БЮРОКРАТИЯ
аппарат управления, которому в гонке за социальными благами удалось оторваться от парода.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Бюрократия
организационная модель, рационально выстроенная для эффективного выполнения задач.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Бюрократия
правление и/или социальная группа чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления).
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Бюрократия
организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур.
Источник: Социология.
Бюрократия (bureaucracy)
Тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Бюрократия
Bureaucracy 1.Высший чиновничий аппарат, администрация. 2.Система управления, характеризующаяся формализмом, административной волокитой, преобладанием формальностей над существом дела.
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
Бюрократия
(фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Бюрократия
организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.
Источник: Краткий словарь по социологии
Бюрократия
организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
БЮРОКРАТИЯ
организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких технических правил и процедур, предварительно разработанной структуры организации и функций персонала.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Бюрократия
социальная структура, состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью управления.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
БЮРОКРАТИЯ
система управления, осуществляемая с помощью особого аппарата, оторванного от народа и стоящего над ним, наделенного специальными функциями и привилегиями; 2)слой людей, связанных с этой системой;3Специалисты, осуществляющие управление обществом. Этой проблеме много внимания уделяли М.Вебер, Т.Парсонс, А.Гоулднер и другие.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Бюрократия
организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Бюрократия
от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть, господство, буквально - власть канцелярии) - особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. К важнейшим чертам Б. относятся иерархия должностей, разделение функций, жесткая регламентация в отношениях между институтами и группами, многоступенчатость в передаче информации, конформизм и авторитарность сознания и поведения людей, включенных в эту систему.
Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии
Бюрократия
1) социальная структура, состоящая из ряда официальных лиц, членов общества, профессионально занимающихся управлением, которые образуют иерархию и различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность;
2) наиболее эффективная форма организации с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных правил (законов) для поддержания данной структуры: иерархичность служебных функций; неукоснительная служебная дисциплина; тщательное оформление служебной документации и т.д.; 3) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
БЮРОКРАТИЯ
англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система управления, в к-рой решающую роль выполняет бюрократический аппарат. 2. По М. Веберу - тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений; отделение административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма - отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм, канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Бюрократия
bureaucracy), адм. структура, укомплектованная штатом проф. чиновников. Теоретически понятие Б. подразумевает точно опред. разделение задач в соответствии с формально установленными правилами и процедурами. Б. — это иерархическая структура со строгой дисциплиной. Власть не персонифицирована, ее источником являются правила, определяющие работу всего бюрократического аппарата. Совр. адм. системы, такие, как государственная гражданская служба, в основе своей бюрократические. Одна из проблем Б. — неизбежное противоречие между единообразием, необходимым при крупномасштабном администрировании, и гибкостью, без к-рой невозможно решить отд. задачи. На практике Б. бывают подчас весьма несовершенны, проявляя такие св-ва, как излишняя жесткость, неповоротливость и замедленная реакция (все негативное, что вкладывается в понятие бюрократизм), а также приводят к неоправданным издержкам, коррупции и злоупотреблению властью. В отд. странах общественность имеет возможность бороться с недобросовестным бюрократическим администрированием, используя административное право и подавая жалобы омбудсменам.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
БЮРОКРАТИЯ
Сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально организационного строения общества и государства. Возникновение Б. связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место Б. в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты.
В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Негативные стороны Б. проявляются в зависимости от способа властвования, т.е. политического режима.
В авторитарных режимах Б. характеризуется следующими основными признаками: 1) выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, создает иллюзию своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность Б. связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
Бюрократия
(от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила). Бюрократія. Bureaucracy. 1. Согласно М. Веберу (M.Weber) – тип идеальной организации с иерархической системой контроля, иерархией позиций, где каждый человек является специалистом в специфической работе, зависящей от его способностей, что, в свою очередь, определяет его статус. 2. Согласно К. Марксу – система управления, отличающаяся формализмом и служащая средством получения дополнительных благ для занятых в этой системе, т. е. бюрократов. 3. Синоним бюрократизма – превращение административной деятельности в самоцель с бездушием, волокитой, канцелярщиной и т. д. Объективной основой бюрократии является необходимость в современном обществе высокого уровня развития социального управления; субъективной – возможность присвоения исполнительной власти функционерами в системе социального управления, и, прежде всего, в высших ее эшелонах, что приводит к формированию специфических статусов и ролей и снижению роли в обществе демократических институтов. 4. Согласно М. Веберу, создавшему концепцию рациональной бюрократии, бюрократия – это культура управления, основанная на: 1. четком разделении труда, в результате чего формируются специалисты-управленцы; 2. формировании управленческой иерархией, где высшие контролируют низших; 3. формировании системы формальных правил и стандартов поведения управленцев, что обеспечивает упорядоченность и предсказуемость их действий; 4. обезличенности в отношениях между подчиненными и управленцами всех уровней, что создает возможность для официального исполнения должностных обязанностей; 5. найме на работу без личных пристрастий; 6. защищенность от произвольных увольнений. Все это и определяет рациональный характер бюрократии, потому что, как считает М. Вебер, решения, принятые нею, имеют объективный характер.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
БЮРОКРАТИЯ
особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:
1. строго иерархическая структура;
2. формальное статусное подчинение;
3. управление по формальным, безличным правилам;
4. эмоциональная нейтральность отношений.
Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью.
Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный контроль, особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений. В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления (см. организация социальная ).
Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС
Бюрократия
от фр. bureaucrate - канцелярия и гр. kratos - власть) - владычество канцелярии, система государственного и местного управления, при которой все дела сосредоточены в руках чиновников, действующих на основании письменного канцелярского производства, назначаемых и зависимых от вышестоящих должностных лиц [19]. Н а роль бюрократии в развитии общества обращали внимание многие исследователи, в том числе и О. Конт. Однако классическая теория бюрократии как рационального управления коллективной деятельностью была разработана М. Вебером. Ее фундаментальные положения положены в основу дальнейших исследований, выполненных Р. Бендиксом, П. Блау, А. Гоулднером, М. Крозье, С. Липсетом, Р. Майкелсо- ном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, Ф. Селзником и др. Однако уже М. Вебером были выявлены основные принципы рациональной бюрократической организации: 1) иерархическая структура; 2) строгое разделение обязанностей и областей компетенции; 3) назначаемость чиновников; 4) зарплата в соответствии с рангом; 5) профессионализм чиновников, их основное занятие; 6) безличность и эмоциональная нейтральность чиновников, являющихся не собственниками учреждения, в котором работают, а лишь представителями определенной должности; 7) дисциплина и подконтрольность чиновников; 8) смещение их с должности по решению вышестоящих инстанций. В последние годы произошел значительный отход от рациональной модели бюрократии, что позволило Р. Мертону применить к анализу бюрократии понятие дисфункций. Основной компонент сознания бюрократии - чувство статуса, принадлежности к властвующей элите. При этом конформизм приводит к неспособности принимать самостоятельные решения, утрачивается гибкость организации. Происходит все большая олигархи- зация и коррумпированность бюрократии, все меньше она соответствует идеальной модели М. Вебера. Главной проблемой социального менеджмента становится разработка эффективных механизмов соблюдения баланса между бюрократическим способом управления и демократическими социальными технологиями контроля за ними [22, 59].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Бюрократия
(bureaucratie). Термин возник в середине XVIII в. под пером Винсента де Турне, одного из первых либеральных французских экономистов. Опасения всевластия бюрократов, современной формой которых является страх перед технократией, восходят к давним временам. Разве Алексис де Токвиль не говорил об опасности возникновения «огромного тотального деспотизма» в книге «Старый режим и революция» (UAnden Regime et la Revolution)? Даже сам Карл Маркс в ранних работах без колебаний критиковал гегелевское положение, согласно которому институты такого типа могли примирить частные интересы гражданского общества и общие интересы государства. Автор «Немецкой идеологии» добавлял при этом, что это посредничество создает дополнительную проблему, скрывая отношения господства. Отсюда и берет начало разоблачение этого «ужасающего паразитирования», которое воплощает «царство секретности и некомпетентности» и существование которого может быть лишь временным.
Веберовское понимание бюрократии располагается на другом уровне: уровне легитимности. Бюрократия в том виде, как она представлена в «Хозяйстве и обществе», представляет собой наиболее яркое проявление процесса рационализации, который на Западе постепенно происходит в любой сфере.
Она характеризуется следующими чертами:
постоянная организация сотрудничества на основании правил, безличных, эксплицитных и обязательных;
разделение деятельности на четко разграниченные области компетенции, которые создают отношения субординации;
централизация задач и иерархизация занимаемых должностей так, что каждый индивид в зависимости от своего образования и квалификации исполняет конкретную роль;
полное разделение личной и профессиональной жизни; письменное подтверждение всех административных действий.
По Максу Веберу, речь идет о наиболее «объективном» и наилучшим образом адаптированном к сложности современного общества решении. Но между реальностью и представленной моделью существуют важные различия. Так, Роберт Михельс в своей работе о структуре политических партий, ассоциаций и профсоюзов, опубликованной в 1911 г., предсказывал не поддающееся контролю возникновение пробуксовывания механизмов делегирования власти: на смену первичным организациям и рядовым членам партий придет класс профессионалов, членов руководства, которые станут несменяемыми, удерживаясь у власти путем кооптации, и которые будут иметь тенденцию «обуржуазиваться». Это отклонение соответствует «железному закону олигархии», «предустановленной формы существования крупных социальных объединений».
Примерно в ту же эпоху другие авторы, такие как Гаэтано Моска или Вильфредо Парето, подхватили адресованные бюрократии упреки в тяжеловесности, рутине и неспособности к адаптации. В 1950-е гг. Роберт Мертон, Элвин Гоулднер и Филипп Селзник, пытаясь объяснить относительную неэффективность бюрократии и неспособность работать с индивидуальными случаями, делают акцент на существовании неполадок в системе. Бюрократические процедуры, созданные как для регламентации поведения исполнителей, так и для предоставления клиентам услуг, которых те вправе ожидать, наряду с предусмотренными последствиями производят во многих случаях обратный эффект. Возникающие в связи с этим трудности, в частности косность поведения и невозможность индивидуального подхода, приводят иерархию к укреплению своих полномочий, к усложнению контролирующих процедур. В «Феномене бюрократии» (1963) Мишель Крозье, развивая эту дискуссию, писал о «порочном круге», воплощении «французской беды» и «символе паралича», о «сопротивлении переменам».
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
БЮРОКРАТИЯ
господство канцелярии (от франц. bureau – канцелярия и греч. kratos – власть), способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в подчинении правил и задач функционирования организаций целям сохранения и укрепления этой формы. Структуры публичной власти формируются в исторически длительном процессе общественного разделения труда, приводящего к образованию новой отрасли (управляющее – управляемое), и являются продуктом развития общества. В процессе организационной эволюции вырабатываются и отбираются эффективные способы специализации и кооперации управленческого труда в структурах публичной власти.
Основные свойства бюрократической рациональности этих структур – дифференциация функций, стандартизация методов и условий работы, регламентация действий безличными правилами; «деперсонализация», т. е. исключение всех форм личных соображений из исполнения служебных обязанностей; многоступенчатая иерархия должностей и карьера при условии отвечающего формальным критериям исполнения обязанностей; строгая дисциплина труда и др. Бюрократическая рационализация управления и организации власти исследовалась немецким социологом М. Вебером, выделившим признаки идеального типа бюрократических систем.
1. Безличный характер. Работники органов управления организацией лично свободны и действуют только в рамках безличных обязанностей, существующих в данной организации. Термин «безличный» означает, что служебные обязанности принадлежат должностям, а не индивидам, которые могут занимать эти должности в определенный момент времени.
2. Принцип иерархии. При наличии структуры должностей и позиций определенная должность доминирует над всеми нижестоящими и зависит от должностей, находящихся выше ее в структуре организации.
3. Четкое разделение труда в области управления. Предполагается строгое распределение задач работников, которые несут полную ответственность за выполнение своих обязанностей.
4. Правила отбора работников. Отбор и расстановка работников в рамках социальной структуры организации осуществляются исключительно на основании их квалификации, вне учета всяких других параметров.
5. Правила и инструкции. Строгое следование общим стандартам при решении специфических вопросов предотвращает возможные отклонения, связанные с индивидуальными особенностями исполнителей.
6. Карьерный принцип. Продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений руководителя.
7. Сосредоточение на одном занятии. Должность рассматривается как единственное или, по крайней мере, главное занятие.
8. Заработная плата. Размер заработной платы работника зависит от занимаемого им места в структуре организации. Бюрократизация управленческих структур, с одной стороны, связана с позитивными процессами рационализации, а с другой – несет угрозу свободе отдельного индивида. Выход из сложившегося противоречия М. Вебер видел в профессионализации индивидов, стремлении сделать свою профессию и свое занятие делом всей жизни. Исследование М. Вебера изменило мнение о бюрократии и показало направления развития управленческих структур. Анализ бюрократических структур, проведенный М. Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значимым описанием сущности современных организаций.
Лит.: Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969; Блау П. М. Исследование формальных организаций // Американская социология. – М., 1972; Вебер М. Экономика и общество: сб. ст. / ИНИОН. – М., 1972; Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
БЮРОКРАТИЯ
фр. bureaucratie, буквально - господство канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч.: kratos - сила, власть, господство) - способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. - разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность. Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером , выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность, достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид выступает как частичная функция - носитель определенного должностного статуса. Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б. Предполагается, что Б. - это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный слой ("как бы класс") и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе, предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры - ценность порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм, ориентация на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда, - продукт многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий.
Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме , Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г.Х. Поповым был предложен термин "административно-командная система". Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики это оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление. Третья черта такой Б. - сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" - принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса (в несколько иных терминах) также охарактеризовали А. Авторханов , М. Джилас и М. Восленский .
В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
БЮРОКРАТИЯ
от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть, господство, сила) - одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессионализирующихся в управлении лиц. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демократич. контроль за своей деятельностью. Этот процесс проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу об-ва. Б. - сложное соц. явление. Оно может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных планах. Прежде всего - как разновидность организации публичной власти в условиях развитой соц. дифференциации об-ва, т. е. система соц. управления, отчужденная от управляемых и стоящая над ними. Структуры публичной власти формируются в историч. длительном процессе обществ. разделения труда, приводящего к образованию новой его отрасли (управляющие - управляемые), и являются продуктом развития всего об-ва. Первоначально эти структуры возникают для осуществления общесоц. задач, причем организационная эволюция вырабатывает рациональные способы кооперации и специализации управленческого труда. Дальнейшее развитие обществ. противоречий и отношений собственности приводит к тому, что выполнявшие функции "общих дел" структуры начинают осуществлять и функции обеспечения интересов имущих господствующих групп. Однако Б. не просто служит орудием одних соц. групп против других, но и своекорыстно стремится подчинять действительные потребности об-ва, задачи, нормы и процедуры функционирования целям самосохранения и укрепления собственных позиций, демонстрируя при этом поразительную приспосабливаемое. В процессе организационной эволюции вырабатываются и отбираются эффективные способы специализации и кооперации управленческого труда в структурах публичной власти. Основные свойства бюрократич. рациональности этих структур - дифференциация функций, стандартизация методов и условий работы, регламентация действий безличными правилами; "деперсонализация", т. е. исключение всех форм личных соображений из исполнения служебных обязанностей; многоступенчатая иерархия должного и карьера при условии отвечающего формальным критериям исполнения обязанностей, т. е. продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением жалованья, льгот и престижных, "символических" условий труда; строгая дисциплина труда и др. Постепенно формы бюрократической рациональности заимствуются всеми другими соц. организациями. По мере роста их масштабов и увеличения численности работников сферы ведения (компетенции) в них подвергаются дроблению, а масса рядовых служащих все более оттесняется от процесса принятия решений и оказывается все менее способной иметь ясное представление о деятельности организации в целом. В аппаратах обществ. организаций усиливаются позиции профессиональных работников, растет сила их определяющего воздействия и независимость от волеизъявлений масс, активность к-рых иссякает, возникает возможность для оказания большего влияния "сверху вниз", чем "снизу вверх" (в политич. партиях, профессиональных союзах и иных обществ. объединениях), что подрывает основы внутриорганизационной демократии и способствует бюрократизации всей деятельности. Феномен Б. был исследован в нач. XX в. нем. социологом М. Вебером, к-рый изучал генезис бюрократич. форм управления из крупного хозяйства древних царей и выделил признаки идеального типа бюрократич. систем, присущие в той или иной мере реальным капиталистич. организациям. В концепции Вебера эффективность Б. выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение, поскольку, проводя различие между наукой и политикой, он стремился ограничиваться в научном анализе технико-экономич. превосходством формально упорядоченных структур над любыми иными формами соц. организаций. Вместе с тем в своих политич. работах он, напротив, выступал критиком Б., угрожающей либерально-буржуазным свободам и демократии. Б. выступает и как связанный особыми групповыми интересами и ценностными ориентациями специфич. обществ. слой (иерархия слоев, иерархически организованная общность, "как бы класс"). Члены данной соц. группы характеризуются сходством представлений о своем месте в об-ве и представлений об-ва об их месте. Бюрократич. самосознанию свойственны замещение общегос. интересов корпоративными (ведомственными или местническими), пренебрежение демократич. ценностями, представления о престижности и особой значимости своего труда и др. Основные свойства бюрократич. организаций, привилегированный статус, нек-рые общесоц. факторы (в частности, неразвитость демократии, ин-тов и традиций, тип и уровень политич. культуры) порождают условия, к-рые формируют специфич. тип личности. Система организационных зависимостей подчиняет себе бюрократизированного индивида и вырабатывает у него специфич. этику политич. и идейно-морального конформизма, психологию верности существующим порядкам, ориентацию на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения. Для поведения "бюрократич. личности" характерна поглощенность стремлением соответствовать системе общепринятых нормативных образцов и поддерживать свою морально-психологич. стандартизированность. Включенный в организацию такой человек сознательно ориентируется на приспособление к задаваемой ему роли, и, тщательно соблюдая принятые в ней нормы (труда и "ведомственной морали"), постоянно корректирует свое поведение требованиями непосредственного окружения. Ядро бюрократич. системы ценностей образует карьера, с мыслью о к-рой коррелируют все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Нацеленность на продвижение по иерархической служебной лестнице ведет к предпочтению стабильности существующей соц. системы как условия осуществимости карьерных ожиданий и предсказуемости регулярных повышений по службе. Сознание бюрократич. личности проецирует на об-во "статусное представление", отражающее нек-рые реалии ее объективного положения в организации. "Статусное сознание" воспринимает об-во как многоступенчатую структуру, в к-рой сохраняется возможность перемещения с одной ступени на др. благодаря личным усилиям. Другим важнейшим элементом бюрократич. системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, внутренняя, по крайней мере, демонстрируемая посвященность общим целям ее успеха, ориентация на единство с ее нормативным порядком, служение организации как средству достижения собственной цели. См. также Теория бюрократии. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974; Песчанский В.В. Служащие в буржуазном обществе. М., 1975; Гудков Л., Левада Ю., Ле-винсон А., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнения// Коммунист, 1988, № 12; Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество, М., 1969; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; П.М.Блау. Исследование формальных организаций//Американская социология. М., 1972; Масловский М. Политическая социология бюрократии. М., 1997; Weber M. Economic and organisation. N.Y., 1947; Walker N. Moral in the civil service: A study of the desk worker. Edinburgh, 1960; Blau P.M. Bureaucracy in modern society. N.Y., 1961; Etzioni A. Modern organisations. New Jersey, 1964; Crozier M. The bureaucratic Phenomen. Chicago, 1964; Blau P., Scott W. Formal organizations: Comparative Approach. L., 1966; Simon H.A. Administrative behaviour. N.Y., 1976. Г.С. Яковлев
