ХРИСТИАНСТВО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ХРИСТИАНСТВО
CHRISTIANITY) См.: Мировые религии.

Источник: Социологический словарь

ХРИСТИАНСТВО
от греч. Chris-tos - помазанник) - англ. Christiani- ty; нем. Christentum. Одна из мировых религий, возникшая в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия обездоленных и угнетенных в результате слияния: идей ряда мессианских сект, элементов греко-римской, восточных религий и идей античной идеалистической философии. В начале IV в. X. становится госуд. религией, защищающей интересы правящих классов. Суть X. составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе - сыне Божи-ем - сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха. Формирование христианской догматики происходило на протяжении нескольких столетий, в результате чего возникают 3 основных направления X.: православие, католицизм и протестантизм. См. ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Христианство
одна из мировых религий. Велико его влияние на ход мировой истории, велики и масштабы распространения. Число приверженцев христианства приближается к 2 млрд. человек. Христианство возникло на Ближнем Востоке (на территории современного государства Израиль) в 1 в. н.э., на востоке Римской империи, включающей в себя в тот период весь средиземноморский мир, когда основанная на рабстве цивилизация уже клонилась к упадку. К 60-м гг. I в. н.э. существовало уже несколько христианских общин помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса. Христианство сегодня — собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм, в рамках которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства (это римско-католическая, греко-православная церкви и др.).

Источник: География населения. Словарь терминов.

ХРИСТИАНСТВО,
возникшее (I в. до н.в.) первоначально как секта иудаизма, достаточно быстро вытеснило прежние религиозные верования и стало преобладать в Римской (Византийской) империи, а затем и за ее пределами. Основная идея христианства - идея греха и спасения души человека. Важнейший догмат христианства: вера в единого Бога, имеющего три ипостаси - Бога-отца, Бога-сына, и Бога-Духа Святого. В XI в. христианство раскололось на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями догматики, культа и организации. Существенное догматическое различие - вопрос о происхождении Святого Духа: католики считают, что он исходит и от Бога-отца, и от Бога-сына, православные - только от Бога-отца. Католики полагают, что кроме рая и ада существует «чистилище» - промежуточное звено. Все католики организованно едины и подчинены папе римскому, а православные имеют автокефальные (независимые) национальные церкви (всего их 15). В католицизме большую роль играет монашество. В православии священнослужители могут быть женатыми или дают обет безбрачия, у католиков - целибат (обязательное безбрачие). Имеются отличия в отправлении служб, в наложении креста и т. д. В XVI в. в результате так называемой Реформации от католиков откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть папы римского и ставший третьим направлением христианства. Крупнейшими течениями являются лютеранство и кальвинизм. Протестантизм выдвинул три новых принципа в христианстве: спасение личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. Имеются лишь два таинства: крещение и причастие. Богослужение сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Центр протестантизма - США. Имеется ряд течений, церквей, сект: баптисты, методисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, «Армия спасения» и др. (Северная Европа, Северная Америка, Австралия).

