ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Цивилизация
ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Цивилизация
пер. с лат. — гражданский), уровень развития материальной и духовной культуры, определяемый способом производства.

Источник: Краткий словарь по социологии

Цивилизация
комплекс материальных предметов, кунструктивных идей или инженерных решений, реализованных в этих предметах (технологий), а также умение правильно пользоваться ими (практическая компетентность)

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Цивилизация
1) историческая эпоха, пришедшая на смену "варварству", 2) высший этап развития человечества. 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная, китайская цивилизации, 4) глобальная цивилизации, охватывающая планету.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Цивилизация
многозначное понятие, обозначающее: а) определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества; б) период развития общества, следующий за варварством; в) конкретный культурно-исторический тип развития общества.

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

Цивилизация
человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или превращение цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т. д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
от лат. ciwlis - гражданский, государственный) - англ. civilization; нем. Zivilisation. 1. См. КУЛЬТУРА. 2. Уровень, ступень обществ, развития материальной и духовной культуры, связанный с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества. 3. Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
от лат. civis - гражданский, гос.) - 1. Синоним культуры (см.). 2. Уровень развития об-ва или культуры. 3. Ступень развития об-ва, следующая за варварством. В широком смысле Ц. - такой уровень развития об-ва, при к-ром оно, будучи свободным от необходимости бороться за простое выживание, способно совершенствовать свою соц. структуру и культурные ценности. Основные признаки Ц. - сложная система разделения труда, наличие гос-ва, рыночная экономика, высоко развитые искусство и религия.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Цивилизация
духовно-конфессиональная. На карте Земного шара выделяют, по меньшей мере, восемь конфессиональных миров: Западно-Христианский, Славяно-Православный, Исламский, Индуистский, Конфуцианско-Буддийский, Японо-Тихоокеанский, Латиноамериканский и Африканский. Некоторые из них включают в себя субцивилизации. К последним принято относить, например, европейскую и североамериканскую в составе Западной цивилизации. Исламский мир условно подразделяется на арабскую, иранскую, тюркскую и малайскую субцивилизации.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Цивилизация
(от лат. civilis – гражданский, государственный). 1. Синоним общемировой культуры. 2. Общественно-территориальная система мирового масштаба, к объективным факторам формирования которой относятся особенности и закономерности адаптации огромных групп населения к сложившимся на данном участке глобального пространства природно-климатическим условиям, духовным ценностям, социально-политическим доктринам и тесно связанным с ними экономическим отношениям, а к важнейшим субъективным предпосылкам территориальной дифференциации Ц. – культурная и конфессиональная самоидентификация народов.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
civilization) — 1. Развитые культурные формы (например, центральное правительство, искусство и наука, озабоченность моралью и манерами) в городах и обществах, в которых они существуют. Термин происходит от латинского civis — "гражданин". 2. Отдельное общество или область культуры, обладающая вышеупомянутыми характеристиками (например, "китайская цивилизация" или "западная цивилизация"). Исторически использование термина нередко было несколько грубо оценочным, например, контрастируя с предшествующими стадиями дикости или варварства. См. также Процесс цивилизованности.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
CIVILIZATION) Для мыслителей Просвещения идея цивилизация была неразрывно связана с идеей социального прогресса, а именно с триумфом рациональности над религией, упадком местных обычаев и развитием естественных наук. Это понятие соотносилось с развитием абсолютистского государства и, вследствие этого, с сокращением местных систем налогообложения, местной политической автономии и растущим культурным единообразием внутри государства. В XIX в. наблюдалось постепенное разочарование в прогрессе по мере того, как городское индустриальное, капиталистическое общество стало рассматриваться как общество, порождающее отчуждение и аномию. См. также: Прогресс; Рационализация; Секуляризация; Шотландское Просвещение; Элиас. Лит.: Elias (1939a; 1939b)

Источник: Социологический словарь

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
от лат.civilis - гражданский, государственный),1) синоним культуры. 2)Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс). Понятие «Цивилизация» появилось в 18в. В тесной связи с понятием культура. Французские философы - просветители называли цивилизационным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизации, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизации, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Цивилизация
(от лат. civilis гражданский, государственный) - 1) синоним культуры; 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу) характеризуемая наличием письма и городской жизни. Понятие появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было господствующим, Так, Н.Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизации, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизация, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера цивилизация является заключительной стадией развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы". При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

цивилизация
civilization / civilisation лат. civilis ‘гражданский’ civis ‘гражданин’ / civitas ‘город, город-государство’. - 1. Самобытное сообщество людей, чьи средства существования, формы правления, социальная стратификация, экономические системы, грамотность и другие черты находятся на определенном уровне культуры и организованности. Слово «цивилизация», контрастное слову «варваризм», первоначально означало «вежливость, гражданская добродетель». Первое употребление термина в значении, близком к настоящему, относят к XVIII в. (с коннотацией «превосходство», противопоставленной «грубости, неотесанности»). 2. нередко термины «цивилизация» и «культура» считаются тождественными. С одной стороны, и культура, и цивилизация построены на предшествующей деятельности человека. С другой стороны, они не могут быть равнозначными, что хорошо иллюстрирует пример из Википедии (Wikipedia, the free encyclopedia): небольшое племя кочевников не может рассматриваться как имеющее цивилизацию, в то же время его следует рассматривать как имеющее культуру (совокупность обычаев, привычек, верований, ценностей, поведенческих моделей и др.). См. конфликт цивилизаций. цивилизаций конфликт. См. конфликт цивилизаций. циклическое время. См. время циклическое.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

цивилизация
1) (от лат. civilis – гражданский); более или менее длительные периоды человеческой истории, ступени общественного развития; 2) стадия общественного развития с характерными ценностями; 3) по А. Тойнби – развитие Ц. сопровождается «ростом власти человека над природой»; 4) по Э.А. Тирикьяну – современный социокультурный кризис может разрушить саму цивилизационную основу человеческого существования. - Литература: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992; Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Мысль, 1991; Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М., 2002; Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. М.: Институт экономических стратегий, 2007; Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. М.: ИНЭС, 2007; Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002; Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Цивилизационный сдвиг – действительность или возможность? М.: Форум, 2009; Глобальный кризис западной цивилизации и Россия / отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Книжный мир «ЛИБРОКОМ», 2009; Tiryakian, E. Civilization in the Global Era: One, Many… or None? // Book of Abstracts. XVII World Congress of Sociology. Göteborg, Sweden, 11-17 July, 2010.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Цивилизация
(от лат. civilis – гражданский). Цивілізація. Civilization. 1. Согласно мыслителям эпохи Просвещения – характеристика социального прогресса, отличающегося степенью господства рациональности над религией, развитием естествознания и в целом науки, отмиранием местных обычаев и местной автономии, усилением абсолютистского государства и параллельным возрождением и развитием института права, формированием культурного многообразия в едином государстве. 2. Уровень общественного развития, характеризуемый наличием разделения труда, рационализацией производства, потребления и распределения, разделения функций государства и гражданского общества. 3. Согласно Л. Моргану (Lewis Henry Morgan) и Ф. Энгельсу – ступень общественного развития, следующая за варварством. 4. Согласно Освальду Шпенглеру – высшая стадия развития той или иной культуры, за которой наступает ее упадок. 5. Согласно Н. Бердяеву и др. – развитие и функционирование общества в условиях господства принципов рационализма, прагматизма и соответствующей им машинной техники, приводящих к устойчивому и длительному кризису прежде всего духовной культуры. Т. е. функционирование общества в условиях кризиса и деградации культуры. 6. В западной социологии часто употребляется в значении синонима культуры, основным признаком которой является деперсонализация системы социальных отношений, т. е. их бюрократизация. См. также Деперсонализация, Культура и Позитивизм в социологии культуры.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. civilis - гражданский, государственный, достойный гражданина, фр. civilizer - просвещать, делать культурным) - исторический тип общества. В современной социологии можно выделить три основных подхода к интерпретации содержания понятия Ц.: идеально-унитарный, историкостадиальный, локально-исторический. Идеально-унитарный и историко-стадиальный подходы сложились в русле методологии «однолинейного прогрессизма», представители к-рой полагают, что история движется к вершинам прогресса через преодоление многообразия общественного устройства к единому рационально устроенному будущему. При этом каждое отдельное человеческое сообщество идет по пути, общему для всех, в русле единой линии мирового прогресса. В рамках идеально-унитарного подхода Ц. - это идеал общественного развития, основные параметры к-рого задаются наиболее развитыми странами Запада с его универсальной по значению культурой. В рамках историко-стадиального подхода Ц. - это стадия или этап прогрессивного развития человечества как единого целого. В современной литературе, напр., переход к Ц. как рубежному событию в истории человечества связывают с переходом от присваивающей экономики к производящей. Ц. также называют определенные этапы в прогрессивном развитии человечества, выделяя, напр., космогенную, техногенную и антропогенную Ц. или доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Локальноисторический подход сформировался в русле методологии «альтернативности и цикличности исторического развития». В рамках такого подхода Ц. - это уникальные, качественно различные исторические общности.