ЗАКОН
ЗАКОН
связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
Закон (law)
Правила поведения, устанавливаемые политической властью и поддерживаемые силой государства.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Закон
выражение объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, общих, устойчивых (при определенных условиях) связей между предметами, явлениями, процессами [5.– С.132].
Источник: Социология. Словарь.
ЗАКОН
1. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе; 2. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
ЗАКОН
1) все государственные нормативные акты. 2) нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Закон
это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).
ЗАКОН
англ. law; нем. Gesetz. 1. Необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают 3. общие, специфические, универсальные. 2. Система установленных стандартизированных норм, регулирующих человеческое поведение с целью соц. контроля. 3. Нормативный акт высшего органа госуд. власти, принятый в законодательно установленном порядке.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Закон
1) в широком смысле – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, изменения, развития явлений природы, общества и духовной культуры; различают так же законы общие, специфические, универсальные; 2) способ выражения устойчивости связей и отношений между предметами и явлениями, устойчивости структуры (организации) самих этих предметов и явлений, а также отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении; 3) система установленных стандартизированных норм, регулирующих человеческое поведение с целью социального контроля; 4) в организации – выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием. Существуют: а)объективные законы, которые отражают связь элементов в системе организационных отношений, носят название «законы организаций»; б) субъективные законы, которые регламентируют организационные отношения, называются «законы для организаций»;
в) закон самосохранения закон, согласно которому каждая материальная система (организация, коллектив) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс); г) закон развития закон, согласно которому каждая материальная система (организация) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла; 5) нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в законодательно установленном порядке.
в) закон самосохранения закон, согласно которому каждая материальная система (организация, коллектив) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс); г) закон развития закон, согласно которому каждая материальная система (организация) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла; 5) нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в законодательно установленном порядке.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Закон
law), свод правил, обязательных для исполнения в об-ве, на к-рое они распространяются. Светские правовые системы отличаются от моральных и религ. норм тем, что их составные элементы берутся из опред. полит, источников. Хотя 3. нередко ассоциируются с применением наказания в случае их нарушения, тем не менее очевидно, что помимо карательных они выполняют мн. др. функций, напр., дают полномочия заключать договоры, создавать компании, передавать собственность и делать завещания (частное право), а также определяют обществ, и властные отношения (административное право, юриспруденция, публичное право). Не исключено, что 3. как таковой возник на основе практики разрешения споров, что привело сначала к возникновению обычая и в конечном счете породило прецедентное право. Рим. правоведы составили систематизированное описание этой практики. Осуществленная в 6 в. кодификация римского права — Свод гражданского права (Corpus Juris Civ His) — легла в основу правовых систем большинства стран континентальной Европы, поэтому они называются системами гражданского права. Хотя законодательство мн. из этих стран было кодифицировано в наполеоновскую эпоху и после нее (1799—1815), в нем сохранились мн. понятия гражд. права. В то же время англ, право, развивавшееся относительно независимо от гражд. права, стало основой систем общего права, действующих в странах, колонизированных Великобританией. В ряде стран жизнь об-ва регламентируется наряду с гос. законодательством предписаниями религии или племенными обычаями (особенно в области семейного права). что приводит к правовому плюрализму (индуистское право, шариат (мусульм. право), талмуд (иудейский закон), обычное право). Помимо систем внутригос. права, действующих в конкретных гос-вах, исторически сложился свод правил, регулирующих отношения между гос-вами. В него входят законы, регулирующие дип. и договорные отношения. В 20 в. к обычному международному праву прибавились та.кие институционные механизмы, как Международный суд и ООН. Междунар. право налагает на гос-во опред. обязательства, однако оно пока не располагает эффективными ср-вами принуждения. В последние годы на основании Римского договора и послед, соглашений в рамках ЕС был создан новый наднац. орган, решения к-рого могут носить обязательный характер как для гос-в, так и для граждан внутри гос-в.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ЗАКОН
традиционно - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория З. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты З. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы З.
Так, в макромире принято различать три типа З.: З. - тенденция, З. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический З. - З. больших чисел. В микромире действуют вероятностные З., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.
В философских системах Древнего Востока и Греции под З. понимался объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "З. природы" Фома Аквинский. Понятие З. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума. Религиозная трактовка З. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина "З.". Леонардо да Винчи, Г. Галилей, И. Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения, как "аксиома", "правило", "разумное основание" и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Дж. Бруно использует понятие "З. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "З. природы" подвергается коренному переосмыслению. Под З. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия "З. природы" в философии и науке Нового времени было положено Р. Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами З. являются неизменность и вечность. Т. Гоббс делает понятие "З." важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему З. природы - стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного З. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными З. Спиноза полагал, что З. природы - это такие "решения" и "постановления" Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что "законы... есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей". Понятие "З." у И. Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие "З." для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, З. науки являются высшей формой рассудочного знания. Г. Гегель увязывает З. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные З. диалектики.
В настоящее время термин "З." не пользуется распространенностью в социально-гуманитарных дисциплинах. Предполагается, что в сферах своей реализации общественные З. и закономерности носят преимущественно статистический характер. Вероятность.
Т.В. Самущик
Так, в макромире принято различать три типа З.: З. - тенденция, З. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический З. - З. больших чисел. В микромире действуют вероятностные З., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.
В философских системах Древнего Востока и Греции под З. понимался объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "З. природы" Фома Аквинский. Понятие З. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума. Религиозная трактовка З. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина "З.". Леонардо да Винчи, Г. Галилей, И. Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения, как "аксиома", "правило", "разумное основание" и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Дж. Бруно использует понятие "З. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "З. природы" подвергается коренному переосмыслению. Под З. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия "З. природы" в философии и науке Нового времени было положено Р. Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами З. являются неизменность и вечность. Т. Гоббс делает понятие "З." важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему З. природы - стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного З. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными З. Спиноза полагал, что З. природы - это такие "решения" и "постановления" Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что "законы... есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей". Понятие "З." у И. Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие "З." для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, З. науки являются высшей формой рассудочного знания. Г. Гегель увязывает З. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные З. диалектики.
В настоящее время термин "З." не пользуется распространенностью в социально-гуманитарных дисциплинах. Предполагается, что в сферах своей реализации общественные З. и закономерности носят преимущественно статистический характер. Вероятность.
Т.В. Самущик
Источник: Социология: энциклопедия