КЛАССЫ СРЕДНИЕ

Найдено 1 определение
КЛАССЫ СРЕДНИЕ
Исходя из определения А. П. Со-рокиным класса социального, мы определяем классы средние как иерархию социальных групп, сходных по имущественному положению, по роду занятий, по объему гражданских прав, а следовательно, имеющих тождественные имущественно + профессионально + социально-правовые интересы, занимающих срединное положение в обществе и разделяющих ценности трудовой и рыночной идеологии. Наличие и большой удельный вес К. ср. в системе социальной стратификации – один из существенных признаков цивилизованного общества. Именно композиция социальной структуры развитых стран Запада, включающая обширный К. ср., является одним из ключевых факторов, способствующих существованию в обществе социальной стабильности. К.ср., при условии большого удельного веса, становится фактором социальной интеграции общества в силу реализации ряда важнейших общественных функций.
Во-первых, в рамках К. ср. максимально выполняется условие диверсификации (разнообразия) общества по социальным группам. При этом высший-средний, средний-средний и низший-средний слои дифференцируются по показателям рода занятий и уровня квалификации, размера дохода и объема гражданских прав.
Во-вторых, К.ср. способствует поддержанию относительной общественной стабильности благодаря характерному для него высокому уровню восходящей экономической мобильности. При этом большое число взаимообменов происходит как внутри самого среднего класса, так и с другими частями социальной структуры общества.
В-третьих, К. ср. выполняет функцию агента технологического и социально-экономического прогресса, сосредоточивая в своих рядах наиболее квалифицированные кадры общества, отличающиеся высоким профессионализмом, значительным деятельностным потенциалом, гражданской активностью.
В-четвертых, К.ср. осуществляет функцию носителя национальной культуры и общественных интересов. Для представителей всех его слоев характерна четкая самоидентификация – соответствие между их социально-профессиональными характеристиками и выбором страты, к которой они себя относят; так, доля лиц, идентифицирующих себя со средним классом, увеличивается по мере роста уровня образования, социального престижа, размера доходов, объема гражданских прав.
Таким образом, выполнение функции социального стабилизатора общества предполагает не только удовлетворенность представителей К. ср. существующим социальным порядком, но также его массивность и срединное положение в обществе. А чтобы стать носителем национальной культуры и выразителем общественных интересов, этот класс должен обладать всеми названными выше характеристиками. Сравнение критериев выделения К. ср. в Республике Беларусь (2010 г.) – по уровню располагаемых среднедушевых денежных ресурсов (20,3 %), профессиональному статусу (36,2 %), уровню среднего специального и высшего образования (52,1 %), показывает их роль в социальной стратификации белорусского общества.
Уровень располагаемых среднедушевых денежных ресурсов выступает по силе ограничения основным дифференцирующим признаком, при условии соответствующего профессионального статуса и наличия среднего специального и высшего образования. Получается, что «образование как предпосылка» охватывает 1/2 белорусского населения, «профессия как средство» –чуть более 1/3, «доход как конечная цель» –1/5 белорусского населения. Есть основания полагать, что это свидетельствует о наличии серьезной проблемы, связанной со значительным недоиспользованием образовательного потенциала общества.
Основными функциями К. ср. в его западном варианте являются: диверсификация общества по социальным группам за счет наполнения среднего класса новыми претендентами, материальное состояние которых достигает необходимых стандартов; стабилизация общества в силу высокого уровня восходящей экономической мобильности, ведущей к расширению общности людей, разделяющих ценности трудовой и рыночной идеологии; расширенное воспроизводство научного и образовательного потенциала благодаря накоплению и эффективному использованию человеческого капитала в сферах науки и образования.
