ТЕЛО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

тело
1) плоть, живой организм, как основа биологического существования; 2) элемент-объект определенной культуры: К. Маркс и М. Вебер считали, что индустриальное производство капитализма предполагало «естественную» форму Т., ее эксплуатацию как рабочей силы; 3) в феноменологической социологии – реальность для сознания; совокупность знания; 4) по М. Моссу – характер марша и плавания специфичны в конкретных обществах, более того, Т. отражает иерархии социального неравенства; 5) по М. Мерло-Понти – непосредственное человеческое бытие, включая бытие сознания; 6) по М. Фуко – дискурс определяет наше знание о Т. , которое исторично; 7) по Ж. Бодрийяру – в постмодернистском обществе соблазн знака трансформирует Т. в идола, в результате чего Т. , «переработанное структурой извращения в фаллический идол, одновременно становится идеологической моделью социализации и самореализации»; 8) феминистская социология акцентирует различие женского и мужского Т. в контексте фаллоцентричной культуры: женское Т. подчинено мужскому, поэтому более подвержено медикализации, анорексии; однако в радикальном феминизме иной взгляд: женское Т. обладает несомненными преимуществами по сравнению с Т. мужским; 9) модусы человеческого бытия, позволяющие иметь и быть. - Литература: Mauss, M. Techniques of the Body // Economy and Society, 1973. № 2; Grosz, E. Volatile Bodies: Towards a Corporeal Feminism. Sydney: Allen and Unwin, 1994; Firestone, S. The Dialectic of Sex: The Case for the Feminist Revolution. N.Y.: Morrow, 1974; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003; Тело // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ТЕЛО
body) — физическая форма индивидуального человеческого бытия, которая, однако, в равной мере является социальным продуктом, поскольку человеческие биологические способности, хотя и предопределены во многом биологией, глубоко проникнуты культурными детерминантами и социальным влиянием. Хотя не всегда в полной мере открыто, многие сферы социологии (например, социология здравоохранения и медицины) или работы Гофмана затрагивают основополагающие характеристики тела — уязвимость и утонченность, ограниченность перемещения во времени и пространстве — обладающие социальными значениями. В частности, каждое человеческое общество должно сохранять базисные материальные условия для здоровья, благосостояния и воспроизводства человеческих тел, а уязвимость тела означает, что угроза насилия является решающим фактором, как в поддержании, так и в ограничении политической власти. Недавно социологическое изучение тела (см. также Социология тела) заняло первостепенное место в дисциплине благодаря трудам Фуко или Элиаса об исторических изменениях в регулировании тела, его изучения в качестве среды коммуникации (см. также Язык тел) через жесты, позы, косметику и одежду. Феминистская теория, в частности, привлекла внимание к стереотипному использованию женского тела и его частей в рекламе и порнографии, а также к различиям между мужскими и женскими идеалами тела в западной культуре (см. также Продовольствие; Анорексия нервоза). В классической философии важной проблемой оставалось отношение тела и разума (см. Декарт; Дуализм), что находит отклик во многих современных социологических дебатах (например, концепции свободной воли). Однако, как среди прочих показал Мерло-Понти, любое действие всегда включает "бытие тела", так что полный дуализм разума и тела не приемлем. Поскольку в любой из современных концепций децентрированного "Я" может быть правдоподобность, то в качестве физической стороны "личности" границы и непрерывность индивидуального тела существенны в любой идентификации, тождестве и преемственностях социальных "Я", хотя далеко не только они являются его основой.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Тело
Тіло. Body. В социальной антропологии и некоторых социал-биологических теориях – биофизическая модель социальных явлений, процессов и отношений. Во многих культурах человеческое Т. служило в частности основой социальной ориентации и формирования социальных отношений. Например, “правая“ и “левая” стороны были основой представлений о добре и зле. Из-за того, что большинство людей праворукие, левизна воспринималась как что-то необычное, а все непривычное, как правило, связывалось, да и сейчас еще связывается со злом (непристойностью, аморальностью и т. д.). Часто подобные представления переносятся и на современные социальнополитические течения, классификация которых на правых и левых имеет под собой иное основание (в зависимости от места, занимаемого в английском парламенте). Представления о различиях мужского и женского тела послужило основой возникновения социальных движений, в частности феминизма, формированию моды, религиозных представлений (к примеру, о непорочном зачатии и первородном грехе в христианстве) и т. д. Социологию культуры интересует не только определенная зависимость формирования социальных норм, табу, мифологических, литературных и религиозных образов, этических и эстетических представлений не только от экономических и политических отношений, но от других факторов. Скажем, оппозиция руки и головы стала выражением разделения труда на физический и умственный