ОБЩЕНИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Общение
социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Общение
взаимодействие субъектов, в ходе которого происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками, результатами деятельности.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ОБЩЕНИЕ
процесс межличностного взаимодействия людей, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения, в котором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Общение
социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом с помощью вербальных средств коммуникации.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

Общение
потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив. Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Источник: Экономика и социология труда. Список терминов

ОБЩЕНИЕ
специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп и общностей осуществляющееся на основе отражения социальной действительности, опосредованное системой общественных отношений.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Общение
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

Общение
сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, социальных слоев и т.п.), возникающий из потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, разработку принципов и стратегии взаимодействия.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ОБЩЕНИЕ
англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. См. ИНТЕГРАЦИЯ, КОНТАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Общение
совмещенный процесс перехода от индивидуальной жизнедеятельности к взаимодействию, от взаимодействия к «конфликту» (противодействию) при сохранении исходных потребностей, от конфликта к согласованию с использованием коммуникативного механизма и идентификации. Результатом общения выступает переход к социальной «жизни» и, затем, к деятельности.

Источник: Методологический словарь для управленцев

общение
communication. - Употребление языка в рамках какоголибо языкового коллектива — от дружеской группы, семьи до группы государств. Общение различают по следующим признакам: 1) сфере общения (семейное, бытовое, производственное, научное, торговое и т.д.); 2) типу участников (межличностное, межгрупповое, международное, межэтническое); 3) территории общения (местное, региональное); 4) способу общения (устное, письменное); 5) характеру общения (официальное, неофициальное, спонтанное, регламентируемое, организованное). тж. коммуникация. См. метакоммуникация.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Общение (Коммуникация)
Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого-л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во временно организованном коллективе; 6) внутри целого народа, независимо от его численности; 7) меж- национальное общение; 8) общечеловеческое общение. Различаются следующие виды общения: 1) по типу участников: межэтническое, международное, внутриэтническое, внутригосударственное, внутригрупповое, межгрупповое, межличностное; 2) по территории общения: местное, региональное; 3) по способу общения: устное, письменное; 4) по сфере общения и признаку возможного воздействия на характер общения со стороны государства: официальное / неофициальное, бытовое, повседневное, (внутри)семейное, производственное, спонтанное, регламентируемое / нерегламентируемое, организованное.
См. также: Межгосударственное общение, Межнациональное общение, Языковая ситуация

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ОБЩЕНИЕ
понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Иногда термин "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О. (как "коммуникативное поведение") не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако в отличие от коммуникации О. предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе О. и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов О. как общность.
Фундаментальное отличие О. и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура О. - диалогична. М. Бубер называл О. людей "диалогической жизнью". Выявленная М. Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме О. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников О., соотнесение которых и является целью диалога. В процессе О. существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров.
О. людей имеет импровизационный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта - его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения. В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта О. могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы О.: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, О. между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение О. по характеру - непосредственному или опосредованному - позволяет выделить, как его виды, прямое и косвенное О. О. приобретает косвенный характер, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов. В современных типах общества заметной тенденцией является стремление к разграничению межличностного О. от институциализируемых форм делового и вообще ролевого О. Более того, произошло отделение друг от друга, институализация и развертывание в особые социокультурные практики компонентов О.: трансмутации (наука), трансляции (образование и воспитание) и, что особенно существенно, коммуникации (массовые коммуникативно-информационные сети).
И.Н. Красавцева, В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

ОБЩЕНИЕ
передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне О. невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов О., рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии О.; использование О. в деятельности изучается социологией.
Существуют различные виды и классификации сторон и функций О.
Основные стороны процесса общения и их характеристики:
1) коммуникативная сторона: О. как обмен информацией между общающимися индивидами;
2) интерактивная: О. как взаимодействие между общающимися индивидами (обмен действиями);
3) перцептивная: О. как процесс восприятия и познания людьми друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.
Соответственно указанным сторонам О. выделяют и основные функции О.: информационно-коммуникативную (прием и передача информации); регуляционно-коммуникативную (взаимокорректировка действий в совместной деятельности); аффективно-коммуникативную.
Наряду с этим можно выделить следующие функции О.:
— инструментальную (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
— синдикативную (сплочение групп);
— трансляционную (передача знаний, оценок);
— функция самовыражения (поиск и достижение взаимопонимания).
В зависимости от используемой техники О. и его целей можно выделить следующие виды О.:
Контакт масок — формальное О., когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское О. — беспредметное О., т.е. когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это О. закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное О.
Формально-ролевое О. — когда регламентированы и содержание, и средства О. и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое О. — это процесс взаимодействия в О., при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это О. целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом О. учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное О. (интимно-личностное) — в котором раскрываются глубинные структуры личности.
Манипулятивное О. — направленное на получение выгоды от собеседника.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М.: ФАИР-Пресс, 2002; Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. 5-е изд. М.: Академия, 2008.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Общение
взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, возникшей в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.
Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (примерно 4-я неделя жизни).
К 4-му месяцу у младенцев появляется «комплекс оживления» как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнером. В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации).
К концу первого года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.). Содержание общения включает многие доступные ребенку виды содействия со взрослыми.
На протяжении дошкольного возраста сохраняется типичная для предметно-действенного общения «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с текущей деятельностью партнеров. Слово лишь первоначально обслуживает эту форму общения. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение, основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.
Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.
Общение со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно-историческому опыту человечества. Организация общения, достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.
Общение особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само общение строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и другие ее виды. Благодаря общению, развертывающемуся в этих видах деятельности, у детей подросткового возраста сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Общение
информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (индивид, группа, класс и т. д.), с помощью которого на основе свойства социального отражения происходит соорганизация их жизнедеятельности и развития во всех сферах деятельности и общественных отношений. Различают виды (материальное и духовное) и уровни (межличностное и массовое) О. Через материальное О. обеспечивается циркуляция информации, заключенной в социальной предметности (вещи, продукте, товаре); сфера его проявления прежде всего материальное производство, а также распределение, обмен, потребление произведенных продуктов. Духовное О. специализировано как знаково-символическая деятельность, осуществляется с помощью слова, жеста, мимики, семантики поведения; сфера проявления духовная жизнь общества и, прежде всего, общественное сознание во всех его формах, уровнях, состояниях. Материальное О. в конечном счете детерминирует О. духовное так же, как материальное производство духовное, общественное бытие общественное сознание. Уровни организации О. соответствуют иерархии социальных субъектов. Межличностное О. служит механизмом группообразования, внутрии межгрупповых отношений; оно сориентировано преимущественно на индивидуализированных коммуникатора и реципиента. Массовое О. служит механизмом взаимодействия на уровне общества, нации, класса, слоя, механизмом развития внутрии межклассовых отношений (классовой консолидации, классовой борьбы, сотрудничества классов). В массовом О. индивиды участвуют прежде всего как социальные типы, как носители социальных ролей. Оба уровня организации О. предстают как системы, так или иначе дополняющие одна другую в классовом обществе. Система межличностного О. отличается мобильностью, динамизмом, преобладанием стихийности. Система массового О. имеет более стабильную структуру, а в ее организации преобладает сознательное начало. Если с помощью системы межличностного О. формируются прежде всего фольклор, психологические стереотипы, обычаи, слухи и т. п., то через систему массового О. распространяются преимущественно идеологические концепции, юридические и моральные нормы, произведения литературы и искусства, ведется пропаганда и т. д. 06щественное мнение формируется при участии обеих систем, под их (часто противоречивым) влиянием. Появление и развитие систем О. обусловлены классовой дифференциацией общества, генезисом его социально-классовой структуры. В антагонистических формациях организационным стержнем всей системы О. является классовый антагонизм, способный направлять и изменять соотношение регулятивных функций межличностного и массового О. Однако преобладающим в этой организации О. остается стихийное начало. Преобладание сознательного, планомерного начала в организации О., превращение его в инструмент социально-преобразующей деятельности достижимы лишь в условиях социализма. Устранение классового антагонизма из организации О. позволяет координировать регулятивные функции материального и духовного, межличностного и массового О. (хотя это не исключает возникновения противоречий между ними). Своевременное переналаживание организации О.важнейшая задача перестройки. Она требует новой культуры О. Предстоит осуществить переход от стереотипов О., сформировавшихся в условиях господства догматического единомыслия и подавления демократических форм общественной жизни, к О. в ситуации демократии и гласности, политического плюрализма, возросшего динамизма общества. В этой связи особо актуальной является проблема организации межнационального О. с целью быстрейшего исправления деформации автономий, решения накопившихся социально-экономических проблем республик, устранения возникшей напряженности в сфере межнациональных отношений, обеспечения роста национального сознания народов страны. Общая тенденция эволюции организации О. при социализме состоит в приближении ее к «производству самой формы общения» (К. Маркс, Ф. Энгельс), присущему высшей фазе коммунистической формации.

Источник: Социологический справочник

ОБЩЕНИЕ
специфич. межличностное взаимодействие людей как членов об-ва, представителей определенных соц. групп. Опосредствуется системой обществ. отношений и является их персонифицированной личностной формой проявления. О. - важная составная часть соц. бытия человека как обществ. существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как об-ва, так и личности. Человек не может существовать вне О. с др. людьми. Потребность в О. - одна из базовых потребностей обществ. индивида. Объективная необходимость О. как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться в одиночку. Производство необходимых средств существования предполагает О. индивидов между собой. Генетич. основой О. является материальная деятельность. Возникнув первоначально на основе материальной деятельности, будучи включенным в нее непосредственно, и обусловлива-ясь развитием производительных сил и производственных отношений, О. превращается в самостоятельный соц. фактор, особую соц. форму активности индивида, предметом к-рой являются отношения с др. человеком, людьми и к-рая оказывает обратное воздействие на деятельность. О. - это условие совместной деятельности. Благодаря О. достигается распределение функций между индивидами, включенными в совместную деятельность, согласование индивидуальных усилий, их координация, обмен опытом, знаниями, совместное планирование и сама деятельность, контроль за ее рез-тами. В отношении к деятельности О. выступает как организующая коллективный трудовой процесс сила, как условие формирования коллективного субъекта. Любое взаимодействие человека с предметным миром всегда опосредствовано О. Организующая роль О. проявляется не только в коллективной, но и в индивидуальной деятельности. Даже действуя изолированно, вне непосредственных контактов с др. людьми, человек все же состоит с ними в опосредствованном О., включен в обществ. связи и отношения, использует в своей деятельности накопленные в процессе ис-торич. развития человеческие знания, средства и способы труда. В межличностном О. индивидов проявляются, становятся объективно реальными, обретают свое бытие обществ. отношения. Основой О. являются материальные, групповые, соц.-ролевые отношения. Межличностное О. - это внешняя сторона, проявление действительного О., способ существования обществ. отношений, их конкретизация, "персонификация", "личностная форма". Определяясь в своих наиболее общих проявлениях системой обществ. отношений, О. как способ их реализации в каждом конкретном случае зависит также от индивидуально-личностных факторов. Являясь важной стороной жизнедеятельности субъекта, О. играет большую роль в формировании и развитии человека. Через О., непосредственное и опосредствованное, человек получает знания об окружающем его мире, "присваивает" себе обществ. ценности, созданные человечеством, познает природу и сущность обществ. отношений. Вступая в О. с людьми, индивид формирует критерии их оценки, что является также важным условием развития его самооценки самосознания. В условиях О. осуществляется коммуникативный процесс: обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и рез-тами деятельности и т. д., - происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание. О. - важный фактор соц. детерминации поведения индивида. В процессе О. человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера и сам подвергается воздействию со стороны последнего, т. е. О. - это взаимодействие людей как субъектов. В этом специфика О. как межличностного взаимодействия. Каждый из партнеров по отношению к другому (другим) выступает и в качестве субъекта воздействия. Поэтому есть основание рассматривать О. как специфич. форму соц. активности, отражающую в отличие от деятельности иную соц. реальность, представляющую собой субъектно-объектную форму отношений. О. может быть включенным в деятельность (труд, учение, игра), либо определяться самой потребностью в О. как таковом; может быть непосредственным, т. е. осуществляться "лицом к лицу", либо опосредствованным различн. системами коммуникации; вербальным либо невербальным; социально, либо личностно ориентированным и т. д. Важнейшее универсальное средство О. - язык. В процессе О. используются также различн. невербальные средства: мимика, паралингвистические средства и т. д. В.А. Кольцова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Живое общение через двух переводчиков

