РЕЛИГИЯ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Религия
это система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным; форма общественного сознания.

Источник: Краткий словарь по социологии

Религия
общие для данной социальной среды способы мышления, чувствования и действия, которые сфокусированы на сфере сверхъестественного или «потустороннего» и основываются на верованиях и практиках, имеющих отношение к сакральным явлениям и вещам.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Религия
система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов, групп, общностей, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, статусах, ролях, обычаях, предписаниях, статусах поведения, социальных позициях.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

РЕЛИГИЯ
от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали. Значительно участие религии в формировании этносов, в развитии их культуры, государственности. Количество верующих в мире составляет около 5 млрд. человек.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

РЕЛИГИЯ
англ. religion; нем. Religion. 1. Соц. институт, включающий систему соц. норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное. 2. Мировоззрение, поведение отдельного индивида, группы, общности, к-рые определяются верой в существование сверхъестественного.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Религия (religion)
Верования, разделяемые членами некоторого сообщества, включая символы, к которым относятся с чувством благоговения и поклонения, а также ритуальные действия. Не во всех религиях есть вера в сверхъестественные сущности. Хотя провести различие между религией и магией трудно, часто полагают, что магия скорее практикуется индивидами, а не находится в фокусе общественных ритуалов.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Религия
В социологии существует два основных подхода к определению Р: 1)–(Э. Дюркгейм) религия определяется с точки зрения ее социальных функций: религия–это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющих людей в социальные группы. 2)–основывается на идеях М.Вебера и теолога П.Тиллиха. Р.–совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия (рождение, болезнь или смерть), наделяющая этот мир смыслом.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Религия
Организационно оформленное утверждение духовной связи между реальным и сверхъестественным, обычно со ссылкой на некое божество. В социологии единого определения религии нет, причем различные группы социологов трактуют понятие по-разному [12]. В свете социологии массовой коммуникации религия представляет собой способ интерперсональной и массовой коммуникации с Богом. Пасторы, священники, в целом церковь, главы сект берут на себя ответственность за организацию коммуникации верующих с Богом. Столкновение взглядов на веру, религиозные войны, войны единоверцев заставляют пересмотреть коммуникационную роль религии.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Религия
социальный институт, включающий верования и ритуалы, основанные на представлении о сакральном, святом. Это форма общественного сознания, выступающая в рамках социального института (церковная организация, теологическая система, внешний культ и др.) и в качестве личного переживания человека (его индивидуальные религиозные убеждения, совесть, одиночество и стремление к единению с другими, воля и беспомощность, несовершенство и акмеологическая интенция и др.). Сущность многообразия религиозного опыта, по В. Джеймсу, составляет не внешнее проявление религии, не факторы, опосредующие связь человека с божеством, а «непосредственное общение сердца с сердцем, души с душой, человека с Творцом... Личная религия несомненно первичнее, чем богословие и церковь».

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Религия
мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, “священного”. Наиболее ранние проявления религии — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т.п. Исторические формы проявления религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам) религии. Выделяют также монотеистические религии (характерна вера в одного бога — иудаизм, христианство, ислам, конфуцианство) и политеистические (имеют обширный пантеон богов –– индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм, синтоизм, даосизм). Мировые религии: христианство (возникло в начале I в. н.э. в восточной провинции Римской империи – в Палестине), ислам (возник в Аравии в VII в. н.э.), буддизм (возник в Древней Индии в VI—V в. до н. э.).

Источник: География населения. Словарь терминов.

РЕЛИГИЯ
RELIGION) В социологии существует два основных подхода к определению религии. В рамках первого вслед за Э.Дюркгеймом (Durkheim, 1912) религия определяется с точки зрения ее социальных функций: религия — это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющая людей в социальные группы. Следуя этому определению, некоторые социологи расширяют понятие религии до включения в его объем национализма. Эта недавно появившаяся точка зрения подвергается критике за чрезмерно широкое толкование религии, поскольку практически любая публичная деятельность (например, футбол) может оказывать интегрирующее воздействие на социальные группы. Второй подход основывается на идеях М. Вебера и теолога П. Тиллиха. В этом случае религия определяется как всякая совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия, такие, как рождение, болезнь или смерть, наделяющая мир смыслом. Религия в этом смысле — это человеческая реакция на то, что в конечном счете обязательно касается нас. Это определение подразумевает, что все люди религиозны, поскольку каждый сталкивается с экзистенциальными проблемами болезни, старения и смерти. См. также: Гражданская религия; Идеология; Мировые религии; Невидимая религия; Секуляризация; Социология религии.

Источник: Социологический словарь

религия
1) социальный институт, основанный на верованиях и ритуалах; 2) религиозное учение, постулирующее незримую высшую силу, необходимость поклонения ей, что находит выражение в обрядах, молитвах, делах милосердия; 3) по Э. Дюркгейму – системы идей, имеющие тенденцию включать в себя универсальность вещей и дающие нам целостное представление о мире; 5) по Ф. Энгельсу – фантастическое отражение в форме внеземных сил обстоятельств, господствующих над человеком; 6) по З. Фрейду – невроз, основанный на амбивалентности к отцу, коренящейся в комплексе Эдипа: «бог есть возвышенный отец, тоска по отцу – корень религиозной потребности»; 7) по М. Фуко – мораль сексуальности, предполагающая «сексуальную исповедь». - Литература: Леви-Строс К. Магия и религия // Структурная антропология. М., 1983; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990; Он же. Хозяйственная этика мировых религий: попытка сравнительного исследования в области социологии религии // Там же; Он же. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994; Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. Минск, 1997; Бурдье П. Социология веры и верования социологов // Начала. М., 1994; Зиммель Г. К социологии религии // Избранное: В 2-х т. М., 1996; Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998; Гараджа В.И. Социология религии // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. М., 1998; Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? М.: Academia, 2007; Durkheim, E. The Elementary Forms of Religious Life. New York: Free Press, 1965; Foucault, M. The History of Sexuality, Vol. 1. New York: Vintage, 1980.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

РЕЛИГИЯ
religion) - 1. "Вера в существование души" (Тай-лор, 1871), а также связанные с этими верованиями учреждения и практика. 2. "Унифицированная система верований и практики по отношению к священным вещам", совокупность обособленных и хранимых с благоговением вещей, объединяющая сторонников в моральную общину или церковь (Дюркгейм, 1912) (см. также священное и светское). В определении с точки зрения социальных функций нет явного различия между религиями, предполагающими веру в существование души или другие сверхъестественные явления, и множеством других видов социально объединяющих идей, вроде национализма. Последний может рассматриваться в качестве функциональной альтернативы или функционального эквивалента религии в более обычном смысле. Кроме того, даже некоторые верования и практики, традиционно считавшиеся религией - конфуцианство, буддизм, - с трудом вписываются в более узкие стандартные словарные определения термина, как поклонение богам и духам. Точно так же нелегко провести грань между сверхъестественным и эмпирическим. См. также функциона-листская теория религии. 3. Любая совокупность доктрин - "теории второпях", согласно Гелнеру, - дающих полные ответы на основные и экзистенциальные вопросы, которые нельзя решить эмпирическим путем. По сравнению со значением 2, остаются открытыми для эмпирического анализа особые социальные воздействия или социальные функции религии.
Достоинство определения 2 или 3 заключается в том, что оно не зависит от спорных различий между естественным и сверхъестественным, не проводимых религиозными сторонниками. Однако есть проблема с любым из определений: они более не обеспечивают эффективное объяснение традиционных форм религиозных явлений и других систем верований либо ритуального поведения, затрудняя, например, осмысление секуляризации. В таких обстоятельствах некоторые социологи продолжили работу с определением термина, приближаясь к значению 1, несмотря на связанные с этим трудности.
См. также Социология религии; Новые религиозные движения; Ритуал.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Религия
religion), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанные на вере в существование сверхъестественного. В опред. смысле Р. — это склонность человека полагать, что жизнь — больше видимого глазу. Религ. сознание видит этот мир во всей его глубине, как нечто большее, чем данное нам в ощущениях, полагая это большее высшей реальностью. Не было ни одного об-ва, к-рое не стремилось бы придать существованию порядок и смысл с помощью того или иного образа мышления. Р., ориентированная на сверхъестественное, всегда связывает воедино представления, воплощения и опыт. Обычно религ. ритуалы совершаются в храмах и церквах священниками, к-рые считаются хранителями и толкователями религ. традиций. Огромное разнообразие представлений о сверхъестественном может быть сведено к двум осн. типам: либо это нечто принципиально иное по отношению к миру, либо составляет нерасторжимое единство со всем существующим. В частности, христианство понимает Бога как творца, отдельно от его творения, в то время как адвайта (адвайти-веданта, индуизм) определяет сверхъестественное как абс. основу бытия, тождественную вечной самости (атману) каждого человека. Впрочем, эти два типа представлений иногда сосуществуют в одной религ. традиции, напр., в ислам, мистицизме или буд. благочестии. Представления о потустороннем, о мире и человеческой жизни выражаются в мифах, символах (символика), образах, религ. учениях, философии или деяниях харизматической личности. Потустороннее люди представляли себе и личностно (в виде богов и богинь), и безлично (как силы природы или абстрактный порядок). Религ. обряды считаются ср-вом приобщения к потустороннему. Если потустороннее понимается как принципиально иное, то религ. обрядность выражается в той или иной форме богослужения; в случае нерасторжимого единства такой формой становится медитация. Религ. представления нередко постигаются в ходе обряда, а опыт обретается, как правило, в его контексте: акт богослужения, напр., способен пробудить чувство благоговейного трепета. Религ. опыт всегда отражает убеждения его носителя (христиане познают Иисуса, а не Будду) и принимается об-вом до тех пор, пока не вступает в противоречие с господствующими представлениями.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Религия
(от лат. religio – культ, святость, благоговение, благочестие, предрассудки, суеверие; богослужение). Релігія. Religion. 1. Согласно Л. Фейербаху (L. Feuerbach) и К. Марксу – процесс и результат духовного отчуждения человеческой сущности, самоотчуждения человека, отчуждения человеческих сущностных сил (воли, веры, знаний и т. д.) и наделение их самостоятельной, независимой от самого человека и природы существованием, превращением их в чужие и чуждые силы, определяющие способ и характер бытия людей в мире. Ф. Энгельс дал такое определение: “...фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных”. 2. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – система идей и убеждений, соотносимых с сакральным и объединяющих людей в социальные группы, а также определенная практика, способствующая интеграции и стабильности общества. 3. Согласно М. Веберу (Max Weber) – система ответов на дилеммы человеческого бытия типа рождение – смерть, добро – зло, тленное – вечное и т. д., наделяющая этот мир смыслом. А так как эти проблемы касаются каждого, то все люди религиозны. 4. Историческая культура миропонимания (мировоззрение), основанная на вторичных мифологических представлениях о существовании сверхъестественных сил, определяющих все без исключения естественные и социальные процессы. 5. Социальный институт, состоящий из особых норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, основанных на вере в сверхъестественное. 6. Форма социальной организации (церковь), имеющая целью своей деятельности культивирование веры в сверхъестественное через систему исторически изменяемых санкций и поощрений, служащих средством контроля (включая самоконтроль) за социальным, в том числе и политическим, поведением индивидов и социальных групп (в определенных случаях общества и государства в целом). Как и в предыдущем значении здесь термин “религия” совпадает с термином “церковь” (костел, мечеть, кирха, синагога и т. д.). 7. Форма идеологии, содержанием которой является культивирование веры в сверхъестественное как духовное средство социальной интеграции, противоположном системе светской власти, которая, в противоположность религии базируется в основном на силовых методах и средствах. Идеологическое влияние Р. основывается на трех видах представлений, требующих беспрекословной веры: возможности чудес, т. е. причинно не обусловленных явлений; возможности пророчеств, которые могут делать наделенные соответствующими способностями люди, которые поэтому приравниваются к святым; возможности таинств, которые способны совершать посвященные (читай,
священнослужители). 8. В материалистической философии – форма общественного сознания, характеризующаяся раздвоенной ориентацией (и соответствующим поведением) на реалии сверхъестественного мира, существующего только в представлениях, и естественного (воспринимаемого в качестве производного от сверхъестественного) мира. В определенной мере здесь Р. совпадает с искусством, тоже удваивающем мир на реальный и мир художественных образов. Однако Р., в отличие от искусства, требует веры в объективное существование своих образов, что превращает их в иллюзорные, необъяснимые и потому требующие особого отношения в виде поклонения, т. е. культа. 9. Согласно Э. Тайлору (Tylor Edward Burnett) – вера в существование души. См. Идеология и Синкретизм.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

