ГОСУДАРСТВО

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Государство
политическая форма организации жизни общества.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Государство
 часть общества, имеющая власть и силу, а также возможность распределять общественные ресурсы и средства.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Государство
социальный институт и совокупность социальных организации, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Государство
политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

ГОСУДАРСТВО
развитый социальный институт власти, объединяющий её законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также возможность распределять общественные ресурсы и средства в целях управления обществом.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Государство
State Основной институт политической системы общества. Необходимыми его атрибутами являются система органов и учреждений, реализующих властные функции, правовое закрепление этих функций и территория, на которую распространяется его юрисдикция.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

ГОСУДАРСТВО
особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Государство
публичная и легитимно (нормативно выраженная) властная сила общества [2.– С.293]. –политический аппарат (правительственные институты плюс чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть которого закреплена законом и возможностью использовать силу [6.– С.665]. –социальный институт, обладающий властью, силой, авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих данную социальную систему [9.– С.578].

Источник: Социология. Словарь.

Государство (state)
Политический аппарат (правительственные институты плюс чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть которого закреплена законом и возможностью использовать силу. Государство существовало не во всех обществах. Оно отсутствовало у охотников и собирателей, а также в малых обществах аграрного типа. Появление государства становится важной вехой истории человечества, поскольку централизация политической власти, присущая государственным образованиям, вводит новую динамику в процессы социальных изменений.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Государство
Политическое образование, которое обладает правовой юрисдикцией и эффективным контролем над определенной территорией, полномочиями на принятие коллективных решений для постоянно проживающего населения, монополию на легитимное применение силы и международно признанное правительство, которое взаимодействует или имеет возможность взаимодействовать на официальном уровне с другими субъектами международного права. Критерием государственности для целей международного права обычно считается наличие постоянно проживающего населения, определенная территория, правительство и возможность поддерживать международные отношения с другими государствами (ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств, 1933 г.).

Источник: Справочник по терминологии в области миграции

Государство
политическая форма организации жизни общества, складывающаяся и функционирующая в результате возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся на силу принуждения, в том числе с применением, в случае необходимости, организованного насилия. Это ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние не только в сфере политических, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношений.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Государство
Главная форма управления обществом, при которой общество как целое предоставляет некоторым лицам (политическим деятелям) государственную власть постоянно или временно. Основными признаками государства являются: 1) название и атрибутика государства: герб, гимн, флаг; 2) определенная территория со своим населением, на которую распространяется юрисдикция данного государства; 3) наличие системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 4) право, закрепляющее определенную систему норм отношений между людьми, установленных государством. Формирование государства является выражением исторического процесса географического
обособления народов друг от друга.
пример конфедерации, где по конституции образующие это государство кантоны полностью сохраняют свою независимостъ и имеют собственные органы власти и управления.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Государство
state), полит, форма орг-ции жизни об-ва на опред. терр., опирающаяся в конечном счете на силу. Там, где Г. осуществляет фактический контроль над своей терр. (по праву или нет), его обычно признают де-факто др. Г. и наднац. орг-ции, напр. ООН. Однако само по себе это не обеспечивает ему легитимности. Структуры и учреждения Г. обычно определяются, по крайней мере номинально, Конституцией страны. Границы не всегда четко определены, основу составляют исполнительная власть, государственная гражданская служба, судебная власть, полиция и вооруженные силы, обеспечивающие возможность Г. принимать и проводить в жизнь свои решения. В большинстве Г. законодательная власть включается во властные структуры. Однако политические партии в либеральных Демократиях не считаются его частью. Г. является национальным государством, если в его границах проживают люди одной национальности.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ГОСУДАРСТВО
англ. state; нем. Staat. 1. По К. Марксу и В. И. Ленину - машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате обществ, разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов. 2. Форма полит, организации общества, признаками к-рой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на к-рую распространяются юридические нормы Г. В зависимости от характера базиса данного общества различаются истор. типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения госуд. устройства: конфедерация, федерация, унитарное Г.; по характеру функционирования полит, институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ГОСУДАРСТВО
state) — 1. Аппарат правления или управления в рамках определенной территории. 2. Территория и социальная система в целом, которые подчинены определенному правлению или господству. В этом смысле термины "государство" и "общество "могут иногда использоваться как синонимы. По Веберу, решающей особенностью для определения любого государства является то, что оно успешно реализует претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Следует подчеркнуть, однако, что только в чрезвычайных обстоятельствах государства зависят главным образом или полностью от действительного применения насилия или физического принуждения. Обычно они применяются только в крайнем случае. Претензии на политическую "легитимность", выдвигаемые правителями, как правило, обеспечивают гораздо более мощную и эффективную основу для безотказного политического управления (см. Легитимный авторитет). Но угроза применения силы всегда остается подоплекой управления государствами и по сравнению с теориями (например, Нормативным функционализмом), чрезмерно подчеркивающими нормативную основу государственной власти, ею нельзя пренебрегать. Поскольку оборонительная и наступательная машина временами прибегала к войне, роль насилия во всем мире снова становится очевидной. Первые государства (см. также Древние государства) появились около 5000 лет назад на Ближнем Востоке и в других регионах, вероятно, в результате деятельности перераспределительных кланов или войн, которые вели к завоеваниям и классовому господству (см. также Энгельс). Однако, каким бы ни было их точное происхождение, достигнуто согласие в том, что централизованное присвоение экономического излишка и социальная стратификация являются и необходимой предпосылкой, и следствием последующего развития государств. До первых государств (см. Безгосударственные общества) управление обществами существовало лишь как совокупность функций, распределенных среди ряда институтов или организаций, играющих политические роли, например, групп происхождения, возрастных групп или общих собраний. Напротив, современные государства, как правило, обладают совокупностью четко дифференцированных "политических" учреждений: исполнительными и законодательными органами, судебным правом, вооруженными силами, полицией и т.д. По сравнению с современными национальными государствами многие ранние формы (например, доиндустриальные империи) хоть и имели дифференцированную государственную структуру, но их господство на собственной территории было, можно сказать, гораздо более фрагментированным и оспариваемым. (См. также Город-государство; Восточный деспотизм.) Кроме того, большинство из них имело лишь подданных, а современные государства имеют граждан (то есть полноправных членов политических сообществ, пользующихся все большими правами — голоса, занимать должности, свободой слова; см. Гражданские права; Государство всеобщего благоденствия). Близко к этому различие между государством и Гражданским обществом — достаточно важное, особенно в марксизме, где оно обеспечивает базу для проведения границы между государством и обществом или государственными и индивидуальными гражданами либо их группами. Подразделами социологии, в наибольшей мере связанными с изучением различных видов государственной и политической системы, а также значений государственной власти, являются историческая социология и политическая социология (см. также Политическая наука, Международные отношения). Один из главных вопросов заключается в том, можно ли объяснять государственную власть автономно или только с точки зрения основных экономических сил; см. Относительная автономия (государства); Правящий класс. См. также Власть; Демократия; Либеральная демократия; Однопартийные государства; Тоталитаризм; Государственно-социалистические общества.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ГОСУДАРСТВО
основное орудие поли-тич. власти в классовом об-ве. В более широком смысле под Г. понимают политич. форму организации жизни об-ва, к-рая складывается как рез-т возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами обществ. жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Основные признаки Г. следующие: 1. Наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм гос-ва (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится все более сложным, разветвленным по мере усложнения жизни об-ва в ее соц.-политич. и техникозкономич. аспектах. 2. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, установленных или санкционированных Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет определенный порядок обществ. отношении, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма. 3. Наличие определенной территории, пределами к-рой ограничена данная государственная власть. Г. представляет собой соц. явление, ограниченное определенными история, рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в рез-те обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола об-ва на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом механизме политич. господства, каким явились Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с об-вом, как бы стоит над ним и содержится за счет об-ва (налоги, сборы). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют свое экономич. и соц. господство - руководящую роль внутри данного об-ва, а также в его взаимоотношениях с Др. Г. Г., т.обр., обусловлено в конечном счете характером производственных отношений и способа производства в целом, является надстройкой над экономич. базисом, по отношению к к-рому обладает относительной самостоятельностью. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. В зависимости от господствующего в об-ве способа производства, являющегося наиболее главным и решающим элементом обществ.-эко-номич. формации, Г. подразделяются на различн. историч. типы: рабовладельческое, феодальное, бурж., социалистическое. Типологич. характеристика Г. дополняется изучением его формы, складывающейся из формы правления (монархия., республиканской), формы государственного территориального устройства (унитарной, федеративной) и политич. режима (демократич., авторитарного). Наиболее развитым типом Г., основанного на частной собственности и соответствующих ей обществ. отношений, является буржуазное Г. Там, где буржуазия в ходе антифеодальных революций шла на компромиссы с дворянством (напр., в Великобритании), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии, там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократич. республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой этого типа Г., хотя различия этих форм существенно сгладились. Иногда и при сохранении бурж.-демократич. форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению "сильной личности", возрастает роль правительства и его аппарата за счет умаления полномочий выборного парламента, ведется наступление на демократич. права и свободы граждан и организаций. Лит.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 21; Ленин В.И. Государство и революция//Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33; Теория государства и права. Л., 1987. Reinhold Zippelius. Allgemeine Staatslehre. Politikwissenschaft.
Munchen, 1988. Г.Н. Манов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВО
(англ. - state, нем. - Staat) - основная форма организации жизни общества на территориальной основе; исторически предшествовавшее ему племя (см.) представляло собой союз родов, объединенных по кровно-родственному принципу. Отличительной чертой Г. является также особая система учреждений во главе с правительством или правителем (царем, президентом и т.п.), который при монархическом строе получает власть по наследству, при республиканском строе - путем общегражданских выборов. В марксистской литературе при определении Г. подчеркивалась его роль как орудия господствующего в обществе класса для обеспечения его экономических интересов и подавления эксплуатируемого большинства населения; при этом недоучитывалась объединяющая, интегрирующая роль Г. для всех слоев общества, для возникновения и упрочения хозяйственных связей между отдельными областями Г., для распространения общего языка межнационального общения, возникновения представления об общности исторических судеб его граждан и т.п.
Между Г. и этносами классовых формаций (см.) существуют органические связи, обусловленные, с одной стороны, тем, что Г. легче возникнуть и упрочиться на этнически однородной основе, с другой - тем, что сам этнос может достаточно оформиться и утвердиться в качестве субъекта исторического процесса только через государственную организацию. Почти все крупные средневековые европейские этносы (“народности” - см.)- англичане и шотландцы, поляки и чехи, сербы и хорваты и т.д. - оформились в соответствующих королевствах. Позднее - с возникновением капитализма - то же самое наблюдалось и в отношении “наций” (см), так как по существу все так наз. национальные движения были направлены на создание национальных государств или форм территориальной автономии в пределах многонациональных Г.
Специфика формирования наций в различных странах мира определялась главным образом соотношением языково-территориальных и государственно-политических эдементов. В Западной Европе процесс образования национальных Г. - политическое объединение земель с населением, говорящим на одном языке, был наиболее типичным процессом образования наций. Однако в России такая схема формирования наций отчетливо выступила лишь в развитии крупнейшего этноса - русских, составивших ядро этого Г. и проявилась в политическом объединении прежде независимых русских княжеств и земель, сопровождавшемся установлением между ними тесных экономических и культурных связей. Г. было важнейшим фактором формирования наций из разнородных в этническом и расовом отношении групп населения в процессе образования американских наций, границы которых в большинстве случаев совпадают с границами соответствующих Г. Весьма существенна его роль и в формировании новых африканскихнаций ( см. также Этногенез, Этнос ).
Возникшие многонациональные Г. отличаются обычно более существенными внутренними противоречиями, чем - национальные, и имеют тенденцию к распаду, особенно в случае тех или иных потрясений, если их единство не подкрепляется общностью религии или какими-то другими факторами. Так произошло с Австро-Венгерской и Оттоманской (Османской) империями после их поражения в первой мировой войне. Возникшие из их частей новые многонациональные Г. - Югославия и Чехословакия - также отличались внутренней неустойчивостью и в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда эти страны начали трудный переход от неудавшегося строительства социализма к капитализму, распались на национальные в своей основе Г. Во многом аналогичные процессы шли в Советском Союзе. Большевики-ленинцы, пришедшие к власти в 1917 г., превратили прежде унитарное Российское Г. в ходе так наз. национально-государственного строительства (см.) в союзно-федеративное Г., подразделявшееся на национальные в своей основе республики, создав тем самым условия для дальнейшего развития национально-республиканской сепарации. И как только в конце 80-х гг. центральные власти перешли к политике экономической децентрализации и фактически отказались от борьбы против национализма (см.) и национал-сепаратизма, Советский Союз стал разваливаться на отдельные суверенные Г. Аналогичные процессы национально-государственной сепарации стали развиваться и в автономных республиках Российской Федерации, Грузии и Азербайджана.
Порайонное разделение труда и свободные миграции рабочей силы на большом пространстве имеют немаловажные преимущества перед экономической сепарацией мелких государств, что привело к экономической интеграции многих стран Европы с их частичной политической интеграцией. Однако такая интеграция возможна лишь постольку, поскольку она не нарушает национальных интересов и не давит на национальные чувства. Поэтому создание новых многонациональных государств из национальных - дело весьма отдаленного будущего.
ЛИТ.: Водовозов В. Национальность и государство // Формы национального движения в современных государствах, М., 1910.
Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Птгд., 1922;
Национальные отношения и государство в современный период. М., 1972;
Каленский В.Г. Государство как объект социологического
анализа, М., 1977;Gellner E. Culture, identity and politics, Cambridge, 1987.
Le Fur 1. Races, nationalites, etats, Paris, 1922.
Statemaking and Social movements: Essays in history and theory, Ann Arbor, 1984.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

ГОСУДАРСТВО
исторически сложившаяся организация политической власти и управления, основной институт политической системы. Он отличается от других политических институтов наибольшей концентрацией власти, обладает относительной самостоятельностью в обществе. Г. возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов. Факторы, которые непосредственно обусловили процесс складывания Г.: постепенное обособление деятельности по управлению делами общества в относительно самостоятельную социальную функцию, формирование слоя лиц, принимающего на себя отправление данной функции. Принудительный характер власти Г., его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов. Только государству принадлежит право официально представлять все общество в целом внутри страны и вовне, издавать законы, осуществлять правосудие, взимать налоги.
Характерные признаки Г.: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти, права, закрепляющие определенную Г. систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенитет; Г. имеет собственный герб, флаг, гимн. Структурно Г. представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность, в которой традиционно выделяются три ветви государственной власти — исполнительная (правительство); законодательная (парламент) и судебная. В зависимости от политической роли в структуре Г. выделяют политиков, принимающих решения, и бюрократию, выполняющую служебные функции. Особое место занимает местная или муниципальная власть, организующая жизнь на определенной территории. Типология Г. имеет многомерный характер и базируется на различных критериях. По типу правящих классов различают Г.; рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; го форме правления существуют Г, монархические и республиканские; по форме государственного устройства — унитарные, федеративные, конфедерации; по виду режима Г. разделяют на демократические, авторитарные, тоталитарные, военно-диктаторские, фашистские; по приоритетным функциям Г делят на военно-полицейское, правовое, социальное и т. п.
Сущность Г. проявляется в его функциях, т, е. основных направлениях политики, характеризующих его роль в общественном развитии. Современному демократическому Г, присущи следующие основные функции: политическая, экономическая, социальная, идеологическая, внешнеполитическая, оборонная. Указанные функции асе более усложняются, формы их осуществления становятся все более многообразными. При этом особенно усиливается значение экономической и социальной функций.
Г. и гражданское общество — явления взаимосвязанные, взаимопереходящие. Эффективность власти в демократическом государстве не в последнюю очередь зависит от качества ее взаимодействия с гражданским обществом. Обязанность Г. по отношению к гражданскому обществу состоит в том, чтобы содействовать его становлению и полноценному функционированию. Г. создавалось как на базе одного союза племен, так и на основе нескольких племенных объединений. Однако в последнем случае областные общности, в которые трансформировались отдельные племенные объединения, обычно в течение длительного времени сохраняли местные языково-культурные особенности и остатки особого самосознания, а созданные государственные образования нередко были недостаточно устойчивыми. Между Г. и этносами существуют органические связи, обусловленные тем, что сам этнос может оформиться и укрепиться в качестве субъекта исторического процесса только через государственную организацию. Почти все крупные средневековые европейские этносы (народности) — англичане и шотландцы, поляки и чехи, сербы и хорваты и т. д. оформились в соответствующих королевствах. Позднее, с возникновением капитализма, то же самое наблюдалось и в отношении наций, так как по существу все т. н. национальные движения были направлены на создание государств или форм национально-территориальной автономии в пределах многонациональных государств.
Г. определяет национальную политику внутри и вне страны и проводит ее в жизнь. Она может основываться на принципе «разделяй и властвуй» или на противоположном — внутринационального и межнационального согласия. Г. укрепляет национальное единство народа или же, если в стране один народ является господствующим, а другие зависимыми, политически бесправными, закрепляет неравноправие. Г. дополняет экономические связи политическими связями, в результате чего национальные связи обретают всесторонность и целостность. Оно юридически закрепляет стихийно сложившиеся этнические территории, придает ее границам политический характер. В России процесс формирования Г. и наций отчетливо выступил в развитии крупнейшего этноса - русских, составляющих ядро этого государства, и проявился в политическом объединении прежде независимых русских княжеств и земель, сопровождающемся установлением между ними более тесных экономических и культурных связей. Г. было важнейшим фактором формирования наций из разнородных в этническом и расовом отношении групп населения в процессе образования американских наций, границы которых в большинстве случаев совпадают с границами соответствующих государств. Весьма существенна его роль и в формировании новых африканских наций. См.: Государство многонациональное. Государство национальное. Государство унитарное. Государство федеративное.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

ГОСУДАРСТВО
STATE) Совокупность управляющих определенной территорией институтов, которая обладает способностью создавать законы, регулирующие поведение людей в пределах данной территории, и поддерживается за счет доходов от налогообложения. Способность создавать и осуществлять законы связана с монополией государства на легитимное применение силы. Между тем при таком определении трудно провести границы государства в современном обществе, причем трудности эти двоякого рода — территориальные и институциональные. Хотя государство управляет определенной территорией, глобализация современного мира означает, что контроль правительств над различного рода активностью на их территориях становится все слабее. Например, коммерческие предприятия действуют на международном уровне и могут по своему желанию перемещать ресурсы из одного государства в другое. Деятельность глобальных финансовых рынков может полностью дестабилизировать правительства, в значительной степени утратившие контроль над своими экономиками. Институциональные трудности связаны с размыванием границы между государственными и негосударственными организациями в результате недавней приватизации государственных предприятий, с одной стороны, и создания регулирующих организаций, ответственных перед государством, с другой. С точки зрения многих теоретиков, существует различие между государством и гражданским обществом, включающим в себя, например, институты семьи и добровольных организаций. Другие авторы указывают на то, что институты гражданского общества настолько тесно связаны с государством, что провести такое различие крайне трудно. Существующие теории государства могут быть разделены на три основные группы: плюралистические, элитистские и марксистские. Согласно плюралистической модели, власть рассеяна и фрагментирована. Множество групп, имеющих те или иные интересы, пытаются оказывать влияние на политику, но ни одной из них не удается обеспечить себе какое-либо господство. Политическая жизнь, с данной точки зрения, — это конкуренция между группами, имеющими несовпадающие интересы, одним из проявлений которой являются выборы. Государство не принимает сторону какой-либо из этих групп, оно в некотором смысле нейтрально по отношению ко всем группам. При этом различные теории подчеркивают различные варианты нейтральности. Нейтральное государство, например, может быть пассивным, реагирующим лишь на ту группу интересов, которая является сильнейшей в данный момент времени; оно может быть арбитром, обеспечивающим справедливые условия политического конфликта; оно может вмешиваться в происходящее с целью защиты слабых и не способных конкурировать; наконец, оно может выступать посредником между различными политическими силами и вместе с тем иметь свои собственные интересы, отстаиваемые государственными служащими. Несмотря на то, что плюралистические теории государства в целом оптимистичны, ряд исследователей, работающих в рамках этой традиции (таких, как Белл), в последнее время выражают беспокойство по поводу того, что современное плюралистическое государство перегружено или не поддается управлению. Например, резко возросло число требований более высокого качества здравоохранения. Между тем государство неспособно удовлетворить эти требования, поэтому с его авторитетом считаются все меньше и меньше. Элитистский взгляд на государство резко расходится с плюралистическим. С этой точки зрения, политический процесс на самом деле обеспечивает господство определенных политических групп. Влияние групп, имеющих те или иные интересы, далеко не одинаково, при этом интересы некоторых социальных групп вообще не представлены политически. Между политическими группами нет серьезной конкуренции, поэтому выборы не имеют особого смысла. Обосновывая эти положения, теоретики данного направления ссылаются на исследования правящих институтов в Британии — парламента, государственной службы, суда, церкви, вооруженных сил, бизнеса, прессы, — которые показывают, что их руководители имеют весьма сходное происхождение и образуют сеть влияния. Короче говоря, они составляют элиту, интересы которой не подвергаются какой-либо серьезной угрозе в ходе политического процесса. Существуют различные версии теории элиты — как правого, так и левого толка. Представители первых — например, Михельс и Парето — своей мишенью избирают марксистскую теорию. Для сторонников последних — например, Миллса — объектом атак является плюралистическая теория. Для марксистских социологов определяющей чертой капиталистического общества является противоречие между трудом и капиталом. Культура, право, социальное устройство и политика в таких обществах отражают интересы капиталистов. Марксисты, следовательно, сходятся с приверженцами элитистской теории в том, что современная политическая деятельность и особенно проведение выборов в основном бессмысленны, поскольку имеют идеологический характер. Существуют различные марксистские теории государства. Одни авторы — например, Милибанд (Miliband, 1983) — рассматривали государство как орудие капиталистического класса, обеспечивающее реализацию его интересов, чему способствует общее социальное происхождение государственных служащих и членов капиталистического класса. Другие, такие, как Альтюссер, принимают функционалистскую точку зрения, согласно которой функцией государства является поддержание капиталистического способа производства. При таком взгляде считается, что качества и поведение государственных служащих не имеют значения. Наконец, ряд марксистов, таких, как Пулантцас (Poulantzas, 1973), сближаются с плюралистической версией, утверждая, что государственные органы относительно автономны от капитализма, хотя в конечном счете требования капитала возобладают. См. также: Вебер; Власть; Давления группа; Гражданство; Идеология; Идеологический аппарат государства; Легитимация; Марксистская социология; Плюрализм; Социалистические общества; Феодализм; Функционализм. Лит.: Dunleavy and O»Leary (1987); Pierson (1996)

Источник: Социологический словарь

ГОСУДАРСТВО
политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании Г. предстает как форма организации политической власти, необходимая для поддержания юридического порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом применения принуждения и насилия. Немецкий социолог и политолог М. Вебер считал, что решающим признаком при определении Г. является его способность успешно реализовать претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Поэтому он определял Г. следующим образом: "Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует".
Г. как социальный институт и одновременно политическая организация общества располагает определенными отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
1. Наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть и на социальном пространстве которой существует территориально-государственная общность людей.
2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории, имеющая исключительное право издания законов, распоряжений и норм, обязательных для всего населения.
4. Существование особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, аппарат принуждения: армия, полиция (милиция), органы безопасности и т.д.
5. Монополия на взимание налогов и сборов с населения, необходимых для содержания многочисленных служащих и для материальной обеспеченности государственной политики: экономической, социальной, культурной, оборонной и т.д.
6. Наличие права, т.е. обязательных норм и правил поведения, установленных или санкционированных Г. и объединяющих его граждан в определенный правовой союз (гражданство).
Г. имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) издавать законы и нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения; 4) распоряжаться материальными, социально-экономическими и культурными ресурсами; 5) осуществлять правовую защиту граждан внутри страны и за ее пределами.
Г. наделено правом издавать законы, имеющие общеобязательный характер и на их фундаменте регулировать жизнь общества. Обеспечивая нормальные условия существования общественной жизни на основе права, Г. обладает таким свойством как принудительность, т.е. способно управлять через органы насилия (армию, службы охраны порядка и безопасности). В современных Г. концентрируется огромная сила, обусловленная монополией на легальное применение физического принуждения и легитимном насилии со стороны государства.
Для Г. характерно: 1) выражение всеобщности интересов всех членов общества; 2) создание особой степени регулирования различных сторон государственной деятельности; 3) концентрированное выражение политической власти; 4) высокая способность к решению социальных задач; 5) дифференциация и специализация внутренних структур.
Как политическая организация общества и система власти Г. имеет сложное строение.
Законодательная власть принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества. Например, законодательным органом - парламентом - Норвегии является Стортинг; США - Конгресс; Швеции - Риксдаг; России - Федеральное собрание Российской Федерации; Беларуси - Национальное собрание Республики Беларусь.
Исполнительная власть обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в Беларуси - это Совет Министров Республики Беларусь).
Судебная власть выступает арбитром в обществе, решает юридические споры, осуществляет правосудие (в Беларуси к органам этой власти относятся Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный и другие суды, а также Прокуратура Республики Беларусь).
Структура Г. неразрывно связана с выполняемыми функциями, они суть главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед Г. задач. В зависимости от этого функции Г. можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции - это организация хозяйственно-экономической, социальной, духовной жизни конкретной страны, определяющая внутреннюю политику Г. К ним относятся: охранительные, регулятивные, духовные, адаптационные и иные функции.
Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
Функция артикуляции, т.е. расчленение интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.
Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.
Разделение и распределение законодательной, исполнительной и судебной власти в политической деятельности.
Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.
Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике.
Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.
Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например, изменение соотношения политических сил).
Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным, воздействиям на нее.
Регулятивная функция реализуется в организации эффективного развития экономики и социальной среды общества, его политической системы и социальных взаимодействий между индивидами и их общностями (территориальными, национальными, профессиональными и др.).
Культурно-воспитательная функция выражается в содействии развитию образования, культуры, нации, в создании условий и возможностей для развития духовной жизни общества.
Внешние функции заключаются в отстаивании государственных интересов во взаимоотношениях с мировым сообществом: это - 1) защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) поддержание мира и мирного сосуществования.
Внешние и внутренние функции Г. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В зависимости от продолжительности действия функции Г. классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития Г.) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.
Выделяются несколько типов Г. по различным признакам. Они могут быть сгруппированы по следующим принципам:
По способу организации высшей власти или формам правления: монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая); республика (президентская, парламентская, смешанная).
По национально-территориальному устройству: унитарное; федеративное; конфедеративное.
По политическому режиму: тоталитарное; авторитарное; демократическое.
В зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами, т.е. формы правления, Г. подразделяются на монархии и республики.
Наиболее древней формой Г. является монархия (от гр. monarchia - единовластие) - такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы Г. - наследственного правителя, монарха (султана, царя, короля, императора, шаха, султана и т.д.) и передается по наследству.
В конце 20 в. в мире насчитывалось 28 монархий, а формально более 40.
Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия.
Абсолютная, или неограниченная, монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ).
Ограниченная монархия выступает в двух видах:
Конституционная власть монархии ограничена конституцией.
Парламентская - полномочия монарха ограничиваются действиями парламента.
В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию.
В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом.
Самой распространенной формой государственного правления в современной политической практике является республика (термин "республика" происходит от лат. res - дело, publicus - общественный, всенародный).
Республика - Г., органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Президент (от лат. praesident - сидящий впереди, во главе) является главой Г. в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 в США Джордж Вашингтон (1732-1799).
В президентской республике всенародно избранный президент является и главой Г., и главой исполнительной власти. Он назначает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности - импичменту (от англ. impeachment - порицание, обвинение - особая процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц Г.).
Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы.
Президентскими республиками являются: США, Российская Федерация, Республика Беларусь, Мексика.
Парламент (от франц. parler - говорить) - это высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Парламент впервые был образован в Англии в 13 в. (1265) как орган сословного представительства. В различных странах парламентский орган называют по-разному: Парламент (в Индии), Кортесы (в Португалии), Кнессет (в Израиле) и т.д.
Парламент может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, ФРГ, России, Беларуси и др.) и однопалатным (как в Израиле, Швеции, Финляндии, Украине, Турции).
В парламентской республике выборный парламент формирует и контролирует правительство, возглавляемое премьер-министром и может выразить ему вотум (от лат. votum - желание, решение путем голосования) недоверия, отправив его в отставку. Президент избирается парламентом или парламентской коллегией. Его роль в управлении страной часто является номинальной (от лат. nominalis - именной), фактически президент в парламентской республике выполняет представительные, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, вручение наград и т.п.). В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Индии и др.
В некоторых странах республиканская форма правления носит смешанный характер, т.е. сочетает черты президентской республики (глава Г. избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К странам смешанной формы республиканского правления относятся: Франция, Финляндия, Латвия, Литва).
В каждой из форм республики есть свои сильные и слабые стороны. В парламентской республике часто случаются правительственные кризисы. В президентской республике большая стабильность власти в обществе.
Кроме перечисленных признаков президентской и парламентской республик во многих странах власти продолжают делить влияние между собой, изменяя объем полномочий ("весы власти") то в пользу президента, то в пользу парламента.
Современные Г. объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп. Поэтому каждое сообщество людей должно договориться о характере самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Следовательно, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. Общепринято выделять три основные формы территориально-государственного устройства - унитарную, федеративную и конфедеративную.
Наиболее распространенной формой Г. является унитарное. Унитарное Г. представляет собой такую форму государственного устройства, при которой территория страны подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.). В нем действует единая для всего Г. конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного Г. характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.
Но даже самое централизованное Г. прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию.
Например, во Франции это коммуны, департаменты, регионы; в Испании провинции образуют "автономные сообщества", т.е. децентрализация широкая.
Примеры унитарных Г.: Республика Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония и др.
Практика показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие отдельных регионов страны, способствует росту бюрократизма.
В отличие от унитарного федеративное Г., или федерация (от лат. foederatio - объединение, союз), - это устойчивый союз, объединяющий относительно самостоятельные территориальные образования - земли (как, например, в ФРГ), штаты (США, Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти субъекты федерации наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией; каждый субъект федерации имеет свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство либо единое союзное гражданство.
В федерации осуществляется разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Федеративное Г., обладая полнотой внешнего суверенитета, решает вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других. Федеративное устройство Г. известно давно. Первой федерацией считают США. В современном мире общее число федеративных Г. не превышает двух десятков, это: Австрия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Индия, Пакистан, Российская Федерация и др.
Особая государственная форма - конфедерация (от лат. confoederatio - объединение, союз) - это временный юридический союз суверенных Г., созданный для достижения общих целей - политических, военных, экономических. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им Г. - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над Г., входящими в конфедерацию, не могут влиять на их решения. Участники конфедерации сохраняют основную часть своих государственных прерогатив и передают конфедеративному Г. лишь некоторые.
Растущая глобализация жизни современных людей рождает новые формы объединенных содружеств Г.: Содружество Независимых Г. (СНГ) образовано в 1991, Британское Содружество и Европейский Союз.
Г., учреждающие такие объединения, полностью сохраняют свой суверенитет, передавая союзным органам лишь некоторые общие функции.
Отдельного рассмотрения требует правовое Г. Правовым называют такое Г., при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. В основе правового Г. лежит гарантия основополагающих прав человека.
Верховенство и всеобщность закона в обществе означает: во-первых, только закон (а не отдельные лица или ведомственные и местные приказы и инструкции) определяет жизнь общества; во-вторых, законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого Г., всех его органов.
Правовой характер законов. Законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, отражать волю народа и приниматься в законном порядке (через референдумы или парламент, а не распоряжением отдельных лиц).
Приоритет прав и свобод человека предполагает, что главным в деятельности Г. является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. Равноправие граждан означает, что свобода индивида не может быть абсолютной, а свобода и права других - единственный ограничитель свободы личности.
Взаимоответственность Г. и личности. Правовое равенство всех граждан становится реальностью, когда оно связано с обязанностями и ответственностью государства. Права и обязанности взаимообусловливают существование друг друга. Граждане обязаны соблюдать законы. Г. ответственно за неукоснительное исполнение своих функций.
Легитимность власти (от лат. legitimus - законный, правомерный). Легитимной считается власть: 1) сформированная путем демократических выборов; 2) признается как внутри страны, так и на международном уровне
Разделение властей предполагает четкое разграничение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть и служит гарантией прав граждан. Уравновешивая друг друга, они обеспечивают демократичность и стабильность политического строя.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Государство-инвестор, государство-заказчики подготовка научно-педагогических кадров: сеть НИУ

Мудрова Елена Борисовна, Виноградова Елена Борисовна
Представлен анализ действий государства-инвестора в процессе реформирования системы высшего образования.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 03. 004. Мюллер Й. Б. Государство и минимальное государство. Muller J. B. Staat und Minimalsta

Деев Н. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Государство-праздник и государство-будни: к вопросу о возможности еще одной типологии современных го

Фадеичева М.А.
В статье предложена новая типология современных государств: государство-праздник и государство-будни. В основе типологии - формы осуществления власти. Государство, использующее мягкую власть, это - государство-праздник.
Читать PDF
0.00 байт

Государство как корпорация и корпорация как государство: продукт глобализации или новая феноменологи

Косолапов Николай Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Нравственное государство как государство справедливости: штрихи к концепции

Тяпин Игорь Никифорович
Статья посвящена проблеме воплощения фундаментальной этико-правовой ценности справедливости в государственном бытии. Рассматривается модель нравственного государства как оптимального гаранта социальной справедливости.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное государство как инструмент достижения социальной справедливости

Острая Т. Б.
Показано противоречие экономической эффективности и социальной справедливости. Анализируется сущность социального государства как основного инструмента разрешения этого противоречия.
Читать PDF
0.00 байт

Государство, политика, молодежь

Касьянов Валерий Васильевич
Article is devoted the analysis of a modern youth state policy and covers the most actual for the Russian society the problems demanding the permission.
Читать PDF
0.00 байт

«Социальное государство» и новая модель социальной политики в России

Васильева Елена Геральдовна
Современное общество демонстрирует широкий спектр моделей социальной политики, отражающих специфику национально-государственного устройства, культуры и морали, особенности истории и традиции различных стран.
Читать PDF
0.00 байт

Интернет-реклама и государство: направления институционального взаимодействия

Шахов Денис Андреевич
Интернет-реклама представлена как явление в жизни общества. Анализируются особенности участия государственных структур в формировании индустрии Интернет-рекламы.
Читать PDF
0.00 байт

Российское государство и «Внутренние» мигранты-мусульмане: тенденции взаимодействия и стратегии адап

Булатов Абдулгамид Османович
Читать PDF
0.00 байт

Социальное государство: кризис или закат?

Русаков Василий Матвеевич, Саранчин Юрий Константинович
Кризис теории и практики социального государства формулирует парадокс: с одной стороны, теории и практики развития «человеческого капитала» признают способности человека источником прогресса общества, а с другой стороны, отрицаетс
Читать PDF
0.00 байт

Нравственное государство: замыслы и реальность

Соловьев А. И.
Автор доказывает, что идея нравственного государства утопична. Добиться морально-этического единомыслия населения и государственных управленческих стратегий невозможно

Похожие термины:

  • Авторитарное государство

    государство, в котором власть находится в руках монарха или диктатора, управляющего с помощью насилия.
  • ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ

    концепция, рассматривающая современное капиталистич. об-во как такое, к-рое с развитием науки, техники и экономики стало способным обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих чле
  • ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

    welfare state). Политическая система, обеспечивающая большой набор льгот и пособий своим гражданам.
  • ГАРНИЗОННОЕ ГОСУДАРСТВО

    garrison society) — термин Гарольда Лассуэлла (1941) для формы государства и общества, которые, как он считал, начинают появляться в США и в которых огромные военные расходы и менталитет военного захвата ста
  • ГОРОД-ГОСУДАРСТВО

    См. ПОЛИС.
  • Телевидение и государство

    На разных стадиях развития телевещания отношения между ветвями власти и телевидением менялись. Все страны Европы начинали с правительственного контроля над вещанием, уступая затем его парламент
  • ОДНОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА, ОДНОПАРТИЙНОЕ ГОСУДАРСТВО или ОДНОПАРТИЙНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

    one-party system, one-party state or one-party rule) — политическая система и государство с правлением одной политической партии и запрещением или отстранением от руководства оппозиционных партий. Являясь до недавнег
  • КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

    capitalist state) (марксизм) — форма государства в капиталистическом обществе, функционирующая, согласно некоторым версиям марксизма, преимущественно в интересах капитализма, оказывая непосредственное
  • Марионеточное государство

    марионеточный режим) (puppet state), страна или пр-во, номинально независимые, но практически находящиеся под контролем более сильной державы. После вторжения Японии в кит. пров. Маньчжурию в сент. 1931 г. н
  • Многонациональное государство

    Страна, в которой наличие этнически неоднородного населения является фактором, оказывающим решающее влияние на формирование и функционирование национальных языков и языковую ситуацию. По этнич
  • Государство-нация

    светское государство с ярко выраженным централизмом. Политическое образование, в котором государственные формы приводят к рождению этноса и его культуры. Отличается от этнического образования (
  • Национальное государство

    Особый тип государства, характерный для современного мира, в котором правительство обладает властью на определенной территории, большинство населения являются гражданами, ощущающими себя часть
  • Государство работы по найму

    Государство, в котором, в зависимости от конкретного случая, трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой деятельностью (ст. 6(b) Международной конвенции о защите пра
  • Однонациональное государство

    Государство, в котором проживает незначительное количество представителей некоренных наций, не оказывающих влияния на национально-языковую ситуацию в стране. Соответственно представителей «ти
  • Однопартийное государство

    one-party state), полит. система, при к-рой одна политическая партия монополизирует гос. власть и не допускает эффективной конкуренции на выборах со стороны др. партий. Правящие партии в О. г. оправдывают с
  • Полицейское государство

    police state), гос-во, в кром полиция, часто тайная, находится под непосредственным контролем авторитарного пр-ва (авторитарное государство), полит, целям к-рого она служит, иногда разрастаясь до невероят
  • Правовое государство

    верховенство права в обществе, свобода людей, равенство в правах.
  • Социалистическое правовое государство

    форма народовластия (власти народа, для народа и осуществляемой через народ), при которой безраздельно господствует закон, в одинаковой мере распространяющийся на власть и управление, политическ
  • Государство происхождения

    Государство, гражданином которого является соответствующее лицо (ст. 6 (а) Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, 1990 г.). см. также страна происхождения
  • Социальное государство

    демократическое правовое государство, проводящее справедливую социальную политику и в силу этого поддерживаемое населением.