ИНТЕРВЬЮ

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Интервью
метод сбора социальных данных на индивидуальном уровне.

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

Интервью
целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ИНТЕРВЬЮ
предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста (писателя, психолога, социолога и др.) с каким-либо лицом.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Интервью (в социологии)
особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора первичной социологической информации.

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии

ИНТЕРВЬЮ
беседа в форме вопросов журналиста и ответов общественного деятеля, писателя, ученого; предназначается для печати, радио, телевидения.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Интервью
метод исследования путем обследования, в ходе которого интервьюер задает ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрирует ответы респондентов.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

Интервью
(англ. interview – встреча, беседа) специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ИНТЕРВЬЮ
вид опроса, при котором используется непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Интервью
от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ИНТЕРВЬЮ
один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью, задачами исследования, направлено на получение более полной и достоверной информации.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Интервью
метод получения информации, основанный на устном обращении интервьюера к респонденту. Интервью по своему характеру и содержанию может быть свободным (или клиническим), глубинным, фокусированным (направленным), с открытыми вопросами или формализованным (стандартизированным).

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

ИНТЕРВЬЮ
от англ. interview - встреча, беседа) - англ. interview; нем. Interview. Метод сбора данных социол. исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Интервью
Жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: Интервью -сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и Интервью -мнение, комментирующее известные факты и события.

Источник: Словарь журналистских терминов

Интервью
метод, целью которого является получение материала, характеризующего спонтанное речевое поведение. Интервью может быть формальным (если оно имеет строго спланированный сценарий) и неформальным (когда такого сценария нет и общение интервьюера и интервьюируемого следует естественной логике развития беседы).

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

Интервью
от англ. interview деловая встреча; беседа)–устный опрос, метод сбора данных (см. Данных сбор), заключающийся в том, что интервьюер задает респонденту (респондентам) предусмотренные программой прикладного социологического исследования вопросы. В отличие от анкетирования, интервью происходит в непосредственном контакте с опрашиваемым (опрашиваемыми), что создает особые условия для более глубокого понимания объекта исследования. См. Интервью групповое. Интервью индивидуальное, Интервью нестандартизированное, Интервью стандартизированное. Метод фокус-групп.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Интервью
от англ. interview - беседа) - один из основных видов опроса, использующих непосредственное взаимодействие исследователя и респондента. Отличают глубинное (когда еще не сформулирована гипотеза), свободное (гипотеза уже сформулирована, но вопросы задаются в свободной форме и последовательности), фокусированное (полустандартизированное, включающее как строго необходимые, так и другие возможные вопросы) и стандартизированное (на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов). Различают также индивидуальное и групповое интервью, личное и телефонное, одно- и многократное (панельное) и т.д. [106].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Интервью
проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку) [34.– С.229]. –разновидность опроса, осуществляемая в устной форме на индивидуальном уровне [26.– С.83]. –метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом [11.– С.479]. –метод сбора эмпирических данных, в котором один индивид (интервьюер) задает вопросы другому (респонденту). Интервью может осуществляться как путем непосредственного контакта, так и опосредованно (по телефону) [21.– С.458]. –метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента [9.– С.579].

Источник: Социология. Словарь.

Интервью
1) целенаправленная беседа, цель которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. И. позволяет: учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса; гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов на предыдущие ответы; ставить дополнительные вопросы и т. д. Различают свободные и стандартизированные И.; 2) способ получения информации (от англ, interview - беседа, встреча) с помощью устного опроса. И. - самый распространенный метод отбора кандидатов при приеме на работу. Различают глубинное И., групповое И., дискуссионное И., жесткое И., клиническое И., мягкое И., направленное И., ненаправленное И., опосредованное И., И. по компетенциям, И. стресса, полуформализованное И., психологическое И. и др. 1 [11], 2 [2]. Смотрите также Методы отборочных собеседований.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ИНТЕРВЬЮ
INTERVIEW) Важная исследовательская техника, используемая в эмпирической социологии. Интервью может быть формальным, когда используется структурированный бланк интервью, либо неформальным, когда интервьюер может следовать в направлениях, предлагаемых интервьюируемым. Посредством интервью могут собираться как количественные, так и качественные данные. Однако надежность данных, получаемых с помощью этого метода, подвергалась сомнению в связи с тем, что социальный характер интервью может приводить к различного рода смещениям. Смещение может быть связано с вопросами, задаваемыми интервьюером, или тем, как они задаются. Интервьюируемые могут предпочесть не давать искренних ответов. Наконец, смещение может возникать в результате социального взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым. См. также: Анкета; Бесконтактные измерения; Включенное наблюдение; Качественный анализ; Этнография.

Источник: Социологический словарь

Интервью
целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы. Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов. Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

интервью
interview. - Экспериментальный метод исследования межкультурной коммуникации, заключающийся в непосредственной беседе с опрашиваемыми на определенную тему. Крайне важно для чистоты эксперимента тщательно разработать отбор информантов, что зависит от типа культуры. Если культура гомогенна, то достаточно небольшого количества информантов. В гетерогенных культурах отбор информантов затруднен. Многое зависит от интервьюеров (даже одежда и манера поведения могут повлиять на ответы респондентов). При анализе реакций важно учитывать культурные нормы страны, поскольку в некоторых странах респонденты будут стремиться дать ответы, устраивающие интервьюера, поскольку таковы неписаные правила; в других же странах респонденты могут стремиться «одурачить» интервьюера. Важно задать сначала контактоустанавливающие вопросы, а затем вопросы по разработанной программе. См. анкетирование / анкетный опрос, вопросник, интервьюера эффект.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ИНТЕРВЬЮ
interview) — метод сбора социальных данных на индивидуальном уровне. Этот метод "лицом к лицу" гарантирует более высокий коэффициент ответа, чем почтовые опросные листы, но может вносить смещение интервьюера посредством его воздействия на качество, валидность и достоверность собранной таким образом информации. Интервью могут быть структурированными, когда задается ряд вопросов, а ответы респондентов сразу же распределяются по категориям. Эта форма облегчает анализ и снижает вероятность смещения опрашиваемого, но сведения не будут столь же "богаты", как при неструктурированном варианте (и могут вызвать проблемы измерения по декрету — см. также Сикурел). Неструктурированные интервью желательны, когда проведено начальное исследование данной области и сформулированы гипотезы для дальнейшей работы или когда объем данных более важен, чем простота анализа. См. Качественное исследование и Количественные, методы исследования.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ИНТЕРВЬЮ
англ. interview]. Полифункциональный жанр публицистического стиля, бытующий в диалогической форме, представляющий только что совершившееся или текущее событие: 1) «новостное», информационное И. представляет расширенную заметку, в которой журналист задает вопросы, нацеленные на получение информации о некоторых подробностях события, а информированное лицо кратко на них отвечает; 2) аналитическое И. – развернутый диалог журналиста с информированным лицом по проблеме; 3) портретное И. во всех СМИ – И., совмещающее характеристику лица и раскрытие проблемы, когда герой дается на фоне проблемы, проблема раскрывается через призму характера героя; 4) И. в электронных СМИ – диалог, реализующий закономерности публичной спонтанной речи: особый ритм, близкие по длине синтагмы, паузы, поиск слова, неполнота синтаксических конструкций, повторы, подхват реплик, переспросы и т.п.; 5) И. в прессе – письменный текст, передающий устный диалог и сохраняющий отдельные признаки спонтанной устной речи. И. может быть компонентом текста другого жанра: репортажа, статьи, очерка, рецензии.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Интервью
кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корреспондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица на актуальные темы. Интервью может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. В этом случае оно является вспомогательной частью журналистской работы над передачей. Интервью может быть и самостоятельным материалом. В такой форме аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. И тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. В телевизионной практике различают следующие виды интервью: Интервью о факте представляет информацию о каком-либо предмете или явлении. Интервью-мнение. Цель его – выяснение мнения интервьюируемого, его оценка событий. Интервью о личности. Речь идет об информации о самом опрашиваемом или об информации, полученной при помощи опрашиваемого. Интервьюируемый здесь – на первом плане. Журналисту надо помнить, что интервьюируемый – главное лицо, интервьюер – лишь посредник для слушателя. Часто журналисту хочется, и сообщить известную ему информацию, и прокомментировать ответы, и выразить собственное мнение. Ничего принципиального против этого возразить нельзя. Но таким образом интервью видоизменяется, становясь беседой или дискуссией, где оба партнера равноправны и попеременно исполняют более или менее идентичные роли.

Источник: Терминологический словарь телевидения основные понятия и комментарии

Интервью
Один из методов сбора социолингвистической информации, непосредственная беседа опрашиваемых с исследователем-социолингвистом, целью которой является получение объективных данных, характеризующих речь информантов, а также выявление их субъективных представлений говорящего о своей речевой деятельности, связанных с ценностной ориентацией или социальными установками на различные языковые коды и отдельные речевые факты. Основная задача И. - получить представление о спонтанной речи информанта. И. как метод сбора информации было заимствовано из социологии, однако в социолингвистике исследователя интересует не содержание ответов, а форма - язык. Приемы интервьюирования в социолингвистике также имеют существенные различия. Напр., техника беседы - в зависимости от цели исследователя - выстраивается таким образом, чтобы отвлечь внимание информанта от установки на престижный эталон, либо, напротив, ориентировать его на престижную форму речи. Как правило, возникает необходимость непринужденного общения; однако в некоторых случаях, напротив, целесообразно создать напряженную эмоциональную обстановку, чтобы спровоцировать ожидаемое переключение кодов и др. Наблюдения над речевым поведением информантов строятся таким образом, чтобы влияние наблюдателя было сведено до минимума, что также должно учитываться при разработке программы и тактики И.
-методы сбора социолингвистических данных
См. также: Включенное наблюдение, Методы сбора социолингвистических данных, Парадокс наблюдателя

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Интервью
ряд вопросов, которые исследователь задает респондентам лично.
Интервью в социальной работе – целенаправленный диалог, обычно с глазу на глаз, между социальным работником и потребителем услуг, в том числе потенциальным.
В ряде случаев интервью могут проходить по телефону или телемосту. Различают плановое интервью со знакомым человеком и ПЕРВИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ с незнакомым. Целью интервью может быть сбор сведений, принятие решений или лечение. Интервьюер обязан уделить должное время и внимание собеседнику, достичь поставленных целей; для успеха важно владеть навыками СЛУШАНИЯ и ОБЩЕНИЯ. В первичном интервью лучше использовать открытые вопросы (например: «В чем, по-вашему, могла бы заключаться наша помощь?»), что позволяет получить сведения и составить представление о сути проблем. Закрытые вопросы (например: «Сколько времени вы женаты?») помогают получить информацию и уточнить тему разговора. Интервью обычно начинают с общих открытых вопросов, а по мере выяснения проблем постепенно переходят к более закрытым и направленным. Плановое интервью со знакомыми клиентами иногда проходят примерно так же, но иногда беседа ведется целенаправленно. Например, инспектор по делам несовершеннолетних правонарушителей хочет выяснить, почему подросток совершает преступления. Такое интервью сосредоточено на противозаконном поведении и содержит вопросы о конкретных обстоятельствах преступлений.
В последнее время в серьезных случаях, в частности при первичном расследовании в сфере защиты прав детей, экспертизе детей и их семей, а также в работе с семьями, где есть случаи НАСИЛИЯ, все чаще используют формальные анкеты, позволяющие систематизировать необходимые сведения. Проведение интервью в деликатных случаях, например при подозрении на сексуальное насилие над ребенком, когда требуется видеозапись, или при семейной психотерапии, требует специальной подготовки.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ИНТЕРВЬЮ
Один из методов социологического исследования. Выполняет важную роль в получении первичной информации. Оно бывает свободное, полустандартизированное и стандартизированное. Свободное И. представляет собой беседу, которая может продолжаться несколько часов. В этом виде И. опросный лист заранее не готовят, не предусмотрен также и разработанный план беседы. Определяются только тема и ориентировочные представления о проблеме. Применяется, как правило, на стадии разведывательного исследования. Полу-стандартизированное И. – беседа, при которой заранее не только определяется тема, но и составляется список примерных вопросов. Вместе с тем интервьюер не обязан задавать вопросы респонденту строго по подготовленному опроснику. Он может вести беседу в относительно свободной форме, переформулировать вопросы, задавать их в произвольном порядке. Стандартизированное И. – это беседа, которая проходит строго по заранее подготовленному плану – вопроснику с примерными вариантами ответов. Такое И. ориентировано на получение максимальной сопоставимости данных, собранных разными интервьюерами. И. – сложный и дорогостоящий вид социологического исследования. Оно предполагает хорошую подготовку интервьюера и необходимых документов (маршрутная карта, опросный лист и т.д.) Важное значение имеет создание благоприятной для опроса ситуации – совокупности внешних и внутренних факторов, которые могут воздействовать на ход и результаты И. Во время беседы не должны присутствовать люди, доставляющие респонденту дискомфорт, особенно если обсуждаются “острые” вопросы. И. не должно быть чрезмерно длительным и утомительным. Если интервьюер намерен записывать беседу на диктофон или другие технические средства (что может быть полезным для дальнейшего анализа), то он обязан спросить разрешения респондента. Время проведения И. должно выбираться так, чтобы его было достаточно и не возникало ситуации спешки. Задача интервьюера – обеспечить релевантность ситуации И. для всей совокупности опрашиваемых. Это означает, что следует добиваться такого состояния, когда внешние и внутренние факторы ситуации И. влияют одинаково на разные группы опрашиваемых.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Интервью
Метод сбора социальных данных на индивидуальном уровне, представляет собой диалог с серией устных вопросов со стороны интервьюера и серией ответов со стороны респондента. Этот метод «лицом к лицу» гарантирует более высокий коэффициент ответа, чем почтовые опросные листы, но может вносить смещение посредством воздействия интервьюера на качество, валидность и достоверность собранной таким образом информации. Интервью могут быть структурированными, когда задается ряд вопросов, а ответы респондентов сразу же распределяются по категориям. Эта форма облегчает анализ и снижает вероятность смещения опрашиваемого, но сведения не будут столь же полными, как при неструктурированном варианте. Неструктурированные интервью желательны, когда проведено начальное исследование данной области и сформулированы гипотезы для дальнейшей работы или когда объем данных более важен, чем простота анализа. Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Формализованное интервью ничем не отличается от опроса по анкете — за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, но интервьюером. К подобному способу прибегают для того, чтобы: а) убедиться в доброкачественности заполнения вопросника; б) получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования; в) в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностей обстановки опроса и т.п. Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформализованных или неформализованных его вариантов. В таких случаях предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу. Встречаются и трудности — необходимость, например, сведения к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера. Интервью — один из методов исследования коммуникативной деятельности, получения информации об аудитории (публике), редакции, отношениях между ними. [28].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Интервью
анг. interview-встреча, беседа) -специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации. В основе И. лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. Специфика И. состоит в том, что полученная информация в определенной степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и поэтому несет на себе следы этого общения. От характера последнего, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех И., полнота и качество полученной информации. С методологической точки зрения именно И. представляет собой специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, к примеру, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (Макс Вебер), и ученый-физик не может воспользоваться таким методом исследования, каким является беседа с исследуемым объектом. За эти качества некоторые исследователи считают И. «королевским путем» в познании социальных явлений (Р. Кениг). Существует множество видов И. В зависимости от выбора основания классификации выделяют: групповое, аудиторное, индивидуальное И.; интервью с должностным лицом, экспертом, респондентом, с самим собой; разведывательное, контрольное и основное И. и др. Главным основанием классификации видов И. является степень формализации процедуры опроса и соответственно регламентации поведения интервьюера. По степени возрастания формализации выделяют: - свободное, или так называемое «клиническое», «психоаналитическое» И. Наибольшее применение имеет в психиатрии, откуда и берет начало. Свободное И. отличается тем, что не имеет сформулированных вопросов. Задается лишь его тема. В социологии свободное И. применяется в опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования, а также с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников; - глубинное И. отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задается также определенный круг вопросов, на которые следует получить ответ; - фокусированное (направленное) И. отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений и установок относительно конкретно заданной ситуации; - И. с открытыми вопросами проводится с применением плана, который подготавливается социологом и и представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности; - И. с закрытыми вопросами, или стандартизованное И.это формализованная процедура опроса, приближающаяся к методу анкетирования с помощью анкетера. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Стандартизованное И. предполагает также определенную регламентацию поведения интервьюера в процессе опроса. Оно представляет собой наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим его примером может служить опрос при переписях населения. Когда в опроснике вместе с закрытыми вопросами помещены также и открытые, социологи употребляют термин «полустандартизованное И.». Совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказать воздействие на ход и результаты И., элементов непосредственного окружения, обстановки, в которой осуществляется межличностное общение между интервьюером и опрашиваемым лицом, а также более широкие социальные условия среды представляет собой ситуацию И. В зависимости от целей и задач исследования социолог выбирает и определяет наиболее благоприятную, подходящую ситуацию И. Одной из основных задач социолога является обеспечение релевантности ситуации И. для всей совокупности опрашиваемых. Это означает создание таких условий, чтобы как внутренние, так и внешние факторы ситуации И. не оказались различными для различных групп опрашиваемых. По крайней мере, имеющиеся различия не должны оказывать существенного воздействия на результаты И. В идеальном случае ситуация И. должна быть одинаковой для всех И., проводимых в рамках одного социологического исследования. И. применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. С развитием эмпирических социологических исследований И. постепенно стало одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. Основными сферами применения И. в социологии являются: пробные, пилотажные исследования, изучение общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные опросы при анкетных исследованиях и др.

Источник: Социологический справочник

ИНТЕРВЬЮ
англ. interview - беседа с глазу на глаз) - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. И. применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. В истории И. можно выделить начальный период, когда оно применялось в основном в психиатрии в качестве клинич. глубинной беседы с пациентом. При этом И. использовалось как в качестве метода получения информации о больном, так и в качестве метода оказания терапевтич. воздействия. С развитием эмпирич. социологич. исследований И. постепенно становится одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием (см.). В отличие от последнего И. осуществляется при помощи специального подготовленного для этого лица - интервьюера. В нек-рых случаях социологи сами выступают в роли интервьюеров. В основе И. лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы "извне" программой и задачами социологич. исследования. В силу этого И. как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне "псевдообщение", при к-ром возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех И., качество получаемой информации. Специфика И. состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность И., по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Др. исследователи считают И. "королевским путем" в познании соц. явлений (Р. Кениг). С методологич. т.зр. именно И. представляет тот специфич. метод исследования, к-рый характерен для соц. познания. В физике, напр., нет такой возможности, как в социологии, ибо "скалы не разговаривают" (М. Вебер). То обстоятельство, что полученная в И. информация частично формируется, уточняется непосредственно в процессе общения сторон, выдвигает, в отличие от анкетного опроса, особые требования к методологии анализа и обобщения данных И. Это касается, с одной стороны, необходимости учета возможности воздействия целевых установок интервьюеров на поведение и мнения опрашиваемых. С другой стороны, непосредственное общение с опрашиваемым, эмоциональный контакт создают особые условия для более глубокого понимания объекта, чего не может дать ни одна, даже очень хорошая, анкета. Возможность сочетания метода опроса и наблюдения в едином исследовательском акте, безусловно, следует отнести к преимуществам И. Для проведения социологич. исследования методом И. требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех И. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план И. с указанием конкретных тем, к-рых должен касаться в беседе интервьюер. План И. служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист, в к-ром даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Процедура И. предполагает: а) выбор объекта (т. е. лица, с к-рым следует проводить И.); б) определение места и времени проведения И.; в) запись ответов и окончательное оформление материалов. Выбор опрашиваемого производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования либо социологом, либо интервьюером. Чтобы интервьюер мог самостоятельно отобрать людей для И., социологи снабжают его инструкцией, описывающей процедуру отбора и требуемые характеристики. Инструкция предусматривает также возможность замены опрашиваемого, если тот отказывает в беседе или по какой-то причине отсутствует. Выбор объекта - довольно трудоемкая процедура, требующая настойчивости, умения общаться с людьми, большой добросовестности. Определение места и времени проведения И. также либо задается предварительно социологом в программе исследования, либо осуществляется интервьюером "на поле", исходя из конкретной ситуации. При этом очень важно, чтобы были обеспечены возможно одинаковые условия места и времени проведения И. для всех опрашиваемых. Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В нек-рых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, к-рый ведет подробную запись. Нередко запись беседы проводят с использованием технич. средств (диктофонов, магнитофонов), в частности при опросах обществ. мнения и в журналистике. В отечественной социологич. практике И. применяется значительно реже, чем анкетный опрос. Основными сферами применения И. являются пробные, пилотажные исследования, изучение обществ. мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выбороч. беседы при анкетных исследованиях. Лит.: Свенцицкий А.Л. Интервью как метод конкретного социологического исследования//Философские науки. 1965, №4; Новиков Н.В. Специфика и проблемы интервью как техники исследования//Социальные исследования. М., 1970. Вып. 5; Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью в социологических исследованиях//Труды Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута. М., 1971. Вып. 60; Воронов Ю.П. Методы сбора социологической информации. М., 1974; Рабочая книга социолога. М., 1983; Как провести социологическое исследование. М., 1985; Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985; Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987; Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Payne S.L. The art of asking questions. Prinston, 1951; Goode W., Hatt P. Methods in social research. N.Y., 1952; Hyman H.H. Interviewing in social research. Chicago, 1954; Robert L.K., Charl F.С The dynamics of interviewing. N.Y., 1957; Fen-lasson A.F. Essentials in interviewing. N.Y., 1962; Handbuch der empirischen Sozialforschung. Stuttgart, 1969. Г.А. Погосян.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Интервью
англ. interview – встреча, беседа). Жанр в СМИ, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом и т.п. В телевизионной журналистике употребляется также термин синхрон. К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего цельное произведение. Интервью это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы, зачастую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства, поскольку лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом. С другой стороны, и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы, творчество журналиста проявляется и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью. Таким образом, интервью есть результат соавторства со всеми вытекающими последствиями. Однако действующее авторское право охраняет только форму произведения: язык (языковые приемы), которым изложено произведение, художественные образы, последовательность изложения, авторское право не охраняет элементы содержания произведения, то есть собственно идеи, факты, принципы, составляющие сюжет, тему произведения. Поэтому лицо, которое сообщило только факты, идеи, принципы, использованные в произведении, не становится автором (соавтором) произведения. Тем не менее, интервью – совместное творчество. Различают интервью-факт и интервью-мнение. В первом случае, важной и необходимой представляется информация, которой обладает интервьюируемый. Во втором случае, речь может идти о чем-либо общеизвестном, но интервьюируемый имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д. По другой типологии, в зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью подразделяют на большее число разновидностей. Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по тем или иным вопросам политики государства. Интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено. Функция СМИ в данном случае – обеспечить тиражирование официальной точки зрения. Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений или мнений. В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. Интервью-портрет – разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Это, по сути, опрос общественного мнения. Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, в проблемном интервью позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого, позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины. От собственно интервью происходят другие диалогические формы телевизионной работы: беседа, пресс-конференция, дискуссия. Иногда их рассматривают как самостоятельные жанры, однако, очевидно, что они сохраняют в себе основные имманентные признаки одного большого жанра интервью. Интервью аналитическое – разновидность общего для журналистики жанра интервью, которое является результатом фиксации в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с использованием метода интервью. Сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам, очевидно, по этой причине жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования. При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркого и очевидного применения в тексте этого метода он может определять форму публикации как диалогическую, вопросно-ответную. По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – к информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», то аналитическое интервью кроме этого содержит и анализ факта, отвечая на вопросы: «почему?», «каким образом?», «что это значит?», «каковы будут последствия?» и т.д. При этом роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации. Поставленные таким образом вопросы побудят собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации, наполнять ответы таким содержанием, что они выявят причинно-следственные связи обсуждаемого события, будут вынесены определенные оценки, сформулирован прогноз развития события, приведены необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. Подобным образом содержание текста интервью наполняется элементами анализа действительности, что и делает его аналитической публикацией. Конечно, возможны и случаи, когда интервьюируемый сам осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации. См. также Беседа, Аналитическая журналистика и ее жанры.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

ИНТЕРВЬЮ
наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. И. по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении, например, анкетного опроса оно полностью опосредовано анкетой : анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического И. следует отметить особую роль интервьюера, его инициативу. В этом случае контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует И. и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Этот совершенно особый статус интервьюера как мобильной, активной и направляющей беседу личности, делает сам процесс интервьюирования наиболее чутким, креативным, гибким, что позволяет получить максимум информации об изучаемом объекте исследования. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом (если это допускается инструкцией), а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе.
Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода И. будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса. Использование И. предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение И. может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети.
Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального И.), так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования.
Отмеченные нюансы, связанные со сложностями проведения и организации И., являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры И., более серьезное отношение к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике.
Особенности И. различны в зависимости от его конкретных видов.
По различным критериям можно выделить следующие виды И.:
По форме и технике опроса - 1) стандартизированное (формализованное, структурированное) И. ( Интервью стандартизированное); 2) полустандартизированное (полуформализованное, полуструктурированное) И. ( Интервью полустандартизированное); 3) нестандартизированное (свободное) И. ( Интервью нестандартизированное).
По целевому назначению - 1) ретроспективное И. (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации); 2) интроспективное И. (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий); 3) прожективное И. (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).
По типу опрашиваемых лиц - 1) И. экспертов ( Опрос экспертный); 2) И. простых респондентов; 3) И. ответственных, должностных лиц.
По количеству опрашиваемых респондентов - 1) индивидуальное И.; 2) групповое И.
По процедуре - 1) однократное И.; 2) многократное (панельное) И. (предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала); 3) фокусированное И. ( Интервью фокусированное); 4) глубинное (клиническое, интенсивное) И. ( Интервью глубинное); 5) ненаправленное И. (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое И. является свободным по форме проведения. Задача интервьюера - корректировка темы разговора, создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого).
По способу общения социолога и респондента - 1) личное И.; 2) телефонное И. (опосредованная форма общения с респондентом). Такой вид И. имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид И. весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого И. чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение).
По месту проведения И. - 1) И. по месту жительства; 2) И. по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций); 3) И. на улице.
По цели исследования - 1) И. разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле); 2) И. контрольное (с целью проверки результатов проведенного И., или пилотаж инструментария); 3) И. основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).
По способу регистрации ответов - 1) И. с записью в опросном листе (информация регистрируется по "свежим следам", по ходу И.); 2) И. с записью на магнитофоне (проводится только в случае согласия использования техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы); 3) И. с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль "третьего лица", в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента).
Представленные виды И. свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и использования конкретного вида И. с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода И. требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.
Процедура использования И. требует осуществления действий в двух направлениях:
1) Создание опросного листа (бланка И.) на базе программы социологического исследования. Опросный лист - социологический инструментарий, предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы, соответствующие тематике исследования. Типы и композиция вопросов, используемых в И., такая же, как в анкетном опросе ( Опрос анкетный, Анкета). Бланк И. содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть (вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (содержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного И. респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания И., самом интервьюере и подтверждение интервьюером точного использования всех требований инструкции при проведении И.
2) Организация и проведение собственно И., что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.
Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры И. и точность получения данных. Так, речь идет о правилах процедуры И. в самом широком смысле слова.
Проведение И. требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. И. может проводиться на дому (по месту жительства) - это наиболее оптимальный вариант, т.к. сама обстановка располагает к более искреннему общению, а респондент чувствует себя более защищенным; по месту работы (что создает определенные трудности, связанные с выбором свободного времени и соответствующего места для беседы: не рекомендуется брать И. в обеденный перерыв, нельзя отнимать и рабочее время респондента, следовательно дата и время И. оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; место проведения И. должно быть также подготовлено заранее и обеспечивать конфиденциальность и рабочую атмосферу); на улице (это, как правило, блиц-опросы).
Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих целей: 1) налаживание контакта с респондентом; 2) правильная постановка вопросов И.; 3) правильная фиксация ответов.
Задача интервьюера - организационно подготовить И., найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в которой далее ведется беседа. Так, вся процедура И., начиная с появления интервьюера и с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы.
Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться - опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов.
Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время И. интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Продолжительность И. не лимитируется; не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп И. определяется обстоятельствами: спецификой темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп И. может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности - чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем воприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст и др.).
Способ регистрации данных зависит от вида И. При проведении глубинного или свободного И. может применяться стенография, запись по "горячим следам" в бланк И. или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании И.).
Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учетом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты И., которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения И., способы регистрации ответов.
По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы: 1) заполненные бланки И.; 2) маршрутные листы; 3) отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к И. и исследуемой проблеме и др.
И. должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации И. и самих опрашиваемых создают основу для выводов исследователя, в которых зачастую содержатся выводы и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), но и отбор и подготовку интервьюеров.
В качестве интервьюеров могут выступать профессиональные социологи, а также представители других профессий при условии успешного завершения обучения. Практика социологических исследований говорит в пользу использования в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования, а, значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении И. целесообразно использовать как можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность работы, но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов. При этом, кто бы ни проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его работу в этой роли. Это коммуникабельность, внимательность, добросовестность, честность, интеллектуальные способности, культура, поставленная дикция. При отборе кандидатов для работы в качестве интервьюеров возможно использование тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать и др. Половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим учет специфики темы и аудитории с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам. После соответствующей подготовки (по специальным методикам) при условии положительных результатов проведения серии контрольных И. интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор и подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую информацию и использовать принцип взаимозаменяемости (и сменяемости) сотрудников с целью контроля их работы и повышения надежности информации.
Следует затронуть проблему метода, касающуюся личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом "эффекте интервьюера". Это проявляется на уровне вербального и невербального общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным (в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения) или бессознательным. Особую сложность представляет действие стереотипов восприятия, подталкивающих интервьюера заранее предугадывать ответы, ориентироваться на какой-либо типичный, с его точки зрения, ход мысли, переносить на потенциально возможные ответы свои ожидания, что порой приводит к объективации своих симпатий и антипатий в области обсуждаемой проблемы в процессе интервьюирования и др. Средства нейтрализации "эффекта интервьюера" - правильный подбор и подготовка интервьюеров, а также контроль за результатами их деятельности.
Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации И. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно И. в социологической практике, что поставляет более полную, глубокую, качественную информацию.
Е.Е. Кучко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
710.52 кб

Социологическая идентичность. Интервью с профессором К. Пламмером

В марте 2004 г в рамках проекта «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в Томском государственном университете», поддержанного НФПК РФ, состоялась стажировка ряда преподавателей философского факультета То
Читать PDF
55.82 кб

Mediated action: между разумом и культурой: интервью с профессором Джеймсом вёрчем) (запись беседы,

Чикишева Анна Сергеевна, Трушкина Екатерина Юрьевна
Вопросы, адресованные профессору Джеймсу Вёрчу, посвящены понятиям «культура», «опосредованное действие», «культурные инструменты», влиянию представителей отечественной школы на развитие междисциплинарных исследований в гуманитарн
Читать PDF
499.10 кб

Триангуляция в контент-анализе: пример углубленных интервью с представителями российской элиты

Олейник Антон
The article offers a new approach toward triangulating results of qualitative and quantitative content analysis, instrumental and representational interpretation of the data.
Читать PDF
439.96 кб

Переписывая себя: репрезентации советского опыта в автобиографиях и интервью мигрантов из России в Ф

Савкина Ирина Леонардовна
В статье анализируются репрезентации «советского» как идеологического концепта и как части персонального опыта в автобиографиях (1997 г.) и интервью (2007 г.) эмигрантов в Финляндию из республик бывшего СССР.
Читать PDF
171.96 кб

«в обществе должен быть культ науки». Интервью директора Санкт-Петербургского филиала института исто

Читать PDF
163.88 кб

«Люди идут в науку, потому что они фанатики». Интервью

Тамаш Пал , Ащеулова Н. А., Душина С. А., Ломовицкая В. М.
Читать PDF
268.49 кб

Интервью со мной в блоге Анатолия мильнера «Социальные сети на работе и для работы»

Ладыжец Наталья Сергеевна
Приводятся материалы экспертного интервью Н.С.Ладыжец по поводу конфликтного противостояния членов сообществ социальной сети «Профессионалы.ру».
Читать PDF
123.17 кб

Доступ в поле в уличных интервью

Рочева А. Л.
Автор статьи обращается к проблеме физического и социального доступа в поле социологического исследования при изучении темы рождения детей в сообществе мигрантов.
Читать PDF
150.41 кб

Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска

Чеховский Иван Викторович
В статье предпринимается попытка описания одного из трех универсальных методов сбора эмпирической социологической информации метода интервью.
Читать PDF
0.00 байт

Ключевые проблемы современного российского науковедения (по материалам Интервью с ведущими российски

Гиндилис Наталья Львовна
Бурное развитие науки в середине XX столетия обусловило необходимость разнообразных исследований самой науки. В СССР во второй половине 1960-х годов происходила институционализация новой дисциплины — науковедения.
Читать PDF
119.60 кб

Особенности исследования наркотизма методом формализованного интервью

Комлев Юрий Юрьевич
Yury Yu.
Читать PDF
71.68 кб

«Понять, как устроено общество и как оно изменяется» интервью с профессором Д. Нортом

Читать PDF
81.81 кб

Интервью в качественных исследованиях 1

Браймен Алан
Читать PDF
0.00 байт

Образ русской женщины в структуре национальной идентичности русских (по материалам интервью)

Цалко Екатерина Олеговна
Автор, используя материалы индивидуального интервью, анализирует роль образа женщины в формировании национальной идентичности русских, а также функцию этого образа как символического пограничника между русскими и другими националь
Читать PDF
132.34 кб

Оценка политической ситуации методом уличного интервью

Азимахунов Азизджан Анварович, Орешкина Наталья Анатольевна, Смыкова Ольга Александровна
Статья знакомит читателей с первым практическим опытом студентов по изучению политической ситуации в г. Тамбове в период президентской избирательной кампании 2012 г. с помощью технологии уличного интервью.

Похожие термины:

  • Интервью биографическое

    метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизо
  • Бланк интервью

    вопросник, используемый в очных интервью.
  • Интервью с целью расследования

    investigative interviewing) – проводится с ребенком в рамках других мероприятий при подозрении на насильственные по отношению к нему действия. Сам термин предполагает, что к данной ситуации следует отнестись
  • Диалоговое интервью

    форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями относител
  • ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    интервью только для конкретного СМИ.
  • ИНТЕРВЬЮ ЭКСПЕРТОВ

    интервью с компетентными лицами, не являющимися объектами исследования, но предоставляющими важную информацию.
  • ФОКУС-ГРУППА, групповые фокусированные интервью

    социологическое интервью , основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной групп
  • ИНТЕРВЬЮ ФОКУСИРОВАННОЕ

    интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуации, пережитой респондентом.
  • Интервью формализованное

    вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета-интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов [11.– С.
  • ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ

    англ. interview, in depth/depth; нем. Tiefeninterview. Интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения неизвестных переменных глубоких пластов более широкого соц.-психол. контекста, недоступных при с
  • ИНТЕРВЬЮ ГРУППОВОЕ

    интервью, в котором одновременно участвуют несколько кандидатов.
  • Интервью индивидуальное

    это такой способ получения эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

    выделение по определенному основанию различи. видов интервью. Существует множество К.и. Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что позволяет выд
  • ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ

    вид глубинного интервью, предназначенный для выяснения причин поведения, установок и мотивации, зачастую вытекающих из биографии опрашиваемого.
  • Интервью лейтмотивное

    позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии [34.– С.418].
  • ИНТЕРВЬЮ ЛИЧНОЕ

    англ. interview, personal; нем. Interview, personliches. Интервью, проводимое в условиях непосредственного соц. взаимодействия.
  • ИНТЕРВЬЮ МЯГКОЕ - ЖЕСТКОЕ

    англ. interview, soft - hard; нем. Interview, weiches - hartes. Форма интервью, характеризующаяся поведением интервьюера по отношению к опрашиваемому. При "мягком" интервью интервьюер стремится достичь доверия опрашива
  • ИНТЕРВЬЮ НАПРАВЛЕННОЕ

    англ. interview, structured/guided; нем. Interview, gerichtetes. Интервью, в к-ром интервьюер задает тщательно подготовленный заранее набор вопросов, предназначенных для исследования предварительно определенных проблем
  • НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    narrative - рассказ, повествование) - представляет собой свободное повествование о жизни респондента без вмешательства со стороны интервьюера.
  • Интервью неформализованное

    вид интервью, не отвечающего требованию сопоставимости вопросов и ответов, респондент не является учетной статистической единицей. В противоположность стандартизированному (формализованному),