ВРЕМЯ
ВРЕМЯ
англ. time; нем. Zeit. Свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
время
time. - Базовая концептуальная категория культуры, передающая объективную характеристику временных ритмов цивилизаций. Является определяющим параметром существования мира и основополагающей формой человеческого опыта наряду с пространством (а.Я. Гуревич, 1999). В философии подчеркивается всеобъемлемость времени: это форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития. темпоральность носит универсальный характер, но в то же время является культурно значимой. См. хронемика, темпороцентризм.
время
1) физическое свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий; 2) восприятие темпов и ритмов последовательности событий в истории культуры человечества, социальных групп и отдельных индивидов. - Литература: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007; Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006; Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии, 1989. № 8; Его же. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Ком Книга/URSS, 2006; Время // Социологическая энциклопедия: В 2 т., Том 1. М.: Мысль, 2003.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Время
Час. Time. 1. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – коллективное представление о длительности и периодичности протекания общественных процессов как способе организации общественной жизни. 2. Согласно Э. Гидденсу (Anthony Giddens) – характеристика и средство измерения социальной дистанции, которая должна рассматриваться как пространственно-временная. 3. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу – форма существования материи, т. е. существование материальных явлений и процессов в форме одного после другого (философское понимание). В социологическом понимании В. у К. Маркса и Ф.Энгельса – это способ и средство измерения социальных изменений, например, процесса количественного роста капитала, который, в свою очередь, является причиной качественных изменений капиталистической системы хозяйствования, с необходимостью приводящих общество к социализму. Определение особенностей общественно-экономических формаций при таком подходе в действительности являются временными определениями социально-культурных изменений в обществе, т. е. временными определениями исторических типов культуры, которые имеют свои признаки (экономические, политические, правовые и т. д., включая и
собственно культурные). См. также Время социальное.
собственно культурные). См. также Время социальное.
Время
time). Несмотря на кажущуюся понятность и широкое распространение временного фактора в наших повседневных мыслях, природа В. уже давно является предметом филос. дискуссий, в ходе к-рых поднимается множество общих и конкретных вопросов. Напр., является ли В. процессом, протекающим независимо от происходящих в нем событий, как это считают абсолютисты, и потому существует ли оно в неизменном виде? Является ли В. реальным в том смысле, что существует независимо от всех наблюдателей? Или же, как полагал Кант, В. — априорный элемент нашего концептуального мышления, фактор, к-рый мы навязываем реальности, чтобы познать мир? Более конкретные вопросы таковы: имеет ли В. начало и конец? Может ли оно идти по кругу? Или же необратимо движется в одном направлении? Существует ли рациональное зерно в возможности путешествия назад во В.? И наконец, недавно поднятый вопрос: какова связь между В. и причинностью? Роль В. в науч. теориях всегда была так велика, что участие науки в обсуждении этих вопросов ощущалось даже более, чем во мн. филос. дискуссиях. Так, в 17 в. Исаак Ньютон утверждал, что В. реально и абсолютно, и это привело его к конфликту с Лейбницем. Недавние теоретич. открытия в физике вызвали рев-цию в нашем отношении к категории В. Если ранее пространство и время рассматривались в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, то совр. наука соединяет их в единый четырехмерный континуум пространство— время.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ВРЕМЯ
time) — непрерывное протекание существования. Может измеряться с помощью какого-либо устойчивого или периодического физического или социального процесса. В последнем случае "время" будет часто фиксироваться путем четких физических периодичностей, определяющих единицы социального деления: "дни", "годы" и т.