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. civilis — гражданский, государственный) — употребляется в нескольких значениях: 1) синоним культуры (термин «цивилизованный» ассоциируется с термином «культурный», «образованный», «современный»); 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества, народа (античная Ц., современная Ц.). В этом значении термин «Ц.» охватывает группы народов, а также огромные географические пространства или целые континенты и подразумевает существование таких Ц., как европейская цивилизация, азиатская цивилизация, арабская цивилизация, славянская цивилизация и т. д.; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации Л. Моргана); 4) в современном смысле слова — ступень мирового прогресса, которая отличается сравнительно высоким уровнем развития производства, социальных отношений, политической жизни, науки и других элементов материальной и духовной культуры.
Ядром нынешнего этапа развития Ц. являются общечеловеческие ценности, включенные как органическая составная часть в основные сферы жизни современного общества (гуманистические начала человеческих отношений, навыки и опыт людей, «вечные» нормы морали, цивилизованный рынок, общечеловеческая культура и т. п.); производительные силы, основанные на достижениях научно-технической революции, современных формах интеграции, интернационализации науки и культуры; высокий уровень жизни. Политические ценности современной Ц.; демократическое устройство жизни, утверждение и реальное обеспечение принципов свободы, социального и национального равенства, справедливости, основ правового государства, осуществление миролюбивой внешней политики, взаимного уважения между народами. Свобода выбора общественного строя и политической власти, соблюдение Деклараций и Хартий о правах и свободах человека — неотъемлемое качество современной Ц. Российская Ц. складывалась и продолжает формироваться как евроазиатская. Поэтому попытки в выборе пути целиком ориентироваться то на европейскую, а то и на азиатскую цивилизацию обречены на неуспех. Только учитывая сочетание этих двух начал, Россия способна преодолеть охвативший ее глубокий кризис и уверенно идти по пути цивилизации.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган - ); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней. В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово "Ц." обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады "Свои" - "Чужие" ("Мы" - "Они").
Возникновение понятия "Ц." (близкое термину "культура") традиционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, - "цивилизованным". В отличие от немецкого и русского языков во французском - понятия "Ц." и "культура" жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) и т.п. предопределило широкое распространение понятия "Ц.".
Доминирующими в 19-20 вв. явились трактовки Ц. либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю - Н. Данилевский , А. Тойнби , - либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной "культуры" (О. Шпенглер - ).
Ц. - набор культурных программ ("рабочих чертежей"), реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма. Культурные же программы задаются "метафизикой" Ц. (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и / или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приоритетными могут выступать (Ч.У. Моррис - , "Шесть образов жизни"): подчинение инстинктам и желаниям (Ц. дионисийского типа); самоотречение ради личного покоя (Ц. буддийского типа); самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская Ц.); растворение личности в процедурах "газавата" (исламская Ц.); покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники ("Прометеевская", техногенная Ц.) и т.д.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Цивилизация
(лат. civilis гражданский, государственный) —в современном понимании социокультурная общность людей, форма исторического развития общества, результат социального опыта в единстве его материальных и духовных аспектов. В центре анализа ц. человек как субъект социальной деятельности, его духовная культура, образ жизни, степень гуманизации и демократизации общественных отношений, характер взаимодействия общества с природой. Все эти содержательные признаки ц. определяются технологическим способом общественного производства, на основе которого формируется соответствующий тип исторического развития общества: домашинной технологии соответствует рабовладельческий и феодальный тип общества, машинной технологии — капиталистический и социалистический, ин формационной технологии воспроизводства — постиндустриальное общество, антропогенная цивилизация. Каждому типу цивилизационного процесса соответствуют определенные типы этносов — народности, нации, региональные наднациональные общности с их своеобразными геополитическими характеристиками, особенностями языка, культуры, психологии, религии, политической жизни. На современном уровне развития общества ученые подразделяют человечество на несколько мировых ц. (количество варьируется от 4 до 8), рассматривая содержание и направленность социальных процессов как результат глобального взаимодействия между этими ц. Так, американский социолог С.Хантингтон утверждает, что в настоящее время определились такие ц., как западная, православно-христианская, латиноамериканская, конфуцианская, японская, исламская, индуистская и африканская, основанные на национально-региональных особенностях народов, их образующих. Каждая из них обладает системными социокультурными качествами, основанными на общности исторических условий, национальных, культурных и психологических черт, объединяющих людей в данные глобальные сообщества. В зависимости от этого процесс модернизации, осуществляемый всеми странами и народами в связи с вступлением их в эпоху постиндустриального общества, происходит различными способами и в различных формах, в структуре которых национальный фактор играет далеко не последнюю, а иногда и определяющую роль. Формирующаяся информационная ц., как показывает практика ее становления и развития, не преодолевает национальных аспектов бытия народов, а различным образом трансформирует их в соответствии с объективными требованиями технологического фактора. По такому пути раз вития идет все мировое сообщество, в том числе и Россия. Попытки навязать ей французскую, американскую или еще какую-либо модель цивилизационного развития несут в себе угрозу подрыва основ жизнедеятельности многонационального российского народа, потери его идентичности. Информационная ц. — это новый уровень взаимодействия общего и особенного в развитии стран и народов по сравнению с индустриальным обществом. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. civilis - гражданский, общественный; англ. - civilization; нем. - Zivilisation) - термин, употребляющийся в двух основных значениях: 1) Для обозначения уровня общественного прогресса, определяемого развитием производства, материальной и духовной культуры, достигнутого тем или иным крупным этносом (см.), группой родственных этносов или государством; у Л.Моргана и Ф.Энгельса - в виде высшей эпохи развития человечества в триаде “дикость - варварство - цивилизация”, ознаменованная введением письменности; в бытовой лексике - деление на “нецивилизованные” и “цивилизованные” народы и т.п. 2) Для обозначения локальных форм развития человечества, относительно независимых друг от друга. Концепция развития человечества по замкнутым культурно-историческим областям или “цивилизациям” была предложена в середине XIX в. славянофилом Н.Я.Данилевским, выделившим ряд таких форм или типов Ц.: египетская, китайская, ассиро-вавилонско-финикийская, халдейская или древнесемитская, индийская, иранская, еврейская, греко-римская, новосемитическая или аравийская, германо-романская или европейская, и формирующаяся славянская. В начале XX в. аналогичная концепция локальных Ц. была предложена О.Шпенглером, а позже в более разработанном виде А.Тойнби, который отказался от идеи полной замкнутости отдельных “культур” или”цивилизаций”, сравниваемых Шпенглером с биологическими организмами, обреченными на естественную смерть, и предложил выделять такие их типы: западная, византийско-православная, русско-православная, персидская, арабская (исламская), индская, дальневосточная, античная (греко-римская), сирийская, индийская, китайская, японо-корейская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, египетская, андская, мексиканская, юкатанская, майя.
Концепции локальных “культур” или своеобразно развивавшихся Ц. получили распространение в западной науке, причем делались попытки уточнить их конкретные типы. В советской научной обществоведческой литературе эти концепции подвергались критике, так как противоречили утвердившейся в ней марксистской концепции стадиального (эволюционно-революционного) развития всего человечества по однообразным ступеням социально-экономических формаций (см. “Стадиальность”, “Формация”), хотя та не могла объяснить реально существовавшее и существующее своеобразие исторического процесса по отдельным странам и народам мира. Для этнологов (этнографов) концепция локальных Ц. представляет существенный интерес при анализе локальных особенностей развития этносов, формирования систем этно-культурных ценностей и т.п. (см. также “Историко-культурная область”).
ЛИТ.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа, 4-е изд., Спб, 1889.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1, М., 1922.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
Чесноков Г.Д. Современная буржуазная философия истории. Горький, 1972.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.98 кб

Российская цивилизация в мировом глобализационном процессе

Абубекеров Рустам Владиславович
Показаны особенности протекания современных глобализационных процессов. Обосновывается предположение о потенциальной возможности России стать самодостаточным центром силы в глобальном мире.
Читать PDF
257.96 кб

Россия как самостоятельная культурно-этническая цивилизация

Афанасенко И. Д.
Исследуются противоречия между двумя мирами: Россией и Западом. Особое внимание уделяется тому, способна ли Россия сохраниться как особый культурно-исторический мир, одна из современных мировых цивилизаций.
Читать PDF
91.94 кб

Российская цивилизация в начале XXI века

Карпова Любовь Ильинична
Анализируются состояние и динамика российской цивилизации в XXI веке.
Читать PDF
323.46 кб

Российская цивилизация в системе социокультурных вызовов (философско-исторический анализ)

Кондратова Галина Александровна
История России есть история ее ответов на социокультурные вызовы Запада, Востока, Юга.
Читать PDF
95.93 кб

Миграция, цивилизация, Россия

Метелёв Игорь Сергеевич
В статье рассматриваются универсальные взаимозависимости миграционного опыта и цивилизационного развития, тенденции формирования современного российского социума.
Читать PDF
456.22 кб

Виртуальная «Цивилизация досуга» Российской провинции

Понукалина Оксана Викторовна
В статье анализируются изменения, наблюдаемые в сфере досуга российской провинции, произошедшие под воздействием социокультурных трансформаций смены ценностных установок, коммерциализации досуговой инфраструктуры, по-явления новых
Читать PDF
320.74 кб

Европейская и российская цивилизация: опыт сравнительного анализа

Узлов Ю. А.
В задачу данной статьи входит анализ серии публикаций отечественных и зарубежных авторов по проблеме особенностей развития цивилизационного процесса в российской истории в контексте взаимодействия с ведущими странами Запада.
Читать PDF
545.78 кб

96. 04. 031. Фримэн М. Геноцид, цивилизация и современность. Freeman M. genocide, civilization and m

Фомичев П. Н.
Читать PDF
289.39 кб

Экология человека: мы и современная цивилизация

Сальников Владислав Михайлович
Представлены философские и социологические размышления автора о состоянии современного общества, его проблемах и истоках.
Читать PDF
246.12 кб

Русское российское советское государство-цивилизация. Статья первая (метафизическое переосмысление и

Лоскутов В. А.
Цель. Реконструкция основных идеологических (русское российское государство-цивилизация) и практических (советское государство-цивилизация) форм исторической самоидентификации современного российского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи (исторический и теоретико-методологический аспекты)

Кузнецова Евгения Владимировна
В статье рассматривается соотношение цивилизации и культуры, функции цивилизации.
Читать PDF
746.13 кб

Культура и цивилизация: конформизм и нонконформизм в современной России

Ремизов Вячеслав Александрович
В статье предпринята попытка рассмотреть состояние культурных и цивилизационных факторов развития в современной России.
Читать PDF
0.00 байт

Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России

Лубский Анатолий Владимирович
В России сложилась политическая нация и сформировалась национально-государственная идентичность, которая, однако, испытывает сильную конкуренцию со стороны этнонациональной идентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Образование и культура, образование и цивилизация: вызовы времени

Миронова Надежда Витальевна
В настоящее время образование наряду с наукой рассматриваются как важнейшие общественные подсистемы, определяющие основные векторы социального развития.
Читать PDF
412.45 кб

Русская цивилизация: реальность и перспективы рецензия на книгу: Лексин В. Н. (2016) судьбы цивилиза

Орлов Игорь Борисович
Изучению цивилизаций и русского народа посвящено много публикаций, но идея их соединения в книге «Судьбы цивилизаций и русский вопрос: опыт системной диагностики», вероятно, реализована впервые, и, следует признать, весьма успешно

Похожие термины:

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

    то, что людьми уже создано - осталось создать человечную...
  • ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Eros and Civilization", 1955) - работа Маркузе . Опираясь на концепцию З. Фрейда (подзаголовок книги - "Философское исследование учения Фрейда"), Маркузе анализирует стратегию развития западной цивилизации и выя
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА

    возникшая в 1980-е и широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием ее возможных
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЛОКАЛЬНАЯ

    уникальная локально-историческая общность. Понятие Ц.л. возникло в русле методологии «альтернативности и цикличности исторического развития». В настоящее время существуют различные представлен
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННАЯ

    исторический тип общества, сложившийся первоначально в Западной Европе в период модернизации, а затем распространившийся в др. регионах мира как система жизни, экономического, политического устр
  • Столкновение цивилизаций

    теория перманентности и неснимаемости геополитических конфликтов на цивилизационном уровне.
  • Цивилизационный подход

    построение типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой технико-технологических базисов.
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

    CIVILIZING PROCESS) См.: Элиас.
  • ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    процесс взаимообусловленного влияния цивилизаций друг на друга. В современной социологии доминируют два подхода к проблеме Ц.в. Представители первого подхода считают, что современное культурное
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

    (ЦЗУ) – миссия управления как способа совершенствования гражданской жизни больших масс людей на основе организации их повседневной жизни и деятельности в целях достижения более высоких рубежей
  • конфликт цивилизаций

    clash of civilizations / civilisations. - теория американского политолога С.П. Хантингтона (Samuel P. Huntington, 1996), согласно которой основным доминирующим источником конфликтов в мире, сложившимся после периода «холодной
  • ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНЦЕПЦИИ

    один из вариантов теории глобализации, возникший в конце XX в. в условиях сближения между «цивилизационщиками» и «мондиалиста-ми». Кризис изоляционистской теории цивилизаций, представители к-рой