ВЕЖЛИВОСТЬ
ВЕЖЛИВОСТЬ
моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость – элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
вежливость
politeness. - 1. В более широком понимании — вид социальных отношений между коммуникантами, реализуемых средствами языка. Включает любезность, формальность, почтение, уважение, дистанцию. Вежливость обусловлена иерархическими отношениями в обществе и социальной дистанцией между коммуникантами. Имеются и структурно-языковые различия: в одних языках (например, японском, корейском и др.) есть специальные грамматические категории вежливости, тогда как в других (в том числе во всех языках Европы) они отсутствуют, во всяком случае, при стандартной трактовке грамматики. Выделяют положительную / позитивную и отрицательную / дистанцированную вежливость (Penelope Brown, Stephen Levinson, 1978). В разных культурах преобладают разные типы вежливости, незнание которых может привести к межкультурным столкновениям. например, в русской культуре доминирует позитивная вежливость, основанная на солидарности, поэтому русские нередко стремятся дать совет, например: как одеться, что делать в той или иной ситуации, что воспринимается американцами, относящимися к типу дистанцированной вежливости, как излишняя навязчивость. 2. В узком понимании — только средства выражения положительной вежливости (В.С. Храковский, а.П. Володин, 1986). В этом случае средства выражения отрицательной вежливости называются формами этикета. См. гонорифическая форма, принцип вежливости.