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

Христианство
Christianity), религия, в основе к-рой лежит вера в Иисуса Христа как воплощения Сына Божьего. Наиб, значит, мировая религия, X. возникло из секты иудаизма и сохраняет иудейскую веру в единого всемогущего Бога. Иисус, к-рый был евреем, считался Мессией, новым исполнением иудейских милленаристских (милленаризм) и эсхатологических эсхатология) пророчеств о Спасителе. Он провозгласил Новый завет между Богом и людьми. Стержнем X. является догмат о Троице, согласно к-рому Бог един в трех лицах — Отце, Сыне и Св. Духе. Иисус является одновременно и Богом и человеком. Смерть его на кресте представляет собой жертву (жертвоприношение) ради избавления людей (искупление) от первородного греха. Воскресение Христа символизирует надежду на вечную жизнь. Свящ. кн. X. - Библия, ее первая часть, Ветхий завет, почитается как свящ. писание и в иудаизме. Христиане признают моральный авторитет Десяти заповедей, но прибавляют к ним учение Иисуса о любви к ближнему, к-рое содержится во второй части Библии, Новом завете, соединяющем жизнеописание Иисуса с изложением учения раннехрист. церкви. Заповедь о любви к ближнему передает глубинную суть отношения Бога к человеку, и христианам предписано так же относиться к др. людям. Отличительные черты X. традиция совместного богослужения и хорошо разработанная обрядность, хотя литургия и формы богослужения в разл. христ. церквах неодинаковы. Христ. церкви различаются также по своему отношению к таинствам, но в подавляющем большинстве они признают крещение, через к-рое верующий приобщается к церкви, и евхаристию, во время к-рой хлеб и вино благословляются и раздаются верующим как напоминание о Тайной вечере, пасхальной трапезе (еврейская Пасха) Иисуса с учениками накануне его смерти. Христиане верят в жизнь после смерти, но разные церкви поразному объясняют загробную жизнь, рай и ад. X. широко распространено по всему миру; в наст, время число его приверженцев особенно быстро растет в Африке и Юж. Америке, где, напр., движение теология освобождения предприняло попытку применить христ. учение к решению проблем нищеты и социальной несправедливости. Междунар. орг-ции, особенно Всемирный совет церквей, способствуют консолидации христ. мира; в формировании высших церк. структур традиционно большую роль играют церковные иерархи, напр. папа римский, глава римской католической церкви, но можно ожидать, что и развивающиеся страны выдвинут своих религ. лидеров.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ХРИСТИАНСТВО
Christianity) — монотеистическая религия спасения, зародившаяся в I в. в Палестине, откуда распространилась и стала господствующей религией в Европе и в европейских поселениях на других континентах. Развитие христианского сообщества отмечено расколами по вопросам церковного устройства и доктрины. В итоге современное христианство состоит из трех крупных течений: (а) западной католической церкви, которая опирается на примат Рима; (б) 14 автокефальных восточных ортодоксальных церквей, чьи корни восходят к XI в.; (в) множества протестантских объединений, ведущих отсчет с 16-го столетия и более поздних времен. Соответственно, христианские организационные образцы весьма сложны и подразделяются на церковь, секту и вероисповедание (Трельч, 1912). Формы (а) и (б) имеют церковный тип организации, в то время как протестантство дает примеры всех трех образцов. Христианство покоится на вере в личность всемогущего, всеведущего и справедливого Бога, создавшего вселенную. Человечество, напротив, лишилось милосердия; оно грешило и достойно божественного наказания. Однако благодаря вмешательству Спасителя — Иисуса Христа — становится возможным спасение от этого наказания; христиане верят в то, что Христос был Сыном Божьим и что его смерть стала искуплением перед Богом за грехи людей. Вопрос о путях индивидуального "спасения" верующих стал причиной расколов внутри христианства и имеет важное социологическое значение. В частности, Вебер пришел к выводу, что одна и форм ответа на данный вопрос — доктрина предопределенности была движущей силой протестантского аскетизма (см. Протестантская этика). Согласно Веберу, христианский постулат о ритуальном равенстве всех верующих имел социологическое значение, предотвращая появление кастоподобных перегородок, которые могли бы разрушить единство западной буржуазии и ослабить ее преобразующий революционный потенциал. Другие социологи следующим образом подкрепили его позицию: антиавторитарные тенденции протестантских сект 17-го столетия во многом способствовали демократическим ценностям (см. Уолзер, 1966). Хотя христианство оказало значительное воздействие на историческое развитие (не в последнюю очередь напряженностью в отношениях между церковью и государством, ставшей особенностью европейских обществ по сравнению с азиатскими), сегодня оно теряет свое влияние в западных обществах, сыграв тем не менее значительную роль в недавнем преобразовании Восточной Европы. У социологов все еще сохраняется интерес к сектантству (см. Уил-сон, 1967 и 1970), а также в целом к характеру и распространению религиозных убеждений в современных обществах (см., например, Ленский, 1961), а также к причинам, следствиям и масштабам секуляризации (Мартин, 1969).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
875.12 кб

