КРЕСТЬЯНСТВО
КРЕСТЬЯНСТВО
англ. peasantry; нем. Bauernschaft. Соц. категория земледельцев, проживающих в деревне и занимающихся сельскохозяйственным трудом, основанном на различных типах собственности (напр., общинная, частная, кооперативная) в зависимости от типа обществ, устройства. Соц. сущность К. и его положение в обществе определяются способом производства.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
КРЕСТЬЯНСТВО
социальный класс, занятый сельскохозяйственным производством на базе частной, групповой или смешанной собственности и использования в основном личного труда и труда своей семьи. Исторически К. как особый класс складывалось на основе разделения земледелия и ремесла в период разложения первобытнообщинного строя и формирования доиндустриального, аграрного общества, в рамках к-рого оно превращается в один из основных классов этого обгцества, составляющий подавляющее большинство населения. В индустриальном обществе К. неуклонно сокращается за счет процессов индустриализации, урбанизации и пролетаризации. На основе индустриализации сельского хозяйства К. превращается в фермерство, сельскохозяйственный труд все больше превращается в разновидность труда индустриального, происходит сближение К. с промышленными рабочими.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Крестьянство
peasants), нас., к-рое живет за счет продукции собственного х-ва, но может также продавать часть своего урожая либо отдавать в счет налогов или в кач-ве издола (издолыцина) землевладельцу. Вопреки предсказаниям таких мыслителей, как Маркс, рев-ции в 20 в. происходили не в пром. странах, а гл.об. в странах с преобладанием крест, нас. (Россия, Китай, Куба и Вьетнам). Поэтому К. оказалось в центре внимания социологов, анализировавших социальные изменения и экономическое развитие на примере сельских общин Средиземноморья, но проблемы, с ним связанные, существуют почти во всем мире, особенно в Лат. Америке, Азии и Африке. Крест, произ-во с.-х. продукции обычно организовано на базе семьи и домашнего х-ва, где пол (гендер) и возраст часто являются гл. критериями разделения труда. Степень эконом, неравенства среди крест, об-в весьма различна, поэтому не прекращаются дискуссии, можно ли крест, об-ва всего мира считать социальным классом. Наряду с экономикой крест, хоз-ва предметом исследования являются также распространенные в среде К. поверья (дурной глаз), фольклор и все, что входит в понятие крест, культура.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
КРЕСТЬЯНСТВО
социальная категория сельского населения, занимающегося сельскохозяйственным трудом и ведущего образ жизни, обусловленный такими взаимосвязанными факторами, как семейное хозяйство, зависимость от природных условий, труд на земле, деревенская культура и коллективистски-общинные социальные связи. Однако специфику К. как социальной группы определяет не только экономическая деятельность по поводу сельхозпроизводства и использования природы (земли, животных, растений) как средства производства, особый сельский образ жизни (традиционный уклад, достаток, семейное хозяйство и др.), но и саморефлексия, связанная с самоидентификацией селянина с сельской территорией, сельскохозяйственной деятельностью и сельским образом жизни.
По мнению большинства современных исследователей, наиболее существенной особенностью К. является семейное хозяйство. Значимость сельского семейного хозяйства обусловлена выполнением функций биологического воспроизводства, социализации, производства и потребления, владения собственностью и благосостояния, самоопределения и престижа. Сращенность жизни сельской семьи с ее хозяйственной деятельностью находит отражение в личных подсобных хозяйствах. Сельское сообщество – это, по существу, пространство соседства, в котором все знакомы друг с другом. Сельское сообщество связано тесными узами родства, соседства, трудовой деятельностью, дружбой, взаимным обменом ресурсами, социальным контролем и традициями. Земледелие для сельского труженика – не просто занятие или средство получения дохода, это образ жизни, признак, который характеризует К. как человеческий тип.
Специфика хозяйствования на земле находит свое отражение и в особенностях организации труда. К. экономика максимально природообусловлена, что выражается в цикличности трудового процесса, единстве природного, хозяйственного и социального, подчинении хозяйственной деятельности природным ритмам. Зависимость крестьянского хозяйства от природных условий, а также незначительность его ресурсов, работа в зоне рискованного земледелия ставят труженика села в ситуацию «негарантированного бытия». К. как социальная группа прошло длительную эволюцию, связанную с изменением способа производства и социального устройства: от выделившегося семейного парцеллярного хозяйства в процессе разложения первобытного общества, основы социальной структуры общества в эпоху феодализма, резкого расслоения К. в буржуазном обществе, формирования колхозного К. в советской системе до современных рабочих сельскохозяйственных организаций, собственников фермерских и крестьянских хозяйств. На протяжении веков образ жизни крестьян формировал в них такие черты, как коллективистски-уравнительный менталитет; патриотизм, обусловленный близостью к земле, на которой крестьянин работает, которая является для него единственным источником средств существования; самоорганизация и самодисциплина, определяемые характером производства, значительной зависимостью крестьянского труда от внешних факторов, в частности, от природных условий, необходимостью самому решать, в какой день работать, в какой отдыхать, когда работать сутками, а когда сидеть дома; бережливость, рачительность, сознательное ограничение потребностей, стремление сделать запасы «на черный день», обусловленные крайней зависимостью от многих факторов (от природных условий, от руководителя предприятия, чиновников, от цен на продукцию, от здоровья крестьянина и его близких и т. д.); приверженность традициям, настороженность к различного рода социальным инновациям. В научной и социально-политической литературе часто можно услышать идеи, призывающие отказаться от термина «К» в силу того, что К., существовавшее вплоть до советской эпохи, как класс сегодня не существует на селе, т. е. нет достаточного количества людей, обладающих полным набором крестьянских классовых черт.
Поэтому, по их мнению, следует отказаться от термина «К.» и характеризовать людей, занятых в сельском хозяйстве, в зависимости от их реальной классовой принадлежности: рабочие, служащие, интеллигенция, буржуазия. Однако такую точку зрения вряд ли можно считать правомерной, так как и определение класса, и понятие К., и сама социальная общность –К., существенно изменяясь под воздействием социальных трансформаций как национально-государственного, так и общецивилизационного порядка, демонстрируют иной понятийный смысл, отражающий новое содержание крестьянской жизни.
На постсоветском пространстве К. все еще остается основой нации, базовым слоем общества, исполняющим роль «кормильца», ресурсного донора и поставщика трудовых ресурсов для города, являющимся гарантом продовольственной безопасности страны, определяющим и сохраняющим национальную культуру. Нужно отметить, что большинство представителей недавно сформировавшихся современных социальных групп являются выходцами из села. Поэтому многие крестьянские традиции, особенности образа жизни сохраняются и у городских жителей. Природная осторожность, консерватизм, специфические представления о рациональности, стремление руководствоваться здравым смыслом и нежелание рисковать, а также особенности взаимоотношений с местными властями в неявной, скрытой форме вносят свои коррективы в проведение рыночных преобразований. В связи с этим только единство экономической и социокультурной составляющих в возрождении и развитии жизненной основы нации –К. – способны выступить важнейшим фактором устойчивого развития и порядка в обществе.
Лит.: Стратегия устойчивого развития АПК –продовольственная безопасность / В. Г. Гусаков и др.; под ред. В. Г. Гусакова. –Минск, 2008; Человеческий потенциал белорусской деревни / Р. А. Смирнова, Т. В. Кузьменко и др. –Минск, 2009; Смирнова Р. А., Кузьменко Т. В., Балакирева Т. С. Региональное развитие сельских территорий: в 6 кн. –Минск, 2012; Сельская экономика: учебник / под ред. С. В. Киселева. −М., 2008. –С. 162; Лихачев Н. Е. Белорусское село в социальном измерении. –Минск, 2007. Р. А. Смирнова
По мнению большинства современных исследователей, наиболее существенной особенностью К. является семейное хозяйство. Значимость сельского семейного хозяйства обусловлена выполнением функций биологического воспроизводства, социализации, производства и потребления, владения собственностью и благосостояния, самоопределения и престижа. Сращенность жизни сельской семьи с ее хозяйственной деятельностью находит отражение в личных подсобных хозяйствах. Сельское сообщество – это, по существу, пространство соседства, в котором все знакомы друг с другом. Сельское сообщество связано тесными узами родства, соседства, трудовой деятельностью, дружбой, взаимным обменом ресурсами, социальным контролем и традициями. Земледелие для сельского труженика – не просто занятие или средство получения дохода, это образ жизни, признак, который характеризует К. как человеческий тип.
