путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам.
туризм
туризм
Туризм
временные выезды лиц с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Туризм
tourism), путешествия для развлечения по своей стране или в др. страны восходят к большим путешествиям по Европе 18—19 вв., совершаемым богатыми семьями. Т. стал важной отраслью экономики, в нем задействовано более 5% мировой торговли, он служит источником иностр. валюты, создает, прямо и косвенно, новые раб. места, поддерживает опред. виды бизнеса, в частности проведение туров, аренду дешевых перелетов. До 1939 г. ежегодно за границу выезжало ок. 1 млн. путешественников, к 1990 г. их уже насчитывалось более 400 млн. Мн. развивающиеся страны, напр. Карибского региона, потенциально являются идеальными центрами Т., крый уже сейчас приносит им большую часть дохода. Однако выгоды Т. - рост валютных поступлений, увеличение занятости и даже расширение взаимопонимания между странами — могут нивелироваться уроном, наносимым местному нас. и окруж. среде; негативную роль играют также иностр. инвесторы, присваивающие доходы от Т.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Туризм
один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью. Среди предпочитаемых видов досуга среди среднего класса занимает третье место. К туристам можно отнести лиц, которые временно находятся вне постоянного места жительства с целью использования свободного времени для отдыха, оздоровления, ознакомления с природными, историческими, архитектурными и другими ценностями. Туризм – активная и непринужденная форма общения людей. Расширение и углубление туристических связей между странами способствует развитию международных отношений, улучшению дружбы и взаимопонимания между народами; расширение торгового, научного и культурного сотрудничества укрепляет мир.
По способу передвижения туризм может быть конный, круиз, пеший и т. п.; по продолжительности индивидуальный и групповой туризм может быть кратковременным (туризм выходного дня) и продолжительным (несколько лет); также различается по возрастным признакам и состоянию здоровья; по уровню духовного развития, личных вкусов и ориентаций (посещение культурных и природных памятников). Выбор форм туризма зависит также от финансовой обеспеченности клиентов турфирм.
К особому виду относятся учебно-тренировочные сборы, спортивный туризм и туристические экспедиции (участие в археологических исследованиях), а также курортно-лечебный туризм. Культурно-развлекательный туризм сочетает путешествия с ознакомлением с историко-культурными, археологическими, архитектурными достопримечательностями и посещением музеев. Познавательно-деловой (специализированный туризм), обусловленный профессиональными интересами, связан с участием в научных конференциях, съездах, конгрессах. Особое место в структуре туризма занимают религиозные паломничества.
По способу передвижения туризм может быть конный, круиз, пеший и т. п.; по продолжительности индивидуальный и групповой туризм может быть кратковременным (туризм выходного дня) и продолжительным (несколько лет); также различается по возрастным признакам и состоянию здоровья; по уровню духовного развития, личных вкусов и ориентаций (посещение культурных и природных памятников). Выбор форм туризма зависит также от финансовой обеспеченности клиентов турфирм.
К особому виду относятся учебно-тренировочные сборы, спортивный туризм и туристические экспедиции (участие в археологических исследованиях), а также курортно-лечебный туризм. Культурно-развлекательный туризм сочетает путешествия с ознакомлением с историко-культурными, археологическими, архитектурными достопримечательностями и посещением музеев. Познавательно-деловой (специализированный туризм), обусловленный профессиональными интересами, связан с участием в научных конференциях, съездах, конгрессах. Особое место в структуре туризма занимают религиозные паломничества.
Источник: Социология досуга. Словарь.
ТУРИЗМ
социальный, культурный и экономический феномен, который относится к поездкам индивидуумов за пределы обычной среды местонахождения на период, не превышающий одного года, в различных целях, за исключением работы по найму в орг-ции-резиденте в месте посещения. Данное определение шире традиционного понимания Т. как перемещения физических лиц с целью проведения досуга и отдыха и позволяет выделять и вести статистическое наблюдение различных типов туризма. В рос. законодательстве используется аналогичное определение Т. как временных выездов (путешествий) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства (термин «обычная среда» в стране не используется) в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. В соответствии с междунар. стандартами с экономической точки зрения Т. определяется как деятельность лиц, рассматриваемых в качестве посетителей.
Эта деятельность формирует туристский спрос. С другой стороны, Т. можно рассматривать с точки зрения предложения. При таком подходе Т. представляет собой совокупность видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение туристского спроса, формируя т.о. туристское предложение. В мировой истории Т. принято выделять несколько периодов. При этом исследователи используют различные критерии, что делает все предложенные периодизации не строгими. Дж. Уокер (США), ориентируясь на используемые туристами транспортные средства, выделил 5 периодов Т.- предындустриальный (перемещение на примитивных средствах передвижения), век ж.д., век автомобиля, век реактивных авиалайнеров и век круизов на морских лайнерах (очевидны определенные пересечения в этой периодизации). На основе хронологической периодизации в истории развития Т. выделяется 4 этапа: до нач. 19 в. (предыстория Т.); 19 в. (элитарный Т.); первая пол. 20 в.- до Второй Мировой войны (социальный Т.), после Второй Мировой войны- до настоящего времени (массовый Т.). В России история Т. делится на 5 этапов, которые определены как просветительский (до 1890), предпринимательский (1890–1917), организационно-централизованный (1920-е гг.- до 1960), адм.-нормативный (1960- 90) и переходный (после 1990).
Эта деятельность формирует туристский спрос. С другой стороны, Т. можно рассматривать с точки зрения предложения. При таком подходе Т. представляет собой совокупность видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение туристского спроса, формируя т.о. туристское предложение. В мировой истории Т. принято выделять несколько периодов. При этом исследователи используют различные критерии, что делает все предложенные периодизации не строгими. Дж. Уокер (США), ориентируясь на используемые туристами транспортные средства, выделил 5 периодов Т.- предындустриальный (перемещение на примитивных средствах передвижения), век ж.д., век автомобиля, век реактивных авиалайнеров и век круизов на морских лайнерах (очевидны определенные пересечения в этой периодизации). На основе хронологической периодизации в истории развития Т. выделяется 4 этапа: до нач. 19 в. (предыстория Т.); 19 в. (элитарный Т.); первая пол. 20 в.- до Второй Мировой войны (социальный Т.), после Второй Мировой войны- до настоящего времени (массовый Т.). В России история Т. делится на 5 этапов, которые определены как просветительский (до 1890), предпринимательский (1890–1917), организационно-централизованный (1920-е гг.- до 1960), адм.-нормативный (1960- 90) и переходный (после 1990).
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика