federalism), форма гос. правления, подразумевающая конституционно гарантированное террит. распределение власти. Ф. противоположен унитарной форме правления (унитарное государство), при к-рой суверенитет осуществляется в пределах нац. или, возможно, наднац. границ. Федер. конституция делегирует опред. объем власти пр-вам терр., составляющих федерацию, оставляя часть полномочий центр, пр-ву. Полномочия могут делегироваться только на один уровень властных структур или одновременно на два. В отличие от конфедерации, где пр-во обычно не имеет самостоятельных ин-тов власти, каждый правит. уровень федер. системы обладает собственными властными полномочиями, законами и налоговой структурой. Ф. считается подходящим конституц. решением для полит, систем, к-рым изначально был свойствен ограниченный уровень единства вследствие региональной рассредоточенности нас. или большой терр. (Австралия, Индия, Пакистан, быв. СССР, США, быв.Чехословакия, Швейцария). К недостаткам Ф. относятся дублирование властных функций и сложность гос. орг-ции. В США, напр., существует 51 независимая система выборов, правления, адм-ции и юстиции. Отношения между првами разл. уровней и между отд. терр. федерации обычно характеризуются соперничеством, а иногда и враждой.
Федерализм
Федерализм
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ФЕДЕРАЛИЗМ
(фр. federalisme от лат. foedus — договор, союз) — 1) принцип, форма государственного устройства; 2) политическое течение, движение за установление такого строя; 3) организационно-политическая форма объединения обществ, партий, профсоюзов и других общественных организаций. Основоположником теории Ф. считается И. Альтузиус (15631638), разработавший «федеральную теорию народного суверенитета» на основе принципа союза, или согласия. Он считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами — начиная с семьи вплоть до государства. Теоретики американской федеративной системы (А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон) уточнили это положение в отношении гражданских прав: каждый гражданин в рамках федеральной системы правления принадлежит двум общностям — своему штату и союзу е целом. Федеральное правительство осуществляет лишь переданные ему функции, в то время как штаты сохраняют за собой всю «остаточную власть». В дальнейшем Ф. осмысливался под углом выяснения вопросов, касающихся суверенитета, — политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей. В основном можно выделить три точки зрения по этому вопросу. Согласно одной (Г, Еллинек, П. Лабанд, В. Уиллоуби и др.) —суверенитетом обладала только федерация в целом.
Другая точка зрения (М. Зейдель, Д. Кальхаун) сводилась к мнению, что, наоборот, суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федераций наделялись конституцией правом нуллификации и свободного выхода из союза. Сторонники еще одной позиции (А. Токвиль, Г. Вайц и др.) делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политико-правовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. Сущность Ф. лучше проясняется в сравнении с унитаризмом и конфедерацией Ученый Ж. Ведель выделяет следующие отличия федерации от унитарного государства и конфедерации. Первым отличительным признаком федеративного государства он считает наличие двух конституционных властей в лице центрального государства и государств-членов, обладающих каждое в отдельности «компетенцией в компетенции». При унитарной форме государства только его центральные органы определяют всю конституционную структуру. Конфедерация же предполагает наличие конституционной власти только у каждого государства и ее отсутствие у самого союза в целом.
Второй признак Ведель связывает с порядком образования «общей воли». В федеративном государстве «общая воля» вырабатывается как бы из двойного источника: из сочетания волеизъявления всех граждан, с одной стороны, и государств-членов — с другой. Именно в этом назначение двухпалатной структуры высшего органа государственной власти. В унитарном же государстве, если и существует вторая палата, то она образуется не на основе равенства представленных в ней административных частей. В конфедерации вообще отсутствует представительство от населения ее членов. Третий признак федеративного устройства Ведель связывает с характером взаимоотношений двух уровней власти. Центральная власть в федерации в отличие от унитарного государства не может отменить решение местных властей, если оно не противоречит конституционному законодательству (в унитарном можно сослаться на преждевременность, нежелательность решения).
