относительно основных черт постмодернизма нет, тем не менее, в их числе называются: (1) пастиш (pastiche) — соединение стилевых элементов из совершенно разных контекстов и исторических эпох; (2) рефлексивность — способность к самосознанию, часто сопровождающаяся чувством иронии; (3) релятивизм — отсутствие объективных критериев истины; (4) неприятие определенных классических художественных приемов, таких, как нарратив («повествование» в упорядоченной последовательности, имеющее логическое завершение) или репрезентация (попытка изображения реальности); (5) неуважение к традиционным границам в искусстве, таким, как границы между популярной и высокой культурой или границы между различными художественными формами; стремление их пересечь; (6) меньшая убежденность в значимости автора как создателя текста. Постмодернизм часто противопоставляется модернизму. Однако многие черты, перечисленные выше, свойственны и тому, и другому. Поэтому и модернизм, и постмодернизм правильнее рассматривать как движения художественного авангарда, противопоставляющие себя традиционному искусству лишь с тем, чтобы со временем самим стать традиционными. Интересным с социологической точки зрения является вопрос об отношении постмодернизма к постмодерну, а именно, можно ли рассматривать первый как «культуру» последнего. Однако как в случае с постмодернизмом, так и в случае с постмодерном проблема заключается в том, являются ли они действительно новыми культурными и социальными формами или представляют собой лишь некие переходные явления, порожденные быстрым социальным изменением. Лит.: Connor (1989); Kumar (1995)
Источник: Социологический словарь
постмодернизм
1) культурные продукты (в сферах искусства, кино, архитектуры, философии, социальных наук, включая социологию), которые в принципе отличаются от образцов культуры индустриального модерна своим «стилистическим промискуитетом»; характер этих культурных продуктов является результатом влиянии глокальности; 2) совокупность способов осмысления постмодерна, которые находят выражение в концепциях, парадигмах, основанных на неодетерминизме, отказе от внешней принудительной каузальности, презумпции обратимости времени и потому существенно отличающихся от классических и неклассических теоретических линейных традиций, с позиций которых подвергается критики. П. не приемлет евроцентризм, отстаивает идею множества типов постмодернов, исходя из дисхроноза природной и социальной эволюции; 3) по З. Бауману - рефлексивное состояние ментальности, осознающей постмодерн; 4) по Дж. Александеру - теория общества, использующая экстранаучные понятия; 5) по Ф. Джемесону – массовая потребительская культура, разрушающая интеллектуальную культуру; 6) по Б. Турнеру – интеллектуальное течение в социальной мысли, суть которого в культурном критицизме модернизма; 7) по М. Фитерстону – интеллектуальное течение, предполагающее замена нарративов плюрализмом языковых игр, универсализма – локализмом; 8) по С.А. Кравченко - совокупность новых способов осмысления постмодерна, которые находят выражение в концептуальном осмыслении нелинейной социокультурной динамики, самоорганизации открытого социума, возникновения порядка из хаоса, проблем виртуальной реальности, которые основаны на взаимодействии социологии не только с родственными социальными науками, но и науками гуманитарными и естественными - у них заимствуются и отдельные термины, и даже концепции. - Литература: Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001; Давыдов Ю.Н. У истоков социологического постмодернизма: от распредмечивания социальной науки к плюралистическому разложению разумности. История теоретической социологии. Том 4. СПб., 2000; Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998; Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов. М.: МГИМО-Университет, 2010; Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., 2005; Alexander, Jeffrey A. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003; Kumar, Krishan. From Post-Industrial to Post-Modern Society. Oxford: Blackwell, 1995; Jameson, F. Postmodernism or the Cultural Logic of Capitalism. L.: Verso, 1991; Ritzer, G. Postmodern Social Theory. The McGrawHill Companies, 1997; Turner, B.S. Orientalism, Postmodernism and Globalism. London and New York: Routledge, 1994; Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 2007.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Постмодернизм
(от лат. post – после и франц. moderne – современный: от лат. modernus – новый, современный). Постмодернізм. Postmodernism. 1. Система логически обоснованных этических и эстетических представлений, касающихся художественной характеристики эпохи, приходящей на смену современности (модерну) в результате так называемой вторичной модернизации. Обычно, характеризуя П., выделяют четыре типа отличительных его черт: социальные, культурные, политические и экономические. В социологии П. отразился в постструктурализме. Как правило, считается, что в П. культурные факторы будут определяющими. Среди этих факторов, в свою очередь, главными считаются: процесс эстетизации повседневности; рост производственной культуры на основе развития индустриализации; признание свободы выбора индивидуальной идентичности (вплоть до национальной, религиозной и т. д.), что равносильно отрицанию традиционной идентичности (например, если мои родители православные, то дети тоже, поскольку они по традиции не могут отойти от веры отцов); зависимость выбора индивидуальной идентичности от определенной ситуации; наличие индивидуального пространственно-временного опыта, дающего возможность индивидуальной идентификации в зависимости от изменяющихся ситуаций; морально-эстетический П. Последнее означает, что индивидуальная жизнь каждого представляет для него некоторый морально-эстетический проект, в соответствии с которым индивид не только строит свою повседневность, но и воспринимает окружающий мир. Индивидуализация жизни отражается, в свою очередь, и на искусстве, которое теперь ориентировано не на отражение типического, подобно классическому искусству, а на отражение индивидуальных, сиюминутных впечатлений от встречи с окружающим миром. Таким образом, социальная индивидуализация больше не требует от искусства выражения социально общего, а только индивидуально значимого, что, в свою очередь: снимает необходимость в сюжете; создает возможность смешения стилей и элементов культуры, заимствованных из разных культур и эпох; снимает критерии истинности, ибо истинно теперь только то, что значимо в данный момент, а сама истина становится некоторым релятивным, постоянно изменяющимся процессом. Последнее приводит к отрицанию необходимости логической завершенности произведения, что возбуждает иногда потребность в рефлексии или самопознании; к снятию градаций между различными уровнями культуры (высокой и низкой, популярной и классической и т. д.) и, как результат, к утрате автором его собственного восприятия действительности, ибо он отражает только настроение индивида в данный момент. Такие эстетические позиции фактически снимают различия между модерном и постмодерном, а оба они – лишь проявление авангарда, постепенно стремящегося превратиться в традиционный, т. е. к выработке своих собственных традиций. 2. Методология социологического познания, согласно которой следует: а) рассматривать идеи и объекты как тексты; б) определять бинарные оппозиции в текстах по типу “добро – зло”, “правда – ложь”, “любовь – ненависть” и пр.; в) деконструировать текст с целью определения того, является ли оппозиция истиной; г) идентифицировать согласно с указанными оппозициями тексты, группы и пр. Деконструкция, таким образом, переводит контекст в форму текста, но при этом сам текст утрачивает объективное значение в силу того, что его содержание интерпретируется в чисто субъективном смысле, т. е. частном значении для автора текста. Это просто копия, не предполагающая никакого оригинала, получившая название симулякрум, – копия жизни, не существующей в действительности, или миф, обретший самодостаточное значение. См. также Определение ситуации, Пастиш, Деконструкция и Социология повседневности.
Постмодернизм
особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. П. возник в середине 50-х гг. XX в. в США как художественное течение в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы П., в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для П. как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т. п. В 80-е гг. П. сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал рказывать влияние на различные сферы общественной жизни — политику, культуру, международные отношения. Широкую известность приобрели ведущие теоретики П. — Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Бодрийар и др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, П. на рубеже 80—90-х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные незападные формы. Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождаетвесьма широкий спектр его оценок — от признания П. самой актуальной и продвинутой частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. Споры о П. начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. При всей отличающей его пестроте подходов, П. создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. «Мир как текст» — один из наиболее известных и основополагающих тезисов П. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста. «Ничто не существует вне текста», — утверждает Деррида. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в П. как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с «фактами» мира. Язык «владеет» своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности, а не наоборот. П. отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить «истину» о ней. Отсюда вытекает важнейший тезис П. — о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это — исходная и главная идея П., рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными — си-мулякрами. Это ставшее модным слово означает псевдовещь, заменяющую «исчезающую» реальность, кажимость, не обладающую никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между «словами» и «вещами» («Слова и вещи» — одна из самых известных работ М. Фуко). П. характеризуется двумя основными чертами — распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием «великих базовых идей» — «метарассказов». Это — религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т. п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. П. — это «недоверие к мета-рассказам», великим «объяснительным системам», это «конец метарассказов», что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка — главный лозунг П. Поэтому для П. естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В П. социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития. В П. представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Особое внимание П. уделяет процессам локальной идентичности, мультикультурализму — формированию множества групп, основанных на культурной., в первую очередь — этнокультурной идентичности. Эти процессы свидетельствуют о распаде «универсальных» социальных структур модерна, об отказе от «универсальных» принципов организации общества. Глобальное «размножение» локальных идентичностей означает разрушение характерной для модерна культурной вертикали «центр — периферия» как в национальном, так и в мировом масштабе, закат гегемонии Запада и возникновение нового социального порядка глобального уровня. В этом отношении П. выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене европоцентризма глобальным полицентризмом. П. — это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.
Источник: Социология. Словарь по обществознанию