ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Одно и то же вещество оказывает разное действие на разных людей в зависимости от того, насколько они к нему привыкли. Такая непредсказуемость опасна, есть вероятность передозировки, особенно при большей, чем предполагалось, степени очистки и концентрации действующего начала, а также после перерыва в употреблении. (См. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.) В психологии этот термин означает терпимость к чему-либо.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Лит.: 1) Толерантность // Словарь иностранных слов. М., 1984; 2) Толерантность //Словарь по этике. М., 1983. 3) Шалин В.В. Толерантность. Ростов н/Д, 2000.
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич
Источник: Социология: энциклопедия
Низкий уровень Т. характерен для традиционного общества. Его основной принцип “делай, как делали все и всегда” позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала. Динамичность интересов, которые могут вмещаться в позитивную часть политического пространства, подрывает основу традиционности. Неукоснительное следование социальной схеме называется ригоризмом. Переход от традиционного общества к открытому можно интерпретировать как противоборство ригоризма и нетерпимости с толерантной мировоззренческой ориентацией. В политике возможность для Т. создает появление оппозиции, которая становится легальной.
Развитие демократии в Европе приводит к укоренению Т. и институционализации этого феномена политической культуры в политической практике с середины XX в. В развитых странах Запада появилась возможность для равноправного взаимодействия ряда политических сил в рамках целостной политической системы. Этот процесс был значительно продвинут тем воздействием, которое оказали на демократию тоталитарные режимы.
Чрезмерная идеологизация исключает Т. из политических отношений. В СССР, других социалистических странах, в странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, т.е. в условиях тоталитарных политических систем, Т. отсутствовала. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала нетерпимость к политическому инакомыслию. Так, в СССР практически любая политическая позиция, отличная от официальной, могла квалифицироваться как антисоветская. Политико-государственная система подвергала наказанию людей, ориентированных диссидентски, самым безжалостным образом, вплоть до политического террора и смертной казни.
Т. может быть формальной, содержательной, абстрактной, реальной и т.д. Естественное основание Т. обретает в политическом плюрализме. Практика индивидуализации политической ориентации и свободная деятельность в границах закона – условие, которое Т. превращает в элемент повседневной коммуникативной практики в политике и иных социальных сферах.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря “толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции”. Т. означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под Т. не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Проблема Т. на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения Т. они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе “свой — чужой”. Т. может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами “другого”. Также Т. обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как права человека, демократия, мир.
Понимание Т. неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность — “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском — “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском Т. — “прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим”.
В персидском Т. — “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
В испанском Т. — “способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения”.
В русском языке “терпимость — способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. Считаться с мнением других, быть снисходительным”.
Термин “толерантность” обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает “отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию”. А более знакомое и привычное слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает “способность, умение терпеть, мериться с чужим мнением, быть снисходительными к поступкам других людей”.
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов.
В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию
С точки зрения философии толерантность — это мировоззренческая жизненная позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.
В этике “толерантность” отождествляют с понятием “терпимость” — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004; Староверова О.П. Формирование толерантного поведения у современной молодежи: Метод. пособие. Екатеринбург, 2004; Столяренко Е.В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12; Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Как правило, люди объединяются с теми, кто разделяет их убеждения с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообществ. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» — тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношениях более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, начало которому в западном мире было положено в XVII в., вызвал к жизни толерантность. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом плюрализма, а с другой — условием его дальнейшего развития. Толерантность была принята как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости — когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозное единство.
Видным представителем толерантности в эпоху Просвещения (XVIII в.) был Вольтер. Взгляды Вольтера сложились, когда он исследовал историю Англии, где в XVII в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», в котором выражена классическая теория толерантности. Фактически любое убеждение — религиозное, политическое или культурное — может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются.
Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство.
Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурентам, так как конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различными обликами сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, все же она имеет два недостатка. Один из них — склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения: «Толерантность — это добродетель людей, которые ни во что не верят», — говорил по этому поводу Г.К. Честертон. Другой недостаток — необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом.
