АТЕИЗМ
Атеизм
форма отрицания религиозных представлений и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека.
Источник: География населения. Словарь терминов.
АТЕИЗМ
от греч. atheos - безбожный) - англ. atheism; нем. Atheismus. Отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии. См. РАЦИОНАЛИЗМ, МАТЕРИАЛИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
атеизм
1) концепция «Смерти Бога», находящаяся в одном ряду с фигурами Автора и психоаналитически трактуемого Отца, обосновывающая децентрацию опыта, структуры, текста и выражающая идею нелинейности развития; 2) по Х. Аренд – сущностная черта современности, выражающаяся в том, что «чем больше развита цивилизация, тем более совершенный мир она создает; чем более дома чувствуют себя люди в этой искусственной среде, тем больше будет их возмущать все постороннее, ими не произведенное, что просто и таинственно ниспослано им». - Литература: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989; Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; Ницше Фр. Антихрист. Проклятие христианству // Соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1996; Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб., 2002; Атеизм // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Атеизм
atheism, греч. atheos — не бог), отрицание существования любого бога или сверхъестественного существа. А. не следует смешивать с агностицизмом, согласно к-рому существование бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть, в силу чего оно не может быть предметом веры или неверия. С т.зр. А. само понятие бог лишено смысла; этого же взгляда придерживаются нек-рые азиат, религ. традиции, в частности тхеравада. В 19 в. Маркс объяснял свой А. материализмом и выступал за упразднение религии, к-рая, по его мнению, поддерживает несправедливый социально-эконом. порядок. Ком. учение, основанное на идеях марксизма, является строго атеистическим. Ницше провозгласил смерть бога и побуждал человека искать смысл жизни лишь в самом себе. Эта позиция характерна и для таких представителей экзистенциализма 20 в., как Хайдеггер и Сартр. Совр. филос. школа логического позитивизма также придерживается А., считая, что религ. умозрения логически не обоснованы, поскольку знание может быть получено только путем наблюдения и опыта.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
АТЕИЗМ
система взглядов, отвергающих веру в Бога (богов) и в сверхъестественные силы. А. не сводится к отрицанию веры в сверхъестественное. А. представляет собой закономерный продукт развития об-ва. Его возникновение и исто-рич. развитие можно научно объяснить, лишь исходя из анализа соц. -экономич. основы об-ва той или иной эпохи. А. был, как правило, идеологией прогрессивных классов или соц. слоев. Так, в античном об-ве А. был свойствен идеологам рабовладельческой демократии, в XVIII в. атеистич. идеи развивали представители революционной буржуазии, наконец, в XIX в. А. становится неразрывной частью социалистич. мировоззрения. Развитие А. тесно связано с развитием ма-териалистич. философии и научн. знания. Степень теоретич. обоснованности и последовательности А. определяется уровнем развития философского материализма и науки в целом. Вершиной А. является А. франц. материалистов XVIII в. (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции и др.) и А. нем. материалиста Л. Фейербаха. А. свойственна критика религии как ложного, иллюзорного сознания, как превратного отражения действительности. Лит.: Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М., 1974; История и теория атеизма. М., 1982. Д.М. Угринович.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Атеизм
(от греч. atheos – безбожный). Атеїзм. Atheism. Мировоззренческая позиция, характеризуемая научным пониманием культурно-исторической природы религии (как формы общественного сознания) и всякого рода мифологий. В истории духовной культуры А. часто развивался не только в форме непосредственно научного отрицания религии, но и в форме идеологической (богословско-теологической или философской) борьбы различных религиозных форм за свое влияние на общество. Но в ходе критики своих оппонентов многие авторы-теологи или идеалисты приходили к заключениям, которые фактически являлись А., что можно назвать непоследовательным или стихийным А. К стихийному А. можно отнести, напр., Л. Фейербаха (L. Feuerbach) и О. Конта (Auguste Comte) и всех тех, кто, придя к выводу об абсолютной ненаучности традиционных религиозных представлений, все же утверждал необходимость конструирования новых, нетрадиционных религий. К стихийному А. (т. е. от критики традиционной к признанию необходимости религии вообще) многие авторы приходили в основном по причине общих представлений о моральной функции религии как формы общественного сознания, которая при этом как бы отрывается от практики конкретных религиозных конфессий. Этим фактически утверждалась мысль о необходимости сохранения религии как средства утверждения духовной культуры (хотя бы ее регулятивной функции). Подобный подход был свойственный и различным формам богоискательства и богостроительства. Что касается научного, т. е. последовательного А., то хотя он сегодня подвергается тотальной критике, но скорее не за его теоретические положения, а за те ограничения, которым должна была следовать церковь при советской власти. Однако не следует смешивать две проблемы, а именно: права верующих и научные аргументы, которых религия против науки просто не имеет. А с другой стороны, нельзя под видом восстановления прав верующих реанимировать религию. Религия и наука, религия и культура остаются антиподами. Религия всегда была и остается отчужденной формой духовной культуры.