СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
от лат. societas - общество и lingua - язык) - англ. sociolinguistics; нем. Soziolinguistik. Отрасль языкознания, изучающая общие закономерности в различных социальных условиях.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социолингвистика
отрасль языкознания, предметом которой является изучение влияния социальных факторов на систему языка, на ее функциональное использование в процессе речевой коммуникации и на ее развитие, а также исследование роли, которую играет язык в функционировании и развитии общества. Социолингвистика изучает весь комплекс проблем, отражающих двусторонний характер связи между языком и обществом (язык и история, язык и политика, язык и культура и др.). Термин «социолингвистика» ввел в научный оборот американский социолог Г.Карри.

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

социолингвистика
sociolinguistics. - Отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык; социальная структура этого общества; различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения. См. макросоциолингвистика, микросоциолингвистика.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Социолингвистика
sociolinguistics), наука, изучающая отношения между языком и обществом. Социолингвистические исследования гор. и социальных диалектов позволяют сопоставить разл. версии языка (нормативные и ненормативные) с возрастом говорящего, его социальной принадлежностью, полом, образованием и т.д. С. исследует также функции языка в об-ве. Социальный статус говорящего, его убеждения и система ценностей могут быть прояснены путем анализа формы его обращения к собеседникам, манеры речи (просьба, извинение, похвала и т.п.), употребления общепринятых выражений (приветствия и прощальные слова), отношения к разл. стилям языка, выражения юмора и т.д.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Социолингвистика
или социальная лингвистика - научная дисциплина, развившаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Термин СЛ впервые употребил американский лингвист X. Карри (1952).
Интенсивно развивается в США, Франции, России и др. По проблематике разделяется на две ветви - макросоциолингвистику и микросоциолингвистику. Ср.: макросоциолингвистика, микросоциолингвистика. Соцюлшгвютика, сощальна лшгвютика. Sociolinguistics. Social linguistics.

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
sociolinguistics) — область изучения, находящаяся в ведении и социологии, и психологии, связанная с социальными и культурными аспектами, а также с функциями языка. Несмотря на порою узкую идентификацию с несколько несопоставимыми, хотя и важными темами, касающимися языка и социальных классов (работа Бейзила Бернштейна), языка и этноса (Лабов, 1967), языка и тендера и т.д., по крайней мере, потенциально социолингвистика имеет намного более широкие интересы, включая большинство аспектов языка. Одна из общих областей первостепенного значения — важность социологического представления о "лингвистической компетентности" и несоответствии чисто физиологического и психологического представлений (в частности, критика Холлидеем или Хабермасом теории лингвистической компетентности Чомского). Среди других главных областей находятся прагматика и семиотика. Соответственно можно доказывать, что социолингвистика в рамках общего изучения лингвистики имеет крайне важное, а не периферийное значение. См. также когнитивная антропология.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
(социологическая лингвистика) - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями и механизмом воздействия социальных факторов на язык. Фундамент современных социолингвистических исследований был заложен в трудах отечественных ученых (Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, В.М. Жирмунского, Р.О. Шор, М.В. Сергиевского, Е.Д. Поливанова), к-рые в 20-30-е гг. XX в. изучали язык как общественное явление. Развитию С. содействовали также труды фр. школы социологической лингвистики, опирающейся на работы А. Мейе, амер. этнолингвистов и социолингвистов, развивающих идеи Ф. Боаса и Э. Сепира, нем. ученых, в особенности Т. Фрингса и основанной им лейпцигской школы, представителей пражской школы В. Матезиуса, Б. Гавранека и др., японской школы «языкового существования». Методы С. представляют собой синтез лингвистических и социологических способов исследования. В С. используются анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, в ходе к-рого сам наблюдатель выступает как участник акта коммуникации, социологический эксперимент, некоторые приемы математической статистики, моделирование социально детерминированной речевой деятельности с помощью «социолингвистических правил», т. е. социально обусловленных правил порождения высказывания, варьирования, совместной встречаемости языковых единиц и т. д., и корреляционного анализа, основанного на соотнесении языковых и социальных явлений как зависимых и независимых переменных.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социолингвистика
Отрасль языкознания, изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия объективных (различных элементов социальных установок, ценностей и т. п.) социальных факторов на языки той ролью, которую язык играет в жизни общества.
-макросоциолингвистика
-микросоциолингвистика
-теоретическая (общая) социолингвистика
-прикладная социолингвистика
-экспериментальная социолингвистика - проспективная социолингвистика
-диахроническая социолингвистика
-синхронная социолингвистика
-социосемантика
-социостилистика
-социофонетика
См. также: Диахроническая социолингвистика, Макросоциолингвистика, Микросоциолингвистика, Общественные функции языка, Объект социолингвистики, Прикладная социолингвистика, Проспективная социолингвистика, Синхронная социолингвистика, Социология языка, Социосемантика, Социостилистика, Социофонетика, Теоретическая социолингвистика, Экспериментальная социолингвистика

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
сокращение от термина "социологич. лингвистика", к-рый был введен советским лингвистом Е. Д. Поливановым еще в 20-х гг. Такое сокращение (англ. sociolin-guistics) впервые было употреблено амер. исследователем X. Карри (Я. С. Currie) в 1952 г. В современной С. при анализе и языковых явлений, и языковых процессов упор делается на роль об-ва: влияние различн. соц. факторов на взаимодействие языков, систему отдельного языка и его функционирование. В предметную область С. включаются объекты, при рассмотрении к-рых происходит ор-ганич. соединение социологич. и лингвистич. категорий. Так, если рассматривать языковую коммуникацию в об-ве, то ее можно представить как континуум, к-рый делится на сферы общения, совпадающие со сферами соц. взаимодействия. С одной стороны - это сфера общегос. или общеэтнич. общения, с др. стороны - сфера повседневно-бытового общения. Языки в многонац. стране и формы существования нац. языка (совокупность литературного языка, региональных и местных койне, территориальных диалектов, социолектов-жаргонов, арго) в однонац. стране составляют иерархич. систему, называемую "языковой ситуацией" (ЯС). Иерархичность ЯС состоит в неравной функциональной нагрузке используемых языковых образований или форм их существования - язык общегос. общения или литературный язык обслуживает большее число сфер общения, чем соответственно язык нац. меньшинства или территориальный диалект. ЯС в целом и функциональная нагрузка ее компонентов зависят от того положения в об-ве, к-рое занимает говорящая на них соц. или эт-нич. общность. Язычное меньшинство в колониальных странах господствовало во всех областях жизни, и его язык в функциональном плане доминировал над автохтонными языками. В ходе обществ. развития, особенно при кардинальных соц.-политич. переменах, положение этих общностей меняется и появляется необходимость привести в соответствие их новое положение с функциональной нагрузкой языковых образований. При этом встает проблема выбора того или иного языкового образования для замены ранее использовавшегося. Процесс выбора языкового образования для тех или иных коммуникативных целей относится к компетенции языковой политики (ЯП), к-рая определяется как совокупность мер, принимаемых для изменения или хранения ЯС, для введения новых или закрепления употребляющихся языковых норм, т.е. в ЯП входят также процессы нормирования, кодификации литературной нормы, сознательная слово- и терминотворческая деятельность. Граждане гос-ва или члены этноса в к-ром функционирует несколько языковых образований, вынуждены, кроме родного, овладевать др. языком или др. формой существования языка. Они становятся билингвами либо диглоссными индивидами. Билингвизм и диглоссия обычно характеризуются функциональным распредете-нием языковых образований, отношениями функциональной дополнительности их друг к другу отражающих конкретную ЯС. Поскольку языковые образования при билингвизме и диглоссии функционально распределены, индивиды используют каждое из них для разных коммуникативных целей и в разных ситуациях общения. Т. обр., в реальности происходит выбор языкового образования и на индивидуальном уровне, получившем название "речевое поведение", к-рое определяется как процесс выбора варианта для построения соц. корректного высказывания. Речевое поведение меняется в зависимости от детерминантов коммуникативного акта (статус коммуникантов, заданный их соц. принадлежностью или соц. ролью; тема и ситуация общения), правил использования вариантов разных уровней (разные языки, подсистемы одного языка, варианты лингвистич. единиц), заложенных в индивидуальных речевых наборах у билингва или диглоссного индивида, а также от смены каналов (переход от устного общения к письменному, и наоборот), кодов (языковых и паралингвистических), жанров сообщений и т. д. Кроме того, в предметную область С. входит обширный круг проблем, связанных с той активной ролью, к-рую язык играет в жизни об-ва (национальный литературный язык, сформировавшись вместе с нацией, становится важным фактором ее дальнейшей консолидации). Задача С. состоит не только в исследовании отражении в языке различн. соц. явлений и процессов, но и в изучении роли языка среди соц. факторов, обусловливающих функционирование и эволюцию об-ва. Т. обр., С. изучает весь комплекс проблем, отражающих двусторонний характер связей между языком и об-вом. Современная С. располагает своими собственными методами сбора социолингвистич. данных. Наиболее важные из них: анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, социолингвистический эксперимент, аноним наблюдения над речью обследуемых в обществ. местах, непосредственные наблюдения над спонтанной разговорной речью с последующей интерпретацией ее содержательной стороны с помощью информаторов. При обработке данных пользуются: корреляционный анализ, вариативные правила на основе объединения количественных методов анализа с методами порождающей грамматики, импликационное шкалирование, сопоставительный анализ семантич. полей и т. д. Лит.: Лексика современного русского литературного языка. М., 1968; Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: к вопросу о предмете социолингвистики. Л., 1975; Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика: теория и проблемы. М., 1976; Степанов Г.В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах роканской речи. М., 1976; Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М., 1976; Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. М. 1977; Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978; Белл Р.Т. Социолингвистика: цели, методы и проблемы. М., 1980; Иваев М.И. Социолингвистические проблемы языков народов СССР. М., 1982; Швейцер А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США. М., 1983; Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М., 1986; Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.
М. 1989. Л.Б. Никольский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Классификация языковых политик в американской социолингвистике

Скачкова Ирина Ивановна
Рассматривается классификация языковых политик, разработанная американскими социолингвистами.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 02. 019-020. Пожилые люди в фокусе социолингвистики. (сводный реферат)

Евсеева Я. В.
Читать PDF
0.00 байт

Социолингвистические коды субъекта власти в политических контентах и в масс-медиа

Гостенина В. И.
Рассматривается коммуникативный код субъекта власти, анализируются социолингвистические коды в политических контентах масс-медиа и в посланиях Президента Российской Федерации.
Читать PDF
0.00 байт

Социолингвистический аспект в изучении языковой ситуации (калмыцкий язык) в республике Калмыкия

Лиджи-Горяева С.Э., Мукаева С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурные и социолингвистические особенности развития малочисленных народов Севера, Сибири и Д

Боргояков С.А., Боргоякова Т.Н.
В статье проведена типологизация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на основе характеристики социокультурных и социолингвистических ситуаций в их среде, с учетом которой должна строиться политика в от
Читать PDF
0.00 байт

ФИННО-УГОРСКИЕ ДИАСПОРЫ РОССИИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Кондрашкина Елена Алексеевна
Марийцы, мордва и удмурты наиболее диаспоризированы среди всех финно-угорских народов России.
Читать PDF
0.00 байт

Исторический и социолингвистический анализ феномена власти

Любимов Юрий Васильевич
В работе рассматривается природа власти в контексте системы властвования. Основное внимание уделено архетипии феномена и развития его наиболее важных черт.
Читать PDF
0.00 байт

Самодостаточность и многомерность этноса: социолингвистическое измерение

Беркович Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Бўлажак инглиз тили мутахассисларининг социолингвистик компетентлигини шакллантиришда инглиз тилидаг

Рискулова К.
Читать PDF
0.00 байт

Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному язык

Михалева Любовь Викторовна
Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку позволяет наиболее полно реализовать принципы обучения межкультурному общению и способствует эффективному формированию коммуникативной и социолингвистической ком
Читать PDF
0.00 байт

Использование аутентичных видеоматериалов в формировании социолингвистической компетенции студентов

Бобрикова О. С.
Рассмотрены сущность понятия и компонентные характеристики социолингвистической компетенции как одной из основных составляющих коммуникативной компетенции.
Читать PDF
0.00 байт

Технология формирования социолингвистической компетенции студентов на материале аутентичных видеофил

Бобрикова O. C.
Определены критерии отбора аутентичных видеоматериалов. Приведена технология работы с аутентичными видеоматериалами, направленная на формирование социолингвистической компетенции студентов.

Похожие термины:

  • Адгерентная социолингвистика

    Область социолингвистического исследования, изучающая обусловленность языковых и речевых явлений фактами и условиями социального характера: социальной структурой общества, укладом жизни, хара
  • Диахроническая социолингвистика

    Раздел социолингвистики, исследующий корреляцию собственно языковых и экстралингвистических параметров в динамике, связи между фактами истории языка и фактами истории общества, коррелятивные о
  • Экспериментальная социолингвистика

    Направление социолингвистических исследований, занимающееся сбором социолингвистического материала: языковых и речевых фактов в их корреляции с определенными социальными параметрами – путем
  • Интеракционная социолингвистика

    Направление в социолингвистике, основанное Дж. Мидом, возникшее под влиянием символико-интеракционистской школы в социологии, основанное на социолингвистической концепции, согласно которой сущ
  • Марксистская социолингвистика

    Направление, использующее при изучении и интерпретации социолингвистических явлений в качестве теоретической базы диалектический и исторический материализм. М.с. разрабатывалась в СССР, в стран
  • Прикладная социолингвистика

    Раздел лингвистики, изучающий практическое использование результатов социолингвистических эмпирических и теоретических исследований при решении проблем функционирования, развития и взаимоде
  • Проспективная социолингвистика

    Раздел социолингвистики, занимающийся проблемами планирования и прогнозирования языкового развития.
  • Синхронная социолингвистика

    Направление, изучающее отношения и процессы, отражающие связи языка и общества в определенный момент их развития. В сферу интересов синхронной социолингвистики входят: 1) макросоциолингвистическ
  • Теоретическая социолингвистика

    ОБЩАЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКА). Раздел социолингвистики, изучающий онтологические основы самой социолингвистики, определение ее предмета, места среди других научных дисциплин, понятийного аппарата, ме
  • Социолингвистика медиатекста

    (sociolinguistics of mediatexts, сацыялiнгвiстыка медыятэкста) — комплекс социолингвистических концепций и подходов, посвященных выявлению специфики и анализу текста сообщений, генерируемых и транслируемых в
  • Методы анализа социолингвистических данных

    Процедуры, используемые социолингвистами, в процессе анализа исходного материала, полученного в ходе исследования. Анализ данных предполагает использование статистического аппарата, нацеленно
  • МЕТОД КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ

    Метод обработки социолингвистических данных, применяемый для изучения взаимосвязей между переменными величинами, зависимыми и независимыми (независимые переменные – социальные параметры: стра
  • Социолингвистическая архисистема

    Система территориальных и социальных вариантов языка (подсистем, субкодов), которые носят системный характер, представляя собой в многоязычном обществе иерархию различных языков, выполняющих ра
  • Методы сбора социолингвистических данных

    Методы, основанные на органичном сочетании собственно социолингвистических исследовательских процедур с методами других областей лингвистики, а также с методами социологии, этнографии, социаль
  • Методы диахронической социолингвистики

    К собственно диахроническим методам, выделяемым в особую область в силу специфики предмета исследования, относятся сравнительно-временные исследования, методы социолингвистической реконструкц
  • Социолингвистический эксперимент

    Метод исследования, основанный на проведении эмпирических исследований, подтверждающих теоретические предположения исследователя-социолингвиста. Социолингвистический эксперимент носит обычн
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ

    Разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общественно-речевой практики людей. Ф.с. выделяется с учетом цели высказывания, понимаемой в социолингвистике как
  • Социолингвистический индикатор

    ИНДИКАТОР. СТРАТИФИКАЦИОННАЯ ПЕРЕМЕННАЯ). Социолингвистическая переменная, указывающая на социальное положение носителя языка.
  • МЕТОД СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    Метод интерпретации, используемый как вспомогательный при социолингвистической реконструкции: 1) интерпретация экстралингвистического материала, известного из гражданской истории, истории кул
  • Социолингвистическая интерпретация

    Один из методов социолингвистики: 1) анализ устных и письменных текстов; 2) анализ статистической информации; 3) анализ экстралингвистического материала с целью выявления корреляций между лингвист