ДЕТЕРМИНИЗМ
Детерминизм
философское учение об объективной, закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений и процессов.
Источник: Краткий словарь по социологии
Детерминизм
система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира.
Источник: Краткий словарь по социологии
ДЕТЕРМИНИЗМ
determinuare – определять) в этике представляет из себя систему взглядов, отрицающую нравственную свободу выбора и рассматривающую нравственное поведение личности с позиций причинно-следственной обусловленности.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Детерминизм
характеристика изучения нечто или подхода к размышлению о нечто, состоящая в установке на наличие в реальности причинной обусловленности отношений и бытия человека, на поиск причин фиксированных явлений как следствий.
Источник: Методологический словарь для управленцев
Детерминизм
(от лат. determino – определяю), материалистическое учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений материального и духовного мира, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие).
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determin-are - ограничивать) - англ. deter- minism; нем. Determinismus. Учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе в противоположность индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Современный Д. включает разные формы взаимосвязи явлений, не имеющие непосредственного причинно-следственного характера (пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т. д.).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Детерминизм
(от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическоэтический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
ДЕТЕРМИНИЗМ
DETERMINISM) В социологии данный термин, часто употребляемый в критическом ключе, имеет несколько смыслов. (1) Социологи говорят о детерминизме некоторых теорий тогда, когда в последних подчеркивается каузальный приоритет социальной структуры вплоть до отрицания автономии или «свободной воли» человека. Согласно этим теориям, объяснение общественных явлений следует искать не в характеристиках индивидов, а в природе социальной структуры. (2) В экономическом детерминизме, при котором все социальные явления объясняются с точки зрения экономической структуры или производственных отношений, часто обвиняют марксистскую социологию. (3) Технологический детерминизм свойственен теориям, согласно которым социальное изменение определяется изменением технологическим. (4) Время от времени некоторые социологи выступают с утверждениями о том, что социальные феномены необходимо объяснять, исходя из биологических или генетических характеристик людей, что является проявлением биологического детерминизма. См. также: Базис и надстройка; Деятельность и структура; Методологический индивидуализм; Редукционизм; Социобиология; Технологический детерминизм.
Источник: Социологический словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ
determinism) — 1. Предположение о возможности гипотетического всеведущего наблюдателя предсказать результаты одновременно t + 1, ... t + k и т.д. на основе знания времени t. Классики социологии (например, Конт) часто принимали такое детерминистское представление о социальных структурах и считали вероятным предсказывать их будущее, по крайней мере в принципе, на основе современного состояния. 2. Менее категоричное утверждение о том, что ничто не происходит без причины (см. также Причина; Причинность и причинная связь). Но поскольку в социальной науке социальные акторы могут иметь сомнительные или непостоянные предпочтения, способные изменять социальные результаты, концепция универсальной причинности, которая рассматривает предпочтения в качестве "причины", не может автоматически принимать предсказуемость, даже в принципе. И в физических науках (например, так называемый индетерминизм в квантовой механике) предсказуемость не всегда уместна. Большинство таких внешне простых явлений, как падение листа, предсказуемо в принципе, но на практике на них действует множество переменных. Там, где социальные системы высоко структурированы и результат индивидуального поведения какого-либо актора оказывает малое влияние или вовсе никакое независимое на макроструктуру системы, развиваются относительно детерминистские "структурные" оценки социальной действительности, например, исследование Маркса о механизме конкуренции на "совершенном рынке". Но там, где и выборы акторов, и социальные результаты проявляются в поведении и в структуре "неопределенно", часто предлагаются модели на основе степени фактического индетерминизма, то есть объяснения скорее в смысле 2, чем в смысле 1. Оценки последнего рода не должны рассматриваться как "ненаучные" — скорее они способствуют объяснению. См. также Свободная воля; Рефлексивность; Историзм; Возможность; Случайность; Непредвиденные последствия социальной деятельности; Эволюционная теория; Функционализм. Ср. Сверхопределение.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Детерминизм
(от лат. determino – ограничивать, определять). Детермінізм. Determinism. Методология познания, которая исходит из признания существования причинно-следственных связей как объективно необходимых, познание которых дает возможность познания их действительной сущности. Существует механистический детерминизм, который жестко связывает причину и следствие и, таким образом, исключает существование случайности, и диалектический детерминизм, который исходит из возможности случайных последствий в причинноследственном взаимодействии. Д. второго порядка – признак диалектической культуры мышления, для которой: а) знание причины означает знание сущности явления; б) знание сущности явления равносильно знанию закона, в соответствии с которым становится возможным его существование; в) знание закона существования явления означает возможность адекватного (в соответствии с его сущностью или законом его существования) его практического применения; г) возможность адекватного практического применения явления, в свою очередь, означает расширение поля человеческой свободы. В результате получается, что свобода есть осознанной необходимостью, то есть системой действий социального субъекта, способного соотносить свою волю с законами бытия природы, общества и мышления. Критика Д., как ограничивающего человеческую свободу рамками жесткой необходимости, правомерна, таким образом, только в применении к антидиалектическому или механистическому детерминизму. Следовательно, такая критика осуществляется в целях оправдания права на действие, не ориентированное на знание объективных законов, но ориентированное на субъективную, а значит, частную волю. Эта критика, как видим, отвергает необходимость ориентации социального субъекта на объективные законы бытия и, в частности, общественного бытия, с целью обоснования права на действия вопреки этим законам. Такое становится возможным в случае ориентации данного субъекта на собственную субъективную (частный интерес), а не социальную, волю. Это значит, что оправдывается действие, осуществляемое по законам произвола – игнорирования воли других.