Источник: Российская социологическая энциклопедия
БЮРОКРАТИЯ
BUREAUCRACY) Особая система управления. Исторически связана с осуществлением исполнительной власти правительством и государственными чиновниками, однако социологи обнаруживают эту форму управления и в рамках организаций, преследующих более широкие цели. Использование «бюрократии» в качестве специального социологического термина связано с именем М. Вебера, который дал ему точное определение, утверждая, что бюрократия — это наилучшая форма управления для рационального или эффективного достижения организационных целей. Веберовский идеальный тип бюрократии включает в себя следующие элементы: (1) высокую степень специализации, четко выраженное разделение труда и распределение задач в качестве официальных обязанностей; (2) иерархическую структуру авторитета при четко очерченных областях распоряжения и ответственности; (3) установление формального набора правил для управления действиями организации; (4) письменную документацию в качестве основы администрирования; (5) обезличенность отношений как между членами организации, так и между организацией и ее клиентами; (6) отбор персонала на основе способностей и специальных знаний; (7) долговременную занятость, продвижение по службе в соответствии с возрастом или заслугами; (8) фиксированное жалованье; (9) разделение частного и официального доходов. Согласно Веберу, эти дискретные элементы объединяются в рамках единого всеохватывающего феномена — рациональности. Сегодняшний научный анализ позиции Вебера показывает, что его идея рациональности бюрократии имеет два несколько различающихся смысла. С одной стороны, рациональность бюрократии означает максимальное увеличение технической эффективности. Бюрократические правила, определяющие наиболее подходящие средства достижения организационных целей, основываются на современных специальных знаниях и направляют поведение членов организации в наиболее эффективное русло. С другой стороны, бюрократия является системой социального контроля или авторитета, принимаемых членами организации потому, что они считают эти правила рациональными, справедливыми и беспристрастными — «легально-рациональной» системой ценностей. Однако, по мнению Вебера, основное качество бюрократии заключается в ее предсказуемости. Вебер занимался главным образом широкими вопросами исторического и сравнительного исследования, а также анализом политического управления и его воздействия на общество и разрабатывал идеальный тип бюрократии именно для такого макро-анализа. Впоследствии данная модель стала применяться в рамках микро-социологии организаций в сфере бизнеса. Исследования в этой области показали, что многие бюрократические организации работают неэффективно и что их образ действий зачастую не соответствует модели Вебера. Р.Мертон (Merton, 1957) демонстрирует, что вследствие различных непредвиденных обстоятельств, возникающих благодаря самой ее структуре, бюрократия может терять гибкость. Члены организации могут придерживаться бюрократических правил в виде ритуала и ставить их выше тех целей, для достижения которых они предназначены. Это ведет к потере эффективности, если по тем или иным причинам правила не устанавливают наиболее эффективные средства, например, если изменившиеся обстоятельства сделали правила устаревшими. Подчиненные склонны следовать распоряжениям даже в том случае, если последние являются неправильными. Специализация часто способствует формированию узкого кругозора, препятствующего решению новых проблем. У коллег, работающих вместе в том или ином отделе, развивается чувство лояльности по отношению друг к другу, и они начинают преследовать эти групповые интересы при первой же возможности. М.Крозье (Crozier, 1964), развивая этот подход, показывает, что бюрократия представляет собой порочный круг уменьшающейся эффективности. Группы коллег стремятся к максимальному увеличению своей свободы действий, будучи на словах преданными установленным правилам, однако по мере возможности искажая их и пренебрегая их смыслом. Они способны утаивать или искажать информацию таким образом, что старшие менеджеры теряют представление о том, что в действительности происходит. Последние понимают, что ситуация выходит из-под их контроля, однако, поскольку им не позволено предпринимать арбитражные или личные действия против тех, кого они подозревают в провале достижения организационных целей, они стремятся к выработке новых правил, регулирующих положение в управляемой ими сфере. Новые правила делают организацию все менее и менее гибкой, по-прежнему не гарантируя достаточного контроля над подчиненными. Бюрократия становится менее эффективной и обеспечивает лишь ограниченный социальный контроль. Анализ Крозье указывает также на то, что некоторые организационные задачи предполагают столкновение с непредвиденными событиями, что говорит о неприемлемости в данном случае стандартизированных правил, при этом иногда для того, чтобы справиться с непредсказуемостью, необходимы особые навыки и профессиональные знания. Крозье приводит в качестве примера функции инженера, ответственного за работу с неполадками оборудования на фабрике. Для старших менеджеров управление в таких ситуациях неопределенности представляется довольно сложным, поскольку они не имеют тех знаний, которые позволили бы им определить, правильно ли действуют их подчиненные, и соответственно регулировать их поведение. Социальный контроль в таких случаях существенно ослаблен. Существует широко распространенное мнение, заключающееся в том, что бюрократия