Родство
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Существуют два основных вида Р.: кровное Р. и социальное Р. Отношения родства являлись универсальной основой, на которой строились конкретные формы социальной и потестарной организации доклассовых и раннеклассовых обществ, что обусловило широкое распространение в них различных форм родства искусственного. Различают Р.: близкое и дальнее, прямое и боковое, восходящее (от потомков к предкам) и нисходящее (от предков к потомкам), а также степени Р., указывающие на близость кровных связей между родственниками: родители и дети – родственники первой степени, братья и сестры – родственники второй степени и т.д. Р. по браку или свойство считается одной из форм социального Р.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
Источник: Социологический словарь
РОДСТВО связь между людьми, обусловленная общностью их происхождения, возникающая на основе отношений брака и порождения. Существуют два вида Р. Первый - естественное, или биол. Р., к-рое определяется генетич. близостью между людьми, обусловленной общностью их происхождения. Биол. Р. - открытая структура, она может включать в себя всех родственников вне зависимости от степени и линии Р. Второй вид - социальное Р. (или система Р.) представляет собой социально санкционированную и обусловленную особенностями организации общества систему группировки родств. отношений. Функционируя в определ. этносоциальном организме, система Р. вычленяет из открытой структуры нек-рую совокупность родств. отношений, за пределами к-рой даже биологически близкие родственники не считаются таковыми. Система Р. всегда есть закрытая структура, носящая эгоцентрич. характер: ее центром является говорящий (эго), а терминами Р. обозначаются существующие в данной системе отношения между ним и тем или иным его родственником (альтером). На разных этапах развития человеческого общества я в разных социальных условиях возникают системы Р., существенно отличающиеся одна от другой.
Начало науч. изучению систем Р. было положено во 2-й пол. 19 в. амер. этнографом Л. Г. Морганом. В книгах ´Системы родства и свойства человеческой семьи´ (1870) и ´Древнее общество...´ (1877; рус. пер., 2-е изд., 1935)он изложил изученные им системы родства народов мира. Науч. значение полученных выводов было высоко оценено основоположниками марксизма. Последующее развитие этнографич. науки показало, что Морган допустил ряд неточностей и ошибок в интерпретации социального значения систем Р. Однако его осн. положение, согласно к-рому системы Р. порождаются определ. социально экон. причинами и их особенности помогают понять специфику социальной структуры общества, нашло полное подтверждение.
В многообразных системах Р. народов мира можно выделить четыре осн. историч. типа.
Первый - австралийский, или бифуркативный (от новолат. bifurcatio - раздвоение, разветвление), тип Р., в к-ром последовательно проводится принцип разграничения родственников по линии отца и линии матери. Прямая и боковая линии Р. в системах этого типа терминологически не разграничены. Отсутствует в них и противопоставление отношений кровного родства и свойства. Системы Р. бифуркативного типа не различают степеней Р. и выражают не индивидуальное Р., а отношения между группами родственников. Они порождены дуально-родовой организацией (два экзогамных рода, связанных правилом обязательного брака); семья на этом этапе развития общества еще не стала самостоятельной социальной ячейкой и полностью подчинена роду.
Возникновение исторически более поздней формы семейной организации - большой семьи - и на ее основе клана порождает системы Р. второго типа - арабского, или бифуркативно-линейного. Особенностью системы этого типа является то, что в них в равной мере реализуется как бифуркация, так и линейность (разграничение родственников по прямой и боковой линиям). Нередко общество на данном этапе своего развития оказывалось в условиях, когда функционирование нормальной, экзогамной формы клана было невозможно, в этих случаях возникал эндогамный вариант клановой организации и на его основе системы Р. третьего типа - гавайского, или генерационного. В них отсутствовало разграничение родственников как по принципу бифуркации, так и по принципу линейности. Единственным дифференцирующим признаком была принадлежность к определ. поколению.
По мере эволюции общества, с появлением малой семьи как важнейшей социальной ячейки возникают системы Р. четвертого типа - английского, или линейного. Системы Р. этого типа не дифференцируют родственников по линии отца и линии матери, а противопоставляют прямую линию Р. боковым. Во всех типах систем Р., кроме бифуркативного, отношения Р. носят индивидуальный характер и определяются линией Р. и степенью Р., в связи с чем эти системы Р. иногда называют линейно-степенными.
Типологич. различия в системах Р. народов мира являются причиной того, что отд. термины Р. не могут быть адекватно переведены на другой язык. В связи с этим важное значение приобретает разработка унифицированного метаязыка для описания отношений Р. в любой отдельно взятой системе.
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Левин Ю. И., Об описании системы терминов родства, ´Советская этнография´, 1970, №4; Крюков М. В., Эволюция систем родства - механизм трансформации, М. 1973; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, М. 1974.
М. В. Крюков.