Специфика хозяйствования на земле находит свое отражение и в особенностях организации труда. К. экономика максимально природообусловлена, что выражается в цикличности трудового процесса, единстве природного, хозяйственного и социального, подчинении хозяйственной деятельности природным ритмам. Зависимость крестьянского хозяйства от природных условий, а также незначительность его ресурсов, работа в зоне рискованного земледелия ставят труженика села в ситуацию «негарантированного бытия». К. как социальная группа прошло длительную эволюцию, связанную с изменением способа производства и социального устройства: от выделившегося семейного парцеллярного хозяйства в процессе разложения первобытного общества, основы социальной структуры общества в эпоху феодализма, резкого расслоения К. в буржуазном обществе, формирования колхозного К. в советской системе до современных рабочих сельскохозяйственных организаций, собственников фермерских и крестьянских хозяйств. На протяжении веков образ жизни крестьян формировал в них такие черты, как коллективистски-уравнительный менталитет; патриотизм, обусловленный близостью к земле, на которой крестьянин работает, которая является для него единственным источником средств существования; самоорганизация и самодисциплина, определяемые характером производства, значительной зависимостью крестьянского труда от внешних факторов, в частности, от природных условий, необходимостью самому решать, в какой день работать, в какой отдыхать, когда работать сутками, а когда сидеть дома; бережливость, рачительность, сознательное ограничение потребностей, стремление сделать запасы «на черный день», обусловленные крайней зависимостью от многих факторов (от природных условий, от руководителя предприятия, чиновников, от цен на продукцию, от здоровья крестьянина и его близких и т. д.); приверженность традициям, настороженность к различного рода социальным инновациям. В научной и социально-политической литературе часто можно услышать идеи, призывающие отказаться от термина «К» в силу того, что К., существовавшее вплоть до советской эпохи, как класс сегодня не существует на селе, т. е. нет достаточного количества людей, обладающих полным набором крестьянских классовых черт.
Поэтому, по их мнению, следует отказаться от термина «К.» и характеризовать людей, занятых в сельском хозяйстве, в зависимости от их реальной классовой принадлежности: рабочие, служащие, интеллигенция, буржуазия. Однако такую точку зрения вряд ли можно считать правомерной, так как и определение класса, и понятие К., и сама социальная общность –К., существенно изменяясь под воздействием социальных трансформаций как национально-государственного, так и общецивилизационного порядка, демонстрируют иной понятийный смысл, отражающий новое содержание крестьянской жизни.
На постсоветском пространстве К. все еще остается основой нации, базовым слоем общества, исполняющим роль «кормильца», ресурсного донора и поставщика трудовых ресурсов для города, являющимся гарантом продовольственной безопасности страны, определяющим и сохраняющим национальную культуру. Нужно отметить, что большинство представителей недавно сформировавшихся современных социальных групп являются выходцами из села. Поэтому многие крестьянские традиции, особенности образа жизни сохраняются и у городских жителей. Природная осторожность, консерватизм, специфические представления о рациональности, стремление руководствоваться здравым смыслом и нежелание рисковать, а также особенности взаимоотношений с местными властями в неявной, скрытой форме вносят свои коррективы в проведение рыночных преобразований. В связи с этим только единство экономической и социокультурной составляющих в возрождении и развитии жизненной основы нации –К. – способны выступить важнейшим фактором устойчивого развития и порядка в обществе.
Лит.: Стратегия устойчивого развития АПК –продовольственная безопасность / В. Г. Гусаков и др.; под ред. В. Г. Гусакова. –Минск, 2008; Человеческий потенциал белорусской деревни / Р. А. Смирнова, Т. В. Кузьменко и др. –Минск, 2009; Смирнова Р. А., Кузьменко Т. В., Балакирева Т. С. Региональное развитие сельских территорий: в 6 кн. –Минск, 2012; Сельская экономика: учебник / под ред. С. В. Киселева. −М., 2008. –С. 162; Лихачев Н. Е. Белорусское село в социальном измерении. –Минск, 2007. Р. А. Смирнова
Источник: Экономико-социологический словарь.