ГОСУДАРСТВО
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Социологический словарь проекта Socium
обособления народов друг от друга.
пример конфедерации, где по конституции образующие это государство кантоны полностью сохраняют свою независимостъ и имеют собственные органы власти и управления.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Большой толковый социологический словарь
Munchen, 1988. Г.Н. Манов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Между Г. и этносами классовых формаций (см.) существуют органические связи, обусловленные, с одной стороны, тем, что Г. легче возникнуть и упрочиться на этнически однородной основе, с другой - тем, что сам этнос может достаточно оформиться и утвердиться в качестве субъекта исторического процесса только через государственную организацию. Почти все крупные средневековые европейские этносы (“народности” - см.)- англичане и шотландцы, поляки и чехи, сербы и хорваты и т.д. - оформились в соответствующих королевствах. Позднее - с возникновением капитализма - то же самое наблюдалось и в отношении “наций” (см), так как по существу все так наз. национальные движения были направлены на создание национальных государств или форм территориальной автономии в пределах многонациональных Г.
Специфика формирования наций в различных странах мира определялась главным образом соотношением языково-территориальных и государственно-политических эдементов. В Западной Европе процесс образования национальных Г. - политическое объединение земель с населением, говорящим на одном языке, был наиболее типичным процессом образования наций. Однако в России такая схема формирования наций отчетливо выступила лишь в развитии крупнейшего этноса - русских, составивших ядро этого Г. и проявилась в политическом объединении прежде независимых русских княжеств и земель, сопровождавшемся установлением между ними тесных экономических и культурных связей. Г. было важнейшим фактором формирования наций из разнородных в этническом и расовом отношении групп населения в процессе образования американских наций, границы которых в большинстве случаев совпадают с границами соответствующих Г. Весьма существенна его роль и в формировании новых африканскихнаций ( см. также Этногенез, Этнос ).
Возникшие многонациональные Г. отличаются обычно более существенными внутренними противоречиями, чем - национальные, и имеют тенденцию к распаду, особенно в случае тех или иных потрясений, если их единство не подкрепляется общностью религии или какими-то другими факторами. Так произошло с Австро-Венгерской и Оттоманской (Османской) империями после их поражения в первой мировой войне. Возникшие из их частей новые многонациональные Г. - Югославия и Чехословакия - также отличались внутренней неустойчивостью и в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда эти страны начали трудный переход от неудавшегося строительства социализма к капитализму, распались на национальные в своей основе Г. Во многом аналогичные процессы шли в Советском Союзе. Большевики-ленинцы, пришедшие к власти в 1917 г., превратили прежде унитарное Российское Г. в ходе так наз. национально-государственного строительства (см.) в союзно-федеративное Г., подразделявшееся на национальные в своей основе республики, создав тем самым условия для дальнейшего развития национально-республиканской сепарации. И как только в конце 80-х гг. центральные власти перешли к политике экономической децентрализации и фактически отказались от борьбы против национализма (см.) и национал-сепаратизма, Советский Союз стал разваливаться на отдельные суверенные Г. Аналогичные процессы национально-государственной сепарации стали развиваться и в автономных республиках Российской Федерации, Грузии и Азербайджана.
Порайонное разделение труда и свободные миграции рабочей силы на большом пространстве имеют немаловажные преимущества перед экономической сепарацией мелких государств, что привело к экономической интеграции многих стран Европы с их частичной политической интеграцией. Однако такая интеграция возможна лишь постольку, поскольку она не нарушает национальных интересов и не давит на национальные чувства. Поэтому создание новых многонациональных государств из национальных - дело весьма отдаленного будущего.
ЛИТ.: Водовозов В. Национальность и государство // Формы национального движения в современных государствах, М., 1910.
Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Птгд., 1922;
Национальные отношения и государство в современный период. М., 1972;
Каленский В.Г. Государство как объект социологического
анализа, М., 1977;Gellner E. Culture, identity and politics, Cambridge, 1987.
Le Fur 1. Races, nationalites, etats, Paris, 1922.
Statemaking and Social movements: Essays in history and theory, Ann Arbor, 1984.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
Характерные признаки Г.: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти, права, закрепляющие определенную Г. систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенитет; Г. имеет собственный герб, флаг, гимн. Структурно Г. представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность, в которой традиционно выделяются три ветви государственной власти — исполнительная (правительство); законодательная (парламент) и судебная. В зависимости от политической роли в структуре Г. выделяют политиков, принимающих решения, и бюрократию, выполняющую служебные функции. Особое место занимает местная или муниципальная власть, организующая жизнь на определенной территории. Типология Г. имеет многомерный характер и базируется на различных критериях. По типу правящих классов различают Г.; рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; го форме правления существуют Г, монархические и республиканские; по форме государственного устройства — унитарные, федеративные, конфедерации; по виду режима Г. разделяют на демократические, авторитарные, тоталитарные, военно-диктаторские, фашистские; по приоритетным функциям Г делят на военно-полицейское, правовое, социальное и т. п.
Сущность Г. проявляется в его функциях, т, е. основных направлениях политики, характеризующих его роль в общественном развитии. Современному демократическому Г, присущи следующие основные функции: политическая, экономическая, социальная, идеологическая, внешнеполитическая, оборонная. Указанные функции асе более усложняются, формы их осуществления становятся все более многообразными. При этом особенно усиливается значение экономической и социальной функций.
Г. и гражданское общество — явления взаимосвязанные, взаимопереходящие. Эффективность власти в демократическом государстве не в последнюю очередь зависит от качества ее взаимодействия с гражданским обществом. Обязанность Г. по отношению к гражданскому обществу состоит в том, чтобы содействовать его становлению и полноценному функционированию. Г. создавалось как на базе одного союза племен, так и на основе нескольких племенных объединений. Однако в последнем случае областные общности, в которые трансформировались отдельные племенные объединения, обычно в течение длительного времени сохраняли местные языково-культурные особенности и остатки особого самосознания, а созданные государственные образования нередко были недостаточно устойчивыми. Между Г. и этносами существуют органические связи, обусловленные тем, что сам этнос может оформиться и укрепиться в качестве субъекта исторического процесса только через государственную организацию. Почти все крупные средневековые европейские этносы (народности) — англичане и шотландцы, поляки и чехи, сербы и хорваты и т. д. оформились в соответствующих королевствах. Позднее, с возникновением капитализма, то же самое наблюдалось и в отношении наций, так как по существу все т. н. национальные движения были направлены на создание государств или форм национально-территориальной автономии в пределах многонациональных государств.
Г. определяет национальную политику внутри и вне страны и проводит ее в жизнь. Она может основываться на принципе «разделяй и властвуй» или на противоположном — внутринационального и межнационального согласия. Г. укрепляет национальное единство народа или же, если в стране один народ является господствующим, а другие зависимыми, политически бесправными, закрепляет неравноправие. Г. дополняет экономические связи политическими связями, в результате чего национальные связи обретают всесторонность и целостность. Оно юридически закрепляет стихийно сложившиеся этнические территории, придает ее границам политический характер. В России процесс формирования Г. и наций отчетливо выступил в развитии крупнейшего этноса - русских, составляющих ядро этого государства, и проявился в политическом объединении прежде независимых русских княжеств и земель, сопровождающемся установлением между ними более тесных экономических и культурных связей. Г. было важнейшим фактором формирования наций из разнородных в этническом и расовом отношении групп населения в процессе образования американских наций, границы которых в большинстве случаев совпадают с границами соответствующих государств. Весьма существенна его роль и в формировании новых африканских наций. См.: Государство многонациональное. Государство национальное. Государство унитарное. Государство федеративное.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Источник: Социологический словарь
Г. как социальный институт и одновременно политическая организация общества располагает определенными отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
1. Наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть и на социальном пространстве которой существует территориально-государственная общность людей.
2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории, имеющая исключительное право издания законов, распоряжений и норм, обязательных для всего населения.
4. Существование особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, аппарат принуждения: армия, полиция (милиция), органы безопасности и т.д.
5. Монополия на взимание налогов и сборов с населения, необходимых для содержания многочисленных служащих и для материальной обеспеченности государственной политики: экономической, социальной, культурной, оборонной и т.д.
6. Наличие права, т.е. обязательных норм и правил поведения, установленных или санкционированных Г. и объединяющих его граждан в определенный правовой союз (гражданство).
Г. имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) издавать законы и нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения; 4) распоряжаться материальными, социально-экономическими и культурными ресурсами; 5) осуществлять правовую защиту граждан внутри страны и за ее пределами.
