КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коммуникация
технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами).

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

КОММУНИКАЦИЯ
акт передачи информации, приобретающий особо неприличные формы, когда становится массовым.

Источник: Альтернативный социологический словарь

коммуникация
Communication 1.Процесс передачи информации. 2.Линия связи и/или другие средства передачи информации.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

Коммуникация
процесс, посредством которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и свои душевные состояния.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Коммуникация
это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

КОММУНИКАЦИЯ
процесс взаимодействия между двумя или более социальными или политическими субъектами путём непосредственного общения и обмена информацией с использованием соответствующих средств.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Коммуникация
особый вид деятельности, целью которой является получение, обобщение или обмен какой-либо информацией.
Коммуникация требует от участников определенного уровня подготовки, обеспечивающего взаимопонимание.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

КОММУНИКАЦИЯ
1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

КОММУНИКАЦИЯ
связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе медийной (вербальной, невербальной, визуальной, аудиовизуальной, групповой, массовой, межличностной, внутриличностной, дистанционной, тактильной, контактной, конфликтной, культурной, межкультурной, социальной, педагогической и др.).

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Коммуникация
от лат. communicatio - сообщение, связь) - взаимодействие двоих или более людей, заключающееся в обмене информацией (синоним - общение). Способность к коммуника- ции определяет нормальное развитие зрелой личности, патология коммуникативных возможностей неизбежно ведет к патологии личности и наоборот [72].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Коммуникация
1) обмен информацией, связь, акт общения; 
2) канал связи; 3) форма связи; 4) обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми; 5) взаимодействие звеньев управленческой структуры. Бывает информационным, административным, техническим и осуществляется как непосредственно, так и опосредовано.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Коммуникация
«связь», «общение», в широком смысле все, что связывает человека с окружающей средой, что приносит ему какую-либо информацию об объективной реальности. В более узком смысле «коммуникация» — процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. В психологии под коммуникацией понимается процесс обмена мыслями и эмоциями, в семиотике — процесс обмена значениями.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

КОММУНИКАЦИЯ
от лат. сотти-nicatio - обмен, связь, разговор) - англ. communication; нем. Kommunikation. 1. Процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерение, адресата. 2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью к-poro является взаимопонимание. 3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи. См. ЯЗЫК.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Коммуникация
суть процесс использования знаковых средств для выражения представлений, рассматриваемых как значимых для «других», процесс воздействия знаковыми средствами на сознание «другого» (и субъективность в целом) для вторичного построение образа, могущего быть оцененным как «копия» образа автора. Функциональная структура коммуникации предполагает минимум двух участников (автора и понимающего). При морфологизации функциональной структуры места для одного из участников могут быть незаполненными, не предполагаемыми.

Источник: Методологический словарь для управленцев

Коммуникация
1) в переводе на русский язык это слово (лат. communicatio - общаться) может обозначать связь, сообщение, средство связи, информацию, средство информации, а также контакт, общение, соединение; 2) передача информации в организации. Существуют следующие виды коммуникации: вертикальная коммуникация (vertical communication) -в иерархических социальных системах - передача информации сверху вниз и снизу вверх, и горизонтальная коммуникация (horizontal communication) - передача информации на одном и том же организационном уровне.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Коммуникация
лат. «communicatio» – сообщение, передача и «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) – средство связи любых объектов материального и духовного мира, процесс общения как передача информации от человека к человеку, передача и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него; социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

Коммуникация (communication)
Передача информации от одного индивида или группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия. В контексте взаимодействия “лицом к лицу” коммуникация осуществляется посредством использования языка, жестов, движений тела, благодаря чему происходит понимание того, что люди говорят и делают. С развитием письменности, а затем с появлением электронных средств массовых коммуникаций, таких, как телевидение, радио, компьютерные сети, коммуникация в некоторой степени утратила характер непосредственного социального взаимодействия.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Коммуникация
communication), взаимный обмен информацией между людьми, процесс передачи опыта. Изучение К. включает мн. дисциплины: лингвистику (языкознание), психологию, социологию и антропологию. При всех формах общения — от межличностного до средств массовой информации — существует инициатор, т.е. тот, кто составляет и отправляет послание (как знаковое образование) через опред. канал к получателю сообщения, к-рый воспринимает и интерпретирует значение послания. В личной беседе общение — прямое, при помощи языка, подкрепленное невербальными ср-вами: позой, жестом и т.д. (певербальное общение). Межличностное общение возможно также на расстоянии. Др. формы К. используют письмо и печать. Изобретение печатного дела было первым шагом в развитии ср-в массовых К. Через книги, газеты и др. периодич. издания сообщения поступают к широкой аудитории, к-рая увеличивается во мн. раз благодаря радио, телевидению и др. формам трансляции (кино, видеофильмы и т.д.).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Коммуникация
передача сообщений, в которых заложены определенные значения. Коммуникация происходит на разных уровнях: межличностном, межгрупповом, внутри общества, между различными обществами [20.– С.244]. –передача информации от одного индивида или группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия [6.– С.666]. –процесс обмена информацией в социальной системе [18.– С.265]. –обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми [16.– С.685]. –обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов [10.– С.368]. –информационное взаимодействие субъектов, характеризуемое следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений об объекте взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью каналов равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о предмете взаимодействия [33.– С.291].

Источник: Социология. Словарь.

Коммуникация
1. Передача или обмен информацией. Коммуникация может быть вербальной или невербальной (звуковой или незвуковой), преднамеренной или непреднамеренной. 2. Сообщение или единица переданной информации. 3. (Мн.) «средства коммуникации», например средства массовой коммуникации. Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве в новые времена чрезвычайно расширилась: с изобретением письменности, печати, электронной связи — телеграфа, телефона, радио, Интернета — и средств массовой коммуникации, а также механизации транспорта. Современные средства коммуникации увеличивают способности организаций, социума, государства осуществлять социальный контроль, использовать информацию для сохранения порядка (экономического, военного, культурного и т.п.), в целях роста экономики, противостояния противнику. Сегодня стали возможными научные конференции, в которых можно участвовать по скайпу. Социологи используют новый способ анкетирования — при помощи Интернета. [8].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

КОММУНИКАЦИЯ (И)
communication(s)) - 1. Передача или обмен информацией. Коммуникация может быть вербальной или невербальной (звуковой — незвуковой), преднамеренной или непреднамеренной (см. также Знак; Семиотика; Язык тела). 2. Сообшение(я) или единица(ы) переданной информации. 3. (Мн.) "средства коммуникации", например, средства массовой коммуникации. Человеческая способность к общению, особенно с помошью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в новые времена (см. Пространственно-временная протяженность) с изобретением письменности, печати, электронной связи — телеграфа, телефона, радио — и средств массовой коммуникации, а также механизации транспорта. Сокращение того, что географы называют "трудностью расстояния", особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество последствий и не в последнюю очередь — увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КОММУНИКАЦИЯ
COMMUNICATION) Передача сообщений от одной стороны к другой. Исследователи коммуникации сосредоточиваются на таких вопросах, как «кто с кем сообщается, посредством чего, каковы содержание и эффекты коммуникации». Коммуникация может происходить на нескольких уровнях — между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества или между обществами. Различные академические дисциплины интересуются разными аспектами и уровнями коммуникации. Внимание социологов обычно направлено на высшие уровни коммуникации, которые отличаются большей сложностью. Можно выделить два типа вопросов, которыми занимаются социологи. Вопервых, коммуникация обычно рассматривается как нечто предполагающее циркуляцию значений. В данном случае одним из способов понимания коммуникации является семиотика, исследование того, каким образом знаки наделяются смысловым значением и представляются в виде кодов, то есть кодируются отправителем и декодируются получателем сообщения. Во-вторых, многое в современной коммуникации организовано в виде институтов, — например, телевизионных компаний, — обращенных к массовой аудитории; то есть коммуникация осуществляется от немногих ко многим. При этом внимание исследователей сосредоточивается на природе и контексте того, что передается в процессе коммуникации, на вопросах собственности, внутренней структуре и ценностях организаций, производящих сообщения, а также реакции аудитории на их передачу. Термин «коммуникация» имеет особый смысл в работах Хабермаса. См. также: Аудитория; Социология массовой коммуникации. Лит.: Fiske (1990)

