Антропология
изучает поведение древних людей в примитивных культурах, их традиции, обычаи.
Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие
АНТРОПОЛОГИЯ
от антропо…и…логия), наука о человеке, его происхождении, эволюции, морфологии, расах, этносах, адаптации к сфере обитания.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Антропология (anthropology)
Социальная наука, тесно связанная с социологией, уделяющая основное внимание изучению традиционных культур и эволюции человека.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Антропология
Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас. Основные разделы А. связаны с изучением физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Антропология
(от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение). Антропологія. Anthropology. Социальная наука, которая имеет дело со всем диапазоном человеческих культур. Ее интересуют как культуры доиндустриальных, так и индустриальных и постиндустриальных обществ, а также причины и характер имеющихся различий между людьми, представителями различных этносов.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
АНТРОПОЛОГИЯ
англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ; то же, что этнография, этнология, культ, антропология. 3. Наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности включает в себя целый ряд дисциплин: А. доисторическую, А. культурную, А. лингвистическую, А. физическую и др.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Антропология
(или антропологическая наука) - в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропологических признаков).
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч. anthropos — человек + logos — понятие, учение) — наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. В качестве самостоятельной науки сформировалась в середине XIX в. Основные разделы А.; антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела) и этническая А., т.е. расоведение. В США и Великобритании А. понимается более широко и кроме физической А. включает социальную А, и культурную А., которые по своим предметам и содержанию адекватны этнологии. В России термин «А.» иногда также понимается широко как совокупность наук о человеке. В Российской Федерации функционирует Институт этнологии и А. Российской Академии наук, изучающий проблемы этнической А. См.: Антропология этническая (расоведение), Расовая группа. Расоведение. Расы человека.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
АНТРОПОЛОГИЯ
anthropology) — в широком смысле "изучение человечества", но конкретно состоящее из: (а) физической антропологии; (б) социальной антропологии (в Англии) и культурной антропологии (в США). Круг интересов физической антропологии как таковой связан с происхождением и изменением гуманоидных видов и тяготеет к сферам эволюционной биологии, демографии и археологии. Социальная и культурная антропология исследует структуры и культуры, созданные гомо сапиенс. В Европе и некоторых других регионах к данным сферам исследования применяется также термин этнология. Различие между социологией и социальной или культурной антропологией покоится прежде всего на соглашении, по которому социологи концентрировали свое внимание на сложных обществах, в то время как антропологи — на численно небольших неиндустриальных культурах за пределами Западной Европы и современной Северной Америки. Кроме того, между двумя предметами имеются существенные методологические различия. Антропологические оценки, обычно связанные С описательной этнографией, выводятся после длительных периодов включенного наблюдения, исходя из двух соображений: (а) многие из изучаемых обществ были дописьменными, а без письменных источников у антропологов не было иного выбора, кроме как непосредственно наблюдать и записывать устные предания; (б) реакцией на спекулятивные оценки дописьменных обществ, например, в ранних формах социальной эволюционной теории. См. Когнитивная антропология; Структурная антропология.
Источник: Большой толковый социологический словарь
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos - человек и logos - слово, учение), наука о человеке. С нач. 19 в. в определении А., ее содержания и места среди др. наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая своими корнями в систему взглядов франц. просветителей 18 в., трактовала А. как совокупность всех знаний о человеке, как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия - физич. организацию человека, его материальную и духовную культуру, психологию, язык и т. д. Именно в таком, расширительном, толковании А. понимается в США и большинстве стран Зап. Европы. В России получила развитие вторая тенденция, отводящая А. изучение лишь физич. организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве. В СССР предметом А. является изучение физич. организации совр. человека (антропоморфология), ее изменчивости во времени, измеряемой геол. масштабами (процесс антропогенеза), и в пространстве (этнич. антропология). Осн. методами А. являются антропометрия в широком смысле слова (в т. ч. и антропоскопия) и вариационно-статистич. приемы обработки материала (биометрия).
В 50-80-х гг. 20 в. в А. получили широкое распространение методы, заимствованные из физиологии, биохимии, генетики (в т. ч. и популяционной), иммунологии и др. наук. Это оказалось необходимым для исследования изменчивости не только морфол. структур (что было характерно для ранних этапов развития А.), но и функциональных, биохимич., имму-нологич., генетич. и пр. особенностей человека. Т. о., А., как и любая другая самостоят. наука, имеет строго ограниченный предмет и методы исследования. Этим определяется специфика А. как единой и целостной науч. дисциплины, занимающей свое место в ряду биологических наук.
Левин M. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960; Алексеева Т. И., Геогр. среда и биология человека, М. 1977; Рогинский Я. Я., Левин M. Г., Антропология, 3 изд., М. 1978; Совр. проблемы и новые методы в антропологии. [Сб. ст.], Л., 1980.
М. И. Урысон.