Г. наделено правом издавать законы, имеющие общеобязательный характер и на их фундаменте регулировать жизнь общества. Обеспечивая нормальные условия существования общественной жизни на основе права, Г. обладает таким свойством как принудительность, т.е. способно управлять через органы насилия (армию, службы охраны порядка и безопасности). В современных Г. концентрируется огромная сила, обусловленная монополией на легальное применение физического принуждения и легитимном насилии со стороны государства.
Для Г. характерно: 1) выражение всеобщности интересов всех членов общества; 2) создание особой степени регулирования различных сторон государственной деятельности; 3) концентрированное выражение политической власти; 4) высокая способность к решению социальных задач; 5) дифференциация и специализация внутренних структур.
Как политическая организация общества и система власти Г. имеет сложное строение.
Законодательная власть принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества. Например, законодательным органом - парламентом - Норвегии является Стортинг; США - Конгресс; Швеции - Риксдаг; России - Федеральное собрание Российской Федерации; Беларуси - Национальное собрание Республики Беларусь.
Исполнительная власть обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в Беларуси - это Совет Министров Республики Беларусь).
Судебная власть выступает арбитром в обществе, решает юридические споры, осуществляет правосудие (в Беларуси к органам этой власти относятся Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный и другие суды, а также Прокуратура Республики Беларусь).
Структура Г. неразрывно связана с выполняемыми функциями, они суть главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед Г. задач. В зависимости от этого функции Г. можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции - это организация хозяйственно-экономической, социальной, духовной жизни конкретной страны, определяющая внутреннюю политику Г. К ним относятся: охранительные, регулятивные, духовные, адаптационные и иные функции.
Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
Функция артикуляции, т.е. расчленение интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.
Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.
Разделение и распределение законодательной, исполнительной и судебной власти в политической деятельности.
Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.
Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике.
Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.
Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например, изменение соотношения политических сил).
Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным, воздействиям на нее.
Регулятивная функция реализуется в организации эффективного развития экономики и социальной среды общества, его политической системы и социальных взаимодействий между индивидами и их общностями (территориальными, национальными, профессиональными и др.).
Культурно-воспитательная функция выражается в содействии развитию образования, культуры, нации, в создании условий и возможностей для развития духовной жизни общества.
Внешние функции заключаются в отстаивании государственных интересов во взаимоотношениях с мировым сообществом: это - 1) защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) поддержание мира и мирного сосуществования.
Внешние и внутренние функции Г. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В зависимости от продолжительности действия функции Г. классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития Г.) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.
Выделяются несколько типов Г. по различным признакам. Они могут быть сгруппированы по следующим принципам:
По способу организации высшей власти или формам правления: монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая); республика (президентская, парламентская, смешанная).
По национально-территориальному устройству: унитарное; федеративное; конфедеративное.
По политическому режиму: тоталитарное; авторитарное; демократическое.
В зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами, т.е. формы правления, Г. подразделяются на монархии и республики.
Наиболее древней формой Г. является монархия (от гр. monarchia - единовластие) - такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы Г. - наследственного правителя, монарха (султана, царя, короля, императора, шаха, султана и т.д.) и передается по наследству.
В конце 20 в. в мире насчитывалось 28 монархий, а формально более 40.
Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия.
Абсолютная, или неограниченная, монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ).
Ограниченная монархия выступает в двух видах:
Конституционная власть монархии ограничена конституцией.
Парламентская - полномочия монарха ограничиваются действиями парламента.
В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию.
В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом.
Самой распространенной формой государственного правления в современной политической практике является республика (термин "республика" происходит от лат. res - дело, publicus - общественный, всенародный).
Республика - Г., органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Президент (от лат. praesident - сидящий впереди, во главе) является главой Г. в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 в США Джордж Вашингтон (1732-1799).
В президентской республике всенародно избранный президент является и главой Г., и главой исполнительной власти. Он назначает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности - импичменту (от англ. impeachment - порицание, обвинение - особая процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц Г.).
Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы.
Президентскими республиками являются: США, Российская Федерация, Республика Беларусь, Мексика.
Парламент (от франц. parler - говорить) - это высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Парламент впервые был образован в Англии в 13 в. (1265) как орган сословного представительства. В различных странах парламентский орган называют по-разному: Парламент (в Индии), Кортесы (в Португалии), Кнессет (в Израиле) и т.д.
Парламент может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, ФРГ, России, Беларуси и др.) и однопалатным (как в Израиле, Швеции, Финляндии, Украине, Турции).
В парламентской республике выборный парламент формирует и контролирует правительство, возглавляемое премьер-министром и может выразить ему вотум (от лат. votum - желание, решение путем голосования) недоверия, отправив его в отставку. Президент избирается парламентом или парламентской коллегией. Его роль в управлении страной часто является номинальной (от лат. nominalis - именной), фактически президент в парламентской республике выполняет представительные, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, вручение наград и т.п.). В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Индии и др.
В некоторых странах республиканская форма правления носит смешанный характер, т.е. сочетает черты президентской республики (глава Г. избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К странам смешанной формы республиканского правления относятся: Франция, Финляндия, Латвия, Литва).
В каждой из форм республики есть свои сильные и слабые стороны. В парламентской республике часто случаются правительственные кризисы. В президентской республике большая стабильность власти в обществе.
Кроме перечисленных признаков президентской и парламентской республик во многих странах власти продолжают делить влияние между собой, изменяя объем полномочий ("весы власти") то в пользу президента, то в пользу парламента.
Современные Г. объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп. Поэтому каждое сообщество людей должно договориться о характере самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Следовательно, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. Общепринято выделять три основные формы территориально-государственного устройства - унитарную, федеративную и конфедеративную.
Наиболее распространенной формой Г. является унитарное. Унитарное Г. представляет собой такую форму государственного устройства, при которой территория страны подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.). В нем действует единая для всего Г. конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного Г. характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.
Но даже самое централизованное Г. прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию.
Например, во Франции это коммуны, департаменты, регионы; в Испании провинции образуют "автономные сообщества", т.е. децентрализация широкая.
Примеры унитарных Г.: Республика Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония и др.
Практика показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие отдельных регионов страны, способствует росту бюрократизма.
В отличие от унитарного федеративное Г., или федерация (от лат. foederatio - объединение, союз), - это устойчивый союз, объединяющий относительно самостоятельные территориальные образования - земли (как, например, в ФРГ), штаты (США, Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти субъекты федерации наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией; каждый субъект федерации имеет свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство либо единое союзное гражданство.
В федерации осуществляется разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Федеративное Г., обладая полнотой внешнего суверенитета, решает вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других. Федеративное устройство Г. известно давно. Первой федерацией считают США. В современном мире общее число федеративных Г. не превышает двух десятков, это: Австрия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Индия, Пакистан, Российская Федерация и др.
Особая государственная форма - конфедерация (от лат. confoederatio - объединение, союз) - это временный юридический союз суверенных Г., созданный для достижения общих целей - политических, военных, экономических. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им Г. - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над Г., входящими в конфедерацию, не могут влиять на их решения. Участники конфедерации сохраняют основную часть своих государственных прерогатив и передают конфедеративному Г. лишь некоторые.
Растущая глобализация жизни современных людей рождает новые формы объединенных содружеств Г.: Содружество Независимых Г. (СНГ) образовано в 1991, Британское Содружество и Европейский Союз.
Г., учреждающие такие объединения, полностью сохраняют свой суверенитет, передавая союзным органам лишь некоторые общие функции.
Отдельного рассмотрения требует правовое Г. Правовым называют такое Г., при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. В основе правового Г. лежит гарантия основополагающих прав человека.
Верховенство и всеобщность закона в обществе означает: во-первых, только закон (а не отдельные лица или ведомственные и местные приказы и инструкции) определяет жизнь общества; во-вторых, законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого Г., всех его органов.
Правовой характер законов. Законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, отражать волю народа и приниматься в законном порядке (через референдумы или парламент, а не распоряжением отдельных лиц).
Приоритет прав и свобод человека предполагает, что главным в деятельности Г. является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. Равноправие граждан означает, что свобода индивида не может быть абсолютной, а свобода и права других - единственный ограничитель свободы личности.
Взаимоответственность Г. и личности. Правовое равенство всех граждан становится реальностью, когда оно связано с обязанностями и ответственностью государства. Права и обязанности взаимообусловливают существование друг друга. Граждане обязаны соблюдать законы. Г. ответственно за неукоснительное исполнение своих функций.
Легитимность власти (от лат. legitimus - законный, правомерный). Легитимной считается власть: 1) сформированная путем демократических выборов; 2) признается как внутри страны, так и на международном уровне
Разделение властей предполагает четкое разграничение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть и служит гарантией прав граждан. Уравновешивая друг друга, они обеспечивают демократичность и стабильность политического строя.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия