Установка
УСТАНОВКА
состояние сознания, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Установка
Установка. Attitude. Устойчивая система представлений относительно некоторого социально значимого явления или процесса, выражаемая в его оценке и готовности к социальному действию и определении цели такого действия.
Установка (аттитюд)
такое социальное качество личности, которое выражает ее готовность к определенной социальной активности и действиям в определенной сфере действительности в соответствии со своими ценностными ориентациями, а также с социально принятыми способами поведения, предписываемыми ей как члену определенной группы или общества.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
установка
assumption — термин американского культуролога Д. ланге (Dale L. Lange, 1987). - Предрасположенность субъекта действовать тем или иным образом в определенной ситуации. Установки могут быть: 1) формирующимися на основе прошлого опыта; 2) обеспечивающими устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности; 3) регулирующими поведение в меняющейся среде. В зависимости от потребности, на основе которой формируется установка, различают элементарные, социальные, актуальные и фиксированные установки.
УСТАНОВКА
англ. attitude; нем. Einstellung. 1. Готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к к.-л. объекту. 2. В экспериментальной психологии - обусловленный прошлым опытом фактор (как готовность действовать тем или иным образом), определяющий: скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию, иллюзии восприятия, неосознаваемое состояние готовности, обусловливающее направленность различных психических процессов. В зависимости от потребности, на основе к-рой формируется У., выделяют: У. элементарные, У. социальные, У. актуальные и У. фиксированные.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Установка
(аттитюд) готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, возникающая на основе прошлого опыта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности человека. Имеет важное функциональное значение – состояние готовности позволяет эффективнее выполнить предстоящее действие; она определяет устойчивый, последовательный и целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации; освобождает субъекта от надобности принимать решение и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях. Но возможны и «ошибки установки», проявляющиеся в ошибочных действиях, восприятиях или оценках; может выступать как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
УСТАНОВКА
ATTITUDE) Относительно стабильная система убеждений, касающихся некоторого объекта и приводящих к его оценке. Понятие установки широко и в достаточно строгом смысле используется в психологии, но менее строго в социологии. При проведении исследований установок часто предполагается, что относительно поверхностные установки позволяют судить о более глубоких ценностях или о реальном поведении. Ни одно из этих предположений не является верным. Выражаемые установки могут быть не связаны с более глубокими чувствами, потому, например, что люди могут отвечать на вопросы об установках таким образом, который, по их мнению, устраивает интервьюера. Подобным образом, как это часто показывают результаты исследований, выражаемые установки не соответствуют последующему поведению. Более надежные данные могут быть получены посредством более продолжительного контакта с исследуемыми, как это происходит при применении этнографического метода (см.: Этнография) или включенного наблюдения. См. также: Интервью; Надежность; Установок шкалы; Трудовые установки.
Источник: Социологический словарь
Установка
привычный способ реагирования на людей и объекты, представления их преимущественно в доброжелательном или недоброжелательном свете.
Установки оказывают влияние на поведение человека и его взаимодействия с окружающим миром. Установки представляют собой психические состояния, несущие в себе оценочные элементы и поведенческие тенденции; они подсказывают готовые объяснения социальных событий и как следствие способны помочь в совладании с ТРЕВОГОЙ. Установки можно представить себе как упрощенные способы переработки информации, которые создают систему отсчета, позволяющую быстро оценить происходящее на основании предшествующего опыта. Сохраненные в памяти установки влияют на поведение только при их активизации в текущей ситуации. Даже сильные установки никак себя не проявляют в отсутствие соответствующих обстоятельств, переводящих эти установки непосредственно в поведение. Установки формируются под воздействием мнения ближайшего окружения, собственного опыта, раннего научения, среды, принадлежности к той или иной социальной группе и социального взаимодействия; приобретенные установки взаимодействуют между собой и с существующими убеждениями как частью психических процессов. Особенно сильные установки приобретаются в результате повторных переживаний.
Установки имеют два компонента: способ восприятия события и эмоциональное к нему отношение. Сила установок может варьировать, как и соотношение этих двух компонентов. Как правило, человек располагает несколькими установками в отношении другого человека, объекта или события с соответствующим выбором видов поведения. При этом установки и поведение человека могут быть прямо противоположными. Людям свойственны противоречивые установки, результатом которых является эмоциональный дискомфорт или когнитивный диссонанс. Можно побудить человека к разрешению такого конфликта путем изменения установок. Сходным образом, если человек вынужден поступать вопреки существующим установкам, последние могут измениться.
Люди имеют представления или установки в отношении таких базовых понятий, как свобода, равенство, противодействие угнетению, причем обычно эти установки сильно перекликаются с поведением. Базовые установки включают представление о социальном мире, взаимосвязи с социальными группами. Следовательно, установки могут нести в себе вознаграждение или наказание за принадлежность или исключение из той или иной социальной группы.
Установки и их изменение являются ключевыми аспектами социальной работы. В них могут корениться проблемы, например проявления расизма или сексизма, ничем не оправданные плохие отношения между членами семьи. Точное выяснение природы установок, готовности человека их изменить является главной задачей социальной работы. (См. также РАСИЗМ, СЕКСИЗМ, СТЕРЕОТИП.)
Установки оказывают влияние на поведение человека и его взаимодействия с окружающим миром. Установки представляют собой психические состояния, несущие в себе оценочные элементы и поведенческие тенденции; они подсказывают готовые объяснения социальных событий и как следствие способны помочь в совладании с ТРЕВОГОЙ. Установки можно представить себе как упрощенные способы переработки информации, которые создают систему отсчета, позволяющую быстро оценить происходящее на основании предшествующего опыта. Сохраненные в памяти установки влияют на поведение только при их активизации в текущей ситуации. Даже сильные установки никак себя не проявляют в отсутствие соответствующих обстоятельств, переводящих эти установки непосредственно в поведение. Установки формируются под воздействием мнения ближайшего окружения, собственного опыта, раннего научения, среды, принадлежности к той или иной социальной группе и социального взаимодействия; приобретенные установки взаимодействуют между собой и с существующими убеждениями как частью психических процессов. Особенно сильные установки приобретаются в результате повторных переживаний.
Установки имеют два компонента: способ восприятия события и эмоциональное к нему отношение. Сила установок может варьировать, как и соотношение этих двух компонентов. Как правило, человек располагает несколькими установками в отношении другого человека, объекта или события с соответствующим выбором видов поведения. При этом установки и поведение человека могут быть прямо противоположными. Людям свойственны противоречивые установки, результатом которых является эмоциональный дискомфорт или когнитивный диссонанс. Можно побудить человека к разрешению такого конфликта путем изменения установок. Сходным образом, если человек вынужден поступать вопреки существующим установкам, последние могут измениться.
Люди имеют представления или установки в отношении таких базовых понятий, как свобода, равенство, противодействие угнетению, причем обычно эти установки сильно перекликаются с поведением. Базовые установки включают представление о социальном мире, взаимосвязи с социальными группами. Следовательно, установки могут нести в себе вознаграждение или наказание за принадлежность или исключение из той или иной социальной группы.
Установки и их изменение являются ключевыми аспектами социальной работы. В них могут корениться проблемы, например проявления расизма или сексизма, ничем не оправданные плохие отношения между членами семьи. Точное выяснение природы установок, готовности человека их изменить является главной задачей социальной работы. (См. также РАСИЗМ, СЕКСИЗМ, СТЕРЕОТИП.)
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Установка
(attitude). Установка, являясь «более или менее утвердившейся позицией субъекта действия (индивидуального или коллективного) по отношению к объекту (личности, группе, ситуации)», относится к области приобретенного, а не врожденного в отличие от потребностей в пище или сексуальных потребностей. Она обладает достаточно длительным характером и, образовавшись однажды, оказывает регулирующее воздействие на наше поведение, познание, мотивацию, не смешиваясь при этом с привычкой или автоматизмом. Она, кроме всего прочего, отличается от черты личности, которая имеет более общий характер и, по некоторым предположениям, более стабильна; она развивается в эмоциональном плане, при взвешивании всех «за» и «против», со всеми возможными нюансами, амбивалентностью и неоднозначностью, связанными с источником информации. Ей соответствует «латентная, обобщающая структура», благотворно воздействующая, как показали Музафер Шериф и Теодор Ньюкомб, на развитие когнитивных функций или на возникновение системы ценностей.