Источник: Социологический словарь

КОММУНИКАЦИЯ
(лат. communicatio от communicare — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) — понятие, обозначающее: (1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; (2) общение, передачу информации от человека к человеку; (3) общение и обмен информацией в об-ве (социальная К). Термин «К.» появляется в научной лит-ре в начале 20 в. Социальная К. рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма (основой К. явл. не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя к-рыми можно воспитать человека любого склада — Д. Уотсон), символического интеракционизма (социальная структура есть рез-т стабилизации процессов межличностного общения, а социальное развитие — процесс развития коммуникативных форм — Дж. Г. Мид), персонализма (К. есть внутр. метафизическая способность личности открывать в себе чувство другого), экзистенциализма.
После второй мировой войны оформились два осн. подхода к изучению К.: рационалистический и иррационалистический. Первый представлен концепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из к-рых явл. теория информационного об-ва (Белл, Бжезинский), рассматривающая средства информации в кач-ве единственного стимула и источника социального развития (информация понимается здесь очень широко, как основа культуры и всех культурных ценностей). Второй подход представлен понимающей социологией, утверждающей, что осн. рез-том К. явл. понимание человеком др. человека, т. е. взаимное понимание. Выделяются два типа социального действия: действие, не имеющее своей целью К., и действие, совершаемое с целью К., т. е. сознательно использующее знаки (Шюц). В наст, время подавляющая часть эмпирических исследований К. осуществляется в рамках социологии массовой К. Н. Д. Саркитов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

коммуникация
communication лат. communicatio ‘сообщение, передача’. - 1. Общение, передача информации (сообщения) через систему сигналов между источником и получателем (в широком понимании термина источник и получатель могут включать людей, животных и машины). В лингвистических исследованиях источником / отправителем / кодировщиком информации и получателем / интерпретатором / декодировщиком информации является человек, передающей системой служит язык. теоретически считается, что коммуникация имеет место, если полученная информация совпадает с отправленной. Практически отправленная информация никогда не совпадает с полученной. 2. Выражение некоторой внешней по отношению к самим участникам информации, внутреннего эмоционального состояния, а также статусных ролей, в которых участники коммуникации пребывают друг относительно друга. 3. Социальное взаимодействие, сводимое к информированию, приказу, запросу и экспрессии в их различных сочетаниях (праксеологический подход) (Leo Apostel, 1980). 4. «Один из модусов, с помощью которых можно войти в самые глубинные слои отношений, существующих в общественной жизни» (Herman Parret, 1980). 5. Процедуры, посредством которых одна сущность («механизм») воздействует на другую, в частности, такие процедуры включают в себя те, с помощью которых один разум (а точнее, одна структура сознания) может влиять на другой посредством письменной или устной речи, с помощью музыки, зрелищ и вообще, в результате собственно человеческого поведения. 6. Передача сообщений, т.е. знаков, «изготовленных» человеком, с помощью которых один разум может изменить контролируемый план действий другого, т.е. то, что непосредственно связано с целенаправленностью. 7. Конститутивный элемент культуры, деятельности и социальных отношений, обусловливающий речевые акты и дискурс, передаваемые и принимаемые (выводимые) коммуникативные значения и смыслы (В.В. Дементьев, 2006). Ср. псевдокоммуникация.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Коммуникация
(лат. communicatio - общение, сообщение, связь) - процесс взаимодействия двух и более людей с целью передачи / получения / обмена информацией, т.е. того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности. Человеческая коммуникация может осуществляться с помощью вербальных (языковых) средств, в этом случае ее называют вербальной, языковой, речевой коммуникацией. Обмен информацией между людьми возможен также с помощью паралингвальных средств (мимики, жестов, поз).
Паралингвальные средства информации могут быть единственным проводником информации, но чаще служат дополнительным средством, сопровождающим основной, вербальный, канал речевой коммуникации. Человеческая коммуникация может осуществляться также неязыковыми средствами - с помощью дорожных знаков, указателей, светофоров, условных предметов, формул и т.п. Коммуникация может осуществляться непосредственно, когда ее участники находятся в одном и том же месте, но может осуществляться опосредованно, когда участники коммуникации разделены временем и/или расстоянием. В последнем случае каналом передачи информации служит письменность (с ее помощью можно преодолеть не только расстояние, но и время), различные технические средства - радиосвязь, телевидение, интернет и др. Участники речевой коммуникации при ее осуществлении осознанно или неосознанно вступают как носители социальных ролей, используя те речевые средства, которые им предписывает эта роль и их коммуникативная, социокультурная, языковая компетенции - учитывают тему коммуникации, цель коммуникации, условия коммуникации, социальные роли (свою и собеседника (- ов) и отбирают языковые средства, соответствующие этим параметрам (знания всех этих параметров могут появляться как в результате специального обучения, так и в результате естественно складывающегося социального опыта - социализации личности).
Живой природе, животному миру также присуща коммуникация; в отличие от человеческой коммуникации, она совершается только неязыковыми средствами: передача информации совершается с помощью звуковых сигналов, поз, запахов, прикосновений и т.д. Принято считать, что коммуникация в животном мире осуществляется на инстинктивном уровне. Ср.: коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция, коммуникативная ситуация, межкультурная коммуникация, социолингвистическая компетенция. Комушкащя. Communication,