и повлияла на формирование соответствующей этому социальной структуры. Таким образом, не случайно тело, физическая организация человека стали предметом целенаправленного изучения в рамках культуры в разделах физической культуры и спорта социологии медицины. С этой точки зрения человеческое “Я” представляет собой не только способ презентации человеческой субъективности, духовной культуры личности, но и ее физического состояния. Состояние Т. есть показатель не только физического здоровья, но прежде всего уровня контроля и самоконтроля личности, а значит и ее духовного состояния, его культуры. Однако влияние Т. на духовную культуру личности и наоборот может быть рассмотрено через опосредование состоянием общества, культурной политики государства, экономики и т. д. Другими словами, относительная самостоятельность личной духовной культуры потому и относительна, что находится в непосредственной связи с общим состоянием общества, с состоянием социальной культуры. См. также Культура социальная и Синдром непорочного зачатия.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ТЕЛО
BODY) Социальное значение человеческого тела было важной темой как физической, так и социальной антропологии, например, при анализе обрядов перехода, однако социологией тела до последнего времени пренебрегали. Развитие социологического интереса к человеческому телу является следствием феминизма; процессов старения населения развитых обществ; возникновения постмодернистской социальной теории; изменений в природе современного потребления (consumerism), придающего телу особое значение; развития медицинской технологии и практики (такой, как трансплантация органов), делающего политически проблематичными различные вопросы, связанные с человеческим телом; развития массового спорта и досуга, в результате чего ценность личности стала отождествляться с красотой тела; возможности радикального увеличения человеческих функций с помощью технологии. Развитие социологии тела было связано с критикой позитивизма, в частности, с отказом от наследия Р. Декарта (1596-1650), чье разделение тела и разума привело к возникновению научного подхода (часто обозначаемого как картезианский дуализм), в рамках которого все умственные, духовные и эмоциональные события рассматривались как нечто отдельное от биохимических изменений в человеческом теле, либо просто как проявления последних. Этот подход оказал значительное воздействие на развитие различных теорий знания, однако в ХХ в. философы отказались от дуализма и стали подчеркивать взаимодействие умственных, физических и культурных явлений. Люди не состоят из двух отдельных компонентов (разума и тела), они скорее обладают телесностью. Социологи и антропологи исследовали различные аспекты человеческого тела в их связи с фундаментальными аспектами культуры и общества. Эти исследования показали, что (1) тело играло важную роль в развитии социальных метафор общества, включающих такие понятия, как «глава церкви»; (2) эти метафоры обычно являются нормативными, например, во многих обществах левая рука и левая сторона считаются порочными; (3) представления о загрязнении тела имеют решающее значение для определения социальной нормальности — например, правила, касающиеся диеты, составляют важную часть религиозных убеждений и практик в отношении сакрального, а отклонения от этих правил считаются опасными как для индивидов, так и для общества в целом. Социологический анализ человеческого тела связан с рядом важных дискуссий. (1) Существует точка зрения, согласно которой человеческое тело — это не просто биологически обусловленный факт, но и социальная конструкция; иными словами, тело является продуктом дискурсов и социальных практик. Например, в традиционном японском обществе не признавалось существование менопаузы, вследствие этого женщины не сообщали о дискомфорте, связанном с особенностями возрастных изменений в женском организме. (2) Вслед за М. Фуко утверждается, что тело в современных обществах является объектом бесчисленных форм детального, тщательного надзора и контроля. (3) Другие теории под влиянием идей Н. Элиаса сосредоточиваются на долговременных изменениях в телесных практиках, вызванных цивилизационным процессом. (4) Феминистские теории нацелены на понимание детерминирующего воздействия патриархата на социальные установки в отношении женщин как слабых, иррациональных и непредсказуемых существ; феминисты отрицают, что поведение женщин определяется их анатомией. (5) В целом социологи интересуются тем, каким образом регулирование тела (посредством диеты, спорта, танцев, медицинского вмешательства, одежды и т. д.) исторически представлялось необходимым условием регулирования общественной жизни. Человеческое тело является важным моментом любого социального взаимодействия, поскольку телесный имидж (body-image) является существенным аспектом представления себя другим. Например, тучность часто воспринимается как признак отсутствия контроля над собой. Такие социологи, как И. Гофман, исследовали значение, которое имеют чувство смущения и «потеря лица» во взаимодействии, для личной стигмы. См. также: Гендер; Дуглас; Природа и воспитание; Пристрастие; Телесность; Эмоции. Лит.: Turner (1996а)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.97 кб