д. Во многих других отношениях, однако, разделение "времени" (все же отчасти фиксируемое с точки зрения физических периодичностей) зависит от моделирования социальных событий, которые являются относительно независимым от естественных периодичностей в виде "недель" или "часов". Существуют также различные формы общего "социального времени", установленные Гидденсом между: (а) повторяемым ежедневно durue, или "обратимым временем" повседневной социальной жизни; (б) tongue durue, включенном в постоянство, как против усиления, так и падения социальных учреждений и обществ; (в) "продолжительностью жизни" индивидуума, то есть "не обратимым временем". Наряду с этим в социальной жизни, социологических и исторических исследованиях можно заметить почти бесконечное число более определенных "периодизаций", например, "Викторианская эпоха", эпоха разума". См. также Хронометрирование; Пространственно-временная протяженность. Так как время всегда существует как четвертая координата времени-пространства в определении какого-либо события, очевидно, что оно должно быть важным компонентом в любом социологическом исследовании. Однако недавно некоторые социологи стали утверждать, что временем социология относительно пренебрегала, часто будучи заинтересованной статическими структурными моделями и не принимая во внимание большое разнообразие способов, какими социальная жизнь является и структурированной временем, и результатом социальных процессов, происходящих в социально преобразуемом времени — см. Мани (1986) и Гидденс (1984). Возрождение интереса ко времени характерно для современной социологии и для других смежных с ней дисциплин (см. География времени). См. также История; Дуальность структуры; Пространственно-временные грани; Хайдеггер.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ВРЕМЯ
TIME) Социологи в известной мере пренебрегали анализом времени, несмотря на то, что они внесли значительный вклад в анализ пространства своими исследованиями в области социологии города и регионализма. Э. Дюркгейм (Durkheim, 1912) при анализе феномена классификации в своей социологии религии рассматривал время как коллективное представление. Время, с его точки зрения, это не априорная, а социальная категория. Сходными исследованиями по антропологии времени занимались такие ученые, как М. Мосс, изучавший эскимосское общество (Mauss, 1906), и Э.Э. Эванс-Причард, анализировавший культуру африканской народности нуэр (Evans-Pritchard, 1940). Антропологи исследовали кросс-культурные вариации в методах, с помощью которых общества измеряют последовательность и продолжительность. В традиционных обществах время измерялось повторением религиозных событий или праздников в рамках священного календаря; в обществах современных время измеряется чередой единиц в линейном понимании. Точность при измерении дифференцированных единиц времени или представление о длительном периоде редко встречаются в традиционных обществах. В китайской и арабской цивилизациях использовались водные и солнечные часы. В Китае с помощью водных часов регулировали орошение и подачу воды. Арабские солнечные часы использовались для упорядочения ежедневных молитв мусульман. Точное представление о времени имеет существенное значение для функционирования городской цивилизации. Например, исследование протестантских сект М. Вебера (Weber, 1930) показало, что точный расчет времени был фундаментальной чертой организации труда при капитализме. К середине XIX в. изготовление дешевых часов для массового рынка сделало точную регуляцию индивидуальных жизненных стилей общей чертой индустриального общества. Пренебрежение временным измерением социальных отношений является серьезным упущением, поскольку, как подчеркивает Э.Гидденс в своей концепции пространственно-временной дистанциации (Giddens, 1984), социальное действие простирается как в пространственном, так и во временном измерении. Единое понимание времени имеет важное значение для социальной организации, если предполагается, что индивиды должны упорядочивать свою жизнь для достижения коллективных целей. Например, пунктуальность в отношении работы является необходимым условием функционирования современных социальных институтов. Организация времени требует общепринятых единиц измерения, основанных либо на природных циклах (таких, как циклы Луны), либо на человеческих мерах (таких, как неделя). В своем эссе «Время» Н. Элиас (Elias, 1984) утверждал, что коллективное представление о времени является чертой цивилизационного процесса, в ходе которого индивиды учатся контролировать и направлять свою жизнь в соответствии с личным представлением о существующих ограничениях. В рамках анализа времени и пространства предпринимались эмпирические исследования ограничений индивидуального и коллективного поведения в бюджетах времени и пространства в течение определенного периода времени (день, неделя или год). Времени бюджет — это последовательная запись видов деятельности, которыми индивид занимается в тот или иной промежуток времени, как правило, в течение дня. Анализ времени и пространства использовался при изучении процессов распространения инноваций, технологии, институтов или эпидемий. Методика составления бюджета времени способствует также пониманию распределения обязанностей и ответственности внутри домашнего хозяйства.
Источник: Социологический словарь