КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Концепция
определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, ведущий замысел.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Концепция
совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления [18.– С.265].

Источник: Социология. Словарь.

Концепция
1. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некого произведения, научного труда и пр. 2. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio - понимание, система, единый замысел, ведущая мысль) - англ. conception; нем. Konzeption. Система взглядов, способ понимания к.-л. явлений, процессов; основополагающая идея к.-л. теории.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Концепция
результат обобщающей схематизации материала прямых описаний ситуации и хода деятельности. К. может трансформироваться в теорию при подчинении схематизации функции теоретического обобщения в рамках системы научной деятельности.

Источник: Методологический словарь для управленцев

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio - понимание, система) - 1. определенный способ понимания, трактовки к.-л. явлений; 2. изложение основной т. зр. или идеи для описания и объяснения явлений; 3. ведущий замысел, принцип организации различн. видов деятельности.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОНЦЕПЦИЯ
лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. - исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.
Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное "сечение" последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания "порождающей" идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области ("фрагмента" действительности) значений и реализацию максимально широкого "мировидения" (на основе "отнесения" к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка ("раскрутка") презентируемой идеи. Кроме того, она "онтологизирует" и "маскирует" внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, "стыкуя" между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) - наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.
Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), "производству" базовых концептов культуры, определяя "концептуальные возможности" последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально "замыкает" свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно - свои догматы. Сам термин "К." заменяется здесь, как правило, близким ему термином "доктрина" (лат. docere - учить, doctrina - учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса - поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, "тора" ("указание", "наставление") в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на "непреложности", "конечности" оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент "научения" имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент "догматики" в К. (отсюда производные понятия - "доктринер", "доктринерство").
В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "К." с понятием "теория". Иногда им обозначали "неполную", "нестрогую" и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее "неполноту", "нестрогость" и т.д. В неклассической науке понятие "К." стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации "материала" внутри научной теории, которая в своей полной "развертке" выступает как ее реализация (в том числе "переводящая" исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), "замещающей" собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с "когнитивного", "логического", "внутрисистемного" в теории на "праксеологическое", "семантическое", на ее "открывание" вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: "личностное знание" и "научное сообщество" Полани, "тематический анализ науки" Холтона, "исследовательская программа" Лакатоса, "сильная программа" Д. Блура, "парадигма" и "дисциплинарная матрица" Куна, "междисциплинарное единство" А. Койре, "дисциплинарный анализ" и "интеллектуальная экология" Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его "гипотетической природы", реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Концепция социоструктурной функции образования в контексте его современной модернизации

Колесникова Елена Юрьевна
Рассматриваются классические западные социологические концепции образования как фактора социальной дифференциации и социальной мобильности (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, П. Бурдье, Н. Смелзер и др.
Читать PDF

Концепция Т. Парсонса как инструмент теоретического анализа социального взаимодействия в системе упр

Арлашкина Ольга Владимировна
Статья посвящена проблеме анализа управления персоналом как особого типа социального взаимодействия с позиции теоретического подхода основателя структурного функционализма Т. Парсонса.
Читать PDF

Концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами

Бережная Г. С.
Представлена концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами в процессе обучения в высшей школе. Рассмотрен социально-педагогический аспект проблемы.
Читать PDF

Ильинский: гуманистическая концепция молодежи

Луков Валерий Андреевич
Читать PDF

Концепция регионального социетального сообщества: содержание и технология разработки

Бабинцев В. П., Ушамирская Г. Ф.
Читать PDF

Социологическая концепция Бонкимчондро Чоттопаддхая

Читать PDF

Концепция социальной деструктивности Франкфуртской школы

Вершинин С. Е., Борисова Г. А.
Читать PDF

Концепция социального порядка в современной социологии

Большева Оксана Вадимовна
Читать PDF

Концепция симулякров и социальные коммуникации современной России

Хмылёв Владимир Львович
Показано, что социальные коммуникации России постепенно приобретают постмодернистские очертания, сохраняя при этом свою специфику, которая выражается в том, что в них управляющая функция знака основана на функциональной, а не имид
Читать PDF

Социологическая концепция управления городскими молодежными организациями

Трофимова О. Е.
Разработка социологической концепции управления городскими молодежными организациями перестает быть монополией государства и сосредотачивается на уровне муниципального образования, т.к.
Читать PDF