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

КОММУНИКАЦИЯ
1. Путь сообщения, связь одного места с другим. 2. Общение, передача от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемая главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). К. как процесс описана Лассуэлом (1948 г.) в известной формуле: “Кто говорит, что, по какому каналу, кому и с каким эффектом”. Благодаря ей ученым удалось подробно изучить распределение ролей в К., содержание сообщения, его интерпретацию получателем, степень и причины разночтений, воздействие полученной информации на адресата и т.д. Она определила структуру большинства социологических и психологических исследований в области К.
В частности, контент-анализ является преимущественно теоретико-коммуникационным взглядом на сообщение. Значительная часть представителей поведенческой психологии, изучающей способности к межличностному взаимодействию, использует эту формулу. К. как общение изучается социальными психологами и культурологами, так как предполагает, что в процессе К. формируются смыслы и значения слов, изменяется психологическое содержание общения, восприятия информации, реакции человека и др. Культурологи структуралистского направления изучают в связи с этим такие проблемы, как текст и культура, знак и код, “прочтение” текста на основе имеющегося культурного опыта, текст и аудитория и др. Явная цель К. понимается как эффективность, которая достигается, когда сообщение, декодированное адресатом, идентично исходному сообщению коммуникатора, неявная — как намерение коммуникатора вторгнуться в жизнь адресата и манипулировать его поведением. Кроме того, различают К. в широком и узком смысле.
В широком смысле К. — связь, общение, все, что связывает человека с окружающей средой, что приносит ему какую-либо информацию об объективной реальности. К. включает в себя все символы мышления вместе со средствами передачи их на расстояние и сохранения в течение длительного времени. Сюда относятся выражение лица, жесты, модуляция голоса, устная и письменная речь, телеграф, телефон и все, что изобретено для покорения пространства и времени. Носителем информации об окружающем мире для человека может быть любой предмет или явление, поскольку все может быть знаком.
В процессе развития К. символы и знаки, первоначально связанные с реальными предметами, утратили эти связи, и появилась система стандартных знаков, существующая специально для передачи мыслей.
В узком смысле К. — процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. Среди процессов К. различают первичные и вторичные. К первичным относятся язык, жесты и имитация поведения. Они дополняются вторичными техническими изобретениями и условиями, способствующими коммуникативным процессам. Сюда относятся различные формы передачи языковых знаков (письмо, азбука Морзе), а также технические изобретения (телефон, телеграф, Интернет и т.д.).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

КОММУНИКАЦИЯ
(лат. communicatio— сообщение, передача)— смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей коммуникаций включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка;
2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять;
3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы;
4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу;
5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание коммуникации. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая коммуникация. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) коммуникации. До начала ХХ в. философский интерес к коммуникации был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философии коммуникации (проблема диалога). Современный философский интерес к коммуникации определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли коммуникации и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств коммуникации. Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести “центр тяжести” в общественных системах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию коммуникации. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в “клубах”, т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является коммуникация. При анализе и описании коммуникации необходимо различать: 1. коммуникации в широком смысле — как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательносмыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Берном). 2. Информационный обмен в технологически организованных системах — в этой своей ипостаси коммуникации исследуется футурологами. Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4. Экзистенциальную коммуникацию как акт обнаружения «Я» в «Другом». В таком качестве коммуникация — основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований коммуникации. становится у Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности— критерием оценки и выбора той или иной философской системы. Коммуникация оказывается в центре и социальной теории. Так, Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает коммуникации в качестве базового социального процесса. Он обращается к коммуникации как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

КОММУНИКАЦИЯ
лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К.
До начала 20 в. философский интерес к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской К. (проблема диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К. ("взрыв К."). Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественных системах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и норм.
Тема К., интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов и логиков (Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.), лингвистов (Ф. Соссюр и др.) и семиотиков (Ч. Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится пространством, в котором развертываются те или иные языковые формы. Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек - машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение темы К., стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований именно категории "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных.
При анализе и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном - ). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. К. становится у К. Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так, Ю. Хабермас , разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) методологии. Здесь К. рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия "К." в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализаций, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии.
А.Ю. Бабайцев

