НАЦИОНАЛИЗАЦИЯНАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ЮВЕНОЛОГИИ

НАЦИОНАЛИЗМ

Найдено 12 определений термина НАЦИОНАЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Национализм

nationalism). Система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Национализм

это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Национализм

система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

НАЦИОНАЛИЗМ

англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма нац. сознания, провозглашающая идеи нац. исключительности, замкнутости, превосходства. См. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, ПАТРИОТИЗМ, ШОВИНИЗМ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

НАЦИОНАЛИЗМ

Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории – национальные общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Н. может быть оборонительным и наступательным.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

НАЦИОНАЛИЗМ

любовь к своей нации, ее истории и культуре, чувства национального самосохранения и достоинства, деятельность во благо нации. Истинный национализм лишен всякого национального тщеславия, принципиально миролюбив и терпим к другим народам. Он не имеет ничего общего с шовинизмом в различных его проявлениях, а тем более с нацизмом. Национализм не может рассматриваться и как антипод по отношению к интернационализму (дружественным отношениям между нациями). Интернационализм немыслим без наций как таковых с их четко определенным национальным самосознанием.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический ювенологический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ

система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории - нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще - враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых формациях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием капитализма и национальных движений, с завершением процесса формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Национализм

nationalism), идеология и психология, к-рые часто проявляются в требовании представителей нации полит, самоопределения, обычно подразумевающем создание независимого гос-ва. Определить, что такое нация, очень трудно, но в общих чертах это группа людей, объединенных общностью целей в силу происх., языка, культуры и религии. Совр. нац. объединения демонстрируют необыкновенную живучесть, служат мощным катализатором полит, перемен. Более ранние нац. движения, как, напр., в Германии и Италии в 19 в., ставили, как правило, во главу угла создание крупных и мощных государств на месте существовавших мелких образований. В 20 в. возобладало стремление свергнуть имперское или колон, правление (мн. развивающиеся страны стали свидетелями возникновения нац. движений, борющихся за создание независимых гос-в) либо выйти из состава существующего гос-ва. Совр. освободительные движения, напр., шотландцев, басков, нац. меньшинств в быв. СССР, являют собой пример Н., принявшего форму сепаратизма. Либералы и социалисты часто склонны отвергать Н. как иррациональное, атавистическое явление, но мало кто станет отрицать мобилизующую силу нац. чувств и привязанностей (община, этнические группы, самоопределение).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

НАЦИОНАЛИЗМ

nationalism) — 1. Чувство принадлежности народу, объединенному обшей исторической, лингвистической и возможно, "расовой" или религиозной связью, с верой в то, что он идентифицирован с определенной территорией и либо составляет национальное государство, либо стремится к тому. 2. Любая связанная с этим идеология, защищающая состояние нации как наиболее соответствующую форму современного правительства. В основном досовременные государства не были политическими общностями, основанными на отдельном народе. Вне Европы и в Европе до 16-го столетия большинство из них представляло собой скорее империи или относительно свободно консолидированные территории. Национализм — европейское явление, сопровождающее, в частности, реорганизацию и консолидацию современных западноевропейских национальных государств в 17—18-м столетиях. Возникающие в Западной Европе, они изобрели национализм как средство обеспечения их политической последовательности и автономии в новых условиях. Одновременно, однако, национализм также стал отражать стремление народов к самоопределению. Бесспорно, что он поддержал существующие национальные государства и создал другие, подрывая империи, но в социологии и социальной науке в целом национализм показал себя временным явлением, обреченным на замену интернационализмом (см. Военное и промышленное общество) или классовыми интересами (см. Марксизм). Две мировые войны и их последствия, в ходе которых было создано гораздо больше новых наций, утвердили национализм в качестве непреодолимой силы в современном мире. Еще раз — особенно в Африке — новые национальные государства образовывались в большей мере благодаря национализму, нежели какой-либо предшествующей "нации". В результате появилась мировая система государств, в которой современное национальное государство является теперь доминирующей политической формой и в котором национализм остается мощной силой. Он по-прежнему влияет на отношения между государствами, хотя иногда угрожает их внутренней целостности, поскольку возникают новые требования на признание статуса государственности. Социологические объяснения столь могучей роли национализма сконцентрировались на трех областях: (а) настоятельная потребность в коллективном социальном тождестве в крупных безличных обществах; (б) не только отсутствие подрыва экономических интересов, но

и их отражение; (в) использование в качестве средства либерализма и радикальных идей, а также оправдания насилия и ценностей нетерпимости — «лика Януса» по определению Нэрна (1977).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ

специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентаций людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией: Мы - Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму, во второй - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма ("японская модель").

В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа, а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

НАЦИОНАЛИЗМ

NATIONALISM) Идеология, основанная на убеждении в том, что народ, обладающий общими чертами, такими, как общие язык, религия или этническая принадлежность, составляет отдельную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению этой отличительности для защиты социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности и принадлежности. Политическую легитимность государства национализм связывает с самоуправлением, осуществляемым «согражданами» (conationals). Часто утверждается, что национализм как политическая доктрина появился лишь в XVIII в., а рост националистических движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в посленаполеоновский период. Однако уже к концу XIX в. многие социальные теоретики говорили о существовании тенденции к упадку национализма и замене его идеологиями интернационализма и космополитизма. Такая трактовка индустриального общества предполагала, что (1) развитие торговли ведет к устранению частных различий между обществами; (2) конфликты будут выражаться посредством классовых, а не национальных идеологий; (3) рабочий класс будет все более привержен интернациональному социализму. Эти предположения были опровергнуты Первой мировой войной, которая велась в соответствии с националистическими принципами при относительно слабой организованной оппозиции военным действиям со стороны рабочего класса. Впоследствии национализм был тесно связан с антиимпериалистическими движениями за самоопределение в странах «третьего мира». Три основные современные интерпретации феномена национализма заключаются в следующем: (1) национализм был романтическим движением, связанным с объединением Германии, а также Италии; позднее, на плечах европейского колониализма он был экспортирован в Африку и Азию; (2) национализм является формой политики, посредством которой общества реагируют на разрушение традиционных способов социальной организации, например, в результате социальных изменений, связанных с внешним колониализмом, или вслед за крахом социалистической системы в Восточной Европе; (3) неравномерное развитие капитализма порождает глубокий региональный дисбаланс, и периферийные регионы проводят националистическую политику с тем, чтобы добиться более равномерного распределения богатства (примером является шотландский национализм в Великобритании). Согласно последней интерпретации, национализм в передовых капиталистических обществах развивается в ответ на внутренний колониализм. Национализм часто считается искусственной, паразитической идеологией вследствие того, что зачастую невозможно определить, в чем заключаются общие черты, свойственные всем членам общества, заявляющим о принадлежности к одной нации. С данной точки зрения, национализм — это миф, созданный интеллектуалами, носителями романтических идей национального языка, народного наследия и национальной идентичности. Вследствие этого, национализм ассоциируется также с политическим экстремизмом и ксенофобией. Тем не менее, свойственное либерализму отождествление национализма и фашизма может заслонять позитивные политические результаты современных националистических движений в странах «третьего мира», добившихся самоуправления и некоторой степени социального развития. Классический марксистский подход к национализму был основан на трех общих положениях: (1) национализм — это буржуазная идеология, поскольку она служит классовым интересам развивающейся буржуазии в ее борьбе с традиционной аристократией, руководствующейся, например, принципом божественного права; (2) развитие наций-государств было тесно связано с экономическими нуждами раннего капитализма, однако интернационализация, свойственная позднему капитализму, ведет к упадку национализма; (3) национальная борьба является особой формой борьбы классов и часто обозначается как «внешняя классовая борьба», которая ведется на международном, а не национальном уровне. Все эти положения не были подтверждены политической историей ХХ в. Национализм часто оказывался связанным с радикализмом рабочего класса, поскольку националистическая политика может предполагать социальное равенство для всех членов нации. Национализм также может быть частью революционной социалистической борьбы за национальную автономию, направленной против иностранного господства и внутренней эксплуатации, примером чего является Мексиканская революция 1910-1917 гг. Кроме того, анализ национальной борьбы как особой формы борьбы классовой оказался связанным со значительными трудностями, и некоторые марксисты утверждали, что национализм следует рассматривать в качестве «автономной силы» в рамках политической борьбы. Существует точка зрения, согласно которой общая теория национализма невозможна, поскольку его политическая направленность (демократическая, фашистская или коммунистическая) и классовая основа могут быть различными. Ни одна теория не может выделить какой-либо социальный процесс (такой, как индустриализация), посредством которого можно было бы объяснить возникновение всех форм национализма, или определить фундаментальные и универсальные черты националистических движений. Однако не все исследователи разделяют эту негативную точку зрения. В социальной науке существует единство во мнениях относительно того, что национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие общие черты: (1) он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане; (2) в результате этого культурный национализм, который стремится к сохранению или возрождению национального наследия (например, посредством возрождения языка), закладывает основу Для национализма политического, стремящегося к самоопределению и политическому превосходству; (3) развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий; (4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций, однако содержание этой идеологии обычно разрабатывается маргинальными интеллектуалами (например, к национализму тяготеют черные интеллектуалы, исключенные из образовательного истэблишмента белых); (5) в течение большей части ХХ в. национализм был связан с деколонизацией и экономическим развитием стран «третьего мира», а также с борьбой за региональное равенство в рамках существующих капиталистических обществ. Однако в постсоциалистических обществах Восточной Европы с начала 1990-х гг. наблюдалось возрождение воинствующих националистических движений, основанных на этнических и религиозных различиях. См. также: Империализм; Мобилизация; Модернизация; Политическая социология; Этническая группа. Лит.: Gellner (1983); Smith (1991)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ

(англ. - nationalism, нем. - Nationalismus) -термин, вошедший в употребление гл.образом в ходе Великой Французской революции конца .XYIII в. для обозначения приверженности людей интересам своей нации (см.), понимаемой как "согражданство", в отличие от прежней верности королю; в этом позитивном в широком смысле "этнического патриотизма" он стал применяться в XIX в. и в других странах аналогичного понимания термина "нация", в том числе англоязычных. Однако в России, Германии и других странах, где нация понимается как этническая общность, особенно по мере столкновения различных национальных (этнических) интересов и обострения национальных отношений в термин Н. стало вкладываться негативное содержание, обусловленное тенденцией противопоставления людей своей национальной принадлежности инонациональным группам. В советской науке под Н. понималось возвышение одной нации над другой, в том числе на бытовом уровне - система национальных (этнических) симпатий и антипатий, на групповом уровне - идеология национального неравноправия; то и другое питается этноцентризмом (см.) и этнической или национальной парадигмой (см.), но в отличие от них имеет большую социально-политическую направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются связи национальные (этнические) и главным субъектом истории - национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или (что чаще) - борющиеся друг с другом за средства существования; они приписывают своей нации (этносу) особые исторические заслуги и историческую миссию в жизни человечества, призывают людей своей национальности всячески служить этой миссии, пренебрегая другими, в том числе и общечеловеческими интересами и допуская применение против других наций (этносов) насильственные действия с использованием вооруженной силы.

В раннеклассовых формациях Н. в своей позитивной и негативной формах обычно проявлялся в слабой степени, так как в то время преобладала религиозная идеология, конфессиональные симпатии и антипатии, а также персонифицированные виды преданности местному властителю феодалу или коронованному королю, императору. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием капитализма и движений за создание национальных государств с выборными органами власти, с обострением экономического соперничества внутри таких государств с иноэтническими группами и соперничества во внешней политике с другими государствами за колонии, рынки сбыта и т.п. Связь Н. с капитализмом была отмечена классиками марксизма, которые, не отрицая исторической важности национальных (этнических) общностей, доказывали ведущую роль в истории классов и классовой борьбы, противопоставляли националистической идее единства интересов всех классов внутри нации и "извечной" якобы вражде наций интернационалистическую идею классового союза трудящихся различных национальностей в их борьбе за свои интересы против национальной и международной буржуазии, за торжество социализма и коммунизма (см. "Интернационализм" ). "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм, - писал В.И.Ленин, - две политики (более того - два мировоззрения) в национальном вопросе". (ПСС, т.24, с. 123). В соответствии с этим в советской научной и политической литературе стало принято писать только о "буржуазном" Н. и преимущественно в негативном смысле; допускалось одобрение лишь Н. угнетенных этносов колониальных и зависимых стран, борющихся за свое освобождение (см. "Колониализм" ), и Н. малочисленных этносов, противодействующий ассимиляции их более крупными.

Н. - очень сложное социальное явление, проявляющееся в нескольких основных видах или типах: языково-культурном, экономическом и политическом, а также в своем оборонительном или наступательном виде. Языково-культурный Н., иногда называемый "этницизмом", представляет собой движение за сохранение или за приоритетное развитие национального языка и самобытной культуры; наступательный вид его в государствах, созданных по национальному принципу, проявляется в придании национальному языку статуса "государственного" с обязательным изучением и использованием во всех сферах жизни. Экономический Н. выражается в организации бойкота производственной и торговой деятельности инонациональных групп и в поощрении деятельности предпринимателей своей национальности; в своем крайнем наступательном виде он может проявиться в погромах, наносящих экономический ущерб инонациональным группам. Политический Н. проявляется в организации движений, нацеленных на захват власти лидерами тех или иных национальностей, а в конечном счете - на совмещение политико-государственных границ с этническими (языково-культурными), что достигается либо вытеснением иноэтнических групп за эти границы, либо их физическим истреблением (см. "Геноцид"), либо их ассимиляцией (см.). При этом в политическом Н. обычно используются лозунги языково-культурного и экономического Н., который в свою очередь может быть вполне успешным, лишь при опоре на политический Н., т.е. на власть в национальном государстве (см. также Этнократия).

В новейшее время Н. в той или иной форме и виде с различной степенью проявления отмечен почти повсюду, в том числе и в промышленно развитых странах, где процессы межнациональной экономической и культурной интеграции, казалось бы, должны были привести к его исчезновению, например, в Канаде (франко-канадский или квебекский Н.), в Испании (баскский, каталонский и галисийский Н.) и т.д. Наиболее реакционную форму он принял в германском так называемом национал-социализме, который якобы для блага "высшей" немецкой ("арийской") нации включил в программу своей деятельности порабощение или уничтожение других "неарийских" народов; применение нацистами в их национальной политике расовых критериев разграничения "арийцев" и "неарийцев" связало их идеологию с расизмом (см.). Близкие к нацизму формы Н. возникли в послевоенной Европе в странах, куда прибыли крупные группы иммигрантов, отличающихся от местного населения своими этнорасовыми характеристиками; они проявляются в действиях членов "Национального фронта" в Великобритании, "Национального фронта" во Франции, движениях правых группировок в ФРГ и т.д.

Примерно с середины 1980-х гг. наблюдается подъем Н. в Советском Союзе и во многом аналогичный ему по государственной системе и структуре Югославии. Такой Н., опирающийся на созданные в этих государствах национальные республики и уже имевшиеся привилегии "титульных" национальностей таких республик, соединил в себе все три вида наступательного Н. - языково-культурный, экономический и политический - и выразился главным образом в национал-сепаратизме. В республиках СССР он питался недовольством процесса распространения русского языка и общественной культуры, недовольством централизованным командно-административным управлением экономикой, а также стремлением административной и культурной элиты "титульных" республиканских наций закрепить и умножить имевшиеся у нее привилегии по сравнению с иноэтническими группами; к этому присоединились и интересы растущей национальной буржуазии укрепиться в рамках суверенных национальных государств, победить или вытеснить иноэтнических конкурентов. Важным этапом развития Н. в союзных республиках СССР стало принятие законов, объявляющих язык "титульных" наций "государственным" с ущемлением русского языка, бывшего до этого основным языком межнационального общения в многонациональной стране, а при дальнейшем развитии Н. - принятие законов, лишивших большинство этнических меньшинств гражданства (например, в Эстонии и Латвии). Окончательным же результатом Н. и национал-сепаратизма в СССР стал распад Союза на самостоятельные государства. Развитие Н. и национал-сепаратизма в Югославской Федерации также привели к ее распаду, но этот процесс шел более болезненно, чем в СССР, и сопровождался межнациональными военными столкновениями. Происшедший в 1992 г. распад Чехословакии на Чешское и Славацкое государства шел мирным путем. В обозримом будущем Н. сохранит свою роль в общественно-политической жизни различных стран мира.

ЛИТ.: Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теории и практика// История СССР, 1990, N 1

Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос//Отечественная история, 1993, N 2.

Deutsch K.W. Nationalism and social communication. N.Y., 1953;

Kohn H. Nationalism, its meaning and history, Princeton, 1955.

Gellner E. Nation and nationalism, Oxford, 1983.

Sneider L. Encyclopedia of Nationalism. N.Y., 1990.

В.И.Козлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено схем по теме НАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме НАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено книг по теме НАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме НАЦИОНАЛИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме НАЦИОНАЛИЗМ — 0