Концепция социально-политических институтов как теоретическая основа политологического исследования

Никитина Т. А.
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию роли социально-политических институтов в общественной жизни.
Читать PDF

2012. 02. 010-012. Концепция эмоционального труда А. Р. Хохшильд: современные дискуссии. (сводный ре

Симонова О. А., Шаповалова Д. Н.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Трудовая концепция антропогенеза

    общая концепция или теория возникновения человека, предложенная Ф. Энгельсом. Суть концепции заключена в словах автора: "Труд создал самого человека".
  • Концепция приобретенной беспомощности

    концепция, согласно которой переживание состояния неконтролируемых последствий приводит к возникновению трех видов дефицита: дефицита мотивации, когнитивного дефицита и эмоционального дефицит
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

    oversocialized conception of Man) - обвинение (например, предъявленное Деннисом Ронгом, 1960) в том, что функционалистская теория, включая работы Дюркгейма и Ларсонса, в ответе на вопрос Гоббса: "Что делает возможным
  • ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ

    в социологии - анализ действия, отправной точкой которого является индивид (или деятель). Основывается на знаниях о типичных деятелях в типичных ситуациях и, среди прочих элементов, выявляет цели д
  • КОНЦЕПЦИЯ ДЕРИВАЦИИ

    от лат derivatio - отклонение) - концепция идеологии в социологич. системе В. Парето. К.д. - теологич., религ., этич. и политич. доктрины, удовлетворяющие потребности в оправдании нелогических, иррациональн
  • Концепция дифференциации языка

    Теория, разработанная в основном У. Лабовым в противовес гипотезе языкового дефицита Б. Бернстайна. К.д.я. утверждает функциональную равноценность различных вариантов языка.
  • Диспозиционная концепция

    концепция, предложенная В. А. Ядовым, согласно которой саморегуляция социального поведения человека осуществляется иерархически организованной системой личностных диспозиций, являющихся проду
  • ЗАПАСА КОНЦЕПЦИЯ

    важная основополагающая концепция системы национальных счетов (СНС). Запас характеризует наличие активов (нефинансовых и финансовых) или обязательств на к.-л. дату, обычно на начало и конец период
  • КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ

    одна из основных концепций социологии В. Парето. Итальянский социолог рассматривал об-во как состоящее из элиты, т. е. биологически и психологически наиболее одаренных индивидов, и неэлиты - менее
  • Концепция развития гражданского общества Эстонии

    EKAK). Инициированный некоммерческими организациями и принятый Рийгикогу 12 декабря 2002 года документ, в котором содержатся общие принципы взаимоотношений между общественным и некоммерческим секто
  • Концепция внутриличностного расхождения Тори Хиггинса

    утверждает, что отрицательные чувства в отношении себя самого возникают у человека не от того, что он осознает какието свои недостатки, а по другой причине — из за расхождения между актуальным Я и
  • Я-концепция

    (self-conception) — продукт самосознания индивида, оценивания себя как социального объекта. Включает представление о своей личностной определенности, отдельных качествах, обусловливающих внешних факто
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

    социологич. концепция, признающая конфликт решающим (или одним из решающих) фактором соц. развития. Еще в прошлом веке Г. Спенсер, рассматривая соц. конфликт с позиций дарвинизма социального (см.), х
  • Концепция локусов контроля

    концепция, предложенная в конце 60 х годов XX века Джулианом Роттером, который полагал, что в целом люди делятся на тех, кто уверен, что преимущественно они сами контролируют собственную жизнь, и на т
  • КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

    строится на тезисе о том, что человек представляет собой целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различн. сторонами объективной действительности. Эта сист
  • КОНЦЕПЦИЯ НУЛЕВОГО РОСТА

    теория, отвергающая принцип экономического роста, а также роста рождаемости, потребления, использования природных ресурсов и т. п. Эти принципы рассматриваются как опасные в экологическом и гуман
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ

    направление в зап. обществоведении, представители к-рого рассматривают обмен различ. типами деятельности как фундаментальную основу обществ, отношений, на к-рой вырастают различ. структурные обр
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой
  • Пределов роста концепция

    первая попытка сконструировать модель планетарной биосоциальной системы и определить пределы ее роста, исходя из анализа динамики пяти глобальных параметров: рост народонаселения, экономически
  • Концепция жизни

    система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, об общих принципах, которыми человек намерен руководствоваться в житейских ситуациях.