ТЕХНИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Техника
совокупность средств труда, опосредующих воздействие человека на природу как предмет труда [21.– С.467].

Источник: Социология. Словарь.

ТЕХНИКА
от греч. techne - искусство, мастерство, умение) - англ. technics; нем. Technik. 1. Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процесса материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества; средства труда, один из основных элементов производительных сил общества. 2. Машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства. 3. Совокупность навыков и приемов в к.-л. виде деятельности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ТЕХНИКА
(от греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном значении это слово сохранилось и теперь. Но по мере развития средств труда техникой стали называть совокупность средств, с помощью которых человек воздействует на предметы труда в процессе материального производства. Исходным пунктом в социологическом исследовании техники выступает анализ ее взаимоотношений с человеком в процессе труда. При создании техники и ее использовании закладывается и реализуется система «человек – техника», в которой определенным образом сочетаются функции техники и ее пользователя. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и, наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватного развития работника, его знаний и навыков.

Источник: Экономико-социологический словарь.

ТЕХНИКА
от греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (Т. музыканта, спортсмена и т. д.). Но вместе с развитием средств труда, особенно благодаря появлению машин, содержание понятия Т. изменилось. Т. стали называть совокупность средств, с помощью к-рых человек воздействует на предметы труда в процессе материального производства. Т. - один из основных элементов производительных сил, прежде всего средств труда, и как часть материально-технич. базы об-ва оказывает решающее воздействие на его соц.-эко-номич. развитие. Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственная, транспорта и связи, научн. исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская, управления. Закономерности развития Т. не сводимы к соц.-экономич. закономерностям. Исходным пунктом в социологич. исследовании развития Т. выступает анализ взаимоотношения ее с человеком в процессе труда. В этом процессе Т. занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании Т. и затем при ее использовании закладывается и реализуется система "человек - техника", в к-рой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая Т. и, наоборот, каждый достигнутый уровень технич. развития требует адекватного развития работника, его знаний, квалификации. Развитие Т. всегда соц.-экономически детерминировано, обусловлено растущими потребностями и противоречиями, возникающими в различн. сферах обществ. жизни и регулируемыми господствующими обществ. отношениями. На этой основе на протяжении всей истории в каждой формации складываются специфич. законы развития Т., определяющие характер, темпы, масштабы, ритм, важнейшие направления, а также основные последствия (экономич., соц.) технич. прогресса. Критерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение от человека к Т. таких функций, к-рые вызывают коренное изменение в технологич. способе соединения человека и Т. Соответственно в истории Т. обычно выделяют три основные ступени ее развития: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (на уровне автоматизации). В рез-те действия внутренних закономерностей развития Т., а также тех, к-рые складываются под влиянием существующих соц.-экономич. условий, на смену эволюционным периодам закономерно приходят периоды технич. революций. Эти революции связаны с коренным преобразованием средств труда и технологии (см.). Они могут быть локальными, охватывающими отдельные стороны или отрасли Т., или общими, преобразующими весь технич. базис об-ва, утверждающими новый технологич. способ производства. Происходит общая технич. революция, к-рая так или иначе затрагивает все отрасли и все стороны Т. Особенность ее состоит в том, что она органически связана с современной революцией в науке. В рез-те образуется единый процесс революции научно-технической (см.). Лит.: Шухардин СВ. Основы истории техники. М., 1965; Епископосов Г.Л. Техника и социология. М., 1967; Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970; Товмасян С.С. Философские проблемы труда и техники. М., 1972; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976; Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. Год 2000. М., 1986. И.Б. Орлова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТЕХНИКА
греч. techne - искусство, мастерство) - собирательный термин для обозначения множества феноменов, в которых мышление (разум) обнаруживает свое присутствие (здесь бытие) в мире. Понятия Т. получаются путем феноменологической редукции в разных подходах, при этом всякий раз за рамками понятийного оформления остается значительная часть содержания. Множество подходных понятий Т. дополняют друг друга, составляя сложную рефлексивную картину отношения мышления к миру. Результатом субстанциональных редукций выступает распространение понятия Т. на множество инструментов, орудий и машин - включая и такие специфические, как мегамашины Мэмфорда , или государство . Аксиологическая редукция включает в понятие Т. ценности и цели (власть над природой, выживание, борьбу за существование и отбор, творчество и креативность). Натуралистическая редукция рассматривает феномены Т. как геологическую формацию естественной истории (техносфера, ноосфера де Шардена и Вернадского). Распространены антропологическая, эпистемологическая, социологическая и ряд иных редукций. ( Технологический детерминизм, Технофобия.)