Источник: Социология: энциклопедия

Коммуникация
(communication). Первоначально это понятие означало обмен и перемещение благ и людей из одной местности в другую посредством естественных или искусственных «путей». В широком смысле — это процесс передачи «сообщений» любой природы и при помощи любых средств от индивида к индивиду, который делает возможным социальное взаимодействие. Здесь молено различить многочисленные перспективы. Прежде всего обратимся к общительности, «игровой форме социализации», основанной на отношениях посредничества и взаимности. В работе «Общественное мнение и толпа» (Opinion publique et la foule; 1901) Габриэль Тард, используя «генеалогический» подход, привлекает наше внимание к салонам с их болтовней и светской беседой, которая воспринимается как «наиболее могущественное средство подражания, выражения и распространения чувств, идей и образов действия». Этот сюжет через несколько лет подхватывается Георгом Зиммелем, а затем Джорджем Мидом, которые делают акцент на познании и представлении другого через жесты и символы, ожидания и стратегии.
Вторая тема для размышлений: отношения отправитель/ получатель. Вспомним о вопросах, сформулированных Б. Берельсоном, Ш. Форстером и Г. Лассдэлом:
кто говорит? (идентификация и личность субъектов действия);
что он хочет сказать? (имплицитный или эксплицитный дискурс, репрезентативный или инструментальный, информативный или демонстративный...);
какими средствами? (использованные приемы, стиль);
с каким результатом? (предполагаемое воздействие, восприятие и аудитория, прямые или косвенные последствия);
в каких обстоятельствах? (страна, эпоха, окружение).
Всякая коммуникация, письменная или устная, межличностная или институционализированная, несет более или менее непосредственные значения. Ее содержание, латентное или явное, может быть рассмотрено с тематической, формальной или структурной точек зрения. Добавим вслед за Клодом Шенноном и Норбертом Винером, что эти исследования могут быть не только описательными, но и формализованным и что квантификация может быть основана на исчисляемых (семантика или лингвистика), числовых (арифметика или геометрия), контекстуальных (локальное или глобальное) единицах. Используемые категории должны отвечать критериям устойчивости, полноты, достоверности, валидности, исключительности. Укажем также на значимость молчания или застенчивости, оговорок или интонации, эффектов обратной связи (feed-back), или обратного воздействия. Здесь в игру вступают четыре различных феномена: внимание, восприятие, понимание и запоминание, причем каждое изменение установки включает когнитивные, аффективные и деятельностные элементы. Точнее, как в свое время продемонстрировали Пол Лазерсфельд, Джеймс Коулмен или Элиу Катц в своих знаменитых опросах (The People's Choice, Decaptur и Drug Studies), необходимо принимать в расчет различные параметры, среди которых избирательность экспозиции, групповой опыт и действия по повышеню восприимчивости, рекомендации или предписанию поведения, вместе направляемостью общественного мнения и СМИ (модель двухступенчатой коммуникации (two-step flow)). Последние вне зависимости от своей «теплоты» или «холодности», по терминологии Маршалла Мак-Люэ, приведенной в книге «Галактика Гутенберга» (1962), выполняют функции досуга и связи, информации и ухода от реальности, превращения повседневной жизни в шоу, или превращения реальности в непрерывный спектакль. Воздействие, которое следует приписать «четвертой власти», — крайне полемичный вопрос. Некоторые авторы вслед за Т. Адорно, Л. Богартом, М. Хоркхаймером и Г. Маркузе предъявляют обвинения в унификации вкусов, заданности реакций и пассивности телезрителей, в подчинении законам рынка. Технологический детерминизм якобы осуществляет настолько сильное давление, что способности граждан к различению и размышлению полностью атрофированы, что приводит к духовному отчуждению, а погоня за аудиторией нивелирует все программы до самого низкого уровня и имеет следствием «стилизованное варварство» в сердце «полностью манипулируемого общества». Но является ли эта критика обоснованной? Заметим сразу, что визуальное представление образов, репортажей скорее приведет к усилению, чем к перемене уже существующих убеждений. Социологические исследования поведения электората подтверждают это: изменения происходят только в незначительном количестве случаев и только в отношении тех, кто не имел определенного мнения. Запоминаются только те утверждения, которые согла суются с изначальными убеждениями. Впрочем, нужно несколько уточнить последний тезис, поскольку не все убеждения полностью неколебимы. Нельзя исключать действие «диссонанса» и возникновение других альтернатив. Кроме того, как утверждают, избыток программ и широкое распространение новых технологий (спутниковое телевидение, кабельное телевидение) может удовлетворить самую требовательную аудиторию.
Что касается обвинения в создании или расширении преступности, ответственность прессы или кино также заслуживает обсуждения. Обычно выдвигаются две точки зрения. Согласно первой из них, показ предосудительных действий побуждает молодежь к «высвобождению низменных инстинктов». Можно ожидать самых худших последствий, поскольку нам скрупулезно представляют способы ограбления банка, квартиры или инкассаторского автомобиля. С другой стороны, те, кто придерживается теории «катарсиса», возражают, что сцены насилия или непристойностей удовлетворяют фантазмы и оказывают очистительное действие. Данные, которыми мы располагаем, неоднозначны: побудительный эффект существует, но далеко не для большинства. Не забудем, кроме того, что вне этого привычного времяпрепровождения досуг, возможно, был бы посвящен еще менее благоприятной деятельности... Франсис Балла в своих работах предлагает нам принять парадигму акционизма, которая могла бы оказаться полезной во всех рассмотренных случаях и способствовать лучшему освещению «коммерции идей». В зависимости от типа аудитории и от мотивов (посредничество или взаимодействие) мы будем говорить о массовой публике или о фокусированном воздействии, о доверительных или формализованных обменах, о пропаганде идентичностей или причин.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об-ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос-вами, культурами посредством знаковых систем (языков). К. между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в к-рых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы К. отражают обществ. отношения и историч. опыт людей. К. - необходимая предпосылка функционирования и развития всех соц. систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу соц. опыта, разделение труда и организацию совместнее деятельности, управление, трансляцию культуры. В процессе непосредственного общения между людьми К., неразрывно связанная с их психологич. взаимодействием, лишь в абстраккции может рассматриваться как самостоятельная информационная форма межличностного общения (см. Коммуникация межличностная). К. выделилась в самостоятельный объект соц. наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в соц. системах. Развитию теории К. способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль в социологич. исследовании проблем К. занимает социология массовой коммуникации (см.). К. имеет специфику в разных сферах обществ. жизни и проявляется в разных формах. Однако можно выделить нечто общее во всех формах К. Уже Аристотель в "Риторике" заметил, что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено. Полное описание К. включает и докоммуникативную фазу, в к-рой происходит формирование целей и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; затем собственно К., включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) К. и создается обратная связь, Основными элементами К. являются субъекты К.: отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент(ы)); средства К. (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, канал, по к-рому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); предмет К. и отображающее его сообщение; эффект(ы) К., т. е. выраженные или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов К. последствия коммуникативной деятельности.
В теории К. были представлены различи. структурные модели К., по-разному выделяющие как элементы К., так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние долгое вр мя имела линейная модель К., сформулированная в 1948 г. амер. социологом Г.Д. Лассуэллом в виде следующих вопросов: "КТО - сообщает 2. по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования К. на коммуникатора, содержание и средства К., аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Лассуэлла выражен бихевиористский подход к К. как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, к-рый выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. При таком альтернативном видении сущности К. на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В рез-те первой попытки сформулировать эту позицию родилась интеракцио-нистская модель К., предложенная в 1953 г. Т. Нью-комбом. Субъекты К. здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. К. рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты К. состоят в сближении или отдалении т.зр. коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на К. ставил в центр внимания достижение согласия между субъектами К., установление равновесия в системе взаимных установок. Модели Лассуэлла и Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов К. в целях рекламы, политич. пропаганды и т. д. Особенности процессов К. в группах, организациях и др. соц. системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние соц. ин-тов, прослеживать пути распространения сообщений, различн. уровни их воздействия. В кибернетич. модели К. включаются возможности обратной связи, а также барьеры коммуникации (см.), возникающие на пути прохождения информации от коммуникатора к реципиенту. Представление о многоступенчатости К, о многих промежуточных коммуникативных ролях (лидеры мнений, связные, "вратари" и т. п.), о взаимодействии формальных и неформальных коммуникационных сетей характерно для исследования К. в социологии организаций. В социологии культуры уделяется большое внимание специфике кодов и влиянию каналов передачи вощений на их качество и характер восприятия. Роль технич. средств К. в распространении культуры и формировании личности является центральной темой как в критич. концепциях, разоблачающих отрицательные стороны культуры массовой (см.), так и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление "технотронной эры" и "информационного об-ва". В современных исследованиях все шире применяются системные модели К., включающие информационные процессы в более широкий соц. контекст. Развивается деятельностный подход при изучении К., подчеркивается активность реципиента в этом процессе и обществ. обусловленность как содержания, так и формы К. Лит.: Социодинамика культуры. М., 1973; Соков-нин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Habermas J. The theory of communicative action. L., 1984. Vol. 12; McQuail D. Communication. L., 1984. М.Й. Лауристин

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Компьютерно-опосредованная учебная коммуникация: коммуникативные барьеры

Тищенко Владимир Александрович
Коммуникативные барьеры препятствия, возникающие на пути продвижения информации от коммуниканта (источника информации) к реципиенту (получателю информации).
Читать PDF

Социальная коммуникация: методологические ракурсы исследования

Пшегусова Г. С.
Читать PDF

Сетевые научные сообщества: власть и коммуникация

Стриганкова Елена Юрьевна
Рассматривается становление сетевых академических сообществ (XVII-XXI вв.). Дается характеристика постнеклассической модели научной коммуникации в Интернет-сообществе.
Читать PDF

Межкультурная коммуникация в контексте социологии культуры

Могилевич Бронислава Рафаиловна
В статье анализируются методологические подходы к исследованию межкультурной коммуникации с позиций социокультурного дискурса. Дано обоснование этапов «культурного шока» в виде этноцентрических и этнорелятивистских подходов.
Читать PDF

Межкультурная коммуникация как аспект социологического знания

Могилевич Бронислава Рафаиловна
Представлены основные этапы становления и развития теории межкультурной коммуникации в период глобализации и расширения социокультурного взаимодействия представителей разных культур.
Читать PDF

Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами

Федотова В. Г.
В статье рассматриваются теории и феномен диалога и коммуникации в современной науке и обществе.
Читать PDF

Коммуникация как форма духовности: социо-геронтологический аспект

Субочев Максим Владимирович
This article looks at such problems as morality, communication, human relations in old age in modern society.
Читать PDF

Коммуникация молодежных субкультур: актуальность исследования

Чибисова Ольга Владимировна
Статья посвящена обоснованию актуальности исследования коммуникации молодежных субкультур между собой и базовой культурой общества, вызванной необходимостью практического использования позитивного опыта молодежных субкультур для р
Читать PDF

Современная коммуникация и терроризм в международных отношениях

Дьорич Мария
Международная безопасность в борьбе с терроризмом должна осуществляться на трех организационных уровнях – государственном, региональном и глобальном – при постоянном сотрудничестве между демократическими государствами.
Читать PDF

Межкультурная коммуникация финно-угорских народов Урала

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Автор рассматривает этнические процессы, проходившие у финно-угорских народов в Уральском регионе. Анализируются проблемы межкультурной коммуникации и роста национального самосознания.
Читать PDF

Стратегическая коммуникация России в Латинской Америке и ее интерпретация в США

Пашенцев Евгений Николаевич
В статье анализируются некоторые аспекты стратегической коммуникации России в Латинской Америке.
Читать PDF

Коммуникация в условиях экологического риска

Шаркова Екатерина Андреевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЧАСТОТНО - ВОЛНОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    ее широко используют все организмы одноклеточных до млекопитающих и во всех диапазонах колебаний от ультра -до инфра частот, сюда же относят и электромагнитные сигналы. Эффективная коммуникация
  • КОММУНИКАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ

    англ. communication, expressive; нем. Kommunikation, expressive. Коммуникация, относящаяся к субъективным переживаниям, установкам ее участников. См. КОММУНИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ.
  • КОММУНИКАЦИЯ ФИКТИВНАЯ

    англ. communication, fictitious; нем. Kommunikation, fiktive. Общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта.
  • Коммуникация формализованная

    коммуникация, в которой произошло закрепление объективных элементов социальной действительности в единых образцах, представляющая собой стандартизацию поведения или стандарты деятельности.
  • Коммуникация формальная

    способ организованности, построенный на формализации коммуникативных связей; система правил, регулирующих поведение и деятельность, закрепленных в нормативных документах и отраженных во взаимо
  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    mass communication) - см. Средства массовой коммуникации.
  • Вербальная коммуникация

    сообщение информации посредством человеческой речи.
  • КОММУНИКАЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ

    англ. communication, horizontal; нем. Kommunikation, horizontale. Передача информации на одном и том же организационном уровне.
  • Коммуникация руководитель –рабочая группа

    коммуникация руководителя непосредственно с группой или в группе.
  • Коммуникация групповая

    охватывает проблемы информационного взаимодействия в малых группах. Количество ее членов может быть от 2–3 до 20–30 человек. К таким группам относят семью, профессиональный коллектив, компанию дру
  • ХЕМОРЕЦЕПТОРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    самая древняя, появляется у примитивных одноклеточных до высших. Реализуется бесконечным разнообразием мембранных сайтов связывания с сигнальной молекулой. Химическими сигналами как основным с
  • КОММУНИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

    англ. communication, instrumental; нем. Kornmunikations, instru-mentette. В отличие от коммуникации экспрессивной, К. и. относится к реальному, фактическому состоянию дел.
  • коммуникация монокультурная

    monocultural communication. - Общение на языке, который является родным для обоих коммуникантов.
  • коммуникация непрямая

    indirect communication. - Содержательно осложненное взаимодействие людей, состоящее в обмене коммуникативными актами и их интерпретации, в котором понимание высказывания включает смыслы, не содержащиеся в
  • Кратковременная паллиативная коммуникация

    язык-паллиатив)– словесный язык людей, вырабатываемый только на данный случай, для примитивного словесного общения в обстоятельствах невладения собеседниками языком друг друга.
  • Коммуникация личностная

    случайный обмен информацией между людьми при встрече.
  • Коммуникация межгрупповая/межорганизационная

    коммуникационное взаимодействие, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп и организаций в целях координации и осуществления совме
  • КОММУНИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

    интерперсональная) – коммуникация одного человека с другим, в процессе которой они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их осн
  • КОММУНИКАЦИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ

    англ. communication, multistage; нем. Kommunikation, mehrstufige. Тип коммуникативного процесса, включающего ряд посредников (медиаторов) между адресантом и адресатом.
  • КОМПЛЕКСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    взаимосвязанное использование четырех основных элементов маркетинговых коммуникаций: прямой рекламы, сейлз промоушн, PR, директ-маркетинга.