особенно малоэффективна в тех случаях, когда налицо даже незначительная степень непредсказуемости. Социологи, анализирующие переход от модерна к постмодерну, считают Вебера теоретиком модернизма. Они рассматривают бюрократию как по существу своему модернистскую форму организации, воплощающую господство инструментальной рациональности и способствующую ее утверждению во всех сферах социальной жизни. По мысли Баумана (Bauman, 1989), инструментальная рациональность означает отделение действия от моральных критериев. Бюрократии таким образом способствуют возникновению морального вакуума. Вопервых, крайняя степень внутреннего разделения труда в бюрократических системах превращает людей в «винтиков» механизма, не представляющих, к чему в итоге ведут их действия, или не интересующихся этим. Во-вторых, бюрократии ставят служебную ответственность выше моральной, вследствие чего нормы морали имеют слабое отношение к бюрократам. Наконец, бюрократов учат обезличенному отношению к людям как к неким объектам, что ведет к дегуманизации. Бауман полагает, что широкое распространение бюрократии в обществах эпохи модерна ведет к исчезновению чувства личной моральной ответственности. Это способствует возникновению условий для преступлений против человечества, таких, как геноцид. Веберовский взгляд на бюрократию как эффективное средство сбора информации и контроля за индивидами получил дальнейшее развитие в работах Фуко и Гидденса, рассматривающих такую форму социального контроля в обществах эпохи модерна, как надзор. Отличительной чертой модерна является наличие у государственных органов, таких, как службы социального обеспечения, налоговые органы, школы, местная администрация и полиция, определенного объема информации об индивидах. Организации, действующие в сфере бизнеса, такие, как банки и кредитные агентства, также владеют определенной информацией личного характера. Индивиды оказываются, таким образом, в зависимости от бюрократических организаций, собирающих информацию о них и потенциально обладающих способностью осуществлять над ними некоторый контроль. Административная логика модерна, с этой точки зрения, заключается в расширении способностей государства и бизнеса осуществлять наблюдение и обрабатывать информацию, что ведет к усилению надзора и росту возможностей для контроля за индивидами. См. также: Легально-рациональный авторитет; Менеджмент; Метафизический пафос; Организации теория; Постмодернизм; Рационализация; Рациональность ограниченная. Лит.: Weber (1946); Perrow (1986); Reed (1992)
Источник: Социологический словарь
БЮРОКРАТИЯ
bureaucracy) — 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие впервые было систематически определено Вебером (см. Идеальный тип), заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или "бюрократия" обозначают лиц, которые проводят в жизнь правила или фактически "правят". Использование термина в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, "бюрократизма" и процедур, съедающих время. Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке, а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера. Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный авторитет). Современная рациональная бюрократия наиболее тесно увязана с легально-рациональными формами господства (Вебер, 1922), зависимыми от развития товарной экономики, свободного рынка, кодификации законов и расширения администрации (особенно в государстве). Его идеальный тип бюрократии включает: (а) господство на основе письменных инструкций в иерархии специализированных ведомств; (б) пополнение рядов на основе квалификации; (в) безличные ведомства, явно отличаемые от должностных лиц, а также отделенные от частной жизни и частной собственности. Следовательно, пост в ведомстве — это "профессия", основанная на экспертном обучении, обеспечивающая жалованье с пенсией и срок пребывания, а также карьеру, поддержка которой зависит от вышестоящего начальства и/илй способностей. В чистом виде рациональная бюрократия рассматривается как технически более высокая, чем все предыдущие формы администрации (патриархализм, патримониализм), по причине быстродействия, предсказуемости, точности и беспристрастности в рассмотрении "дел" безотносительно к собственным соображениям. Таким образом, Вебер проводил различие между рациональной бюрократией и более ранними ее формами в древних обществах, где основой служила личная преданность правителю и оплата натурой. Современная бюрократия пронизывает государственную администрацию и все основные учреждения капиталистического общества, включая армию, церковь, образование и частное предпринимательство. Распространение бюрократии отражает процесс рационализации в современном мире с ее парадоксальными последствиями. С одной стороны, она "формально рациональна" и "эффективна", подобно машине, но с другой — несет угрозу дегуманизации демократии и человеческой свободе, отрицание фундаментальных ценностей и того, что Вебер называл основой независимой рациональности (см. Рациональность). В этом смысле ее первичная основа иррациональна. Пессимизм Вебера относительно усовершенствования бюрократической власти при капитализме отражен в его представлении о бюрократии как о неизбежной, даже при социализме. Единственный вопрос: кто управляет бюрократической машиной? (Ср. Железный закон олигархии). Конфликт между бюрократией и демократией был темой, пронизывавшей работы таких известных теоретиков, как Моска (1884), и идею "революции менеджеров" (Бернхэм, 1943). См. Фашизм; Корпоративизм; Теория элит; Революция менеджеров. Маркс, в отличие от Вебера, сводил свое краткое рассмотрение бюрократии к одному из аспектов теории государства. Бюрократу является паразитической, служащей интересам правящего класса в качестве орудия классового господства; она не обладает автономной основой власти, но зависима от власти частного капитала. В будущем социалистическом обществе бюрократия, подобно капиталу, должна была "отмереть" (см. Государство; Социализм; Большевик; Правящий класс). Различия между Марксом и Вебером в вопросе о природе власти и класса вызвали многочисленные дебаты о структуре власти в советских и восточноевропейских обществах, где глубоко укоренилась бюрократия (см. Ленин; Троцкий; Государственный капитализм и Государственно-монополистический капитализм). Проблема отношения между бюрократией и социализмом четко обозначена Джиласом (1957), который расценивал партийную бюрократию в Восточной Европе как новый класс, базирующийся скорее на управлении государством, нежели на частной собственности (см. также Восточный деспотизм в плане значения бюрократической власти в анализе Маркса азиатских обществ). Таким образом, очевидно влияние Вебера на исследования противоречий социализма. Но одно из наиболее важных ответвлений критики его теории отталкивается от марксистского подхода. Например, Маркузе (1968) полагал, что изучение Вебером формальной рациональности отвлекало внимание от использования бюрократии в качестве формы капиталистического господства, поскольку признавало методы бюрократического управления нейтральными и неизбежными. Это вызывает следующую проблему: можно ли говорить о "формальной рациональности" администрации независимо от намерений или целей, ради которых учреждена бюрократическая администрация. В подобном ключе подчеркивается классовая основа бюрократического господства и, следовательно, ее временный характер в противоположность пессимизму Вебера. Его акцент на неистребимости бюрократии был подвергнут критике и с иной точки зрения в известном эссе Гоулднера (1955), который не признавал «метафизический пафос», свойственный фаталистеким формулировкам Вебера и представляющий бюрократию как отрицание всякой возможности человеческого выбора, игнорирование альтернативных форм бюрократии, в большей мере отвечающих демократии. В другом его исследовании "представительная" бюрократия противопоставляется "преимущественно карательной" (Гоулднер, 1954). После Вебера множество эмпирических исследований и критических анализов идеального типа создало основу современной Теории организации (см. также Организация). Их результаты указывают, что современная бюрократия функционирует в разрез с идеальным типом Вебера из-за наличия неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутри бюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности. Например, изучение, предпринятое Мертоном и Селзником (1966), стало классическим, показывая способ, которым бюрократические правила превращаются в дисфункциональные и вызывают нежелательные последствия, становясь скорее целями в себе, чем средством достижения целей (см. Целевое смещение; Функционализм). Изучение Блау Федерального ведомства по осуществлению законов (1955) показывает, что неформальные действия более эффективны, чем строгая приверженность закостенелым формальным. Кроме того, инструкции могут использоваться членами организаций в собственных интересах и в противовес официальным целям (Крозье, 1964). Поствеберовские исследования подтвердили его правоту, но их значение по части критического анализа Вебера все еще спорное (Олброу, 1970; Моузелис, 1975). Нет никаких сомнений в том, что многое вызвано непониманием его подхода и сведением работ о самых широких социальных последствиях бюрократии к узкой теме эффективности организаций. Путаница имеет место и в подходе к идеальному типу — как он должен оцениваться и таит ли гипотезы. Однако, даже если идеальный тип доказан, остаются проблемы с формулировками Вебера относительно отсутствия какого-либо "значимого понимания" (метода, защищавшегося Вебером) в действиях подчиненных бюрократов и доказательств альтернативных идеальных типов бюрократии своей большой полезности. Последние работы возвращаются к его темам с точки зрения критического анализа теории процесса труда и управления менеджеров. Анализ внутренних рынков труда и бюрократического управления использовался для изменения подхода к процессу труда в рамках логики деквалификации, основанной на научном управлении. В первые послевоенные годы узкий анализ организационной эффективности уступил место изучению развития капитализма и структур господства, которые были в центре внимания у Маркса и Вебера.
Источник: Большой толковый социологический словарь
БЮРОКРАТИЯ
тип административной организации, характеризуемый предельной рационализацией, формализацией и стандартизацией деловых отношений (см. Административные организации). Теоретическая модель (идеальный тип) социальной организации, разработанная в рамках классической школы (см.: Социальная организация; Классическая школа организации и управления), целиком построена на принципах формальной организации деятельности (см. Формальная (официальная) организация). В ней предполагаются жесткое разделение и специализация труда в управлении (см. Разделение труда в организации), четкая регламентация сфер деятельности, ее стандартизация и рутинизация (работа по правилам), разграничение компетенции, нормирование власти, профессионализация управленческой деятельности, иерархия (см. Иерархия). Данная модель представляет собой вариант т. н. машинной модели организации, в которой человек рассматривается как механизм в сложной машине управления, а организация – как «инструмент воплощения идеальных целей» (А. Гоулднер).
Введение термина Б., построение соответствующей теоретической модели, описание и подробный анализ ее особенностей связаны с именем М. Вебера, который трактовал Б. как особый тип административного штаба, состоящего из ведомств и созданного для рациональной организации деятельности, причем как самый эффективный тип исполнительного штаба в системе управления из всех созданных человечеством за всю историю. М. Вебер считал Б. необходимым элементом системы современных ему капиталистических отношений. Среди других форм социальной организации он классифицировал Б. как элемент современной системы европейского «легального господства» и рассматривал ее особенности и преимущества в сравнении со штабами, характерными для других форм легитимного господства: традиционного и харизматического. Рациональная Б. как элемент легальной формы господства, по концепции М. Вебера, представляет собой своеобразную машину по подготовке и реализации управленческих решений, работающую при наличии четкой, извне поставленной цели. В результате эффективной деятельности формализованной бюрократической системы сводится на нет влияние индивидуальных особенностей работника. Указанная система характеризовалась формализацией отношений, дисциплиной, рациональностью, предельной стандартизированностью деятельности, субординацией, жестким распределением функций и властных полномочий, безличностью деловых отношений, четким разграничением компетенции и сфер деятельности, совмещением власти и ответственности, ясно определенным объемом властных полномочий на всех уровнях управления, а также высоким профессионализмом управленцев.
Рядовой член такой организации (чиновник-профессионал) специализируется в определенном направлении деятельности, работает по найму, с оплатой, зависящей не от количества затраченного труда или произведенного продукта, а от его ранга и места в системе организационной иерархии (см. Статус работника в организации). Его ранг в иерархически построенной системе в свою очередь зависит от стажа работы в организации (принцип неотвратимости карьеры) и компетентности. В своей деятельности он должен руководствоваться установленными формальными правилами, процедурами, инструкциями (работа по уставу), а в случае их отсутствия — целесообразностью. Отношения между коллегами внутри ведомства строятся как отношения между членами сообщества.
В данной концепции Б. рассматривалась как результат длительного исторического развития европейской культуры. М. Вебер считал ее необходимым условием существования современной промышленности и экономики. Признав ее недостатки (например, угроза демократическим институтам), он отмечал, что Б. не имеет альтернатив в современных условиях и рассматривал ее как равно эффективную при использовании в государственных, муниципальных, производственных, коммерческих и других административных учреждениях.
Созданная М. Вебером бюрократическая модель неоднократно подвергалась критике со стороны многих теоретиков организационной науки. Чаше всего критиковались игнорирование системы неформальных отношений в организации и идеализация рациональности Б. В качестве примера дополнения и развития бюрократической модели организации можно привести выявленную А. Гоулднером «тенденцию к росту бюрократизации организаций при частой смене руководства» и логику формирования правовой основы власти высшего руководства в современных многоэлементных организациях как компенсацию их растущей некомпетентности в делах узких функциональных специалистов.
Среди ученых и специалистов, внесших существенный вклад в понимание бюрократической модели или сосредоточивших внимание на анализе природы, различных типов Б. или проблем и дисфункций, порождаемых бюрократической моделью, можно назвать таких, как П. Блау, П. Бурдье, 3. Бауман, А. Гоулднер, Р. Дабин, М. Крозье, Д. МакГрегор, Ч. Барнард, Ф. Ротлисбергер, Б. Роуэн, У. Диксон, В. Меер. Р. Мертон, Д. Паг (Пью), Ф. Селзник, Н. Смелзер, Б. Хайннигс, Д. Хиксон и др.
Так, Р. Мертон отметил, что, описывая функции и подчеркивая рациональность бюрократии, М. Вебер не обратил внимание на конфликт между элементами структуры и дисфункции в управленческой системе. В дальнейшем Р. Мертоном и рядом других специалистов были выявлены такие дисфункции Б., как снижение мотивации и ответственности работников, слабое использование их потенциала и т. д. (см. Дисфункции в организации). Ч. Барнард считал, что организация не может работать лишь на формальных принципах и что неформальная организация жизненно важна для существования бюрократической системы (см. Неформальная организация). По мнению Ф. Селзника, формальная организация — это только один из аспектов реально существующей структуры административной бюрократической организации (см. Концепция воплощения и защиты институциональных целей организации).
Проблема изучения Б. остается актуальной и для современных организационных, социологических и политологических теорий. Так, М. Крозье указывает на то, что современная бюрократическая организация не может рассматриваться как система отношений с высокой степенью определенности и предсказуемости. Он трактует Б. как систему со множеством сфер неопределенности (см. Конфликтно-игровая модель организации). Разработчики неоинституциональной модели организации (Дж. Меер. Б. Роуэн и др.) попытались объяснить возникновение формальных бюрократических организаций в логике процессов институционализации отдельных направлений деятельности в различных сферах макроокружения организации (см. неоинституциональная теория организации). П. Бурдье, рассматривающий Б. как механизм власти над членами организации, предложил специфическую модель, описывающую особый тип ориентаций и поведения людей, включенных в бюрократическую организацию и идентифицирующих себя с ней. Механизм их взаимоотношений с бюрократической организацией получил название основного закона деятельности бюрократического аппарата. Согласно положениям П. Бурдье «аппарат бюрократической организации делает все только тем своим членам, кто максимально идентифицирует себя с организацией и кто в свою очередь также делает все» для него и «ждет от бюрократического аппарата всего». Вне бюрократического аппарата такие люди, по мнению А.П. Бурдье, «не имеют ничего или почти ничего».
Наконец, еще одна группа специалистов сосредоточила внимание на критике идеи рациональности бюрократии. В частности, П. Блау поставил под сомнение рассмотрение профессионализации как результата бюрократизации в организации и предложил рассматривать тенденции к профессионализации и бюрократизации как параллельные.
В то же время, несмотря на критику бюрократической модели организации, принципы, сформулированные на ее основе, и по сей день применяются в построении формальной подсистемы регуляции большинства современных административных организаций и ее разные модификации являются преобладающей формой социальной организации. В этом отношении показательны результаты исследований структуры крупных организаций, проведенных эстонской группой и неоинституционалистами (см.: Астанская группа; Показатели структурности деятельности и концентрации власти в организации; Неоинституциональная теория организации). И те и другие рассматривали функционирование бюрократических организаций в контексте неизбежно связанных с развитием общества или крупных организаций процессов институционализации и формализации отношений.
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000