Редукционизм в определениях понятия Т. неизбежен, поскольку полнота рефлексии отношения мышления к миру воплощается в самой Т. Мир, как интенциональный объект мышления внеположен самому мышлению как нечто иррациональное, подлежащее рационализации. Установка (по-став) на рационализацию мира находит свое выражение в Т. С другой стороны, Т. выступает мерой рационализации мира. В определенном смысле Т. рядоположна философии и познавательной установке мышления. Т. и философия (в расширительном значении, включая науку, логику, методологию и иные формы проявления) выражают две разные интенции мышления. Каждая из интенций (не путать с первой и второй интенциями схоластов) по своему рационализирует мир, кладет и удерживает внеположенный мышлению мир в своих специфических объектах, предметах и категориях. Отношения между двумя этими интенциями (Т. и философией) могут строиться, скорее, как перевод содержания объектов, предметов и категорий в языках друг друга, нежели как объекты взаимной активности. Философии мир дан в идеальных объектах, понятиях и универсалиях. Т. мир дан во взаимодействии тел и сред. Философия исследует, творит и преобразует свой мир, так же как Т. свой. Т. и философия постоянно обмениваются между собой своими достижениями и продуктами, но их развитие и история гетерохронны. Агрегатные состояния тел и изменяемые среды, с которыми Т. давно имеет дело, гораздо позже становятся предметами интереса философии и науки так же, как и открытия науки и философии далеко не сразу становятся предметом технического отношения.
Синхронизация истории Т. и философии осуществлялась в несколько этапов. В конце 18 в. К. Монж объединил технические и теоретические знания в высшем образовании и в деятельности инженеров. С этого момента ведет свою историю современная инженерия, как деятельность, вобравшая в себя обе интенции мышления. Несколько по другому сборка и комплексирование обеих интенций осуществлялись в философии Т. которая строилась на встречном движении, от философии к Т. и от Т. к философии. Рефлексивное конфигурирование Т. и философии осуществляется в деятельностном подходе. Категоризация Т. может задаваться несколькими способами, категориальными парами. 1) Т. и мир. Т. в этом случае выступает как привнесение в естественный порядок вещей искусственного упорядочивающего начала. Т. как оискусствление (артификация) естественного, достраивание естественного порядка (космоса) искусственным порядком (таксисом). 2) Т. и человек. Т. как усиление естественных способностей человека, с одной стороны, и как проблематика тварности человека, когда сам человек становится объектом технического отношения. 3) Т. и мышление. Мышление объективирует Т. в понятиях и идеях ("вторая природа", деятельность и т.д, в различных редукциях). В свою очередь мышление рассматривается как деятельность, и проявления мышления рассматриваются как мыслительные Т.
Т. в мире представлена комплексом орудий, машин и механизмов, техногенной средой, в которую включена и природная среда. Ноосферные представления рассматривают иные геологические сферы как включенные в сферу разума и Т. и преобразованные. Так же как биосфера меняет минеральные сферы (атмосферу, гидросферу, литосферу и т.д.), ноосфера преобразует все это и оискусствляет их. Рационализированные искусственные среды оказываются ничуть не лучше естественных для человека, к ним необходимо так же приспосабливаться, или так же менять их, как до оискусствления Т. меняла естественную среду. Это порождает комплекс аксиологических, этических и прагматических проблем, на которые Т. реагирует дальнейшим воздействием на тела (включая тело человека) и среды. Философия, в свою очередь, меняет этические и аксиологические установки и концептуализирует новые среды и сферы (физическая среда, информационная, социальная, семиотическая и т.д.). Т. внедряется и распространяется и на эти среды, большинство из этих сред техногенного происхождения. Техногенные среды парадоксальны относительно Т., их породившей. Будучи искусственными по происхождению, эти среды даны в Т. как оестествленные или просто естественные. Будучи продуктом Т., техногенные среды никогда не присутствовали в ней как цели. Технические цели сосредоточиваются на средовых единицах или атомах. Т. приводит к загрязнению рек и изменению состава воздуха, но цели конкретных технических действий не были направлены на гидросферу и атмосферу. В физических средах цели Т. направлены на тела, изменяя тела, Т. оставляет следы в средах, преобразуя их. Когда для Т. открываются новые среды, возникает проблема аналогов тел в физических средах. Так в семиотической среде (среде техногенного происхождения, порожденной интенцией мышления), аналогом тела (атома) становится знак, относительно знака формулируются технические цели и строятся семиотические орудия и машины (письменность, математика, языки искусства и т.д.).
Целевая направленность Т. на тела или их аналоги в других средах, с одной стороны, и способность Т. порождать техногенные среды, с другой, требуют раздвоения Т. как интенции мышления на две составляющие, по аналогии со схоластическими первой и второй интенциями. Продуктами первой технической интенции являются конкретные технические достижения, изобретения и вещи культуры, продуктами второй технической интенции выступают техногенный мир, культура, Интернет. Первая интенция вынуждает человека посредством Т. строить дом, электростанцию, организовывать добычу топлива, чтобы защитить себя от факторов природной среды, вторая интенция делает мир промышленным и урбанистическим (наполненным новыми телами: домами, электростанциями, угольными отвалами). Первая техническая интенция изобретает рифмованную речь и стихи, результатом второй становятся эстетика поэзии, библиотеки, образование. Относительно человека в объем понятия "Т." необходимо включать проявления улучшения или усиления природных способностей человека, не связанные с творением, по крайней мере материальным творением или творением в материале. Например, Т. прыжков в высоту - фосбери-флоп, Т. бега на 100 метров, Т. письма и пения, или Т. постимпрессионистов - пуантелизм. Т. письма определяется природным устройством кисти руки, но также и инструментом, Т. пения есть чистая форма без опосредования инструментами. Письмо оставляет материальные следы, но при рассмотрении Т. письма они не так важны как эстетическая сторона самих следов, так же как для Т. пения не важны затухающие навсегда звуковые колебания. Всякое проявление человека может раскладываться на отправление природы человека и искусственную форму, которая этому отправлению придается. Эта искусственная форма естественного отправления и есть Т. В такой трактовке машины и машинность, инструменты и инструментальность выступают акциденциями Т., но не ее субстанцией. А с другой стороны в Т. важен именно аспект искусственности. Можно выделить, описать и изобрести несколько Т. спринтерского или марафонского бега. Но нельзя считать Т. разновидности бега у лошадей. Галоп, аллюр, иноходь, рысь - природные особенности бега лошадей. Если же лошадь приходится учить некоторому движению, то речь может идти о Т. дрессировки, т.е. опять же о искусственной форме отправлений человека, где обучаемая лошадь выступает природным материалом преобразования, страдательным и претерпевающим.
Существование современного человека (современность, в данном случае, это 40000 или более лет) вне Т. возможно только в спекулятивных построениях. Феноменально же человек присутствует в искусственной форме своих природных отправлений, т.е. в Т. Т. есть энтелехия человека. Отсюда вся проблематика тварности человека. Проблема субъекта творения (кто: боги, Бог, сам человек, труд). Проблема предиката, что делается? или что сделано? (совершенная и несовершенная форма). Совершенность как в распредмеченном смысле, как эстетический вывод или результат критики способности суждения, так и в опредмеченных - грамматическая категория глагольных форм. Тварность и несовершенность (в обозначенных смыслах), человека делают возможными практику воспитания, антропотехнику ( Антропотехника), социотехнику, гуманитарные технологии. Проблема зеркальности, симметричности и взаимообратимости субъекта и предиката (что есть образ, что подобие? "если бы быки сочинили Илиаду, то олимпийцы имели бы образ быков"). В отношении к мышлению Т. представлена как объект мышления, а мышление как деятельность само представлено Т. мышления. Чаще всего Т. как объект мыслится в прагматических формах. В позитивном отношении такое мышление представлено либо инженерией, либо технократизмом, в отрицательном приобретает черты луддизма или руссоизма. Технократизм должен быть доукомплектован технокритицизмом, предметом которого является не оппонирование технократизму, а критика инженерной рациональности и технической интенции.
Особого обсуждения требует тема философских Т. Например, дискурс как Т. или, изощренная искусственная форма естественного (оестествленного) отправления - речи. То же самое: поэзия, художественная речь, проповедь и т.д. Специальные философские Т.: распредмечивание и опредмечивание, конфигурирование, феноменологическая редукция, рефлексивные Т. (интроспекция и эпохе), майевтика и ирония, критика и аналитика, индукция и дедукция и т.д. Различные философские подходы пользуются разными философскими Т. так же, как и творцы философии, авторы текстов и изобретатели философских Т., что определяется целями, задачами и первой технической интенцией. Но вторая техническая интенция предполагает существование философии как особой среды. Средовые характеристики философии рефлектируются как эпохи или периоды: Просвещение, Романтизм, Постмодернизм. В постмодернизме философия как среда существования философа рефлектируется наиболее отчетливо. Отсюда специфические объекты интереса постмодернистов к телам и атомам в этой среде (тексты, знаки, симулякры), к Т. работы с телами философии (письмо, нарратив, дискурс), к средовым процессам и взаимодействиям (хаос, ризома, игра, складка). Осознание превалирования (неважно, действительного или мнимого) второй технической интенцией в философии над первой оформляется в тезисе о смерти автора. Приписывание Т. атрибутов автономности и эмерджентности также является концептуальным следствием обнаружения второй технической интенции (при недостаточной концептуализации следствием может стать технофобия). Творец и автор утрачивают контроль за последствиями своих технических действий, Т. как бы живет своей жизнью, сама становясь средой обитания человека и особым миром. Понятийное отождествление тел технической среды (например, машин) с самой средой предполагает, что все искусственное (рукотворное) так же подвластно человеку и Т. как тела. Автомобиль-машина - тело Т., управление автомобилем тоже Т., или искусственно усиленная способность человека манипулировать телами, автомобильное движение складывается из тел, каждое из которых подвластно человеку, почему же человек оказывается жертвой автомобильного движения? В гипертрофированном виде такое отношение человека к рукотворному миру проявляется, когда человек сталкивается со сложными машинами, менее понятными, чем автомобиль. (Художественный текст, вынуждающий автора к определенным сюжетным поворотам помимо авторской воли, компьютерная сеть, порождающая виртуальные потребности. Социальный институт, реализующий собственные цели, вместо выполнения функции, для которой был создан.) Все эти парадоксы, проблемы и фобии являются результатом понятийного редукционизма Т., и снимаются самой Т., как установкой мышления на рационализацию мира. Даже тот мир, который наполнен продуктами рациональной деятельности и имеет техногенное происхождение, внеположен мышлению как иррациональный, значит требующий рационализации, т.е. технического отношения к себе. Рационализация и техническое отношение снимают иррациональность, не оставляя причин для возникновения фобий. Проблемы и парадоксы, возникающие в столкновении человека с техногенной средой, должны быть отнесены к мышлению, где они и решаются в рамках философской интенции, а не к Т.
В.В. Мацкевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

ТЕХНИКА АКТЕРА И ТЕХНИКА ПЕДАГОГА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Бекузарова Н.В., Иванов Н.А.
В статье представлен сравнительный анализ техники актера и техники педагога, результаты которого позволяют сделать вывод о соприкосновении педагогической техники с актерской техникой, выражающимся в наличии общих элементов, а такж
Читать PDF
0.00 байт

2013.04.005. БУХА А. ТЕХНИКА И ФИЛОСОФИЯ. БУХА А. ТЕХНИКА И ФИЛОЗОФИJА // ЛЕТОПИС МАТИЦЕ СРПСКЕ. – Н

Цибизова И.
Читать PDF
0.00 байт

Техника и наука как «Идеология»: через 40 лет на русском языке Хабермас Ю. Техника и наука как «Идео

Фархатдинов Наиль
В рецензии на русский перевод книги Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Учебное пособие. В 2-х

Георгиев Никола
Читать PDF
0.00 байт

Наука, техника и технологии: техноэтический аспект

Миронов A. B.
Читать PDF
0.00 байт

Техника и социальная стратификация современной России

Худякова О. А., Казакова В. И.
Анализируется феномен техники в контексте социальной стратификации современного российского общества. Проблема социального неравенства рассматривается в связи со спецификой русского менталитета и особенностями переходного периода.
Читать PDF
0.00 байт

Методика и техника проведения прикладного социологического исследования трудовой активности работник

Настявин И. М.
Дан анализ состояния проблемы исследования трудовой активности работников нефтегазохимического комплекса. Предложены конкретные рекомендации по проведению социологических исследований указанной проблемы.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 01. 014. Карадек В. Пожилые люди и техника: перспективы с точки зрения различных логик использ

Ушкова Е. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Метод анализа визуального материала как техника полевого исследования

Явловский Альберт
Статья посвящена анализу визуальных методов и методик социологических и антропологических исследований.
Читать PDF
0.00 байт

Техника - «Злой гений» человечества?

Алипенкова А.В., Трушова В.А.
Исследование посвящено неоднозначному влиянию техники на современную жизнь человека и общества.
Читать PDF
0.00 байт

Человек и техника: амбивалентность электронной культуры

Касавина Н.А.
В статье предлагается интерпретация положения человека в новой технической среде электронной культуре, понимание ее социальных, психологических и экзистенциальных рисков и возможностей.
Читать PDF
0.00 байт

Категории «Техника» и «Технология» в культурной антропологии Марселя Мосса

Никифорова Наталия Владимировна
Рассматриваются понятия «техника» и «технология» как релевантные категории культурной антропологии М. Мосса. Сделаны выводы о том, что введенные М.

Похожие термины:

  • АВТОХТОННАЯ ТЕХНИКА

    от греч. autochthon - туземец) - англ. technics, autochthonous; нем. Technik, autochthons. Традиционная деревенская техника, базирующаяся на традиционном мастерстве и ремеслах; совокупность технических навыков, приемов и ору
  • ТЕХНИКА СЕТИ ХРАНЕНИЯ

    repertory grid technique) - см. Теория построения личности.
  • Техника в социологическом исследовании

    система простейших или более сложных операций для осуществления программно-методических задач по сбору и анализу данных, При использовании методов сбора данных путем анализа документов (см. Конт
  • Техника прикладного социологического исследования

    совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода в данном исследовании.
  • Техника социологического исследования

    совокупность организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.
  • Техника исследования

    совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода [34.– С.63].
  • ТЕХНИКА ПРОЕКТИВНАЯ

    англ. technics, protective; нем. Technik, projektive. Один из методов изучения личности или установок. Испытуемому предлагают отреагировать чаще всего на стандартизированный набор неконкретных или нейтральных стим
  • Техника семантических различий

    шкала выявления и измерения установок К. Осгуда.
  • Техника речи

    это набор практических навыков в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки голоса и т.д. К технике речи самое прямое отношение имеет орфоэпия - раздел науки о языке, занимающийся определение
  • ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

    устаревший термин, обозначавший часть функции “охраны труда” — управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством. В наст
  • Техника и технизация общества

    (techniques, rapport; aux — et technicisation de la societe). Техника, по определению Андре Зигфрида, — это «совокупность процедур, основанных на разуме, но проверенных на практике и ставших коллективной собственностью ци
  • Техника педагогическая

    совокупность педагогических средств и приемов, которыми владеет педагог и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи.
  • Техника (в прикладном исследовании)

    совокупность организационных приемов для эффективного использования метода в данном исследовании.
  • Охрана труда и техники безопасности

    комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на производстве, предохранению работников от различного рода травм и вредных воздействий, связанных с условиями труда, по устранению причин, выз
  • Технико-технологические факторы

    особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха.
  • ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

    англ. philosophy of teenies; нем. Technikphilosophie. Направление философско-методоло-гических и мировоззренческих исследований феномена техники в современном мире, программой к-рого является переход от анализа ст
  • ТЕХНИКИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

    TECHNIQUES OF NEUTRALIZATION) См.: Делинквентный дрейф; Нейтрализация; Самооправдание.
  • ТЕХНИКУМ-ПРЕДПРИЯТИЕ

    самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, со
  • ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

    распределение трудовых функций между специализированными работниками, кооперированными общей технологией и организацией труда, производства и управления. В отличие от общественного разделения
  • ТЕХНИКУМ

    основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.