radio), звуковое вещание. В первой четверти 20 в. беспроволочные телеграфные сообщения в виде точек и тире азбуки Морзе (используемой преимущ. на море) получили дальнейшее развитие, и стало возможным передавать по радио (посредством радиоволн) речь и музыку. К 1925 г. в мире насчитывалось ок. 600 станций радиовещания, и вскоре радио уже повсюду транслировало развлекательные и обучающие программы, новости и рекламу, позже — мыльные оперы и викторины. Опред. диапазоны радиочастот зарезервированы для связи с экипажами самолетов, кораблей, с полицией, а также для спутникового вещания. Доступ в радиодиапазон регулируется гос. орг-циями, такими, как Федеральная комиссия по средствам коммуникаций в США, и Международным союзом электросвязи ООН. В США коммерч. радио финансируется рекламодателями, поэтому контроль сводится к наблюдению за используемым диапазоном радиоволн. Пр-ва большинства др. стран осуществляют более серьезный контроль, а нек-рые поддерживают обществ, (некоммерч.) радиовещание (общественные средства вещания). В период 2-й мировой войны для воен. связи и передачи новостей широко использовался коротковолновый диапазон. После того как телевидение потеснило радио в кач-ве гл. ср-ва вещания, часть радиостанций стали вещать на более узкую аудиторию (узкое вещание) — для местного нас. или групп по интересам. Особую популярность приобрело общение со слушателями в прямом эфире. Радиоприемники стали более миниатюрными после изобретения в 1948 г. транзистора. Кол-во передающих станций и радиоприемников неуклонно росло. Обществ, радиостанции, особенно в Европе, были созданы по просьбе граждан. В Японии местные мини-радиовещательные станции расположены на расстоянии полумили. Будущее радио — в его потенциале для развивающихся стран и в новых технологиях, таких, как микроволновая спутниковая трансляция (спутниковое вещание): оба пути развития Р. предполагают решение тех же вопросов доступа и контроля, поставленных предыдущими поколениями радиолюбителей и энтузиастов.
Радио
Радио
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Радио
(лат. radiare – излучать) Тип средства массовой информации, принцип функционирования которого заключается в передаче на расстояние упорядоченного потока единиц аудиоконтента. В широком смысле понятие «радио» объединяет три разных, но взаимозависимых звена: генерацию контента (производители), упаковку контента (вещатели) и дистрибуцию контента (операторы связи и онлайн‑аудиосервисы). Ключевыми участниками системы радио являются радиостанции‑вещатели – отдельные электронные СМИ, имеющие конкретную тематическую направленность и целевую аудиторию, среду распространения и территорию охвата, форму собственности и экономическую модель. Классификация радиовещателей может базироваться на каждом из данных признаков (информационно‑разговорные и музыкальные станции, общенациональные и региональные станции, общественные и коммерческие станции и др.). С технической точки зрения станции также делятся на аналоговые и цифровые. Вещание может вестись в режиме 24/7 или отдельными временными интервалами (окнами), что распространено среди участников сетевых объединений. Главными медиаметрическими показателями радиостанции являются рейтинг (AQH) и доля (AQH Share). Основные источники финансирования радио – размещение рекламы и государственные дотации. Для обозначения единицы информационно‑разговорного контента на радио обычно используют термин «программа», для единицы музыкального – «трек». В зависимости от набора представленных в эфире программ и треков станции классифицируются по форматам (All News, News&Talk, CHR, AC, AOR и др.). Форматом определяются и правила расположения единиц контента в сетках вещания. Отношения радиостанций с создателями музыкальных произведений устанавливаются через посредников – организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Радиопрограммы, как и радиостанции, являются носителями самостоятельных брендов. В связи с этим дистрибуция программ в настоящее время не ограничивается звучанием в радиоэфире, а осуществляется параллельно путем размещения на онлайн‑платформах.
Литература Кийт М. Радиостанция. – М.: Мир, 2001. Радиовещание в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / под ред. А. Г Быстрицкого, О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова. – М.: ФАПМК, 2019. Смирнов В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. – М.: Аспект Пресс, 2002.
Литература Кийт М. Радиостанция. – М.: Мир, 2001. Радиовещание в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / под ред. А. Г Быстрицкого, О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова. – М.: ФАПМК, 2019. Смирнов В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. – М.: Аспект Пресс, 2002.