Любая установка, согласно данным психологических исследований, имевших место в начале XX в. в Вюрцбургской школе, характеризуется особыми «признаками», объединенными в «поля», совокупность которых формирует «универсум», который следует постигать при помощи «пунктов», а последние, в свою очередь, должны соответствовать определенным степеням и не накладываться друг на друга. Основные типологии связаны с межличностными отношениями (Элиас Портер и Карл Роджерс), с «фокусированными объектами» или «генотипами» (Гордон Олпорт и Филипп Вернон). Большинство используемых шкал удовлетворяют критерию одноразмерности (измерения одного отдельного параметра). Из наиболее известных упомянем самую простую и самую старую шкалу Эмори Богардуса, созданную в 1925 г.
Предназначенная для измерения «социальной дистанции» между группами или индивидами, она иерархизирует поставленные вопросы и действует при помощи числовых соотношений. Надежность (валидность) процедуры зависит от правильной формулировки вопросов, причем нельзя исключить статистическое смещение. Метод Терстоуна, созданный двумя годами позже, претендует на большую «объективность». При этом исследование начинается со сбора большого количества разнообразной информации о положении вещей, которое предполагается изучить, с использованием различных источников: интервью, обследований, монографических исследований... Затем «судей» или «экспертов» (чаще всего двадцать человек, выбранных случайным образом) просят распределить собранные высказывания по категориям (обычно десять или одиннадцать категорий), начиная с наиболее враждебного и заканчивая наиболее благоприятным по отношению к объекту исследования. Затем выделяют пункты, в которых мнения оказались близкими, и отбрасывают те, которые дали повод к излишне противоречивым суждениям. Высказываниям присваивается некий номер, основанный на средней оценке по цитируемости, и затем они перемешиваются и предлагаются индивидам, которые «плюсом» или «минусом» отмечают свое согласие или несогласие. Нельзя не упомянуть о высокой стоимости такого исследования, связанной с обращением к третьим лицам, которое, впрочем, происходит из благого намерения избежать произвольности в оценках и выявить коллективные нормы. Кроме того, нужно отметить, что не всегда соблюдается и принцип транзитивности в той мере, в которой вероятен выбор одной из позиций и отказ от других, даже очень близких к первой.
Шкала Ренсиса Ликерта, более удобная в употреблении, также предоставляет широкие возможности. После сбора высказываний, относящихся к конкретной проблеме, каждый пункт оценивается репрезентативной выборкой субъектов по пятибалльной шкале, от безусловного одобрения до полного несогласия. Затем, для каждого опрашиваемого суммируются оценки, данные им этим пунктам, что представляет собой «общий результат». Но нужно быть очень осторожным в интерпретациях, поскольку одна и та же сумма не обязательно отображает одинаковую чувствительность и может относиться к совершенно различным случаям. Другие постулаты — в частности, относящиеся к эквивалентности степени согласия, каким бы ни было рассматриваемое утверждение, — также заслуживают обсуждения.
Метод «скалограммы», изобретенный в 1944 г. Луисом Гуттманом, пытается разрешить эти трудности. Вопросы классифицированы в зависимости от ответов («да/нет»), высказывания, не относящиеся к проблеме, исключаются. Шкала, таким образом, становится более содержательной, а собранные мнения должны вписываться в параллелограмм (шкала тем содержательнее, чем лучше собранные мнения вписываются в параллелограмм). Коэффициент репродуктивности, измеряющий расхождение между реальной и идеальной скалограммами, является индикатором надежности (валидности). Предположим, что мы предложили 10 пунктов 100 испытуемым и среди 1000 полученных ответов есть 50, которые отклоняются от нормы. Тогда этот коэффициент будет равен: 1 - (50/1000), т. е. 0,95. Обычно считается, что число ошибок не должно превосходить 10% для всего теста и 20% — для отдельного пункта. К сожалению, эта шкала, будучи очень интересной, оставляет в стороне девиантное поведение и имеет тенденцию скрывать оригинальные позиции, которые было бы также интересно изучить. Кроме того, нельзя с точностью сказать, что эта градация применима ко всем областям.
Последнее замечание: существуют очень тесные связи между установками и поведением (первые могут даже «определять» поведение), но соответствие между ними далеко не совершенно. Можно взять пример, приведенный Робертом Мертоном в 1949 г.: владелец ресторана может иметь расистские предрассудки, но в своем заведении не допустит дискриминации, и напротив, его коллега, не питая никакого отвращения к неграм или азиатам, может запретить им доступ в заведение под давлением своей клиентуры или в зависимости от конъюнктуры.