    речевое общение в ситуации, когда билингв-посредник не знает языка одного из партнеров по переговорам и привлекает еще одного переводчика, который знает язык первого партнера, язык первого перево
  • ОБЩЕНИЕ. Пример чистой, или формальной, социологии

    статья Г. Зиммеля , опубликованная в 1917. Зиммель пишет: "В любом человеческом обществе можно отделить форму от содержания, общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодейст
  • Межгосударственное общение

    Одна из сфер общения, в которой субъектами коммуникации выступают официальные лица государств, использующие или один из национальных языков контактирующих государств, или мировой язык.
  • Межъязыковое общение

    Общение, осуществляемое в различного рода социумах, объединяющих гетерогенные в языковом отношении коллективы. Средство М.о. – язык, на котором создан наибольший объем книжных текстов, наиболее в
  • общение неофициальное

    informal communication. - Общение в неформальной ситуации, отличающейся отсутствием регулирования (дружеское, внутрисемейное, бытовое повседневное общение). См. коммуникация неформальная.
  • общение неопосредованное

    direct communication. - непосредственная, прямая коммуникация, без посредника. тж. общение прямое. Ср. общение опосредованное. См. форма межкультурной коммуникации.
  • общение опосредованное

    intermediary / indirect communication. - Коммуникация при наличии посредника — переводчика, технического средства (телефон, компьютер). См. форма межкультурной коммуникации.
  • ОБЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

    коммуникативно-регулятивный процесс, в ходе к-рого происходит передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой; взаимодействие индивидов или социал
  • Межличностное общение

    Аморфная сфера общения, не подлежащая официальному регулированию, характеризующаяся следующими признаками: 1) неофициальностью; 2) спонтанностью; 3) неорганизованностью; 4) нерегулируемостью; 5) нер
  • Межнациональное общение

    Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения.
  • Право пожилых на общение с ребенком

    Обеспеченная законом возможность дедушки, бабушки и других родственников на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от представления близким родственникам ребенка возможнос
  • Невербальное общение

    non-verbal communication), способ личной передачи информации между людьми как добавление к речи или вместо нее. Беседа людей постоянно (и часто невольно) сопровождается Н.о.: позы, выражение лица и глаз, жестик
  • ОБЩЕНИЕ В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ

    Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или о
  • Сетевое общение

    Networking Процесс обмена информацией между участниками сетевого сообщества.
  • Гибкость в общении

    способность адекватно использовать разнообразные коммуникативные средства в различных ситуациях.
  • Способность к общению

    способность к установлению и развитию контактов с другими людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией. Выделяют следующие степени ограничения способ
  • Самоопределение в общении

    это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер
  • Расположенность к общению на том или другом языке

    выбор билингвом языка общения под социально-психологическим углом зрения. Самый естественный случай поведения билингва – разговор на родном языке собеседника, если тот не знает его родного язык
  • Аморфные сферы общения

    Нерегламентируемое общение, сферы неофициального общения, в которых употребление языка не регламентируется обществом и государством: 1) сфера семейного общения; 2) сфера повседневного бытового об
  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ процессов общения

    новый исследовательский метод (качественный), разработанный российским ученым Т.М. Дридзе в рамках экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм. Основывается на эмпирически дока