Источник: Демографический энциклопедический словарь
Антропология
anthropology), наука о происхождении и эволюции человека, включающая две осн. области исследования: физ. строение и происхождение человека; социальные opr-ции и культурные системы в человеческих сооб-вах. В 19 в. А. в равной мере занималась теориями физ. и социальной эволюции, причем т.н. примитивные народы рассматривались как представители более ранних стадий развития человечества. Физ. и социальные различия рассматривались в расовых теориях (раса). В нач. 20 в. изучение социальных и культурных особенностей превратилось в самостоятельную дисциплину, к-рая в Великобритании называлась социальной А., а в США — культурной А. В это же время антропологи стали больше интересоваться полевыми исследованиями. Первые антропологи, такие, как Фрейзер, имели незначит. (или вообще никакого) опыт общения с конкретными об-вами, о к-рых писали. Лишь со времен Малиновского стали изучать эти об-ва, живя вместе с людьми, знакомясь с их языком и культурой, а резты своих исследований (т.е. анализ, базирующийся на полевых наблюдениях) относить к области этнографии. У истоков культурной А. в США стоит Франц Боас (1858—1942), изучавший разл. племена сев.-зап. индейцев; к числу наиб, известных его учеников относится Маргарет Мид. До 2-й мировой войны большинство антропологических исследований ограничивалось примитивными народами (как правило, в европ. колониях), а преобладающее теоретич. влияние в Великобритании имел функционализм. После 2-й мировой войны значит, большее внимание стало уделяться об-вам с древн. традициями письменной истории в Европе и Азии, появились новые теоретич. подходы, такие, как структурализм Леви-Строса. Совр. антропологи изучают индивидов в самых разл. местах обитания — от индустриальных городов до тропических лесов. Живя внутри конкретного сооб-ва и участвуя в его деят-ти, изучая его языки, наблюдая повседневную жизнь, антрополог составляет представление о системе родства, социальной орг-ции, культуре, законах, ритуалах и мифах данного об-ва. Сравнивая эту культурную систему с др., он стремится как можно полнее понять все различие человеческого социального опыта, представляя его глазами разл. народов.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
АНТРОПОЛОГИЯ
аnthropology), реже - общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. А. фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны - на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов и методологических подходов, среди которых особо выделяется "принцип холизма", ориентирующий на многоаспектный анализ изучаемых явлений. Как правило, к А. относят физическую А., археологию, антропологическую лингвистику и культурную А. Физическая (или биологическая) А. исследует биологические аспекты человеческого существования. В ее рамках выделяется палеонтология человека (палеоантропология), изучающая проблемы происхождения и эволюции человека как биологического вида. Ответвлением этого направления считается приматология, ориентированная на исследование социальных форм поведения человекообразных обезьян. Другое направление, с которым чаще всего ассоциируется название физическая А., исследует расовую дифференциацию человечества. Археология занимается анализом ископаемых материальных культурных объектов и реконструкцией на этой основе культуры и образа жизни древних народов. С достаточной степенью условности выделяют классическую археологию, изучающую древние цивилизации Средиземноморья, доисторическую археологию, ориентированную на исследование культур бесписьменных народов, и историческую археологию, верхний временной предел исследований которой доходит до сер. 19 в. Существует также представление об антропологической археологии как о субдисциплине, решающей такие сложные комплексные проблемы, как этногенез народов, доместификация животных или возникновение земледелия в различных регионах планеты. Антропологическая лингвистика исследует различные формы человеческой коммуникации, включая язык. В ее состав входит историческая лингвистика, изучающая происхождение языка как универсального феномена человеческой культуры, а также - генезис и историческое развитие отдельных языков; дискриптивная лингвистика - наука о фонетической и грамматической структуре языков; этнолингвистика, акцентирующая свое внимание на взаимодействии языка и конкретной культуры; социолингвистика, исследующая социальную обусловленность речевого поведения различных групп людей.
Культурная А. (реже - социальная А., социально-культурная А.) ориентирована на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. При этом выделяется этнография - описание культур конкретных современных народов и этнология - сравнительный анализ и обобщение данных, собранных во время этнографических экспедиций. Сама же культурная А. выступает в виде высшей формы генерализации представлений об институтах культуры человечества, представленной в универсальной интерэтнической форме. В структуре антропологических дисциплин культурная А. занимает центральное место, так как, главным образом, именно в ее рамках и ее представителями вырабатывались базовые теоретические положения, характерные для А. в целом. В отдельных случаях в качестве самостоятельной антропологической дисциплины выделяют прикладную А., ориентированную на решение конкретных проблем (например, здравоохранения, образования, национальных меньшинств и т.д.). Институциональное единство антропологических дисциплин в ряде случаев (например в США) достигается на уровне университетского образования в рамках общих факультетов, а также - на уровне профессиональных ассоциаций. В российской традиции термин А. изначально закрепился за физической А., а за культурной А. - этнография (последние годы - этнология).
П.В. Терешкович
Источник: Социология: энциклопедия