САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Понимание или детерминация субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. 3. Право нации, народа и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Самоопределение
соотнесение двух типов образов «Я», один из которых сохраняет динамику устремлений изнутри, а другой - выступает результатом выявления содержания внешнего требования («требующее Я»). Самоопределение завершается выбором значимости и преобладания того или иного «Я», к которому приспосабливается, подстраивается образ другого «Я».

Источник: Методологический словарь для управленцев

Самоопределение
self-determination), право народа на выбор своего полит, будущего и тем самым — на выбор независимости и государственности, закрепленное в Уставе ООН. Право народа на С. неразрывно связано с такими факторами, как этнос, национальность, язык и религия, но сущность его противоречива. Претензии на С. часто имеют террит. основу, порождающую сепаратизм и сецессию.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Самоопределение
принятие решений, касающихся себя лично, без влияния и вмешательства окружающих.
В практике социальной работы самоопределение КЛИЕНТА связано с выбором вида услуг для минимизации зависимости от окружающих (особенно социальных работников) и развития личной самостоятельности. Самоопределение зависит от социальных обстоятельств (бедный не может по собственному желанию стать богатым), личных возможностей (страдающий БОЛЕЗНЬЮ АЛЬЦГЕЙМЕРА с трудом выражает свою точку зрения), ресурсов агентства (отсутствие возможности предоставить жилье всем нуждающимся), а также потребностей и желаний окружающих. Поощрение самоопределения – ключевая задача социальной работы при любых обстоятельствах и во всех клиентских группах. (См. также ТЕОРИЯ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ, ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА, ЦЕННОСТИ.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для отечественной социокультурной ситуации. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер.
Актуализация темы С. обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское "социальное пространство" от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С., обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала марксистско-ленинская идеология. Человек как субъект собственной жизни характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С. + самопреодоление".
С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С., а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности.
Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С., побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С.
Концепция С. по-новому ставит вопрос об "объекте" образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние.
С.Б. Савелова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
364.70 кб

Жизненное самоопределение студентов технических вузов среднего российского города

Синюгина Т. В.
Читать PDF
172.44 кб

Самоопределение личности в экономических ролях

Вяткин Александр Павлович
Исследованы проблемы самоопределения личности в экономических ролях. Разработана методика диагностики самоопределения в экономических ролях.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение человека в современном обществе

Ануфриев С. И., Романов Р. Н.
In the article the notion «self-determination of a personality», having been worked out by philosophical anthropology, psychology, pedagogics, sociology from the middle of the XX-th century, is analyzed.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределение подростка

Иванова Вера Степановна, Иконникова Александра Андреевна
Статья посвящена описанию результатов социологического исследования, в ходе которого была выявлена зависимость между уровнем стабильности/нестабильности семьи подростка и его ценностными ориентациями
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (соци

Русанова Анна Алексеевна
Определяется актуальность научного изучения социального самоопределения студенческой молодежи и профессионального самоопределения как структурного его компонента.
Читать PDF
342.04 кб

Этническое самоопределение в подростковом возрасте (на примере коренных народов Камчатки)

Бучек А. А.
Читать PDF
72.62 кб

Социальное самоопределение молодежи

Левичева Валентина Федоровна
В статье рассматривается социальное самоопределение молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение некоммерческого сектора в гражданском обществе России

Модель И. М., Модель Б. С.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение семьи в реализации экономической функции

Меренков А. В., Мустаева Ф. А.
В статье исследуется проблема самоопределения современной семьи в реализации экономической функции. Решение этой проблемы приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики.
Читать PDF
81.30 кб

Жизненное самоопределение Российской молодежи

Явон Снежана Владимировна
В статье анализируются теоретико-методологические основы исследования жизненного самоопределения молодежи в современном российском обществе и на основе эмпирических исследований выявляются особенности жизненного самоопределения мо
Читать PDF
133.33 кб

Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия

Климов В. В.
Основа ценностного самоопределения личности это сложная, динамичная, управляемая система взаимообусловленных элементов, которая вбирает в себя различные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, опр
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение и обоснование выбора парадигмы

Акимкин Е. М.
В статье излагается авторское отношение к теоретическим идеям, внесенным в социологию Т.М. Дридзе, а также к возникшим на основе этих идей социально-проектным технологиям, актуальным для местного самоуправления.

Похожие термины:

  • Самоопределение в деятельности

    это сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений (без относительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, заверш
  • ЭТНИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

    это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности. Этническое самосознание – это одна из форм социальной иден
  • Самоопределение игротехническое

    это самоопределение игротехника в игропроцессе исходя из сущности и ценности игротехнической функции в системе деятельности. Для вхождения в игропроцесс игротехник должен на абстрактном и боле
  • Самоопределение в мыслекоммуникации

    это сопоставление образов себя в рамках системы требований мыслекоммуникации, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника коммуникации или предполагающего вхождения в мыслекомм
  • Право нации на самоопределение

    право этнических сообществ на суверенитет (независимость).
  • Негативнее самоопределение

    привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

    national self-identity / self-identification. - Жизнеутверждение нации как исторически определенной общности людей, для которой характерна общность хозяйственноэкономической жизни, культуры, языка.
  • Самоопределение в общении

    это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер
  • Педагогическое самоопределение в ОДИ

    реализация педагогического самоопределения игротехника или игрока в ОДИ, предполагающая выделение слоя коррекции способностей в целостности слоев бытия игроков и согласование этого слоя с оста
  • Самоопределение в ОДИ

    выработка отношения к характерным для ОДИ требованиям на стадии подготовки и в ходе проведения игры. Специфичность самоопределения в ОДИ состоит в преобладающей значимости деятельностных и, осо
  • Педагогическое самоопределение

    самоопределение относительно типодеятельностных и ситуационно значимых (конкретизированных) требований к организации самоизменения и саморазвития учеников.
  • Социальное самоопределение

    это процесс личностного внутреннего приятия и закрепления (интериоризации) внешних общественно значимых норм и ценностей; соотнесение индивида в обществе с определенной группой самим индивидом.
  • Стратегическое управленческое самоопределение

    соотнесение образов актуального "Я" и "Я", вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфи
  • Учебное самоопределение

    самоопределение относительно функциональных и конкретно-ситуационных требований к организованному самоизменению и саморазвитию человека, к выраженности этих требований со стороны учителя.
  • Управленческое самоопределение

    суть соотнесение образов "Я", один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой - выражает требования управленческой типодеятел
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЕ

    сопоставление себя с миром в данном времени и пространстве через соотношение с конкретными общественноисторическими и индивидуальными условиями бытия. Феномен самоопределения возникает тогда,
  • Профессиональное самоопределение

    процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения; предполагает наличие опреде
  • Культура самоопределения

    это качества самоопределенческих процессов, демонстрируемых человеком, вызванные осознанным или переведенным в режим автоматизма, ставшим неосознаваемым подчинениям требованиям культуры, спец
  • КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    активное определение человеком своей позиции относительно общественной системы ценностей (моральных, социальных, коммуникативных, эстетических, профессиональных и т.п.), что позволяет ему проявл
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИП

    САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИП при переписи (обследовании) нас., правило, согласно к-рому принадлежность человека к той или иной группе нас. определяется его самосознанием. Применяется в тех случаях, ког