«Культурное тело» как инструмент коммуникации

Кривых Лидия Викторовна
Усложнение моделей человеческого взаимодействия заставляет уделять особое внимание способам и средствам коммуникативного акта.
Читать PDF
150.95 кб

2007. 04. 012. Уильямс С. Дж. Медицинская социология и биологическое тело: что происходит и что прои

Якимова Е. В.
Читать PDF
97.34 кб

Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей

Орех Екатерина Александровна, Сергеева Ольга Вячеславовна
В статье обобщаются идеи о социальных основаниях распространения практик визуальной самопрезентации в онлайновом пространстве посредством цифровой фотографии (селфи, поттеринга, вейдеринга и др.).
Читать PDF
3.72 мб

Взгляд, тело и социальное взаимодействие: проблема искаженного восприятия собственного тела при анор

Бардина Светлана Михайловна
В статье рассматривается социальное измерение феномена искаженного восприятия тела при анорексии. В классической социологии, в частности в работах И.
Читать PDF
3.65 мб

Мое тело - моя крепость: общественное мнение о биомедицинских технологиях

Войнилов Юрий Леонидович, Полякова Валентина Валерьевна
Статья рассматривает «поворот к телу» в социальных науках в контексте развития биомедицинских технологий. Социальные трансформации второй половины XX века, т. е.
Читать PDF
2.06 мб

Коллективное тело протеста

Ваньке Александрина Владимировна
Статья посвящена анализу массовых манифестаций годов с помощью концепта «коллективного тела протеста», сопоставляемого в тексте с понятием «Тела без Органов» Делеза и Гваттари.
Читать PDF
96.85 кб

КОНСТРУИРУЯ ТЕЛО В XXI ВЕКЕ…: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИДЕЙ, ПРОЗВУЧАВШИХ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В УНИВЕ

Сергеева Ольга Вячеславовна
Читать PDF
196.49 кб

Тело шахтера в дискурсивной традиции угольного региона

Маляр Анна Архиповна
Проблематика современного социально-гуманитарного знания помещает тело индивида в фокус социологического, феноменологического, культурологического анализа. На основе методологических теорий В. Подороги, М.
Читать PDF
172.18 кб

"ТЕЛО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗНАНИЯ": ПОВСЕДНЕВНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТЕЛЕСНЫХ ПРАКТИК В ВЕГЕТАРИАНСТВЕ

Барбарук Анна Владимировна
В статье рассматривается проблема конструирования представлений о теле в вегетарианском дискурсе.
Читать PDF
1.22 мб

КОНТУРЫ ТЕЛА, ГРАНИЦЫ ДИСЦИПЛИНЫ (PRO ТЕЛО. МОЛОДЕЖНЫЙ КОНТЕКСТ)

Соколов Егор
Читать PDF
290.53 кб

ТЕЛО КАЧКА

Нишуков Владимир, Горюнов Максим
В статье рассматриваются специфические постсоветские телесные практики, которые принято объединять понятием «качалка».
Читать PDF
189.28 кб

Человеческое тело в культуре и моде последней трети XX начале XXI века

Нестерова М. А.
В статье автор, рассматривая и применяя основные подходы понимания телесности в современной культуре к телоподобному костюму рубежа XX-XXI вв.
Читать PDF
168.87 кб

Дистинкция понятий «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях

Цветус-сальхова Татьяна Эдуардовна
Что такое «тело» и что такое «телесность»? Анализ развития философских представлений о человеческой телесности.
Читать PDF
169.76 кб

О соотношении понятий «Тело» и «Другой» в современной философии культуры

Денисова И. А.
Читать PDF
0.00 байт

«Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях

Цветус-сальхова Татьяна Эдуардовна
Что такое «тело» и что такое «телесность»? Определение основных значений понятий «тело». Разделение тела на «внутреннее» и «внешнее». Определение понятия «телесность». Дистинкция понятий «тело» и «телесность».

Похожие термины:

  • Социальное тело

    ограниченное социальное пространство, в котором располагаются участники процесса совместной деятельности; характеризуется числом, составом участников, характером связей между ними, принадлежн
  • тело без органов

    по Ж. Делёзу и Ф. Гваттари – понятие, обозначающее среду или структуру, основанные на нелинейном способе организации целостности, развивающиеся ацентрично, по принципу ризомы, а также возможны раз
  • тело потребляющее

    по З. Бауману – тело человека выбирающего, сформированное в условиях текучего модерна, для которого характерна предрасположенность к потреблению, что осуществляется в отсутствии контроля за нен
  • тело стареющее

    по Дж. Андерсону – тело, старение которого интерпретируется не только в биологическом, но комплексно – в социальном, историческом и культурном контексте. Соответственно, анализ Т.С. предполагает