РЕЛИГИЯ
мировоззрение иповедеие отдельного индивида, группы, общности к-рые определяются верой в существование сверхъестественного. Религия представляет собой один из наиболее важных соц. ин-тов, включающих систему соц. норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов (культа), предписаний, стандартов поведения, организационных форм. На протяжении большей части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком соц. реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддержания соц. порядка. Многие социологи и теологи рассматривали человеческую жизнь в двух измерениях - в качестве священной и профанной сфер. Профан-ная сфера - это область повседневной человеческой жизни, за ее пределами находится священная сфера, "прорыв" в к-рую осуществляется в религии. Феноменолог Г. Леув определял религию именно как "прорыв" человека в область священного через установку на священное, означающую благоговение и страх перед ним, постепенно формализующееся в ритуале. Он подчеркивал радикальное противоречие между необычным, могущественным (священное) и обыденным, повседневным (профанное). Известный русский ученый и богослов П. Флоренский считал, что в основе всякой религии лежит "страх божий" и чтобы понять сущность религии, надо "научиться страшиться". Этот страх возбуждается прикосновением к новому, всецело новому - сравнительно с нашей повседневной жизнью. Религию он отождествлял с культом, определяя его как ту часть реальности, "где встречается имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, здешнее и тамошнее, временное и вечное, условное и безусловное, тленное и нетленное" (Флоренский П. Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С. 89.). Сущность культа заключается в антиномии "божественного" и "чувственного. При этом обыденная повседневная жизнь направляется "божественным" и трансцендентным. В то же время в сфере культа "чувственное" становится частью трансцендентной структуры, подчиняясь ее законам и связям. Говоря словами У. Джемса, фундамент религии составляют чувства, действия и практика, над к-рыми впоследствии надстраиваются теология, философия и религиозные организации. Р. Отто, определявший религию как встречу со святым, в качестве одного из элементов религиозного чувства отмечал "тварное чувство" - чувство твари, творения, погруженного в собственное ничто и ощущение собственного ничтожества, полного бессилия по отношению к тому, что его превосходит, невыразимому в понятиях, несказуемому, "нуминозному" "ужасающе таинственному". По его мнению, религия рождалась не из естественного страха, священный ужас не имел ничего Пешего с обычным страхом. В грубой первобытной форме "нуминозное" ощущается как жуткое, как "демонический ужас" и даже на высшей ступени "чистой веры в Бога" оно не исчезает, а лишь облагораживается и затухает. В такой облагороженной форме "ужас" сохраняйся и в христианском культе. Многие русские и западные теологи и ученые подчеркивали, что религия, выходящая за пределы противостоящей ей обыденной жизни, представляет собой нечто "экстраординарное", признавая тем самым антиномию священной и профанной сфер, к-рые пересекаются и соприкасаются в культе. Культ - это средоточие религии, встреча со священным, "потусторонним", происходящая посредством обычных вещей и событий, к-рые воспринимаются верующими в качестве священных. Культ есть, прежде всего, проявление чувств, установок и взаимосвязей по яношению к священному. Проявляя чувства в культовом обряде, человек укрепляет свои установки и взаимосвязи, со священным, тем самым, способствуя росту солидарности религиоз-ы группы или организации. В настоящее время религия существует в институциональной (традиционной) и внеинституциональной (нетрадиционной) формах. Институциональная религия, или религиозный ин-т, - это объединение верующих, связанных между собой системой религиозных отношений, для к-рого характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Религиозный ин-т отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Религиозныи ин-т освящается и канонизируется. Как правило, к таким ин-там относят церковь, установившуюся секту, деноминацию. Внеинституциональная религия - это, во-первых, различн. модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя об-ву и религиозному ин-ту, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии), для к-рых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к внеинституциональной религии определяется исключительно принятием и практикой определенных верований. Как правило, это различн. культы и неустановившиеся секты. Кроме того, внеинституциональ-ная религия - это "субъективная", "невидимая" религия индивида, зависящая от его предпочтений, установок и свободного выбора, проявляющаяся в непосредственной связи с потусторонним миром, истинность к-рой устанавливается самим верующим в религиозном опыте. Лит.: Флоренский П. Богословские труды. Сб. 17. М., 1977; Вопросы научного атеизма. Вып. 39. М., 1989; Otto R. Das Heilige. Miinchen, 1963; ODea Т. The sociology of religion. N.Y., 1966; Hargrove B. The sociology of religion. Illinois, 1979. Е.Д. Руткевич.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

РЕЛИГИЯ
(от лат. relegere - приступать заново, либо от religare - воссоединять, восстанавливать связь) - устойчивое состояние массового сознания и поведения, основанное на сочетании: 1) представлений о священном, как особой реальности, доступной только посредством веры; 2) переживаний и эмоциональных реакций, вызванных актами веры религиозной; 3) действий и объединений верующих для почитания и связи со священным. Р. всегда проявляется в формах конкретных вероисповеданий. Единого определения Р., безоговорочно приемлемого для всех направлений мысли, не существует. Принято, однако, выделять наиболее распространенные смыслы, которые вкладываются в понятие Р. и позволяют отличать обозначаемое им от науки, искусства, философии, политики, права и пр. В теистических системах (иудаизм, христианство, ислам) Р. объясняется как связь людей с Богом. Основанием для этого являются представления о реальности персонифицированного трансцендентного первоначала. Оно выступает как Творец, и потому человек, со всем окружающим его миром, вторичен (сотворен). Поскольку источник Р. наделяется абсолютными качествами (в нем нет изъянов, он совершенен), то земная жизнь воспринимается верующими, в сравнении с этим идеалом, как ущербная и греховная. Связывая людей с благим первоначалом, Р. как бы поднимает их до уровня высшего совершенства. Искажения Р. при этом не исключаются, но вину за них несет только человек. Постичь бесконечность Творца ограниченный человеческий разум не в состоянии. Доступным способом связи с Творцом остается только религиозная вера, которая определяет смысл культа религиозного и религиозности. В научном контексте понятие Р. применяется к широкому кругу явлений духовной и социальной жизни, различающихся между собой, но в совокупности имеющих общие признаки - веру в сверхъестественное, дихотомию сакрального и профанного. Сами духовные системы, рожденные конкретными социокультурными общностями, не нуждаются во внешнем генерализирующем понятии Р. для объединения себя с другими в некий класс. Целостность любой из них поддерживается тем, что именно свой образ мироустройства здесь считается единственно истинным. Присущие им самоназвания рассчитаны прежде всего на интуитивное понимание последователями и не сопровождаются сложными определениями. Спектр вероисповеданий, где к самообозначению добавляется термин «религия», ограничен преимущественно христианством во всем многообразии его оттенков. Другими системами верований этот термин может быть принят конвенционально, как уместный в целях общения между вероисповеданиями, принадлежащими к разным духовным традициям, но не затрагивающий стоящей за этими вероисповеданиями специфической организации духовной жизни. Определяющим фактором возникновения и воспроизведения явлений, которые обобщенно выражены понятием Р., выступает потребность людей в соотнесении себя с чем-то, совершенно иным, нежели они сами в своем естестве, находящимся за пределами повседневного человеческого бытия и вызывающим благоговейное отношение к себе. К фундаментальным составляющим религиозных комплексов относятся сознание религиозное, действия религиозные, организация религиозная. Эти компоненты свойственны в различной степени их развитости любой Р. (см. Основные элементы религии). Ведущую роль среди них играет религиозное сознание, основанное на вере в сверхъестественное и функционирующее при взаимодействии концептуально-вероучительных и обыденных представлений верующих. Р. предполагает обязательное наличие субъекта (верующего человека), способного выделять себя из окружающей природной и социальной среды и убежденного в зависимости собственного существования от сверхъестественного источника бытия. Стремление достичь связи с предметом веры возникает только тогда, когда человек осознает его крайнюю необходимость для себя и в то же время ощущает отчетливую противоположность и разрыв с ним, остро переживает эту разъединенность. Существует проблема идентификации с Р. мировоззренческих и культовых систем, в которых нет строгого указания на трансцендентность сверхъестественного первоначала или вообще не обнаруживается наличия веры в персонифицированного Бога. Главным образом, это религиозные традиции азиатского, дальневосточного происхождения. Для приверженцев «иудеохристианской модели» религиозный статус таких систем не очевиден. Буддизм, например, при таком подходе может считаться «религией без Бога» и но этой причине именоваться даже «атеизмом». Доктринальные позиции многих учений Востока кардинально отличаются от строгого последовательного теизма. Социально-психологические, природно-климатические, географические и прочие факторы, отражавшиеся в жизни носителей «западных» и «восточных» вероисповеданий, существенно влияли на их мироощущение и ментальность. Различие в «питательной почве» духовных систем (хотя многие идеи перекликаются, делая возможными аналогии и параллели) создает предпосылки и для их различающейся идентификации. Не только в восточной, но и в западной религиозной среде встречаются феномены, которые сложно без оговорок отнести к однозначной схеме Р. как «моста» между имманентным и трансцендентным. В религиозном сознании находят место такие образы мира, где наличествует несколько мистических «реальностей», более или менее иерархизированных и зачастую переходящих друг в друга: возможно одновременное соприсутствие представлений о богах, демонах, духах предков, астральных телах и пр. Адресованность веры смещается от «запредельного» объекта к чему-то увязанному с посюсторонними жизненными ориентирами, но все-таки не сводимому к человеческой обыденности, мыслимому за гранью мирского. Акты веры наполняются переживаниями встречи человека и его связи с особой сущностью, обозначить которую можно понятием священного. Исследовательский интерес к феноменам подобного рода получил концептуализацию в весьма распространенном способе интерпретации Р. через различение сакрального (как священного) и профанного (как мирского). Полагается, что идея святости есть «откровение божественного» в человеке; она не всегда осознается, но всегда присутствует. В этом смысле религиозность есть изначальное человеческое качество даже в архаическом обществе, где она сосуществует с магизмом (см. Магия), проистекающим из примитивности жизненных средств. Р. в таком случае понимается как своего рода ответ человека священному: на обыденно-психологическом уровне - в виде спонтанного экзальтированного почитания, на уровне же конфессиональной идеологии - в доктринально регламентированной культовой практике. Эта интерпретация в принципе не противоречит установлению в качестве основных признаков Р. удвоения мира и веры в сверхъестественное. Совместимость достигается, если рассматривать понятия сакрального и сверхъестественного как связанные между собой отношениями рода и вида или общего и особенного. Тогда можно сказать, что общая способность человеческого сознания к сакрализации раскрывается в Р. особенным путем - через перенос сакрального в область трансцендентного. При всех различиях, существующие научные и теологические интерпретации Р. признают в качестве ее необходимого свойства наличие социального измерения. Фундаментальные для любой Р. идеи сакрального и сверхъестественного, равно как и любые другие религиозные идеи и образы, просто не могут существовать вне человека, его интеллекта и потребностей. С их помощью люди объясняют окружающий мир и свою жизнь в этом мире. В религиозных понятиях происходит освоение и усвоение всего, что так или иначе связано с человеческой жизнедеятельностью - от вещества и процессов природы до нравственного опыта поколений и форм социальной организации. Причем наряду с Р. этому же способствуют и другие, не менее важные явления социокультурного развития (наука, искусство, философия, право). Специфика Р. проявляется в особой расстановке идей и представлений, посредством которых мыслится весь диапазон жизненного пространства человека. Из этого следует, что Р. может рассматриваться не только как духовное образование, но и как одна из подсистем в общей системе социального бытия человечества.

Источник: Социология религии. Словарь.

РЕЛИГИЯ
лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р. предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Р. отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Круг вопросов о существовании и ликах Абсолюта, о путях постижения Его, о практической значимости этого постижения для иных сфер духовной жизни человека, об отношении этого постижения к "посюсторонней" материальной жизни людей неизбывно перекрещивал исторические судьбы Р. и философии, Р. и всего гуманитарного знания.
Так, согласно И. Канту, Р. является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Шлейермахер трактовал Р. через особое чувство зависимости человека от бесконечного: "Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а, следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога - это и есть религия". Для Г. Гегеля Р. являлась самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Фантастическое отражение в форме внеземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком, видел в Р. Ф. Энгельс . Согласно же Э. Дюркгейму , Р. - это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. З. Фрейд , сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал Р. общечеловеческим навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего необходимость выработки собственного персонального невроза. По Б. Малиновскому , "обычному индивиду Р. прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу".
Р. осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться: а) как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению; б) как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала - непосредственной связи; в) как подлежащая постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей. Р. - универсальный феномен, связанный с "исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества" (Фрейд). Содержание Р. не конституируется в качестве предмета знания и потому не подлежит идентификации с параметрами шкалы Истинное - Ложное, выступая предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора. Р., возвещающая человеку о спасении и указывающая путь к нему, являет собой трансцендентную в собственной основе и оказывающую имманентное воздействие теоретически-практическую систему координат для исполненного верой мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни. Процедура спасения в различных Р. варьируется. Спасение может, во-первых, полагаться возможным через собственные действия человека (например, буддизм): а) соблюдение определенной совокупности ритуалов, церемониалов и культовых действий; б) "любовь к ближнему"; в) осуществление программы самосовершенствования. (В целом индивид может разделять ценности активного этического действия для своего спасения либо через формирование соответствующей личной установки - "Я" как орудие Божьей воли - и сопряженный с данным миропредставлением аскетизм, либо через модель мистического миросозерцания.) Спасение может, во-вторых, полагаться достижимым через деятельность некоего посредника-спасителя (иудаизм, христианство, ислам). Данная разновидность религиозных воззрений включает в себя такие версии-парадигмы, как: а) институционализацию собственных убеждений (обязательная принадлежность к институту церкви) - католицизм, православие; б) веру как главную предпосылку спасения - иудаизм, лютеранство; в) надежду на ожидаемую милость предопределения (ислам, кальвинизм).
В своих доктрине, этике и ритуале Р. раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. (По мысли С.Н. Булгакова, "люди равны в Боге, но не равны в природе, и это естественное неравенство побеждает этическую идею их равенства там, где эта идея лишена религиозной санкции".) Р. (наряду с иными духовными образованиями) способствует осуществлению процессов утверждения личности, формированию личностного сознания; ритуализации и, следовательно, облагороживанию репертуаров поведения людей; освобождению сознания индивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей; социальной интеграции; космизации человеческого бытия, выходу его за пределы узкоземного существования; осуществляет профетическую миссию (предвидения желательных и нежелательных сценариев будущего развития). [Жесткое силовое подавление христианских структур в тоталитарном СССР С. Франк объяснил так: "Вопреки всем распространенным и в христианских и в антихристианских кругах представлениям, благая весть возвещала не ничтожество и слабость человека, а его вечное аристократическое достоинство. Это достоинство человека - и при том всякого человека в первооснове его существа (вследствие чего этот аристократизм и становится основанием - и при том единственным правомерным основанием - "демократии", т.е. всеобщности высшего достоинства человека, прирожденных прав всех людей) - определено его родством с Богом".]
М. Вебер предлагал выделять религиозные системы, делающие акцент на моментах: ритуально-культовых, аскетически-деятельностных, мистико-созерцательных (и/или эсхатологических), интеллектуально-догматических. Если наука преуспевает в постижении мира (общественного и природного), разъятого в этих целях на отдельные фрагменты, то Р. в состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые через культуру вкупе с ритуалами. В тех случаях, когда воспроизводство репертуаров поведения людей не сопровождается имплантацией перманентно обновляемых смыслов, ритуал становится формальной, отягощающей общество самодостаточной и самодовольной псевдоценностью (например, религиозные воззрения ацтеков и майя). Именно поэтому Р. могут либо: а) принимать "посюсторонний" мир; б) отвергать его; в) принимать этот мир на условиях его улучшения в той или иной форме.
Даже самые высокоразвитые Р. в своей истории оказывали на людей не только освобождающее, гуманное, прогрессивное воздействие, но также и регрессивное, подавляющее, реакционное. Этот идейный трагизм присущ истории любой Р.: и Р. мистического склада, устремленным к достижению сверхчувственного единства человека и божества (индуизм, буддизм), и Р. рационально-светским, ориентированным на овладение мудростью жизни в миру (конфуцианство, даосизм), и Р. профетическим (иудаизм, христианство, ислам).
В философии и религиоведении принято вычленять разнокачественные ступени эволюции Р. (не обязательно совпадающие с процессами, развертывающимися в реальном историческом времени): этап естественной Р. (боги обнаруживаются в природных силах); этап Р. законов, требующей повиновения божественным заповедям, основанной на представлениях о всемогущем Боге-господине и могущей трансформироваться в Р. как систему моральных норм без Бога; этап Р. искупления, которая возникает из чувства греховности, не исчезающего даже при великих нравственных устремлениях и возникающая: а) из веры в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство); б) из убеждения (без Бога) в скорбности всего бытия и стремления преодолеть это состояние через определенным образом достигаемое отрешение души (джайнизм, буддизм).
Существование самых разнообразных духовных феноменов в истории человечества, формально не относящихся к явлениям религиозного порядка, но совпадающих с ними по базовым механизмам функционирования, воспроизводства и экспансии, позволяет выделить религиозные и квази-религиозные системы эгоцентрического, социоцентрического и космоцентрического порядка. Эгоцентрические системы Р. предполагают в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановление духовной связи индивида с собственным подлинным "Я" как вселенносоразмерным микрокосмом. (В 20 в. этому содействовали идеи Ницше о смерти Бога и пришествии сверхчеловека, а также поиски подлинной человеческой природы в философии экзистенциализма.) Социоцентрические Р. светского толка отражают неизбывное стремление родового человека или определенных общественных групп к всеединству сущностных сил посредством воплощения искомой духовной целостности в избранном сакральном объекте. Так, утрату архетипа братства людей пытаются преодолеть такие социоцентрические Р., как культ личности, государства, партии, избранного народа или класса. Космоцентрические Р. ориентированы на установление, восстановление, воспроизводство связей людей с Богом, богами, Абсолютом, средоточием космических сил (христианство, ислам, буддизм). Многие школы буддизма не признают существования Бога: человек в их понимании всегда связан с космическим первоисточником и может приобрести спасение через приближение к оси "колеса жизни", достигая состояния полного покоя. Таким образом, космоцентрические Р. могут существовать в формах теизма, пантеизма и атеизма. Социально-духовные феномены Р. и веры нередко осуществляются в душах людей вне рамок церквей и конфессий. Хотя вера в существование Полноты Бытия (абсолютного "Я" внутри меня или Бога) и типична как смыслообразующий центр миросозерцания Р. любого типа, религиозность может проявляться как внецерковная и внеконфессиональная.
Постулаты той или иной Р. формируются либо истинными пророками, либо соборно: социально и профессионально разобщенные люди стремятся преодолеть свою обезличенность путем совместного дополнения своих сущностных сил универсальным посредником - всеобщим священным идеалом. Ряд концепций Р. утверждают распространенность модели индивидуальной эволюции, когда каждый индивид в процессе индивидуальной эволюции оказывается в состоянии прийти к индивидуальной шкале ценностей в выборе идеала. В границах этого процесса Священное писание запечатлевает базовые идеалы определенной культуры, Священное же предание трансформирует их соборным путем и окончательно формирует традицию. В общественном производстве и воспроизводстве системы сакральных идеалов Р. участвуют все члены религиозной общности. Р. становится неразъемлемой на части культурной целостностью. Значимость интегративных экуменических тенденций современного мира определяется тем, что без мира между религиями не может быть мира между народами. Мир же между религиями возможен лишь как результат диалога между ними.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его существование после смерти; искаженное, фантастич. отражение в сознании людей господствующих над ними сил природы и общества. Реакц. роль Р. проявляется в ослаблении обществ. сознания людей, отвлечении их от классовой борьбы, разъединении сил трудящихся разл. религ. принадлежности. Р. играла и продолжает играть значит. роль в личной и социальной жизни людей мн. стран мира, в их демографич. поведении; религ. факторы влияют на развитие миграций, имеющих важные демографич. последствия (напр., при разделе Брит. Индии на Индию и Пакистан). Иногда Р. выступает в качестве этнообразующего фактора и этнич. признака. Часто отношения между приверженцами разл. Р. принимали характер фанатичной вражды, но даже в случае мирного сосуществования Р. обычно способствует обособлению групп людей, в частности их эндогамии. Принято выделять примитивные (родоплеменные), местные (национальные) и мировые Р. К примитивным Р., возникшим в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, а также культ предков. В 80-х гг. 20 в. эти ранние формы Р. сохранились у отд. народов тропич. Африки, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии и нек-рых др. племен, а в виде пережитков и у более развитых народов. С возникновением классового общества появляются сложные формы Р. Вначале они возникают среди групп близкородств. народов (напр., политеизм у греков) или среди к.-л. одного народа или группы народов, объединенных в гос-во (местные Р., к ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм). Позднее нек-рые Р. распространяются среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство.

Иудаизм сформировался в 1-м тыс. до н. э. среди еврейского нас. Палестины. Иудаисты верят в единого бога Яхве, в приход конца света и ´страшного суда´, в бессмертие души и существование загробного царства, где каждого ждет кара или блаженство за его земные деяния; существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, ´избранным богом´, а также учение о мессии. Осн. священные книги иудаистов - Библия (Ветхий завет), где наряду с историей евреев изложены осн. правила религ. морали, и Талмуд - сборник детальных толкований тех или иных мест Библии для уточнения и ритуализации правил жизни иудаистов. Иудаизм распространен почти исключительно среди евреев, живущих в разл. странах мира; наиболее крупная группа их - в США; в Израиле иудаизм является гос. Р., поддерживает реакционную политику сионистов. Общая числ. иудаистов в мире - св. 13 млн. ч. Догматич. иудаизм призывает своих последователей ´плодиться и размножаться´ в рамках моногамного брака (ранний иудаизм допускал и полигамию); культовые обряды направлены на предотвращение бесплодия. Талмуд призывает хранить супружескую верность, допускает повторные браки для вдовых и разведенных. Однако большинство иудаистов, будучи преим. гор. жителями экономически развитых стран, в своем демографич. поведении не отличаются от окружающего нас., в частности имеют такую же рождаемость, брачность. Особой группой иудаистов часто считают караимов, проживающих в Крыму и в Литве (Тракайский р-н), к-рые не признают Талмуда.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1-м тыс. до н. э., с сер. 1-го тыс. н. э. он существует в виде индуизма - осн. Р. жителей Индии. По существу это - комплекс местных верований, гл. божествами к-рых являются Брахма, Вишну и Шива. Священные книги индуистов - Веды содержат осн. принципы жизни верующих, связанных с дхармой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Индуизм закрепил деление общества на сословно-проф. группы - касты. За пределами Индии индуизм получил распространение в Шри-Ланке (у тамилов) и в Индонезии (среди балийцев). Общая числ. индуистов - 520 млн. ч. Индуизм регламентирует осн. стороны демографич. поведения верующих, призывает к ранним бракам и воспроиз-ву мужского потомства, т. к. только мужчины могут совершать важные священные обряды и сохранять культ предков. В прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов; в 20 в. сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин, что ведет к их повышенной по сравнению с мужчинами смертности. Брак считается нерасторжимым союзом при главенстве мужа; случаи развода (вернее - изгнание жены из дома) чрезвычайно редки.

Вдовцам разрешены повторные браки, вдовам (независимо от их возраста) такие браки запрещены, что приводит к исключению части еще молодых женщин из детопроизводства. На снижение рождаемости оказывала влияние также необходимость заключения брака внутри своей касты, что в малочисл. кастах было нелегко, а также множество запретов половых сношений в определ. дни. По принятому в 1955 закону в Индии были разрешены межкастовые браки, строго запрещена полигамия, допущен развод по инициативе жены, однако большинство индуистов, особенно в сел. местности, продолжают придерживаться старых правил.

Конфуцианство - религиозно-этич. доктрина в Китае - возникло в сер. 1-го тыс. до н. э. как социально-этич. учение, изложенное философом Конфуцием (Кун цзы); на протяжении мн. столетий оно было своего рода гос. идеологией. Конфуцианство стремится к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации, строгого соблюдения культа предков, почитания старших, а также всемерного укрепления патриархальной семьи (гос-во, по Конфуцию, - это тоже ´большая семья´). Осн. задача в воспроиз-ве нас. - получение мужского потомства, к-рое сохранит культ предков. Женщина занимала приниженное положение. Право на развод имел лишь муж, но этим правом пользовались редко. В случае бездетности жены разрешалось взять вторую жену или наложницу. В 80-х гг. 20 в. в Китае, несмотря на рост атеизма, мн. установки конфуцианства еще сохраняются, особенно в сел. местности, что отчасти сдерживает политику ограничения деторождения. Общее число конфуцианцев оценивается в 180 млн. ч.

Вторая местная религия Китая - даосизм - основана на обожествлении природных явлений. В прошлом она часто сочеталась с конфуцианством. В 80-х гг. сохранилась лишь в отд. р-нах (число последователей - ок. 30 млн. ч.).

Синтоизм - местная религия Японии - представляет собой сочетание элементов конфуцианства (соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтения к старшим и т. п.) и даосизма (обожествление сил природы); среди многочисл. синтоистского пантеона главной считается богиня Солнца - Аматэрасу. После образования централизов. гoc-ва видное место в синтоизме занял культ императора - микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Однако в нем нет нормативных установок многодетности. Допущенная синтоизмом сравнительная свобода демографич. поведения способствовала тому, что еще в ср.-век. Японии были распространены аборты и детоубийства, а после 2-й мировой войны японцы быстро переняли новые средства контроля над рождаемостью. В 70- 80-х гг. наблюдается оживление синтоизма (общее число приверженцев - 90 млн. ч.), однако его функции ограничены ролью ´домашней´ Р. и сводятся гл. обр. к установкам по моральному воспитанию в семье.

Древнейшая мировая Р.- буддизм, основателем к-poгo считается индийский царевич Гаутама (6-5 вв. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробужденного, просветленного. Буддизм воспринял от брахманизма идею кармы и сансары, но отверг кастовую систему. Буддизм учит, что жизнь - это цепь страданий, к-рые можно уменьшить праведными делами в цикле перерождений, осн. же целью является достижение нирваны - полной отрешенности от чувств бытия. К нач. н. э., когда буддизм распространился в странах Южной, Юго-Вост. и Вост. Азии, нередко сочетаясь там с местными религиями (напр., в Китае - с конфуцианством), выделились две его осн. ветви: тхеравада, или хинаяна (малая колесница), и махаяна (большая колесница). По хинаяне, нирваны может достигнуть лишь узкий круг лиц - монахи монастырских общин (сангхи), в к-рые можно вступать на срок от 3 мес. до конца жизни. Имеются мужские и редко женские сангхи; половые сношения в них запрещены. По махаяне, спасения могут достигнуть и миряне, соблюдающие осн. предписанные буддизмом правила жизни; для этой ветви характерно учение об аде и рае и поклонение бодисатвам (наставникам, ведущим людей по пути внутр. совершенствования). Разновидностью махаяны является ламаизм (среди тибетцев, монголов и др.), характеризующийся обожествлением высшего духовенства - далай-ламы, большими заимствованиями у шаманизма (особенно в обрядах) и значит. развитием монашества. Отношение буддизма к воспроиз-ву нас. до сих пор двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь как зло и непрерывную цепь страданий, признавая единств. путем к спасению самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни одной из своих догм не связывает достижение нирваны с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощений в сущности призывает к деторождению, т. к. дух может проникнуть в свою новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции, в т. ч. ранние браки, и считает употребление контрацептивов равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль мужчины в семье, буддизм также препятствует распространению контроля над рождаемостью, в к-ром заинтересованы прежде всего женщины. Общая числ. буддистов - 250 млн. ч.

Христианство - самая распространенная из мировых Р.- возникло в 1 в. н. э. как секта иудаизма, но вскоре обособилось в самостоят. Р. В основе христианства лежит вера в сына Бога и земной женщины - Иисуса Христа, к-рый своей мученической смертью ´искупил грехи´ человечества, вера во второе пришествие Христа, в ´страшный суд´ и установление царства небесного. Осн. священные книги христиан - Новый завет (Евангелие и др.) и Ветхий завет, объединяемые в Библию.

В своем развитии христианство распалось на множество более или менее самостоят. церквей и сект. В сер. 1-го тыс. н. э. выделились монофизиты (считают Христа богом), несториане (Христос - человек, в к-poгo вселился бог) и диофизиты (признают в Христе и божеств. и человеческую сущность). В свою очередь, постепенно возобладавшие диофизиты разделились на две церкви: римско-католич. и греко-православную; для той и другой характерен догмат триединства бога (бог - отец, бог - сын и бог - дух святой). Позднее из католичества выделились разл. протестантские церкви и секты, а среди православных - старообрядчество и др. секты. С самого начала христианство отошло от библейского завета - ´Плодитесь и размножайтесь!´; достижение в христианстве осн. цели - спасения души и царства небесного не связывается с к.-л. обязанностями по продолжению рода; более того, именно отказ от всего ´плотского´ считается лучшим путем служения богу. С этим связан целибат (безбрачие) духовенства (у католиков), распространение монашества и появление нек-рых изуверских сект. Влияние христианства на воспроиз-во нас. обусловлено в основном его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые сношения (´первородный грех Адама и Евы´) лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению.

Католичество - наиболее значит. ветвь христианства (580 млн. ч.). Существует как строго централизов. церковь, во главе к-рой стоит папа римский - ´непогрешимый´ наместник Христа на земле. Характерным для этой церкви является особое почитание апостолов Петра и Павла, культ богородицы (мадонны) и безбрачие духовенства. Среди др. ветвей христианства католичество отличается наибольшей консервативностью своих установок в области демографич. поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI-´Человеческая жизнь´ (1968). Реакц. характер носит и принятое в 1976 в Ватикане решение о ´Положении женщины в обществе и церкви´. Таким отношением католич. церкви в значит. степени объясняется более высокий уровень рождаемости среди ее приверженцев в разл. странах мира по сравнению с последователями др. религий. В позиции Ватикана в нач. 80-х гг. намечается более гибкое отношение к проблемам народо-нас.

Православие в ходе истории разделилось на ряд местных церквей, подчиняющихся своим патриархам (константинопольскому, московскому, сербскому и др.). Целибат считается обязательным только для ´черного´ духовенства (монашество); остальные священнослужители обязаны (напр., приходские священники) вступать в брак, однако вторичные браки им не разрешаются. Отношение православия к разводам неодобрительное, но менее жесткое, чем в католицизме. Внутри православия появилось много сект и направлений, крупнейшим из к-рых является старообрядчество, возникшее в 17 в. в результате раскола рус. церкви после реформ патриарха Никона; этот раскол привел к появлению многочисл. сект, часть к-рых (прыгуны, хлысты и др.) выступили за ´духовное очищение´ человека, против всего ´плотского´, истязали себя постами, утомительными групповыми молениями и т. п.; в секте скопцов это выразилось в полном отказе от половой жизни, в изуверском калечении людей. Подчинение православных церквей гос. власти привело к тому, что священники обычно не фиксировали внимания на правилах демографич. поведения, предоставляя верующим известную свободу. Исключением является греческая церковь, к-рая подобно католической выступает против контроля над рождаемостью. В СССР одним из первых декретов Сов. власти церковь была отделена от гoc-ва; церковные обряды крещения, венчания, похорон были заменены гражданской регистрацией. Все это подорвало влияние Р. на демографич. процессы. Общая числ. православных оценивается в 80 млн. ч.

Протестантизм возник в эпоху Реформации (16 в.) как антикатолич. движение. Он отверг папу римского как наместника бога, провозгласив идею о том, что человек может спасти душу не бегством от мирской жизни и не заслугами перед церковью, а праведной повседневной деятельностью. Крупнейшие направления протестантизма - лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм, пятидесятничество. В мире 340 млн. протестантов. В своем демографич. поведении протестанты не придерживаются безбрачия (у них нет и монашества), допускают разводы; они (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше др. христиан стали практиковать контроль над рождаемостью путем применения абортов и контрацепций. В странах совместного проживания протестантов и католиков рождаемость среди первых на 20-25% ниже.

Ислам - самая ´молодая´ из мировых религий. Возник в нач. 7 в. в Аравии, его последователи - мусульмане. Учение Мухаммеда, явно испытавшего влияния иудаизма и христианства, изложено в Коране. Для ислама характерна вера в единого бога - аллаха и его пророка Мухаммеда (пророками считаются также Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус), в загробную жизнь и т. п.; одна из характерных черт мусульманского культа - формальный ритуализм (пятикратная ежедневная молитва с символич. омовением, пост и т. п.), а также запрещение создавать изображения бога (иконы, статуи и т. п.) и людей. В 8 в. в исламе выделились два осн. направления: сунниты, к-рые почитают Коран и сунну (священный сборник рассказов о жизни Мухаммеда), и шииты, признающие Коран и др. священное предание - ахбар. Среди шиитов, составляющих св. 1/10 части всех мусульман, значит. распространение получил культ святых мучеников (особенно Хусейна). Крупной сектой суннитов являются ваххабиты, шиитов - зейдиты; существует ряд др. сект и толков ислама. Осн. правила бытового поведения мусульман отражены в шариате. Общая числ. мусульман - ок. 600 млн. ч.

Мн. установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний аллаха; бездетность жены - важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену (всего разрешалось иметь 4 законные жены и сколько угодно наложниц). Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек - по достижении половой зрелости, юношей - с 15 лет). Браки считаются по существу обязательными; разведенные и вдовые быстро вступают в новый брак. Среди шиитов в прошлом была распространена практика временных браков (по договору). Традиц. ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало. Ислам закрепил приниженное положение женщин, навязал им затворничество, свел брак к купле продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением; аборты запрещены. В последние десятилетия нек-рые мусульманские реформаторы выступили за ограничение рождаемости; первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних, однако положение женщин, особенно в сел. местности, где еше очень сильны традиции, остается приниженным.

Распространение мировых Р. в 80-х гг. 20 в.

Буддизм является преобладающей Р. в странах Индокитая, Шри-Ланке, среди части нас. Кореи, Китая и Японии; ламаизм - среди тибетцев, монголов, бурят, калмыков, тувинцев.

Христианство получило распространение среди народов Европы и в др. частях света, заселенных переселенцами из Европы. Католицизм исповедуют в Европе романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), ирландцы, бретонцы, баски, нек-рые герм. народы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, нек-рые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть зап. украинцев и белорусов), литовцы и часть латышей. Он является господств. Р. в странах Лат. Америки и на Филиппинах; значит. группы католиков имеются в США и Канаде (франко-канадцы), а также в Индокитае и нек-рых странах Африки (Нигерии, Мали и др.). В Африке существует и христианство монофизитского толка - в Эфиопии и отчасти в Египте. Православие получило распространение в Юго-Вост. Европе - среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев), в недавнем прошлом его исповедовало большинство нас. Европ. части СССР (русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, коми, удмурты, чуваши и молдаване), нек-рые народы Кавказа (грузины и юж. осетины) и Сибири (якуты, зап. буряты и др.). К православной церкви близка армяно-григорианская церковь. Протестантизм исповедуют в Центр. и Сев. Европе большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов; он преобладает в США и др. англоязычных странах (Канаде, Австралии, Нов. Зеландии), значит. группы протестантов имеются в ЮАР и Бразилии, на терр. СССР - верующие эстонцы и большинство верующих латышей.

Ислам суннитского толка распространен в Юго-Зап. Азии, а также в Индонезии, Малайзии, на юге Филиппин; значит. группы суннитов имеются в Индии и Зап. Китае. Его исповедуют все арабские народы Сев. Африки и мн. народы прилегающих стран (Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера, Чада, Гамбии). Шииты составляют большинство верующих в Иране, Ираке и Йемене, а также среди верующих азербайджанцев в СССР. На терр. СССР ислам распространен среди народов Ср. Азии и Казахстана, Вост. и Сев. Кавказа, татар, башкир и тюрко-язычных народов Юж. Сибири. В Европе ислам исповедуют сравнительно небольшие группы нас. (боснийцы в Югославии, две трети албанцев, часть болгар).

Число атеистов во мн. странах мира (особенно в СССР и др. социалистич. странах) постоянно увеличивается. Однако нек-рые религ. установки, в т. ч. демографич. характера, глубоко вошли в быт, приняли форму народных традиций и в таком виде сохраняются даже среди части уже отошедшего от Р. населения.

Козлов В. И., Динамика численности народов, М. 1969; Брук С. И., Население мира. Этнодемографический справочник, М. 1981, Народонаселение стран мира, 3 изд, М. 1984.

В. И. Козлов.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?

Марков Александр Владимирович
Изучение феномена религии естественно-научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены.
Читать PDF

Религия как мировоззренческая альтернатива для молодежи

Морозов Андрей Анатольевич
Рассматривается вопрос о мировоззренческом выборе современной молодежи. Анализируются результаты социологического исследования «Отношение к религии: мировоззренческий выбор молодежи».
Читать PDF

Биополитика и религия в эпоху постмодерна

Харкевич Максим Владимирович, Касаткин Петр Игоревич
В статье освещается вопрос взаимодействия государственных и религиозных акторов в процессе биополитического управления обществом.
Читать PDF

Молодежь и религия в образовательном пространстве: американский опыт

Глуханюк Анна Аркадьевна
В статье представлен анализ результатов американских теоретических и эмпирических исследований взаимодействия молодеяси и религии в современных условиях.
Читать PDF

Религия в политической культуре современной России (обзор)

Девина Ирина Викторовна
Читать PDF

2001. 01. 011. Каариайнен К. Религия в посткоммунисти-ческой России. Kaariainen K. religion in Russi

Элбакян Е. С.
Читать PDF

Религия в демократическом обществе: как влияет воцерковленность на политическую культуру?

Ситников Алексей Владимирович
В статье рассматривается вопрос о возможном влиянии изучения в школах религий на формирование политической культуры школьников.
Читать PDF

Религия глазами студентов южно-уральского государственного университета (по материалам социологическ

Соколова Наталья Ильинична, Сосновских Елена Геннадьевна
Рассмотрены основные результаты социологического исследования, проведенного авторами в марте 2012 года.
Читать PDF

Религия в системе идентичностей молодежи республики Дагестан

Абдулагатов З. М.
В статье на основе данных социологических опросов показано влияние религиозного факто- ра на российскую гражданскую, этнические идентичности и на патриотизм дагестанской моло- дежи.
Читать PDF

2011. 03. 008. Рэмп У. Дюркгейм и после: религия, культура и политика. Ramp W. Durkheim and after: r

Симонова О. А.
Читать PDF

2001. 03. 021. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России/под р

Элбакян E. C.
Читать PDF

2000. 01. 043. Мило М. Религия и интегризм, или парадоксы секуляризации. Milot M. religion et integr

Мордвинцева Л. П.

Похожие термины:

  • НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ

    комплекс религиозно-мифологических верований, сложившихся у автохтонных обитателей какой-либо территории в результате адаптации вероучительных представлений официально принятой религии к этн
  • Гражданская религия

    квазирелигриозная лояльность, объединяющая индивидов в светском по своей сути обществе.
  • Религия и политика

    religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источни
  • Телевидение и религия

    В условиях новых законов о свободе совести меняются отношения между государственным телевидением и религиозными организациями. Телевидение должно предоставлять одинаковые возможности для изло
  • ПУБЛИЧНАЯ РЕЛИГИЯ

    (англ. public religion) - проявление религиозности индивидов и групп в мотивах и действиях их повседневной жизни и общественных отношений. Понятие П. р. не имеет единого толкования, употребляется преимуще
  • НЕВИДИМАЯ РЕЛИГИЯ

    по Т. Лукману, религия не должна трактоваться узко, как поведение по отправлению церковных обрядов, она латентно (невидимо) создает значения, которые объективируются в культуре, воспроизводя тем с
  • ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ

    религия, возникшая у какого-либо народа в историческом прошлом и исповедуемая из поколения в поколение до настоящего времени на основной территории проживания этого народа, являясь для него наиб
  • Естественная религия

    Природна релігія. Natural religion Согласно Л. Фейербаху (L. Feuerbach) – обожествление природы, сопровождаемое чувством зависимости от нее. Говорить о Е. р. исследователям дает основание факт общения людей с я
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

     вероисповедание, наделенное привилегированным положением в каком-либо государстве согласно его основным законодательным актам (указам правителей, конституции и т. п.) и имеющее значение официал
  • НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ

    религия, не имеющая длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемая ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. Нетрадиц
  • Религия: социология религии

    (religion, sociologie de la). Согласно классическому определению Эмиля Дюркгейма, религия является «целостной системой верований и практик, относящихся к сакральным вещам, т. е. обособленным, запретным; веров
  • Новые африканские религии

    African new religions). Подсчитано, что с 1930-х гг. в Африке, к Ю. от Сахары, возникло до 7 тыс. новых религ. движений, объединивших ок. 32 млн. приверженцев. Большинство из них сочетают элементы африканской традици
  • Африканские традиционные религии

    African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к-рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек-ры
  • Социология религии Э.Дюркгейма

    Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обяз
  • Этические религии

    ethical religions). Религии, основанные на этическом обращении “великого учителя” (подобно Будде или Конфуцию), а не на вере в сверхъестественные силы.
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

    англ. philosophy of religion; нем. Religionsphilosophie. 1. В широком смысле - совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существов
  • ЯПОНСКИЕ РЕЛИГИИ

    JAPANESE RELIGIONS) См.: Мировые религии.
  • ПРИВАТИЗАЦИЯ религии

    перевод религии на положение частного дела граждан. П. р. состоит в превращении религиозного поведения из обязанности перед организациями религиозными и поддерживающими их властями в вопрос внут
  • ФОРМЫ РЕЛИГИИ РАННИЕ

    возникли в первобытном об-ве. К их числу относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия представляет собой совокупность верований и специфич. (колдовских) обрядов, с помощью к-рых первобытные люд
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

    func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки религии, объясняющие ее происхождение, а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество (см. также Функция; Функционалистское объяснение). Самая вл