Трафик женщин и детей. В соответствии с положениями протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН 2000 г. против транснациональной организованной преступности, «незаконный ввоз мигрантов» означает обеспечение с целью получения прямо или косвенно какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое- либо государство-участника любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Стороны, обеспечивающие незаконный ввоз, оказывают услуги своим клиентам, выступая в качестве агентов бюро путешествий, действующих вне правовых рамок. С другой стороны, торговля людьми связана с применением насилия, принуждения или побуждения к эксплуатации работников, которые рассматриваются в качестве товаров и не требуют пересечения международных границ, хотя некоторые лица или преступные группировки часто занимаются как незаконным ввозом, так и торговлей людьми. Мигранты, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежат уголовному преследованию.
Хотя женщины всегда составляли достаточно большую часть мигрантов, их доля за последнее время увеличилась здесь до 48%. Важный сдвиг в этой тенденции заключается в том, что если раньше женщины мигрировали в составе семейств, то сегодня их миграционные перемещения становятся самостоятельными. С этой тенденцией связан трафик женщин.
Жертвами работорговли чаще всего становятся женщины и дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации и вовлекаются в проституцию, используются в порноиндустрии, в сфере досуга и развлечений. По данным Европейского союза, только в Восточной и Центральной Европе жертвами подобных преступлений становятся от 120 тыс. женщин и детей ежегодно. По данным Интерпола, ежегодный оборот торговли людьми составляет 19 млрд. долл. По данным Доклада о работорговле Госдепартамента США, ежегодно от 700 тыс. до 4 млн. человек в 89 странах мира «покупаются, продаются, перевозятся и содержатся в рабских условиях против их воли».
Россия вместе с Белоруссией, Арменией, Таджикистаном, Киргизией и еще 14 странами вошла в «группу-3» — самых злостных нарушителей отмены работорговли в мире. «Россия является главным образом поставщиком женщин и детей, которые продаются в целях проституции в страны Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Америки. Действия Правительства РФ все еще не соответствуют минимальным стандартам в области борьбы с торговлей людьми» — таковы предварительные выводы докладчиков по России в Европейском союзе, на основании которых депутаты Госдумы РФ начали работать над составлением Закона о работорговле.
По отношению к торговле женщинами и детьми выделяется несколько групп повышенного риска.
Среди женщин особенно уязвимы молодые (с невысоким уровнем образования, не имеющие стабильной работы или источника доходов, многодетные, одинокие матери, испытывающие насилие или неблагополучие в семье, занимающиеся проституцией или работающие в индустрии развлечений, имеющие намерение выехать на работу за рубеж, обращающиеся в брачные агентства). Часто женщин, переживших сексуальное насилие, а таких в России порядка 20%, — включают в группы риска по торговле людьми (так как они становятся склонны к рискованному поведению в результате пережитого психологического шока).
Среди детей особенно уязвимы дети из неблагополучных семей, без родителей, из детских домов, беспризорные и безнадзорные и т.п. Торговля детьми осуществляется как с целью коммерческой сексуальной эксплуатации (использование в проституции, порнографии), так и с другими целями — использование дешевого детского труда в сфере услуг, сельском хозяйстве, на дому и пр., использование детей (в том числе младенцев) для попрошайничества, для трансплантации органов, для незаконного усыновления.
К группам риска относятся также инвалиды, бедные, наркозависимые люди.
Общее число жертв международной торговли людьми оценивается от 600 до 800 тыс. человек в год, а оценка, включающая торговлю людьми внутри стран, составляет от 2 до 4 млн. человек. В международных документах обращается внимание на то, что 80% пострадавших от транснациональной торговли людьми составляют женщины и дети, из которых 70% продаются в другую страну в целях сексуальной эксплуатации. Регион Центральной и Восточной Европы, включая пространство бывшего СССР, занимает второе место в мире по масштабам торговли людьми после Юго-Восточной Азии: из региона ежегодно вывозятся 175 тыс. женщин.
Торговля людьми осуществляется в разных странах независимо от уровня их экономического развития и политической системы. В международной практике в отношении осуществляемой торговли людьми принято разделять страны выезда, назначения и транзита. Россия, как и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы, совмещает эти три «ипостаси», являясь одновременно страной выезда, приема и транзита. Странами назначения для людей, которых вывозят из России по схемам торговли людьми, являются некоторые страны Европы, США, Япония и ряд других стран мира.
Источники: Доклад VI. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике / Международная конференция труда. 92-я сессия, 2004. С. 12—13; Доклад «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации» / Под ред. Е.Б. Мизулиной. М., 2006; Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 22.
Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие