Монотеизм
МОНОТЕИЗМ (ЕДИНОБОЖИЕ)
от греч. monos - один и theos - Бог ) - англ. monotheism; нем. Monotheismus. Религии, основывающиеся на признании единого Бога (в отличие от политеизма).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
МОНОТЕИЗМ
monotheism) — вера в доктрину, согласно которой имеется только один Бог; религиозные системы веры, основанные на этой доктрине. Из главных мировых религий только юдаизм, христианство и ислам являются монотеистическими и имеют общие корни. Согласно Ленскому и Ленски (1970), концепции "высшего существа", редкие для обществ охотников-собирателей и примитивного земледелия, становятся широко распространенными в аграрных обществах. Однако монотеизм появляется только на Ближнем Востоке. Парсонс расценивает его возникновение как решающий шаг к развитию "этической универсальности". Оценка Вебером еврейских концепций ревнивого Бога — Яхве ("Ты не должен иметь Других богов, кроме меня") — и понятия "избранного народа" заключается в ответе на уязвимость племен Израиля в отношении иностранного господства — проблемы, "истолкованной" пророками как наказания всевышним Богом своего народа за поклонение лжебожествам.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Монотеизм
(от греч. monos – один и theos – бог). Монотеїзм. Monotheism. Религиозно-философское представление о существовании единого божества, отвергающее политеизм (многобожие), свойственный древним и некоторым современным народам и интерпретируемый как идолопоклонство. Зарождение философии и постепенное преодоление нею мифологического мировосприятия (политеизма), как поклонения природным (естественным) олицетворенным силам, привело, с одной стороны, к догматизации классической мифологии в форме “вторичной мифологии”, т. е. к возникновению представлений о едином боге (монотеизму), но уже не естественном, а сверхъестественном существе, а с другой – возникновению науки как формы общественного сознания. Причем теперь сверхъестественное, как непосредственно чувственно невоспринимаемое, обрело атрибут духовности, а общение с ним стало называться духовной жизнью, или духовностью. Но духовность с самого начала была более сложной по своей структуре. Она включала в себя все зарождающиеся формы общественного сознания и мышления, а религия с самого своего зарождения была отчужденной формой существования действительной духовности в силу того, что она включала в свою структуру мифологию и постоянно конфронтировала с наукой. Зарождение монотеизма стало отрицательным (в силу его отчужденного характера) результатом качественно нового исторического этапа в развитии духовной культуры.