Любая установка, согласно данным психологических исследований, имевших место в начале XX в. в Вюрцбургской школе, характеризуется особыми «признаками», объединенными в «поля», совокупность которых формирует «универсум», который следует постигать при помощи «пунктов», а последние, в свою очередь, должны соответствовать определенным степеням и не накладываться друг на друга. Основные типологии связаны с межличностными отношениями (Элиас Портер и Карл Роджерс), с «фокусированными объектами» или «генотипами» (Гордон Олпорт и Филипп Вернон). Большинство используемых шкал удовлетворяют критерию одноразмерности (измерения одного отдельного параметра). Из наиболее известных упомянем самую простую и самую старую шкалу Эмори Богардуса, созданную в 1925 г.
Предназначенная для измерения «социальной дистанции» между группами или индивидами, она иерархизирует поставленные вопросы и действует при помощи числовых соотношений. Надежность (валидность) процедуры зависит от правильной формулировки вопросов, причем нельзя исключить статистическое смещение. Метод Терстоуна, созданный двумя годами позже, претендует на большую «объективность». При этом исследование начинается со сбора большого количества разнообразной информации о положении вещей, которое предполагается изучить, с использованием различных источников: интервью, обследований, монографических исследований... Затем «судей» или «экспертов» (чаще всего двадцать человек, выбранных случайным образом) просят распределить собранные высказывания по категориям (обычно десять или одиннадцать категорий), начиная с наиболее враждебного и заканчивая наиболее благоприятным по отношению к объекту исследования. Затем выделяют пункты, в которых мнения оказались близкими, и отбрасывают те, которые дали повод к излишне противоречивым суждениям. Высказываниям присваивается некий номер, основанный на средней оценке по цитируемости, и затем они перемешиваются и предлагаются индивидам, которые «плюсом» или «минусом» отмечают свое согласие или несогласие. Нельзя не упомянуть о высокой стоимости такого исследования, связанной с обращением к третьим лицам, которое, впрочем, происходит из благого намерения избежать произвольности в оценках и выявить коллективные нормы. Кроме того, нужно отметить, что не всегда соблюдается и принцип транзитивности в той мере, в которой вероятен выбор одной из позиций и отказ от других, даже очень близких к первой.
Шкала Ренсиса Ликерта, более удобная в употреблении, также предоставляет широкие возможности. После сбора высказываний, относящихся к конкретной проблеме, каждый пункт оценивается репрезентативной выборкой субъектов по пятибалльной шкале, от безусловного одобрения до полного несогласия. Затем, для каждого опрашиваемого суммируются оценки, данные им этим пунктам, что представляет собой «общий результат». Но нужно быть очень осторожным в интерпретациях, поскольку одна и та же сумма не обязательно отображает одинаковую чувствительность и может относиться к совершенно различным случаям. Другие постулаты — в частности, относящиеся к эквивалентности степени согласия, каким бы ни было рассматриваемое утверждение, — также заслуживают обсуждения.
Метод «скалограммы», изобретенный в 1944 г. Луисом Гуттманом, пытается разрешить эти трудности. Вопросы классифицированы в зависимости от ответов («да/нет»), высказывания, не относящиеся к проблеме, исключаются. Шкала, таким образом, становится более содержательной, а собранные мнения должны вписываться в параллелограмм (шкала тем содержательнее, чем лучше собранные мнения вписываются в параллелограмм). Коэффициент репродуктивности, измеряющий расхождение между реальной и идеальной скалограммами, является индикатором надежности (валидности). Предположим, что мы предложили 10 пунктов 100 испытуемым и среди 1000 полученных ответов есть 50, которые отклоняются от нормы. Тогда этот коэффициент будет равен: 1 - (50/1000), т. е. 0,95. Обычно считается, что число ошибок не должно превосходить 10% для всего теста и 20% — для отдельного пункта. К сожалению, эта шкала, будучи очень интересной, оставляет в стороне девиантное поведение и имеет тенденцию скрывать оригинальные позиции, которые было бы также интересно изучить. Кроме того, нельзя с точностью сказать, что эта градация применима ко всем областям.
Последнее замечание: существуют очень тесные связи между установками и поведением (первые могут даже «определять» поведение), но соответствие между ними далеко не совершенно. Можно взять пример, приведенный Робертом Мертоном в 1949 г.: владелец ресторана может иметь расистские предрассудки, но в своем заведении не допустит дискриминации, и напротив, его коллега, не питая никакого отвращения к неграм или азиатам, может запретить им доступ в заведение под давлением своей клиентуры или в зависимости от конъюнктуры.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.