Радио

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Радио
radio), звуковое вещание. В первой четверти 20 в. беспроволочные телеграфные сообщения в виде точек и тире азбуки Морзе (используемой преимущ. на море) получили дальнейшее развитие, и стало возможным передавать по радио (посредством радиоволн) речь и музыку. К 1925 г. в мире насчитывалось ок. 600 станций радиовещания, и вскоре радио уже повсюду транслировало развлекательные и обучающие программы, новости и рекламу, позже — мыльные оперы и викторины. Опред. диапазоны радиочастот зарезервированы для связи с экипажами самолетов, кораблей, с полицией, а также для спутникового вещания. Доступ в радиодиапазон регулируется гос. орг-циями, такими, как Федеральная комиссия по средствам коммуникаций в США, и Международным союзом электросвязи ООН. В США коммерч. радио финансируется рекламодателями, поэтому контроль сводится к наблюдению за используемым диапазоном радиоволн. Пр-ва большинства др. стран осуществляют более серьезный контроль, а нек-рые поддерживают обществ, (некоммерч.) радиовещание (общественные средства вещания). В период 2-й мировой войны для воен. связи и передачи новостей широко использовался коротковолновый диапазон. После того как телевидение потеснило радио в кач-ве гл. ср-ва вещания, часть радиостанций стали вещать на более узкую аудиторию (узкое вещание) — для местного нас. или групп по интересам. Особую популярность приобрело общение со слушателями в прямом эфире. Радиоприемники стали более миниатюрными после изобретения в 1948 г. транзистора. Кол-во передающих станций и радиоприемников неуклонно росло. Обществ, радиостанции, особенно в Европе, были созданы по просьбе граждан. В Японии местные мини-радиовещательные станции расположены на расстоянии полумили. Будущее радио — в его потенциале для развивающихся стран и в новых технологиях, таких, как микроволновая спутниковая трансляция (спутниковое вещание): оба пути развития Р. предполагают решение тех же вопросов доступа и контроля, поставленных предыдущими поколениями радиолюбителей и энтузиастов.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Радио
(лат. radiare – излучать) Тип средства массовой информации, принцип функционирования которого заключается в передаче на расстояние упорядоченного потока единиц аудиоконтента. В широком смысле понятие «радио» объединяет три разных, но взаимозависимых звена: генерацию контента (производители), упаковку контента (вещатели) и дистрибуцию контента (операторы связи и онлайн‑аудиосервисы). Ключевыми участниками системы радио являются радиостанции‑вещатели – отдельные электронные СМИ, имеющие конкретную тематическую направленность и целевую аудиторию, среду распространения и территорию охвата, форму собственности и экономическую модель. Классификация радиовещателей может базироваться на каждом из данных признаков (информационно‑разговорные и музыкальные станции, общенациональные и региональные станции, общественные и коммерческие станции и др.). С технической точки зрения станции также делятся на аналоговые и цифровые. Вещание может вестись в режиме 24/7 или отдельными временными интервалами (окнами), что распространено среди участников сетевых объединений. Главными медиаметрическими показателями радиостанции являются рейтинг (AQH) и доля (AQH Share). Основные источники финансирования радио – размещение рекламы и государственные дотации. Для обозначения единицы информационно‑разговорного контента на радио обычно используют термин «программа», для единицы музыкального – «трек». В зависимости от набора представленных в эфире программ и треков станции классифицируются по форматам (All News, News&Talk, CHR, AC, AOR и др.). Форматом определяются и правила расположения единиц контента в сетках вещания. Отношения радиостанций с создателями музыкальных произведений устанавливаются через посредников – организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Радиопрограммы, как и радиостанции, являются носителями самостоятельных брендов. В связи с этим дистрибуция программ в настоящее время не ограничивается звучанием в радиоэфире, а осуществляется параллельно путем размещения на онлайн‑платформах.
Литература Кийт М. Радиостанция. – М.: Мир, 2001. Радиовещание в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / под ред. А. Г Быстрицкого, О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова. – М.: ФАПМК, 2019. Смирнов В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
161.75 кб

Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радио

Читать PDF
0.00 байт

«Радио есть, а счастья нет»: электронное общество как социокультурный миф

Трахтенберг А.Д.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние социально-стратификационных факторов на отношение подростков к телевидению и радио

Мкртычян Арег Артавазович
Настоящая статья посвящена сравнительному анализу влияния социально-стратификационных факторов на отношение подростков к средствам массовой информации.
Читать PDF
0.00 байт

Как песни попадают на радио, или Что успех Рианны в чартах значит для исследователя инноваций. Рецен

Мельникова Елена Александровна
Рецензия посвящена монографии Габриэля Россмана «Climbing the Charts: What Radio Airplay Tells Us about the Diffusion of Innovation» («Поднимаясь в чартах: что радиовещание может рассказать нам о диффузии инноваций»), которая вышл
Читать PDF
0.00 байт

Исследование специфики жанра интервью на школьном радио

Сазонова Анастасия Эдуардовна, Морозова Анна Анатольевна
Читать PDF
242.02 кб

Отечественное радио на рубеже 1980-1990-х гг. истоки и предпосылки его реформирования

Подобед Д. А.
Читать PDF
175.69 кб

Становление теории жанров радиожурналистики на страницах журнала «Советское радио и телевидение» в 1

Шевченко О. Н.
Читать PDF
87.04 кб

Современные проблемы творческой личности радиожурналиста (на примере программ пензенского радио)

Ткачев О.Г.
Читать PDF
6.75 мб

АВСТРАЛИЙСКИЕ ШКОЛЫ ПО РАДИО: К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Невская Марина Владимировна
В связи с тем, что в первой половине ХХ века, характеризовавшейся развитием неосвоенных малонаселенных территорий, правительства Канады, СССР и Австралии опробовали различные образовательные модели для местного населения, статья п
Читать PDF
169.21 кб

«Радио Марий Эл» новая государственная радиостанция

Тихонов Олег Николаевич
Статья посвящена изучению роли новой государственной республиканской радиостанции «Радио Марий Эл» в общественно-политической жизни региона.
Читать PDF
225.22 кб

Интернет-радио как новое направление развития медиатехнологий в практике вузовской библиотеки

Самошина Светлана Николаевна
В статье рассматривается организация интернет-радио на площадке вузовской библиотеки.
Читать PDF
778.96 кб

Искусство – массам: роль радио в приобщении советского человека к литературе и искусству в 30-е гг.

Хисамутдинова Наталья Владимировна

Похожие термины:

  • ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ РАДИО ИЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

    периодические репортажи о текущих событиях в жизни компании; специальные выпуски новостей; радиожурналы, тележурналы, альманахи и т. п.; документально-исторические фильмы; интервью с руководителя
  • Редактор радио и телевидения

    специалист высшего уровня квалификации в области журналистики, работник радио и телевидения. Руководит выходом в эфир радио- и телепередач. Проверяет и исправляет тексты при подготовке передач. Р
  • Социология телевидения и радио

    (от греч. tele – далеко и лат. video – видеть и radio – испускать лучи). Соціологія телебачення і радіо. Sociology of television (TV) and radio. Отрасль знания на стыке социологии, социологии массовых коммуникаций и социоло