КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Концепция
определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, ведущий замысел.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Концепция
совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления [18.– С.265].

Источник: Социология. Словарь.

Концепция
1. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некого произведения, научного труда и пр. 2. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio - понимание, система, единый замысел, ведущая мысль) - англ. conception; нем. Konzeption. Система взглядов, способ понимания к.-л. явлений, процессов; основополагающая идея к.-л. теории.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Концепция
результат обобщающей схематизации материала прямых описаний ситуации и хода деятельности. К. может трансформироваться в теорию при подчинении схематизации функции теоретического обобщения в рамках системы научной деятельности.

Источник: Методологический словарь для управленцев

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio - понимание, система) - 1. определенный способ понимания, трактовки к.-л. явлений; 2. изложение основной т. зр. или идеи для описания и объяснения явлений; 3. ведущий замысел, принцип организации различн. видов деятельности.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОНЦЕПЦИЯ
лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. - исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.
Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное "сечение" последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания "порождающей" идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области ("фрагмента" действительности) значений и реализацию максимально широкого "мировидения" (на основе "отнесения" к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка ("раскрутка") презентируемой идеи. Кроме того, она "онтологизирует" и "маскирует" внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, "стыкуя" между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) - наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.
Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), "производству" базовых концептов культуры, определяя "концептуальные возможности" последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально "замыкает" свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно - свои догматы. Сам термин "К." заменяется здесь, как правило, близким ему термином "доктрина" (лат. docere - учить, doctrina - учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса - поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, "тора" ("указание", "наставление") в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на "непреложности", "конечности" оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент "научения" имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент "догматики" в К. (отсюда производные понятия - "доктринер", "доктринерство").
В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "К." с понятием "теория". Иногда им обозначали "неполную", "нестрогую" и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее "неполноту", "нестрогость" и т.д. В неклассической науке понятие "К." стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации "материала" внутри научной теории, которая в своей полной "развертке" выступает как ее реализация (в том числе "переводящая" исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), "замещающей" собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с "когнитивного", "логического", "внутрисистемного" в теории на "праксеологическое", "семантическое", на ее "открывание" вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: "личностное знание" и "научное сообщество" Полани, "тематический анализ науки" Холтона, "исследовательская программа" Лакатоса, "сильная программа" Д. Блура, "парадигма" и "дисциплинарная матрица" Куна, "междисциплинарное единство" А. Койре, "дисциплинарный анализ" и "интеллектуальная экология" Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его "гипотетической природы", реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности»

Смирнов А. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция социоструктурной функции образования в контексте его современной модернизации

Колесникова Елена Юрьевна
Рассматриваются классические западные социологические концепции образования как фактора социальной дифференциации и социальной мобильности (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, П. Бурдье, Н. Смелзер и др.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция Т. Парсонса как инструмент теоретического анализа социального взаимодействия в системе упр

Арлашкина Ольга Владимировна
Статья посвящена проблеме анализа управления персоналом как особого типа социального взаимодействия с позиции теоретического подхода основателя структурного функционализма Т. Парсонса.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами

Бережная Г. С.
Представлена концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами в процессе обучения в высшей школе. Рассмотрен социально-педагогический аспект проблемы.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция симулякров и социальные коммуникации современной России

Хмылёв Владимир Львович
Показано, что социальные коммуникации России постепенно приобретают постмодернистские очертания, сохраняя при этом свою специфику, которая выражается в том, что в них управляющая функция знака основана на функциональной, а не имид
Читать PDF
0.00 байт

Ильинский: гуманистическая концепция молодежи

Луков Валерий Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

Социологическая концепция управления городскими молодежными организациями

Трофимова О. Е.
Разработка социологической концепции управления городскими молодежными организациями перестает быть монополией государства и сосредотачивается на уровне муниципального образования, т.к.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция регионального социетального сообщества: содержание и технология разработки

Бабинцев В. П., Ушамирская Г. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция социально-политических институтов как теоретическая основа политологического исследования

Никитина Т. А.
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию роли социально-политических институтов в общественной жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция управления потенциалом социально-экономической системы

Беломестнов Виктор Георгиевич
Исследованы современные проблемы управления потенциалом социально-экономической системы. Сформулированы принципы формирования концепции управления потенциалом.
Читать PDF
0.00 байт

Социологическая концепция Бонкимчондро Чоттопаддхая

Читать PDF
0.00 байт

Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства

Ганина Светлана Александровна
Рассматриваются социально-философские подходы к пониманию феномена детства, связанные с отечественной концепцией свободного воспитания рубежа XIX первой трети XX вв.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Трудовая концепция антропогенеза

    общая концепция или теория возникновения человека, предложенная Ф. Энгельсом. Суть концепции заключена в словах автора: "Труд создал самого человека".
  • Концепция приобретенной беспомощности

    концепция, согласно которой переживание состояния неконтролируемых последствий приводит к возникновению трех видов дефицита: дефицита мотивации, когнитивного дефицита и эмоционального дефицит
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

    oversocialized conception of Man) - обвинение (например, предъявленное Деннисом Ронгом, 1960) в том, что функционалистская теория, включая работы Дюркгейма и Ларсонса, в ответе на вопрос Гоббса: "Что делает возможным
  • ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ

    в социологии - анализ действия, отправной точкой которого является индивид (или деятель). Основывается на знаниях о типичных деятелях в типичных ситуациях и, среди прочих элементов, выявляет цели д
  • КОНЦЕПЦИЯ ДЕРИВАЦИИ

    от лат derivatio - отклонение) - концепция идеологии в социологич. системе В. Парето. К.д. - теологич., религ., этич. и политич. доктрины, удовлетворяющие потребности в оправдании нелогических, иррациональн
  • Концепция дифференциации языка

    Теория, разработанная в основном У. Лабовым в противовес гипотезе языкового дефицита Б. Бернстайна. К.д.я. утверждает функциональную равноценность различных вариантов языка.
  • Диспозиционная концепция

    концепция, предложенная В. А. Ядовым, согласно которой саморегуляция социального поведения человека осуществляется иерархически организованной системой личностных диспозиций, являющихся проду
  • КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ

    одна из основных концепций социологии В. Парето. Итальянский социолог рассматривал об-во как состоящее из элиты, т. е. биологически и психологически наиболее одаренных индивидов, и неэлиты - менее
  • Концепция развития гражданского общества Эстонии

    EKAK). Инициированный некоммерческими организациями и принятый Рийгикогу 12 декабря 2002 года документ, в котором содержатся общие принципы взаимоотношений между общественным и некоммерческим секто
  • Концепция внутриличностного расхождения Тори Хиггинса

    утверждает, что отрицательные чувства в отношении себя самого возникают у человека не от того, что он осознает какието свои недостатки, а по другой причине — из за расхождения между актуальным Я и
  • Я-концепция

    (self-conception) — продукт самосознания индивида, оценивания себя как социального объекта. Включает представление о своей личностной определенности, отдельных качествах, обусловливающих внешних факто
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

    социологич. концепция, признающая конфликт решающим (или одним из решающих) фактором соц. развития. Еще в прошлом веке Г. Спенсер, рассматривая соц. конфликт с позиций дарвинизма социального (см.), х
  • Концепция локусов контроля

    концепция, предложенная в конце 60 х годов XX века Джулианом Роттером, который полагал, что в целом люди делятся на тех, кто уверен, что преимущественно они сами контролируют собственную жизнь, и на т
  • КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

    строится на тезисе о том, что человек представляет собой целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различн. сторонами объективной действительности. Эта сист
  • КОНЦЕПЦИЯ НУЛЕВОГО РОСТА

    теория, отвергающая принцип экономического роста, а также роста рождаемости, потребления, использования природных ресурсов и т. п. Эти принципы рассматриваются как опасные в экологическом и гуман
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ

    направление в зап. обществоведении, представители к-рого рассматривают обмен различ. типами деятельности как фундаментальную основу обществ, отношений, на к-рой вырастают различ. структурные обр
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой
  • Пределов роста концепция

    первая попытка сконструировать модель планетарной биосоциальной системы и определить пределы ее роста, исходя из анализа динамики пяти глобальных параметров: рост народонаселения, экономически
  • Концепция жизни

    система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, об общих принципах, которыми человек намерен руководствоваться в житейских ситуациях.
  • АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КОНЦЕПЦИЯ

    система специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых р