ПРАКТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПРАКТИКА
от греч. praktikos - деятельный, активный) -англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. 2. Приемы, навыки к.-л. работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. 4. Работа, занятия по специальности как основа опыта, умения.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПРАКТИКА
PRAXIS) Данное понятие, использовавшееся К. Марксом в ранний период его творчества, имеет два близких значения. (1) Им обозначается действие, противоположное философской спекуляции. (2) Оно предполагает, что фундаментальной характеристикой человеческого общества является материальное производство с целью удовлетворения основных потребностей. Человек прежде всего воздействует на природный мир, — он работает, — и лишь затем осмысливает его. См. также: Материализм. Лит.: Lefebvre (1968)

Источник: Социологический словарь

ПРАКТИКА
praxis) (Марксизм) - целенаправленная деятельность (включая политическую) по изменению материального и социального мира, в том числе самого человека. В качестве общего понятия в рамках марксизма "практика" привлекает внимание к социально созданной природе экономических и социальных институтов, а также к возможности их изменения, то есть к способности человека к свободе, которую нельзя достичь в полной мере на индивидуальном уровне. Практике можно придавать более определенные значения, например, "революционная практика", но главным образом она используется как общее понятие, имеющее множество аспектов. Так, в некоторых случаях (в пределах марксизма) между практикой и необходимостью может существовать напряженность.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПРАКТИКА
категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: а) поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность, детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличие от поэзии, детерминированной формой; б) теория и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта, с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой стороны; в) опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории (в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. - используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием).
Практическая сфера, по И. Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, А. Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция, которая в дальнейшем стала рефлексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь, в марксизме . Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв.
Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект в таком контексте понимался "как деятельность, как практика, субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризирована формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме , который усвоил от позитивизма культ научности, исходная формула понималась как "от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента". Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт - мышление. Все развитие сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту - эксперименту.
Вульгаризация категории П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль, и к нравственному релятивизму. Если критерий истины - П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность, добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет - классом, или партией этого класса, или лидером этой партии. Кантовский практический разум был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля определялась социальными условиями и "классовым сознанием". П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. также: Праксеология.
В.В. Мацкевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
106.48 кб

Теория и практика общинного воспитания в кибуце

Филиппова Светлана Львовна
В статье анализируются проблемы, раскрывающие вопросы теоретического обоснования, практического воплощения и развития модели социального общинного воспитания в израильском кибуце.
Читать PDF
111.43 кб

Социальная модель ограничений жизнедеятельности: научно-теоретические подходы и практика их реализац

Колганов Сергей Олегович
Проанализированы труды основоположников социальной модели ограничений жизнедеятельности. Рассмотрен исторический аспект формирования воззрений о социальной модели в трудах Пола Ханта и Майка Оливера.
Читать PDF
0.00 байт

Экономическая практика жителей среднего города России: гендерный аспект

Касьянова А. Н., Янкина И. А.
Читать PDF
235.72 кб

Теория и практика принятия политических решений в социальной сфере

Смаль С. В.
Статья посвящена исследованию процесса принятия политических решений как социально-политического и административного механизма общественного развития, от состояния которого зависит стабильность социума, благополучие граждан и мног
Читать PDF
161.77 кб

Социальная политика российского государства: теория и практика реализации в Вооруженных Силах Россий

Кончугов А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Экономическая практика жителей среднего города России: гендерный аспект

Касьянова А. Н., Янкина И. А.
Читать PDF
314.40 кб

Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодежи

Константинов Сергей Александрович
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования патриотического воспитания детей и молодежи в отечественных учебных заведениях на основе реализации духовно-нравственной составляющей этого в
Читать PDF
98.87 кб

Таджикское общество: традиция и практика многоженства

Касымова София Рахматулоевна
Читать PDF
0.00 байт

Бадмаев В. Н. Национальная идентичность: дискурс и социальная практика. (- Москва - Элиста, 2002. -

Гречко Петр Кондратьевич
Читать PDF
83.34 кб

Репрезентируя повседневность: ситуационная практика и этнографический концептуализм. Резюме

Оливер Джеймс , Бэдхэм Марни
Читать PDF
108.91 кб

Реклама пятая власть? (социальная практика рекламирования на примере Франции 2-й половины ХХ в.)

Головлева Елена Леонидовна
В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением значения рекламы в жизни общества, функции и задачи рекламы в социальной коммуникации.
Читать PDF
104.14 кб

Практика фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в системе профилактики соци

Маркина Ирина Владимировна
Изменить ситуацию, связанную с проблемами детского социального неблагополучия, возможно при условии целенаправленного развития практик фостерного родительства.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Антидискриминационная практика

    широко используется в социальной работе, например при условном освобождении людей из мест заключения или при обучении социальных работников; предполагает преодоление предубеждений и неравенств
  • Этноспецифическая практика

    ethnically sensitive practice) – социальная работа с учетом культурных традиций конкретной группы людей, включая семейный уклад, образ жизни, язык и культуру.
  • Лучшая практика

    Средства и способы успешного применения существующих норм и принципов как на международном, так и на национальном уровне. Лучшая практика может быть применена в виде рабочих инструкций, кодексов
  • Наилучшая практика привлечения

    Привлечение должно обеспечивать участие таким способом, который учитывал бы интересы людей, причастных к готовящемуся решению. Оно должно согласовываться с общими принципами этики и демократии.
  • ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННАЯ

    англ. practice, social; нем. Gesellschafts praxis. Совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его ис-тор. развитии.
  • дискурсивная практика

    по М. Фуко – «совокупность анонимных, исторических, всегда детерминированных во времени и пространстве правил, которые в данную эпоху и для данного социального, географического или лингвистическ
  • ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

    (от греч. praktikos - деятельный, активный) - целостная органическая система целеполагающей деятельности людей, направленная на освоение и преобразование природы и общества, обеспечивающая создание не
  • ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    использование знаний и навыков социальной работы для предоставления социальных услуг человеку, слою, группе.
  • ПРАКТИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

    индивидуальные или коллективные действия религиозные, прямо выражающие принадлежность верующих к какой-либо религии и относящиеся к отправлению культа религиозного. В И. р. происходит воплощени
  • Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике

    Разработку С.н. в советский период осуществляли министерства и ведомства СССР, госпланы союзных республик под руководством Госплана СССР. К этой работе привлекались соответствующие научно-иссле
  • ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ

    категория, которая обозначает речевую деятельность, осуществляемую в соответствии с требованиями определенного типа дискурса в процессе его производства и воспроизводства. Данная категория под
  • Информационные системы врачей общей практики

    Известны также как информационные системы первичной медико-санитарной помощи. Электронные информационные системы, предназначенные для ведения данных и обмена данными между профессиональными р
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

    PEDAGOGICAL PRACTICES) Педагогика есть искусство обучения. Существование различных педагогических практик связано с различиями в философии образования, в частности, с различными идеями, касающимися учебн
  • Социальные практики

    совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; мышление или действие "по привычке", следование правилу, поведение, имеющее ритуа
  • Пагубные традиционные практики

    В мире каждая социальная группа имеет свои специфические культурные традиции, обычаи и верования, некоторые из которых благотворно сказываются на всех ее членах, в то время как другие пагубно отр
  • Виды управленческой практики

    категории социологии управления, обозначающие принципиальные различия в протекании процесса управления в связи с особенностями реальной проблемы; выделяются четыре вида: 1) управление людьми, 2)
  • ПРАКТИКУЮЩИЙ ВЕРУЮЩИЙ

    последователь какой-либо религии, неукоснительно исповедующий ее учение, строго выполняющий все требования культа религиозного, регулярно совершающий общепризнанные практики религиозные, веду