Методология исследования
Методология исследования
стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области.
Методология исследования
стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. М. и. связана с определенным уровнем зрелости познавательных средств соответствующей науки, теоретического представления ее проблем. М. и. включает методы, методику и технику исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки. М. и. соединяет виутрцнаучные, теоретические и практические проблемы с междисциплинарными, общенаучными задачами, включая вопросы экономической, экологической и гуманистической, в общем случаемировоззренческой ориентации. Так, методология социологических исследований предполагает и общесоцнологическую методологию и всеобщую, универсальную методологию логики и философии, и специальную (частную) методологию конкретной (специальной) социологической теории. Это объясняется широким размахом социологических исследовании от общих вопросов социальной жизни к специальной проблематике прикладного характера. Например, методология массовых социологических опросов, учитывая как закономерности взаимодействия общественного сознания и общественного бытия, так и диалектику социальной деятельности (взаимодействие части и целого, качественных и количественных характеристик, структурных и функциональных аспектов явлений и т. д.), решает вместе с тем проблему квантификации, теоретической и эмпирической типологизации, обеспечения репрезентативности, надежности получаемой информации, соответствия содержания анкет исследовательским задачам и др.
Источник: Социологический справочник