Христианство в КНР в контексте современных китайских религиоведческих исследований

Пелевина Ольга Викторовна
Опираясь на теоретический и эмпирический материал, полученный китайскими религиоведами в ходе проведения полевых исследований, автор раскрывает специфику современного китайского христианства в зависимости от социальной принадлежно
Читать PDF
266.86 кб

Язычество и христианство: два пути возвышения человеческого существа

Новиков И. А.
В статье даётся сравнительный анализ двух идеалов человека: сформировавшегося в пределах античного (языческого) сознания героя, и сформировавшегося в пределах христианского сознания мученика.
Читать PDF
264.52 кб

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
337.73 кб

Латиноамериканская литература и христианство

Шемякин Я. Г.
Читать PDF
216.13 кб

Христианство как фактор развития науки

Гильманов А. З., Соловьев М. М.
В статье рассматривается влияние христианства на науку. Показывается, что христианство явилось основным фактором рождения науки. Проанализированы принципы христианства на которых основывается наука.
Читать PDF
124.75 кб

Христианство в Крыму: культурологический аспект

Сенченко Наталья Анатольевна
В статье анализируются мифы о распространении христианства на Руси через Крым, отмечается роль Крыма в этом событии и значение христианства в развитии культуры Крымского полуострова.
Читать PDF
83.06 кб

Христианство на пороге XXI века

Архимандрит Платон (Игумнов
Читать PDF
190.81 кб

Древняя Русь и христианство о доминантах общения

Волкова А. И.
Читать PDF
365.90 кб

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не за

Нухова М. В.
Читать PDF
166.66 кб

Буддизм и христианство в историко-культурном пространстве России Евразии

Абаев Николай Вячеславович
Читать PDF
273.46 кб

Христианство в Шапсугии: исторический аспект

Бузаров Алик Шумафович, Надюков Сагид Асланович
В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христанства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил две волны христианизации.
Читать PDF
155.67 кб

Христианство в Адыгее: история и современность

Музалев Антон Александрович, Шоров Марат Асланович
В статье рассмотрены вопросы проникновения и распространения христианства среди адыгов, основные этапы становления православия в Адыгее. Дано описание современной конфессиональной ситуации на территории республики.
Читать PDF
204.66 кб

Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена

Цицилина Нина Ивановна
Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.
Читать PDF
84.34 кб

Христианство в современной Центральной Азии

Пейруз Себастьян
Читать PDF
97.03 кб

Христианство и современная физическая картина мира

Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются религиозные аспекты достижений современной физики. Физика XX в. преодолела механистическую картину мира, в которой не был выражен аспект творения.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Христианские церкви

    Christian Churches). Распространение христианства по всему миру привело к образованию внутри его многочисл. и разнообразных Х.ц. Разделение христиан часто бывало рез-том доктринальных разногласий, хотя со
  • Христианская демократия

    Christian Democracy), идеология ряда правоцентристских партий в послевоен. Европе, стремящихся применить христ. принципы к управлению индустриально развитым об-вом. Возникнув как реакция на классич. либер
  • Христианский год

    Christian year), годовой цикл религ. праздников в христ. церквах, обычно начинающийся с Рождественского поста. Две осн. группы праздников таковы: великие праздники, посвященные событиям жизни и деяниям Ии
  • СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

    англ. socialism, Christian; нем. So-zialismus, christlicher. Направление соц. мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. С. х. утверждает, что социалист, идеи содержатся в Евангелии, мирово
  • Христианская наука

    Christian Science), религ. орг-ция протест, ориентации (ок. 600 тыс. офиц. членов); основана Мэри Бэйкер-Эдди в 1870-х гг. Гл. принцип ее учения состоит в том, что излечение людей от болезней возможно лишь с помощью
  • МИЛОСЕРДИЕ В ХРИСТИАНСТВЕ

    идея сострадательного отношения к нуждающимся, которая встречается в христианстве, представляющем собой одну из мировых религий. Возникнув в 1 в. в рамках иудаизма, христианство восприняло многие