Выполнение названных функций превращает К. ср. в носителя национальной культуры и выразителя общественных интересов. В плане выполнения функции диверсификации К.ср. белорусского общества включает в себя практически все социальные группы – служащих, рабочих, крестьян, предпринимателей, пенсионеров, домохозяек и безработных, учащихся – и в этом смысле достаточно разнообразен. Однако наполнения среднего, а тем более верхних слоев, почти не происходит, за счет относительно низкой экономической и социальной мобильности. Что касается осуществления функции стабилизации общества на основе восходящей экономической мобильности, то определенная мобильность наблюдается, но в ограниченном диапазоне. За период с 1995 по 2010 год удельный вес малообеспеченного слоя уменьшился более чем в 6 раз.
При этом произошло значительное возрастание доли среднего слоя (в 4 раза) и превращение его в базовый (основной) слой общества, составивший в 2010 г. свыше 50 %, который не представляется возможным отнести к среднему классу. Очевидно, что с наибольшей активностью перемещения происходят между базовым и нижними слоями, с меньшей – между базовым и верхними слоями, практически закрытыми для восходящей экономической мобильности. Получается, что бывший средний, а ныне базовый слой как бы «вбирает» в себя нижние слои и «консервирует» в диапазоне доходов от 1 до 2 МПБ свыше половины населения республики, своеобразно выполняя функцию стабилизации белорусского общества. В аспекте самоидентификации, по данным социологических мониторингов, людьми «среднего достатка» (но не К. ср.) считают себя свыше 1/2 респондентов, т. е. практически все, кто обладает средним специальным и высшим образованием.
Однако этих людей объединяют весьма скромные материальные возможности и соответствующие им потребности. Так, людьми «со средним достатком» называют себя те, кто располагает средствами на питание, одежду и текущие расходы, но не имеет возможности приобрести крупную бытовую технику (телевизор, холодильник, стиральную машину и др.). В перспективе каждая из социальных групп К. ср. может удвоиться именно за счет базового слоя, а удельный вес К. ср. значительно возрасти при создании благоприятных обстоятельств, так как стремление людей вернуться в состав К. ср. из базового слоя связывается прежде всего с наличием среднего специального и высшего образования и профессионального статуса (реального рабочего места).
В целом, можно сказать, что Беларусь пока что тяготеет к общественному устройству со значительным базовым слоем, состоящим по преимуществу из «бюджетников»; с восходящей экономической мобильностью из нижних в базовый слой, и в меньшей мере –из базового в верхние слои; со сравнительно небольшим средним классом, находящимся в эмбриональном состоянии по структурным характеристикам и выполняемым функциям. Для выполнения ролевых функций, присущих К. ср. в его западном варианте, К. ср. белорусского общества должен стать более многочисленным; приобрести экономическую самостоятельность; стать полноправным субъектом реформирования общества. Опыт экономически развитых стран показывает, что в последнее десятилетие глубина и динамика социально-экономических преобразований во многом зависят от позиции К. ср., его численности и дееспособности. Решение задачи формирования К.ср. носит комплексный и долгосрочный характер. Оно связано с разумной экономической политикой, обеспечивающей возможность достойной оплаты квалифицированного наемного труда, переобучение кадров. Оно предполагает успешное проведение рыночных реформ, государственную поддержку среднего и малого бизнеса, государственную защиту частной собственности, продуманную и долгосрочную налоговую и кредитную политику. Оно во многом зависит от ясного и четкого законодательства и наличия механизмов реализации принятых законов. Ключевым направлением в формировании К. ср. является, как считают экономисты, повышение реальной заработной платы, а тем самым – повышение уровня денежных доходов населения. Становление К.ср. в Республике Беларусь невозможно без усиления роли государства в политике инвестирования в материальные и нематериальные ресурсы общества; именно здесь находится центральное звено, взявшись за которое, можно вытащить всю цепочку проблем, связанных с развитием К. ср.
Лит.: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992; Надель С. Н. Социальный облик современного западного общества. – М., 1993; Голофаст В. Б. Социальная структура, иерархия и образованный средний класс // Региональная политика. – 1992. – № 9; Wright C. R. The Middle Classes in Middle-Sized Cities // Class, Status and Power: Social Stratification in Comparative Perspective. – N. Y., 1976; Соколова Г. Н. Состояние и возможности развития среднего класса в Беларуси // Общество и экономика. – 2010. – № 7–8. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
368.60 кб

ПОЛСТЕРЫ И СРЕДНИЙ КЛАСС

Я. М. Щукин
В статье рассматривается, как три полстерские организации – Левада-Центр, ВЦИОМ и ФОМ – используют понятие «средний класс» в своей работе, влияя тем самым на восприятие этого понятия российским обществом.
Читать PDF
222.81 кб

Формирование среднего класса

Мамаева Л. Н.
В статье рассмотрены пути формирования среднего класса в России.
Читать PDF
164.43 кб

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА

Костылева Л.В., Окулова Н.А.
В исследовании опробован ряд способов определения численности среднего класса с применением различных критериев относительно общероссийских стандартов жизни.
Читать PDF
111.32 кб

Средний класс: эволюция понятия

Чаплыгин А. Э.
Представлены различные взгляды относительно природы понятия «средний класс». Подвергаются анализу труды античных и современных исследователей по заявленной теме.
Читать PDF
344.37 кб

Образование для среднего класса

Куркин Евгений Борисович
Средний класс самая многочисленная, образованная и социально устойчивая часть населения высокоразвитых стран постиндустриальной эпохи.
Читать PDF
124.74 кб

Поиск пропавшего среднего класса

Бух M.
Сообщение посвящено актуальным политическим вопросам. Сообщение публикуется в рамках проекта «Диалоги о политике: российско-американские студенческие семинары, Тамбов (РФ) - Клемсон (США) (ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005-2006 гг.)"
Читать PDF
692.55 кб

«Новый средний класс» – это кто?

Яницкий Олег Николаевич
Фрагмент из книги О.Н. Яницкого[1], аналитика далеко не ординарного, затрагивает остро дискуссионные проблемы так называемого среднего, часто именуемого креативным, класса и интеллигенции в современном российском обществе.
Читать PDF
634.32 кб

Средний класс в современной России

Кивинен М.
Статья известного финского социолога Маркку Кивинена посвящена актуальным для современного российского общества вопросам трансформации социальной структуры, тенденциям в классовых отношениях, формированию в России среднего класса,
Читать PDF
282.00 кб

ОТ СРЕДНЕГО КЛАССА - К КРЕАТИВНОМУ

Калугина З.И.
В эпоху становления экономики, основанной на знаниях и инновациях, мощнейшим фактором регионального развития становится так называемый креативный класс, то есть люди талантливые, способные на генерацию новых идей.
Читать PDF
702.60 кб

Где же твой, Россия, средний класс?

Столяров Николай Сергеевич
Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования среднего класса в России и его важности для стабильного и благополучного развития государства.
Читать PDF
605.87 кб

Средний класс: социологический этюд

Белов Вячеслав Иванович
Предложен анализ среднего класса как основного элемента социально-классовой структуры. Предпринята попытка определить его метафизическую и идеологическую сущность.
Читать PDF
110.99 кб

Средний класс и гражданское общество

Плужникова Х. В.
Читать PDF
117.28 кб

Средний класс и гражданское общество

Плужникова Х. В.
Читать PDF
217.41 кб

Средний класс как феномен пограничья

Казакова В. И.
Главная проблема стратификации на современном уровне рассматривается через призму сосуществования различных уровней темпоральностей, присущих жизненным реалиям социальных групп.
Читать PDF
334.17 кб

«РАЗМЫВАНИЕ» СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ

Митрошенков О. А.

Похожие термины:

  • СРЕДНИЙ КЛАСС

    middle class). Социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня.
  • Новый средний класс

    new middle class) — см. Противоречащие классовые положения.
  • Старый средний класс

    а) в Европе мелкая и средняя буржуазия, ремесленники, б) в России госслужащие и интеллигенция, при советском строе входившие в средние слои.
  • КЛАСС СРЕДНИЙ (СРЕДНИЕ СЛОИ)

    Совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными социальными группами в системе социальной стратификации: богатыми и бедными. Характеризуется неоднородностью