Субкультура
культурные образцы, обособляющие некую часть общества.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Субкультура
система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества.
Источник: Социология.
Субкультура
subculture). Ценности и нормы, отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Субкультура
совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.
Источник: Словарь ключевых социологических терминов
СУБКУЛЬТУРА
система норм и ценностей, регламентирующая общность иначе, чем общество. Наличием С. эта общность искусственно консолидирована.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Субкультура
культурные образцы, отличающиеся от доминирующей культуры и на этом основании обособляющие определенную часть общества [26.– С.84].
Источник: Социология. Словарь.
Субкультура
система уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов, отличающих какую-либо социальную группу от доминирующей культуры большинства общества.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
СУБКУЛЬТУРА
особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Субкультура
система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Субкультуры
части культуры общества, порожденные некоторыми социальными сообществами как своими носителями. Субкультуры выделяются своим нормативным строем, ценностями, традициями.
Источник: Глоссарий по социологии
Субкультура
особенности образа жизни меньших групп, проживающих в сфере действия более широкой, признанной членами этих групп культуры. Различные субкультуры – это «вариации», образующиеся вокруг общего культурного ствола
Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры
Субкультура
система смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой, занимающей, как правило, не главенствующую, подчиненную социально-структурную позицию в обществе, возникающая в качестве реакции на доминирующую систему ценностей.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Субкультура
совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее; совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.
Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие
СУБКУЛЬТУРА
от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к.-л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность нек-рых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, фукционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Субкультура
(лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) — сфера культуры, существующая внутри господствующей культуры и имеющая собственные ценностные установки. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодежные субкультуры.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
субкультура
subculture лат. sub- ‘под’. - Система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках магистральной культуры. Субкультура охватывает различные сегменты общества, в основе которых лежат разнообразные признаки: этнические, расовые, возрастные, гендерные, социальные, профессиональные, территориальные и др. (например: субкультура белых воротничков, субкультура андерграунда и т.д.). В настоящее время термин «субкультура» не считается политкорректным и вытесняется термином «сокультура».
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
Субкультура
(лат. sub — под + культура) - в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от культуры преобладающего большинства (от доминирующей культуры).
Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжений всей жизни. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры системой нравственных ценностей, языком, манерой поведения, одеждой, обычаями и т.д. Напр., субкультура дворянского общества России 18-19 вв. значительно отличалась от субкультуры крестьян (язык, одежда, поведение, музыка, стиль жизни).
В 50-60 гг. 20 в. в Советском Союзе существовала субкультура стиляг (штатников) - молодых людей, которых характеризовали нарочитая аполитичность, отрицательное отношение к общепризнанной морали, увлечение модной западной музыкой и танцами (твист, рок-н-рол, буги-вуги), особая манера ярко и модно одеваться, использование сленга. В 60-70 гг. 20 в. в США и Европе существовала субкультура хиппи, проповедующих свободу личности, пацифизм, свободную любовь; хиппи жили коммунами, внешне отличались небрежностью в одежде, носили длинные волосы. В настоящее время существует несколько молодежных субкультур: байкеры, панки, металлисты, готы и др. Ср.: социальная группа, социальная роль. Субкультура. Subculture.
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013
СУБКУЛЬТУРА
subculture) — система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия. Поэтому властные отношения — важное измерение любой социологической работы в этой области. Субкультуры исследовались с точки зрения этноса, класса, девиации и молодежной культуры. Р. Мертон построил типологию из возможных ответов на разрыв между средствами и целями, вызывающих появление ряда различных субкультур. С. Коэн (1971) отметил возникновение в послевоенный период серии молодежных субкультур, например, в Англии — "тедов", "модистов", "рокеров" и "панков". Предлагалось, что они служат "магическими решениями" проблем, созданными для молодых людей из рабочего класса в современных западных обществах (Брейк, 1980), а также средством установления как индивидуальной, так и групповой идентичности, хотя различаются путем стилистического выражения, особенно языка, поведения, музыки, одежды и танца. Субкультуры, как и культура вообще, — результат коллективного творческого потенциала и посему подвергаются историческим изменениям и преобразованиям. Феминистские теоретики — Макробби и Гарбер (1976), Макробби (1991) — отмечали, что тендер редко рассматривается в изучении субкультур, затронув проблемы молодых женщин и молодежных субкультур. См. также Культурные исследования; Культурный капитал; Культурная депривация; Культурное запаздывание; Культурный (и лингвистический) релятивизм.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СУБКУЛЬТУРА
SUBCULTURE) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей социальной группы, составляющей часть целого, будь то целое общество или организация. Потенциально данный термин может использоваться в отношении любой социальной группы, однако чаще всего его применяют относительно девиантных или молодежных культур, противоположных господствующей культуре общества в целом. Например, Г. Беккер описывает группы людей, употребляющих марихуану, которые образуют субкультуру с развитыми ритуалами, сленгом и способами поведения, подчеркивающими различия между ними и обществом в целом. Подобным образом, исследования представителей молодежных культур, таких, как панки или скинхеды, показывают, каким образом такая группа объединяется на основе одежды, установок и вкусов, противоположных господствующей культуре. С. Холл и Т. Джефферсон (Hall and Jefferson, 1976) утверждали, что девиантные или молодежные культуры обеспечивают решение проблем, с которыми сталкиваются их члены, находящиеся в невыгодном положении вследствие своей молодости, криминальности или социальной позиции. Членство в таких субкультурах дает чувство идентичности и обеспечивает некоторую компенсацию «неудачи» в обычном обществе. Одна из трудностей, связанных с использованием понятия субкультуры, заключается в том, что оно предполагает существование идентифицируемой господствующей культуры, однако фрагментация современного общества делает идентификацию такой культуры проблематичной. Действительно, можно утверждать, что постмодерное общество состоит из большого числа субкультур, отличающихся друг от друга своими жизненными стилями. См. также: Девиантное поведение; Жизненный стиль; Молодежная культура; Организационная культура; Популярная культура; Постмодерн; Шайка.
Источник: Социологический словарь
Субкультура
автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей (М. Брейк, Р. Швендтер). В научный оборот понятие введено в начале 30-х гг. ХХ в. американским социологом Т. Роззаком, определившим субкультуру как «систему культурных координат», вырабатываемую социальной общностью для ориентации в сложном мире. Широкое применение новое понятие получило с середины 1960-х гг., когда началось осмысление молодежных проблем (хиппи, панки, рокеры и т.д.). Первоначально его употребляли в смысле делинквентной подкультуры, отражающей ценность культурного наследия, культуры преступного слоя общества. Однако впоследствии, в 1970-х гг., содержание понятия изменилось и стало применяться для описания оригинальных ценностно-нормативных систем и культурных артефактов любых социальных групп. Существенную роль в переосмыслении субкультуры сыграл итальянский философ, один из основателей семиотики У. Эко, обосновавший необходимость дифференциации этого понятия на контркультуру и альтернативную культуру. Первая прямо противоположна господствующей культуре, вторая - автономно и независимо существует в ее рамках. Субкультура стала пониматься как своеобразный сгусток ценностей, норм, идеалов, к которым притягиваются различные индивиды. Главной причиной ее создания является, по мнению большинства исследователей, резкое расширение сферы свободного времени и увеличение периода подготовки к труду молодого поколения, возникновение индустрии развлечений, превращение СМИ в орудие манипуляции сознанием масс. К. Маннгейм и другие ученые считают, что субкультура стимулирует процесс культурно-творческой деятельности, способствует выработке новых норм и ценностей, культурных образцов и алгоритмов творческой деятельности. В отечественной социологии осмысление феномена субкультуры началось в конце 70-х гг. ХХ в. (И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.И. Чупров и др.). Они и их последователи исследовали субкультуры элиты и массы, криминогенных групп, богемы, спортивных болельщиков и религиозных сект, пенсионеров и молодежи, любителей авторской песни и рок-культуры, создаваемые ими культурные артефакты (сленг, традиции, групповая символика и др.), групповое сознание, способы культурной самоидентификации. Некоторые из этих субкультур оказывают значимое влияние и на официально одобряемую культуру, например бардовская песня, ставшая выразителем самосознания не одного поколения рефлексирующей отечественной интеллигенции [49, 65].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
СУБКУЛЬТУРА
(англ. subculture) — (1) совокупность нек-рых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в кач-ве культуры преступного слоя об-ва (делинквентная подкультура); (2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже ин-тами (М. Брейк, Р. Швендтер); (3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. По мн. Д. Даунса, следует различать С. возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности об-ва (профессиональные С), и С. явл. негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в об-ве культуру (делинквентные и некрые молодежные С). Принадлежность к С. непременно подразумевает и ее связь с какой-либо классовой культурой, в к-рую С. может быть включена целиком, а может находиться к ней в полной оппозиции (М. Брейк, У. Б. Миллер). В амер. социологии с 20-х гг. 20 в. доминирует традиция исследования делинквентных С. (А. К. Коэн, Д. Маца, У. Б. Миллер). Наиболее распространенной явл. та т. зр., к-рая утверждает, что преступная С, характеризующаяся прежде всего комплексом антиправовых норм поведения, весьма устойчива в среде молодежи низших слоев об-ва. В Великобритании доминирует более поздняя традиция исследования молодежных С, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения (Ф. Коэн, М. Брейк, Д. Хебдидж, С. Фрит). Хебдидж и Фрит выделяют два осн. типа отношений неконформной молодежи к жизни и об-ву: (1) отношения молодых людей из среды рабочего класса и (2) отношения групп «богемной молодежи» (т. е. молодых людей из средних классов). Общим между ними явл. лишь то, что и те и др. ориентированы на досуг. Однако если первые фокусируют свою жизнь на досуге ввиду проблематичности их трудоустройства, то для вторых — это результат свободного выбора. С. первых нигилистичны, С. вторых, напротив, выражают собой связь тинейджеров (подростков) с совр. традиционной культурой.
В целом совр. С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в к-рых наряду с осн., классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но явл. в то же время прямым генетическим порождением последней. Социальной базой формирования С. могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения; различают официальные и неофициальные С. Молодежные С. характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрениям старших поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т. д. Важнейшим элементом молодежных С. современности явл. рок-культура.
Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.
СУБКУЛЬТУРА
система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.
Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности , низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство девиантных нравов.
Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления , создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Однако для общества постмодерна характерна культурная фрагментация, мультикультурализм (см. посимодернизм) , что делает весьма проблематичным существование целостной культуры. Скорее современная культура представляет собой определенную совокупность конфликтующих субкультур.
Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура, которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" ( в отличие от "старых" левых – движения рабочего класса) . Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения.
Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС
СУБКУЛЬТУРА
(англ. sub — под, culture — культура) — система норм и ценностей, модель поведения, жизненный стиль, отличающие группу от большинства общества. С. — суверенное целостное образование, являющееся частью общественной культуры.
В современной науке существует несколько подходов к исследованию С. Системно-динамический подход описывает С. как сложную, меняющуюся систему. Синергетический подход рассматривает взаимодействие субкультур как хаотически развивающийся процесс. Информационный подход представляет С. как сочетание социальных аспектов с информационными. Иерархический подход определяет С. как иерархически организованную систему. Экологический подход рассматривает С. как целостное образование в социокультурной среде.
Признаками С. являются: знание — совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира, своего места в нем; система ценностей — то, чему отдают предпочтение, что считается нормальным, правильным и то, что считают аморальным, преступным; стиль, образ жизни, социальные роли и статусы; социальные институты как системы норм — устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется жизнь общества, обеспечивается устойчивость связей и отношений в пределах его социальной организации; потребность — состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию нехватки чего-либо; склонность — желание индивида заниматься определенным видом деятельности.
Классификация С.:
1. Музыкальные С. — основаны на поклонниках различных жанров музыки: альтернативщики — поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора; готы — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва; индии — поклонники инди-рока; металлисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей; панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии; растаманы — поклонники регги, представители религиозного движения Растафари; рокеры — поклонники рок-музыки; рейверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки, дискотек; рэперы — поклонники рэпа, хип-хопа; традиционные скинхеды — любители ска и регги; фолкеры — поклонники фолк-музыки; эмо — поклонники эмо и пост-хардкора; риветхеды — поклонники музыки в стиле индастриал; джанглисты — поклонники джанга и драм энд бейса.
2. Имеджевые С. — отличаются по стилю одежды и поведению:
кибер-готы, нудисты, стиляги, тедди-бои, милитари, фрики и др.
3. Политические и мировоззренческие С. — характеризуются определенными политическими убеждениями: скинхеды (редскины), битники, неформалы, нью-эйдж, хиппи, яппи и др.
4. По хобби — образованы на основе хобби: байкеры — любители мотоциклов; райтеры — поклонники граффити; трейсеры — любители паркура; хакеры — любители компьютерного взлома.
5. По другим увлечениям — любители кино, игр, мультипликации, литературы, истории: отаку — поклонники аниме; геймеры — поклонники компьютерных игр; ролевое движение — поклонники ролевых живых игр; толкиенисты — поклонники Джона Толкиена; фурри — поклонники антропоморфных существ и др.
6. По асоциальному или враждебному настроению — гопники, нацисты, люберы и др.
7. По религиозным соображениям — сатанисты, индианисты, секты и др.
8. По возрастным категориям — детские С.; подростковые С.; пожилых людей и др.
С.А. Анисимова
Лит.: Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186 “О федеральной целевой программе “Культура России (2012–2018 годы)”; Багновская Н.М. Культурология: Учебник. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология: Учебник. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Солонин Ю.Н. Культурология: Учебник. М.: Юрайт, 2015; Социология молодежи: Учебник. М.: Юрайт, 2014; Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учеб. пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2005.
Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.
СУБКУЛЬТУРА
совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов ит.п.), которые влияют на стиль жизни и мышления отдельных групп людей и позволяют им осознавать и утверждать себя как непохожих на других представителей социума. Разграничивают такие субкультуры: взрослую, детскую, маргинальную, региональную, национальную. Социальная база формирования субкультур – определенные слои населения, а также контактные группы, которые входят в них, которым свойственны специфические возрастные, социальные и профессиональные качества. Субкультуры принадлежат к специфическим стилизированным механизмам социализации личности. Однако, в связи с узкой сферой интересов, они создают только иллюзию полноты социализации, поскольку замыкают мир интересов конкретной личности и групп на ограниченных аспектах (например, на только взрослых или детских музыке, литературе, играх, увлечениях, способах самовыражения или только на особенностях национальной или региональной культуры, специфической маргинальной культуре, которые не всегда отвечают представлениям о культуре и социальных нормах), что нередко создает проблемы в понимании между представителями разных субкультур. Своеобразие субкультуры существует в неформальных молодежных объединениях, религиозных сектах, объединениях сексуальных меньшинств и разнообразных объединениях по интересам, а также профессиональных коллективах и объединениях. К последним принадлежат художники, актеры, коллекционеры (например, филателисты, букинисты) и т.п. Такие группы в зависимости от трансформации ценностей и социальной практики общества и согласно с характером определенной субкультуры отличаются просоциальной, антисоциальной или асоциальной направленностью. Это порождает специфические потребности и проблемы, как у отдельной группы, так и обществе в целом. В рамках субкультуры существенно отличаются нормы поведения и взаимодействия. У носителей просоциальной субкультуры такие нормы не противоречат общепринятым, а трансформируются соответственно ценностным ориентациям. В антисоциальных группах субкультура противопоставлена общественным нормам, а ее носители отличаются деструктивным поведением. В асоциальных группах наблюдается трансформация общечеловеческих и, в зависимости от ситуации, частично асоциальных норм. Для ее носителей характерно девиантное поведение, которое проявляется в разных видах аддикций (зависимостей) и отклонениях в поведении от социальных норм. Неформальные объединения молодежи с асоциальным поведением возникают в результате деформации в социальном общении и отношениях. Механизм групповой интеграции и дифференциации в этих группах базируется на социально-психологическом характере взаимоотношений, хотя и развиваются только в процессе асоциальной деятельности. Поэтому большинство из них имеют признаки предкриминальных, криминальных и преступных группировок. Маргинальные субкультуры особенно привлекательны для подростков и молодежи. Как свидетельствуют данные исследований, основными причинами, по которым подростки и молодежь становятся членами групп с асоциальной направленностью – одиночество, разногласия с родителями, желание утвердиться. Очевидно, в неформальных группах ищут психологической и физической защиты, материальной поддержки и удовольствий. В таких группах срабатывает компенсаторный механизм: деятельность группы становится полигоном для самоутверждения, проявления индивидуальности эпатажным способом, компенсации тех неудач, которые наблюдаются в школьной среде и семье. Существуют разновекторные неформальные группы – эпатажной самодеятельности (панки, мажоры, рокеры); культурной самодеятельности (рокмузыки, металлисты, хиппи); социальной самодеятельности (экологисты, интернационалисты); политической самодеятельности (политические клубы, фонды социальных инициатив); агрессивной самодеятельности (ремонтники, экстремисты). Для субкультур характерна определенная статусная структура, которая раскрывает иерархию внутригрупповых отношений и уровень достигнутого успеха среди членов конкретной группы и носителей конкретной субкультуры. Особенно четко это прослеживается в маргинальных группах. Важным признаком субкультуры является жаргон (сленг), мода на внешний вид (прическа, одежда, макияж, украшения), манеры. У каждой субкультуры развивается свой фольклор, эстетические вкусы. Наиболее характерным проявлением неформальной, эпатажной самодеятельности являются панки, образ жизни которых направлен на эпатаж публики – главное привлечь внимание. Их внешний вид – от прически до одежды, в которой смешаны все стили – это вызов; стиль общения примитивный, сленговый и грубоватый; поведение – демонстративное, с открытой пропагандой сексуального разврата, употребление наркотиков и токсических веществ, с противоправным поведением и – драками, использованием ритуалов. Идеал для панков – человек, который не имеет комплексов и никому ни чем не обязан, а также независимость от условий проживания и комфорта в целом. Тенденция непохожести привлекает и металлистов: они украшают себя металлическими вещами – цепями, застежками и т.п. Увлекаются специфической «тяжелой» музыкой. Идеал металлистов – верность своим кумирам, а кредо – быть непохожими на тех, кто не понимает havy metal. Популярные среди молодежи 14-20 лет объединения рокеров, с обязательным атрибутом - мотоциклом. Они собираются большими группами в ночное время, демонстрируют свое мастерство управления мотоциклом. Их идеал – сила, техническая компетентность. На опровержение традиций и морально-этических норм нацелены хиппи. Они противопоставляют себя всему, что связано с социальной успешностью, демонстрируя тем самым условность общества. Их идеал – человек, свободный от всех проблем и ответственности. Специфическое проявление субкультуры – граффити – изображение словтабу, словосочетаний, сообщений, или определенных символов на стенах домов, заборов, транспортных остановках, лифтах и т.п. Таким способом представители этой субкультуры проявляют протест против определенных социальных норм, отдельных людей (например, политиков), а также самоутверждаются путем символической (условной) идентификации с другими членами группы этой субкультуры или любимыми спортивными командами, музыкальными группами или течениями в музыке. Субкультуры вызывают интерес у исследователей, поскольку их глубокое изучение позволит более объективно судить о разных социальных процессах, которые происходят в обществе, а также отслеживать тенденции и проблемы социализации личности в условиях поликультурного общества и прогнозировать дальнейшее их развитие.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
СУБКУЛЬТУРА
система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С., находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С., различные профессиональные С. и др.). Под С. понимают также - (1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура), (2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер), (3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Даунс различает С., возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные С.), и С., являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные С.).
В целом современные С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней. С. формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Социальной базой формирования С. могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные С.
С. характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. С. призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя. Во многих случаях большинство общества относится к С. с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым С. врачей или учителей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру - главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей (например, распространение элементов С. хиппи в доминирующей культуре в США). В ряде случаев, однако, группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Таковы, например, С. преступных групп и организаций типа мафии, С. религиозных сект и изолированных утопических коммун. Молодежь развивает собственную С., в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат - более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности. Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается на жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Особое внимание среди С. вызывают различные нонконформистские типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или "богема"), так и по отношению к перспективам общественного развития ("движение зеленых"). К разряду С. следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д.
За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными или политическими требованиями. Они выдвигают и требования изменения обжитого типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают "патриархальная" и "мужская" С., способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в результате приводят к поощрению насилия, разладу в отношениях между людьми. Особую С. образует жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере проводятся исследования интереса людей к бульварной литературе, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам.
Некоторые из наиболее интересных исследований С. посвящены языку. Например, У. Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их "языковой неполноценности". Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют иную систему грамматических правил, укоренившихся в С. негров. Проблему С. возможно рассмотреть в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления, например, молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Манхейм констатировал, что С., хотя и возобновляются постоянно в истории, выражают процесс приспособления к господствующей культуре. В такой системе рассуждений С. лишаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении культуры и интересны тем, что выражают некое преходящее отклонение от главного пути. Понятие С. помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, происходящих под воздействием урбанизации, профессионализации ряда социальных групп, усилению социальной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций.
И.Н. Красавцева
Источник: Социология: энциклопедия