По мнению Веделя, федеративное государство поэтому есть «сообщество сообществ», унитарное — «сообщество индивидов», а конфедерация лишь объединяет сообщества и сама не является еще настоящим полным сообществом в силу недостаточной интегрированное Федеративное государство поэтому необходимо рассматривать как нечто среднее из двух тенденций — центростремительной и центробежной. Таким образом, Ф. выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные (порой разнородные) сообщества. Выполняя эти функции, Ф. предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства (провинциям, областям, землям, республикам, штатам и т. д.). Одновременно достигается политическая, экономическая и военная интеграция. Федеративное государство — более прочное, в сравнении с конфедерацией, единое государственно-правовое объединение, составные части которого (субъекты) не имеют права нарушить его территориальную целостность. Субъекты существующих федераций не имеют права одностороннего выхода, хотя на практике были случаи фактического осуществления сецессии (выхода).
Большинство федеративных государств — это крупные по территории и численности населения страны, отличающиеся большим разнообразием природных, экономических, национально-культурных особенностей частей своей территории. К таким федеративным государствам относятся — США. Канада, Россия, Индия, Мексика. Австралия, Нигерия, ФРГ и др. Однако среди федеративных государств есть и средние и небольшие. Это говорит о том, что Ф. — универсальный принцип, годный для любого государства, желающего превратиться в федеративное. Ф. завоевал прочные позиции в мире. На всех континентах планеты немало федеративных государств, являющихся, как правило, сильными и влиятельными. Если Ф. основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей, более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. См.; Государство федеративное, Федеративное устройство России, Формы федерации.
Другая точка зрения (М. Зейдель, Д. Кальхаун) сводилась к мнению, что, наоборот, суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федераций наделялись конституцией правом нуллификации и свободного выхода из союза. Сторонники еще одной позиции (А. Токвиль, Г. Вайц и др.) делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политико-правовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. Сущность Ф. лучше проясняется в сравнении с унитаризмом и конфедерацией Ученый Ж. Ведель выделяет следующие отличия федерации от унитарного государства и конфедерации. Первым отличительным признаком федеративного государства он считает наличие двух конституционных властей в лице центрального государства и государств-членов, обладающих каждое в отдельности «компетенцией в компетенции». При унитарной форме государства только его центральные органы определяют всю конституционную структуру. Конфедерация же предполагает наличие конституционной власти только у каждого государства и ее отсутствие у самого союза в целом.
Второй признак Ведель связывает с порядком образования «общей воли». В федеративном государстве «общая воля» вырабатывается как бы из двойного источника: из сочетания волеизъявления всех граждан, с одной стороны, и государств-членов — с другой. Именно в этом назначение двухпалатной структуры высшего органа государственной власти. В унитарном же государстве, если и существует вторая палата, то она образуется не на основе равенства представленных в ней административных частей. В конфедерации вообще отсутствует представительство от населения ее членов. Третий признак федеративного устройства Ведель связывает с характером взаимоотношений двух уровней власти. Центральная власть в федерации в отличие от унитарного государства не может отменить решение местных властей, если оно не противоречит конституционному законодательству (в унитарном можно сослаться на преждевременность, нежелательность решения).
По мнению Веделя, федеративное государство поэтому есть «сообщество сообществ», унитарное — «сообщество индивидов», а конфедерация лишь объединяет сообщества и сама не является еще настоящим полным сообществом в силу недостаточной интегрированное Федеративное государство поэтому необходимо рассматривать как нечто среднее из двух тенденций — центростремительной и центробежной. Таким образом, Ф. выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные (порой разнородные) сообщества. Выполняя эти функции, Ф. предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства (провинциям, областям, землям, республикам, штатам и т. д.). Одновременно достигается политическая, экономическая и военная интеграция. Федеративное государство — более прочное, в сравнении с конфедерацией, единое государственно-правовое объединение, составные части которого (субъекты) не имеют права нарушить его территориальную целостность. Субъекты существующих федераций не имеют права одностороннего выхода, хотя на практике были случаи фактического осуществления сецессии (выхода).
Большинство федеративных государств — это крупные по территории и численности населения страны, отличающиеся большим разнообразием природных, экономических, национально-культурных особенностей частей своей территории. К таким федеративным государствам относятся — США. Канада, Россия, Индия, Мексика. Австралия, Нигерия, ФРГ и др. Однако среди федеративных государств есть и средние и небольшие. Это говорит о том, что Ф. — универсальный принцип, годный для любого государства, желающего превратиться в федеративное. Ф. завоевал прочные позиции в мире. На всех континентах планеты немало федеративных государств, являющихся, как правило, сильными и влиятельными. Если Ф. основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей, более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. См.; Государство федеративное, Федеративное устройство России, Формы федерации.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.