РЕЛИГИЯ
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: География населения. Словарь терминов.
Источник: Социологический словарь
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Достоинство определения 2 или 3 заключается в том, что оно не зависит от спорных различий между естественным и сверхъестественным, не проводимых религиозными сторонниками. Однако есть проблема с любым из определений: они более не обеспечивают эффективное объяснение традиционных форм религиозных явлений и других систем верований либо ритуального поведения, затрудняя, например, осмысление секуляризации. В таких обстоятельствах некоторые социологи продолжили работу с определением термина, приближаясь к значению 1, несмотря на связанные с этим трудности.
См. также Социология религии; Новые религиозные движения; Ритуал.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
священнослужители). 8. В материалистической философии – форма общественного сознания, характеризующаяся раздвоенной ориентацией (и соответствующим поведением) на реалии сверхъестественного мира, существующего только в представлениях, и естественного (воспринимаемого в качестве производного от сверхъестественного) мира. В определенной мере здесь Р. совпадает с искусством, тоже удваивающем мир на реальный и мир художественных образов. Однако Р., в отличие от искусства, требует веры в объективное существование своих образов, что превращает их в иллюзорные, необъяснимые и потому требующие особого отношения в виде поклонения, т. е. культа. 9. Согласно Э. Тайлору (Tylor Edward Burnett) – вера в существование души. См. Идеология и Синкретизм.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Источник: Социология религии. Словарь.
Так, согласно И. Канту, Р. является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Шлейермахер трактовал Р. через особое чувство зависимости человека от бесконечного: "Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а, следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога - это и есть религия". Для Г. Гегеля Р. являлась самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Фантастическое отражение в форме внеземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком, видел в Р. Ф. Энгельс . Согласно же Э. Дюркгейму , Р. - это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. З. Фрейд , сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал Р. общечеловеческим навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего необходимость выработки собственного персонального невроза. По Б. Малиновскому , "обычному индивиду Р. прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу".
Р. осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться: а) как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению; б) как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала - непосредственной связи; в) как подлежащая постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей. Р. - универсальный феномен, связанный с "исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества" (Фрейд). Содержание Р. не конституируется в качестве предмета знания и потому не подлежит идентификации с параметрами шкалы Истинное - Ложное, выступая предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора. Р., возвещающая человеку о спасении и указывающая путь к нему, являет собой трансцендентную в собственной основе и оказывающую имманентное воздействие теоретически-практическую систему координат для исполненного верой мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни. Процедура спасения в различных Р. варьируется. Спасение может, во-первых, полагаться возможным через собственные действия человека (например, буддизм): а) соблюдение определенной совокупности ритуалов, церемониалов и культовых действий; б) "любовь к ближнему"; в) осуществление программы самосовершенствования. (В целом индивид может разделять ценности активного этического действия для своего спасения либо через формирование соответствующей личной установки - "Я" как орудие Божьей воли - и сопряженный с данным миропредставлением аскетизм, либо через модель мистического миросозерцания.) Спасение может, во-вторых, полагаться достижимым через деятельность некоего посредника-спасителя (иудаизм, христианство, ислам). Данная разновидность религиозных воззрений включает в себя такие версии-парадигмы, как: а) институционализацию собственных убеждений (обязательная принадлежность к институту церкви) - католицизм, православие; б) веру как главную предпосылку спасения - иудаизм, лютеранство; в) надежду на ожидаемую милость предопределения (ислам, кальвинизм).
В своих доктрине, этике и ритуале Р. раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. (По мысли С.Н. Булгакова, "люди равны в Боге, но не равны в природе, и это естественное неравенство побеждает этическую идею их равенства там, где эта идея лишена религиозной санкции".) Р. (наряду с иными духовными образованиями) способствует осуществлению процессов утверждения личности, формированию личностного сознания; ритуализации и, следовательно, облагороживанию репертуаров поведения людей; освобождению сознания индивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей; социальной интеграции; космизации человеческого бытия, выходу его за пределы узкоземного существования; осуществляет профетическую миссию (предвидения желательных и нежелательных сценариев будущего развития). [Жесткое силовое подавление христианских структур в тоталитарном СССР С. Франк объяснил так: "Вопреки всем распространенным и в христианских и в антихристианских кругах представлениям, благая весть возвещала не ничтожество и слабость человека, а его вечное аристократическое достоинство. Это достоинство человека - и при том всякого человека в первооснове его существа (вследствие чего этот аристократизм и становится основанием - и при том единственным правомерным основанием - "демократии", т.е. всеобщности высшего достоинства человека, прирожденных прав всех людей) - определено его родством с Богом".]
М. Вебер предлагал выделять религиозные системы, делающие акцент на моментах: ритуально-культовых, аскетически-деятельностных, мистико-созерцательных (и/или эсхатологических), интеллектуально-догматических. Если наука преуспевает в постижении мира (общественного и природного), разъятого в этих целях на отдельные фрагменты, то Р. в состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые через культуру вкупе с ритуалами. В тех случаях, когда воспроизводство репертуаров поведения людей не сопровождается имплантацией перманентно обновляемых смыслов, ритуал становится формальной, отягощающей общество самодостаточной и самодовольной псевдоценностью (например, религиозные воззрения ацтеков и майя). Именно поэтому Р. могут либо: а) принимать "посюсторонний" мир; б) отвергать его; в) принимать этот мир на условиях его улучшения в той или иной форме.
Даже самые высокоразвитые Р. в своей истории оказывали на людей не только освобождающее, гуманное, прогрессивное воздействие, но также и регрессивное, подавляющее, реакционное. Этот идейный трагизм присущ истории любой Р.: и Р. мистического склада, устремленным к достижению сверхчувственного единства человека и божества (индуизм, буддизм), и Р. рационально-светским, ориентированным на овладение мудростью жизни в миру (конфуцианство, даосизм), и Р. профетическим (иудаизм, христианство, ислам).
В философии и религиоведении принято вычленять разнокачественные ступени эволюции Р. (не обязательно совпадающие с процессами, развертывающимися в реальном историческом времени): этап естественной Р. (боги обнаруживаются в природных силах); этап Р. законов, требующей повиновения божественным заповедям, основанной на представлениях о всемогущем Боге-господине и могущей трансформироваться в Р. как систему моральных норм без Бога; этап Р. искупления, которая возникает из чувства греховности, не исчезающего даже при великих нравственных устремлениях и возникающая: а) из веры в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство); б) из убеждения (без Бога) в скорбности всего бытия и стремления преодолеть это состояние через определенным образом достигаемое отрешение души (джайнизм, буддизм).
Существование самых разнообразных духовных феноменов в истории человечества, формально не относящихся к явлениям религиозного порядка, но совпадающих с ними по базовым механизмам функционирования, воспроизводства и экспансии, позволяет выделить религиозные и квази-религиозные системы эгоцентрического, социоцентрического и космоцентрического порядка. Эгоцентрические системы Р. предполагают в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановление духовной связи индивида с собственным подлинным "Я" как вселенносоразмерным микрокосмом. (В 20 в. этому содействовали идеи Ницше о смерти Бога и пришествии сверхчеловека, а также поиски подлинной человеческой природы в философии экзистенциализма.) Социоцентрические Р. светского толка отражают неизбывное стремление родового человека или определенных общественных групп к всеединству сущностных сил посредством воплощения искомой духовной целостности в избранном сакральном объекте. Так, утрату архетипа братства людей пытаются преодолеть такие социоцентрические Р., как культ личности, государства, партии, избранного народа или класса. Космоцентрические Р. ориентированы на установление, восстановление, воспроизводство связей людей с Богом, богами, Абсолютом, средоточием космических сил (христианство, ислам, буддизм). Многие школы буддизма не признают существования Бога: человек в их понимании всегда связан с космическим первоисточником и может приобрести спасение через приближение к оси "колеса жизни", достигая состояния полного покоя. Таким образом, космоцентрические Р. могут существовать в формах теизма, пантеизма и атеизма. Социально-духовные феномены Р. и веры нередко осуществляются в душах людей вне рамок церквей и конфессий. Хотя вера в существование Полноты Бытия (абсолютного "Я" внутри меня или Бога) и типична как смыслообразующий центр миросозерцания Р. любого типа, религиозность может проявляться как внецерковная и внеконфессиональная.
Постулаты той или иной Р. формируются либо истинными пророками, либо соборно: социально и профессионально разобщенные люди стремятся преодолеть свою обезличенность путем совместного дополнения своих сущностных сил универсальным посредником - всеобщим священным идеалом. Ряд концепций Р. утверждают распространенность модели индивидуальной эволюции, когда каждый индивид в процессе индивидуальной эволюции оказывается в состоянии прийти к индивидуальной шкале ценностей в выборе идеала. В границах этого процесса Священное писание запечатлевает базовые идеалы определенной культуры, Священное же предание трансформирует их соборным путем и окончательно формирует традицию. В общественном производстве и воспроизводстве системы сакральных идеалов Р. участвуют все члены религиозной общности. Р. становится неразъемлемой на части культурной целостностью. Значимость интегративных экуменических тенденций современного мира определяется тем, что без мира между религиями не может быть мира между народами. Мир же между религиями возможен лишь как результат диалога между ними.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его существование после смерти; искаженное, фантастич. отражение в сознании людей господствующих над ними сил природы и общества. Реакц. роль Р. проявляется в ослаблении обществ. сознания людей, отвлечении их от классовой борьбы, разъединении сил трудящихся разл. религ. принадлежности. Р. играла и продолжает играть значит. роль в личной и социальной жизни людей мн. стран мира, в их демографич. поведении; религ. факторы влияют на развитие миграций, имеющих важные демографич. последствия (напр., при разделе Брит. Индии на Индию и Пакистан). Иногда Р. выступает в качестве этнообразующего фактора и этнич. признака. Часто отношения между приверженцами разл. Р. принимали характер фанатичной вражды, но даже в случае мирного сосуществования Р. обычно способствует обособлению групп людей, в частности их эндогамии. Принято выделять примитивные (родоплеменные), местные (национальные) и мировые Р. К примитивным Р., возникшим в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, а также культ предков. В 80-х гг. 20 в. эти ранние формы Р. сохранились у отд. народов тропич. Африки, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии и нек-рых др. племен, а в виде пережитков и у более развитых народов. С возникновением классового общества появляются сложные формы Р. Вначале они возникают среди групп близкородств. народов (напр., политеизм у греков) или среди к.-л. одного народа или группы народов, объединенных в гос-во (местные Р., к ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм). Позднее нек-рые Р. распространяются среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство.
Иудаизм сформировался в 1-м тыс. до н. э. среди еврейского нас. Палестины. Иудаисты верят в единого бога Яхве, в приход конца света и ´страшного суда´, в бессмертие души и существование загробного царства, где каждого ждет кара или блаженство за его земные деяния; существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, ´избранным богом´, а также учение о мессии. Осн. священные книги иудаистов - Библия (Ветхий завет), где наряду с историей евреев изложены осн. правила религ. морали, и Талмуд - сборник детальных толкований тех или иных мест Библии для уточнения и ритуализации правил жизни иудаистов. Иудаизм распространен почти исключительно среди евреев, живущих в разл. странах мира; наиболее крупная группа их - в США; в Израиле иудаизм является гос. Р., поддерживает реакционную политику сионистов. Общая числ. иудаистов в мире - св. 13 млн. ч. Догматич. иудаизм призывает своих последователей ´плодиться и размножаться´ в рамках моногамного брака (ранний иудаизм допускал и полигамию); культовые обряды направлены на предотвращение бесплодия. Талмуд призывает хранить супружескую верность, допускает повторные браки для вдовых и разведенных. Однако большинство иудаистов, будучи преим. гор. жителями экономически развитых стран, в своем демографич. поведении не отличаются от окружающего нас., в частности имеют такую же рождаемость, брачность. Особой группой иудаистов часто считают караимов, проживающих в Крыму и в Литве (Тракайский р-н), к-рые не признают Талмуда.
Брахманизм получил распространение в Индии в 1-м тыс. до н. э., с сер. 1-го тыс. н. э. он существует в виде индуизма - осн. Р. жителей Индии. По существу это - комплекс местных верований, гл. божествами к-рых являются Брахма, Вишну и Шива. Священные книги индуистов - Веды содержат осн. принципы жизни верующих, связанных с дхармой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Индуизм закрепил деление общества на сословно-проф. группы - касты. За пределами Индии индуизм получил распространение в Шри-Ланке (у тамилов) и в Индонезии (среди балийцев). Общая числ. индуистов - 520 млн. ч. Индуизм регламентирует осн. стороны демографич. поведения верующих, призывает к ранним бракам и воспроиз-ву мужского потомства, т. к. только мужчины могут совершать важные священные обряды и сохранять культ предков. В прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов; в 20 в. сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин, что ведет к их повышенной по сравнению с мужчинами смертности. Брак считается нерасторжимым союзом при главенстве мужа; случаи развода (вернее - изгнание жены из дома) чрезвычайно редки.
Вдовцам разрешены повторные браки, вдовам (независимо от их возраста) такие браки запрещены, что приводит к исключению части еще молодых женщин из детопроизводства. На снижение рождаемости оказывала влияние также необходимость заключения брака внутри своей касты, что в малочисл. кастах было нелегко, а также множество запретов половых сношений в определ. дни. По принятому в 1955 закону в Индии были разрешены межкастовые браки, строго запрещена полигамия, допущен развод по инициативе жены, однако большинство индуистов, особенно в сел. местности, продолжают придерживаться старых правил.
Конфуцианство - религиозно-этич. доктрина в Китае - возникло в сер. 1-го тыс. до н. э. как социально-этич. учение, изложенное философом Конфуцием (Кун цзы); на протяжении мн. столетий оно было своего рода гос. идеологией. Конфуцианство стремится к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации, строгого соблюдения культа предков, почитания старших, а также всемерного укрепления патриархальной семьи (гос-во, по Конфуцию, - это тоже ´большая семья´). Осн. задача в воспроиз-ве нас. - получение мужского потомства, к-рое сохранит культ предков. Женщина занимала приниженное положение. Право на развод имел лишь муж, но этим правом пользовались редко. В случае бездетности жены разрешалось взять вторую жену или наложницу. В 80-х гг. 20 в. в Китае, несмотря на рост атеизма, мн. установки конфуцианства еще сохраняются, особенно в сел. местности, что отчасти сдерживает политику ограничения деторождения. Общее число конфуцианцев оценивается в 180 млн. ч.
Вторая местная религия Китая - даосизм - основана на обожествлении природных явлений. В прошлом она часто сочеталась с конфуцианством. В 80-х гг. сохранилась лишь в отд. р-нах (число последователей - ок. 30 млн. ч.).
Синтоизм - местная религия Японии - представляет собой сочетание элементов конфуцианства (соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтения к старшим и т. п.) и даосизма (обожествление сил природы); среди многочисл. синтоистского пантеона главной считается богиня Солнца - Аматэрасу. После образования централизов. гoc-ва видное место в синтоизме занял культ императора - микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Однако в нем нет нормативных установок многодетности. Допущенная синтоизмом сравнительная свобода демографич. поведения способствовала тому, что еще в ср.-век. Японии были распространены аборты и детоубийства, а после 2-й мировой войны японцы быстро переняли новые средства контроля над рождаемостью. В 70- 80-х гг. наблюдается оживление синтоизма (общее число приверженцев - 90 млн. ч.), однако его функции ограничены ролью ´домашней´ Р. и сводятся гл. обр. к установкам по моральному воспитанию в семье.
Древнейшая мировая Р.- буддизм, основателем к-poгo считается индийский царевич Гаутама (6-5 вв. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробужденного, просветленного. Буддизм воспринял от брахманизма идею кармы и сансары, но отверг кастовую систему. Буддизм учит, что жизнь - это цепь страданий, к-рые можно уменьшить праведными делами в цикле перерождений, осн. же целью является достижение нирваны - полной отрешенности от чувств бытия. К нач. н. э., когда буддизм распространился в странах Южной, Юго-Вост. и Вост. Азии, нередко сочетаясь там с местными религиями (напр., в Китае - с конфуцианством), выделились две его осн. ветви: тхеравада, или хинаяна (малая колесница), и махаяна (большая колесница). По хинаяне, нирваны может достигнуть лишь узкий круг лиц - монахи монастырских общин (сангхи), в к-рые можно вступать на срок от 3 мес. до конца жизни. Имеются мужские и редко женские сангхи; половые сношения в них запрещены. По махаяне, спасения могут достигнуть и миряне, соблюдающие осн. предписанные буддизмом правила жизни; для этой ветви характерно учение об аде и рае и поклонение бодисатвам (наставникам, ведущим людей по пути внутр. совершенствования). Разновидностью махаяны является ламаизм (среди тибетцев, монголов и др.), характеризующийся обожествлением высшего духовенства - далай-ламы, большими заимствованиями у шаманизма (особенно в обрядах) и значит. развитием монашества. Отношение буддизма к воспроиз-ву нас. до сих пор двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь как зло и непрерывную цепь страданий, признавая единств. путем к спасению самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни одной из своих догм не связывает достижение нирваны с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощений в сущности призывает к деторождению, т. к. дух может проникнуть в свою новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции, в т. ч. ранние браки, и считает употребление контрацептивов равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль мужчины в семье, буддизм также препятствует распространению контроля над рождаемостью, в к-ром заинтересованы прежде всего женщины. Общая числ. буддистов - 250 млн. ч.
Христианство - самая распространенная из мировых Р.- возникло в 1 в. н. э. как секта иудаизма, но вскоре обособилось в самостоят. Р. В основе христианства лежит вера в сына Бога и земной женщины - Иисуса Христа, к-рый своей мученической смертью ´искупил грехи´ человечества, вера во второе пришествие Христа, в ´страшный суд´ и установление царства небесного. Осн. священные книги христиан - Новый завет (Евангелие и др.) и Ветхий завет, объединяемые в Библию.
В своем развитии христианство распалось на множество более или менее самостоят. церквей и сект. В сер. 1-го тыс. н. э. выделились монофизиты (считают Христа богом), несториане (Христос - человек, в к-poгo вселился бог) и диофизиты (признают в Христе и божеств. и человеческую сущность). В свою очередь, постепенно возобладавшие диофизиты разделились на две церкви: римско-католич. и греко-православную; для той и другой характерен догмат триединства бога (бог - отец, бог - сын и бог - дух святой). Позднее из католичества выделились разл. протестантские церкви и секты, а среди православных - старообрядчество и др. секты. С самого начала христианство отошло от библейского завета - ´Плодитесь и размножайтесь!´; достижение в христианстве осн. цели - спасения души и царства небесного не связывается с к.-л. обязанностями по продолжению рода; более того, именно отказ от всего ´плотского´ считается лучшим путем служения богу. С этим связан целибат (безбрачие) духовенства (у католиков), распространение монашества и появление нек-рых изуверских сект. Влияние христианства на воспроиз-во нас. обусловлено в основном его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые сношения (´первородный грех Адама и Евы´) лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению.
Католичество - наиболее значит. ветвь христианства (580 млн. ч.). Существует как строго централизов. церковь, во главе к-рой стоит папа римский - ´непогрешимый´ наместник Христа на земле. Характерным для этой церкви является особое почитание апостолов Петра и Павла, культ богородицы (мадонны) и безбрачие духовенства. Среди др. ветвей христианства католичество отличается наибольшей консервативностью своих установок в области демографич. поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI-´Человеческая жизнь´ (1968). Реакц. характер носит и принятое в 1976 в Ватикане решение о ´Положении женщины в обществе и церкви´. Таким отношением католич. церкви в значит. степени объясняется более высокий уровень рождаемости среди ее приверженцев в разл. странах мира по сравнению с последователями др. религий. В позиции Ватикана в нач. 80-х гг. намечается более гибкое отношение к проблемам народо-нас.
Православие в ходе истории разделилось на ряд местных церквей, подчиняющихся своим патриархам (константинопольскому, московскому, сербскому и др.). Целибат считается обязательным только для ´черного´ духовенства (монашество); остальные священнослужители обязаны (напр., приходские священники) вступать в брак, однако вторичные браки им не разрешаются. Отношение православия к разводам неодобрительное, но менее жесткое, чем в католицизме. Внутри православия появилось много сект и направлений, крупнейшим из к-рых является старообрядчество, возникшее в 17 в. в результате раскола рус. церкви после реформ патриарха Никона; этот раскол привел к появлению многочисл. сект, часть к-рых (прыгуны, хлысты и др.) выступили за ´духовное очищение´ человека, против всего ´плотского´, истязали себя постами, утомительными групповыми молениями и т. п.; в секте скопцов это выразилось в полном отказе от половой жизни, в изуверском калечении людей. Подчинение православных церквей гос. власти привело к тому, что священники обычно не фиксировали внимания на правилах демографич. поведения, предоставляя верующим известную свободу. Исключением является греческая церковь, к-рая подобно католической выступает против контроля над рождаемостью. В СССР одним из первых декретов Сов. власти церковь была отделена от гoc-ва; церковные обряды крещения, венчания, похорон были заменены гражданской регистрацией. Все это подорвало влияние Р. на демографич. процессы. Общая числ. православных оценивается в 80 млн. ч.
Протестантизм возник в эпоху Реформации (16 в.) как антикатолич. движение. Он отверг папу римского как наместника бога, провозгласив идею о том, что человек может спасти душу не бегством от мирской жизни и не заслугами перед церковью, а праведной повседневной деятельностью. Крупнейшие направления протестантизма - лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм, пятидесятничество. В мире 340 млн. протестантов. В своем демографич. поведении протестанты не придерживаются безбрачия (у них нет и монашества), допускают разводы; они (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше др. христиан стали практиковать контроль над рождаемостью путем применения абортов и контрацепций. В странах совместного проживания протестантов и католиков рождаемость среди первых на 20-25% ниже.
Ислам - самая ´молодая´ из мировых религий. Возник в нач. 7 в. в Аравии, его последователи - мусульмане. Учение Мухаммеда, явно испытавшего влияния иудаизма и христианства, изложено в Коране. Для ислама характерна вера в единого бога - аллаха и его пророка Мухаммеда (пророками считаются также Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус), в загробную жизнь и т. п.; одна из характерных черт мусульманского культа - формальный ритуализм (пятикратная ежедневная молитва с символич. омовением, пост и т. п.), а также запрещение создавать изображения бога (иконы, статуи и т. п.) и людей. В 8 в. в исламе выделились два осн. направления: сунниты, к-рые почитают Коран и сунну (священный сборник рассказов о жизни Мухаммеда), и шииты, признающие Коран и др. священное предание - ахбар. Среди шиитов, составляющих св. 1/10 части всех мусульман, значит. распространение получил культ святых мучеников (особенно Хусейна). Крупной сектой суннитов являются ваххабиты, шиитов - зейдиты; существует ряд др. сект и толков ислама. Осн. правила бытового поведения мусульман отражены в шариате. Общая числ. мусульман - ок. 600 млн. ч.
Мн. установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний аллаха; бездетность жены - важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену (всего разрешалось иметь 4 законные жены и сколько угодно наложниц). Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек - по достижении половой зрелости, юношей - с 15 лет). Браки считаются по существу обязательными; разведенные и вдовые быстро вступают в новый брак. Среди шиитов в прошлом была распространена практика временных браков (по договору). Традиц. ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало. Ислам закрепил приниженное положение женщин, навязал им затворничество, свел брак к купле продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением; аборты запрещены. В последние десятилетия нек-рые мусульманские реформаторы выступили за ограничение рождаемости; первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних, однако положение женщин, особенно в сел. местности, где еше очень сильны традиции, остается приниженным.
Распространение мировых Р. в 80-х гг. 20 в.
Буддизм является преобладающей Р. в странах Индокитая, Шри-Ланке, среди части нас. Кореи, Китая и Японии; ламаизм - среди тибетцев, монголов, бурят, калмыков, тувинцев.
Христианство получило распространение среди народов Европы и в др. частях света, заселенных переселенцами из Европы. Католицизм исповедуют в Европе романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), ирландцы, бретонцы, баски, нек-рые герм. народы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, нек-рые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть зап. украинцев и белорусов), литовцы и часть латышей. Он является господств. Р. в странах Лат. Америки и на Филиппинах; значит. группы католиков имеются в США и Канаде (франко-канадцы), а также в Индокитае и нек-рых странах Африки (Нигерии, Мали и др.). В Африке существует и христианство монофизитского толка - в Эфиопии и отчасти в Египте. Православие получило распространение в Юго-Вост. Европе - среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев), в недавнем прошлом его исповедовало большинство нас. Европ. части СССР (русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, коми, удмурты, чуваши и молдаване), нек-рые народы Кавказа (грузины и юж. осетины) и Сибири (якуты, зап. буряты и др.). К православной церкви близка армяно-григорианская церковь. Протестантизм исповедуют в Центр. и Сев. Европе большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов; он преобладает в США и др. англоязычных странах (Канаде, Австралии, Нов. Зеландии), значит. группы протестантов имеются в ЮАР и Бразилии, на терр. СССР - верующие эстонцы и большинство верующих латышей.
Ислам суннитского толка распространен в Юго-Зап. Азии, а также в Индонезии, Малайзии, на юге Филиппин; значит. группы суннитов имеются в Индии и Зап. Китае. Его исповедуют все арабские народы Сев. Африки и мн. народы прилегающих стран (Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера, Чада, Гамбии). Шииты составляют большинство верующих в Иране, Ираке и Йемене, а также среди верующих азербайджанцев в СССР. На терр. СССР ислам распространен среди народов Ср. Азии и Казахстана, Вост. и Сев. Кавказа, татар, башкир и тюрко-язычных народов Юж. Сибири. В Европе ислам исповедуют сравнительно небольшие группы нас. (боснийцы в Югославии, две трети албанцев, часть болгар).
Число атеистов во мн. странах мира (особенно в СССР и др. социалистич. странах) постоянно увеличивается. Однако нек-рые религ. установки, в т. ч. демографич. характера, глубоко вошли в быт, приняли форму народных традиций и в таком виде сохраняются даже среди части уже отошедшего от Р. населения.
Козлов В. И., Динамика численности народов, М. 1969; Брук С. И., Население мира. Этнодемографический справочник, М. 1981, Народонаселение стран мира, 3 изд, М. 1984.
В. И. Козлов.