В социологии родству придавалось меньше значения, поскольку в основном на современные промышленные общества влияют и другие системы. Социологи были склонны уделять внимание скорее функции, роли и структуре семьи, чем более широким семейным связям. Д. Гиттенс (1985) высказал сомнение относительно существования какой-либо идентифицируемой формы семьи и предположил, что социологи занимаются скорее "семьями", чем "семьей". Феминистские социологи отметили важную роль женщин в сохранении и поддержании семейных сетей, назвав их "хранительницами семьи".
Изучение родства связано со структурой отношений на какой-либо территории и с тем, каким образом они касаются социально-экономических и политических сфер. Многие теоретики считают родство первичным отношением между людьми и одним из наименее подверженных изменению. Согласно утверждению антрополога Мейера Фортеса (1969), отношения родства особенно связывают, создают (для большей части) неизбежные требования и обязательства. Исследователи систем родства имеют дело с тремя основными сферами:
(а) способами происхождения и наследования;
(б) формами брака и относящимися к ним правилами проживания;
(в) регулированием сексуальности посредством табу на кровосмешение.
Хотя такие системы родства кажутся универсальной характеристикой социальной организации, Гуди (среди прочих) выделил различия между обществами в терминах специфических характеристик родства, причем главные существуют в системе наследования. В евразийских обществах отклонение наследования встречается повсеместно, и собственность передается детям обоих полов. Такая система в значительной степени отсутствует в Африке. Наследование может происходить при жизни (inter vivos) в браке (как в системе приданого) или после смерти владельца собственности - mortis canal. Гуди также обращает внимание на то, что во многих евразийских обществах женщины наследуют мужскую собственность, хотя имеются ограничения на ее тип и размер. Например, по "салическому праву" они не могут наследовать землю, а по мусульманскому - ограничены половиной собственности. Кроме того, иногда собственность передается им не после смерти владельца, но в браке, в форме приданого. Системы приданого бывают либо прямыми, либо косвенными (в виде свадебного выкупа или свадебного подношения). В Африке подобные системы встречаются только в обществах - либо мусульманских, либо христианских - возникших под влиянием средиземноморского права и обычая. Там, где такое влияние отсутствует, собственность, передаваемая в браке, принимает форму свадебного подношения мужской родни жениха и невесты. Африканские общества в значительной степени характеризовались тем, что Гуди называет "гомогенным наследованием" - собственность мужчины переходит только к членам его клана или происхождения того же пола.
Большинство работ о родстве связано со структурой систем происхождения и форм брака. Главными типами происхождения являются мужская линия, женская линия, двойное и билатеральное происхождение. По мнению Гуди, их существование не обязательно совпадает с основными экономическими различиями между обществами. Дж. П. Мэрдок (1949) расценил институт брака как универсальную характеристику общества. Брак существует, "когда экономические и сексуальные функции объединены в одно отношение", и обязательно включает сожительство под одной крышей, обеспечивая основу для нуклеарной семьи. Его утверждения были оспорены многими теоретиками, например, Гуди (1971). Кроме того, брак не обязательно характеризуется объединением разнополых партнеров. Нуэры, жители Азанде при определенных условиях одобряли "гомосексуальный" брак. "Призрачные" браки происходили среди нуэров и в традиционном китайском обществе.
Выбор партнера для брака предписывается или запрещается в соответствии с законом. Эндогамный брак должен быть внутри некоторых определенных групп, а экзогамный - только за пределами этих групп.
Социальные и/или правовые нормы также регулируют число супругов (супруг) любой женщины или любого мужчины. В целом системы брака либо полигамные, либо моногамные. Групповой брак фактически не известен. Полигамный принимает две основные формы: полигиния - мужчине разрешено иметь более одной жены, и полиандрия - женщине разрешено иметь более одного мужа (относительно редкое явление). Наиболее распространена моногамия, при которой индивидууму позволено иметь только одного супруга (супругу). В работах Леей-Стросса (1949) высказано предположение, что основу для правил брака сформировала система обмена.
Все человеческие общества имеют правила управления и ограничения сексуальных отношений между некоторыми категориями родственников. Кровосмесительная связь нарушает эти табу. Если табу на кровосмешение, запрещающие сексуальные отношения между теми, кто определяется как ближайшие родственники, фактически универсально, то конкретный их характер изменяется от культуры к культуре. Одно из последствий этого - супружеские семьи не могут быть независимыми или самодостаточными в выборе сексуальных партнеров.
Брак обычно требует переселения одного или обоих членов пары. Правила проживания родственников меняются. В патрилокальных системах обычно невеста переезжает в родительский дом жениха или близко к нему (наиболее общая форма проживания), в матри-локальных - жених переезжает в родительский дом невесты или близко к нему. Неолокальное требует, чтобы пара обосновалась отдельно от любого родительского дома; авункулокальное - вблизи местожительства дяди жениха по материнской линии либо непосредственно в его доме. Билокалъное проживание позволяет основание дома с любым родителем.
См. также Расширенная семья.
Источник: Большой толковый социологический словарь