Методология
программные установки в использовании методов.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Методология
принципы и логика научного поиска или стратегия научно-исследовательской работы.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Методология
1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов, 2) система принципов научного исследования
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Методология
учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Методология
(от греч. methodos – путь исследования, способ познания и logos – учение, слово). Методологія. Methodology. Наука о методах научного познания.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
МЕТОДОЛОГИЯ
учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также совокупность методов, применяемых в социальной работе.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Методология
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, методов решения проблем, а также учение об этой системе [1].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
МЕТОДОЛОГИЯ
учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности, общей стратегии научного поиска, позволяющей определить наиболее общие подходы к изучению объекта
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Методология
(от лат. methodos – путь познания и logos – учение). 1. Наука, изучающая технологию как собственно научной, так и любой другой познавательной деятельности. 2. Система принципов и способов организации и проведения научного исследования.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
МЕТОДОЛОГИЯ
от греч. methodos - исследование и Zogos - учение, слово) - англ. methodology; нем. Methodologie. 1. Наука о методе. 2. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющий основу для данной науки. 3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Методология
1) система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле методология данной науки включает в себя теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле – систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения; 2) учение о научном методе познания; о логической организации какой-либо деятельности.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Методология
совокупность методов, применяемых в конкретном научном направлении; определяет принципы, которыми необходимо руководствоваться в организации и построении теоретической и практической деятельности. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила – те нормы, которыми необходимо руководствоваться.
-
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Методология
совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания. При такой трактовке методология–это корпус специальных, технических приемов, которыми пользуются ученые. В последние три десятилетия возрастает влияние более широкого понимания социологической методологии как исследования используемых социологами методов получения знания, включающего в себя их описание, объяснение, обоснование и оценку.
Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие
Методология
система принципов научного исследования… термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных [34.– С.53]. –совокупность процессов выработки социологами теоретического образа изучаемой проблемной ситуации [26.– С.44]. –набор положений, принципов, исследовательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов ученых, принадлежащих к одной или нескольким отраслям научного знания, с целью более полного и комплексного отображения объекта [23.– С.360].
Источник: Социология. Словарь.
МЕТОДОЛОГИЯ
METHODOLOGY) Этот термин имеет ряд значений. Наиболее простое — методология представляет собой методы и процедуры, используемые исследователями, или общий тип исследовательской практики. В более широком смысле методология включает в себя методы исследования, понятия и фундаментальные аналитические структуры какой-либо академической дисциплины. Использование термина «методология» в этом значении может поднимать более сложные вопросы, касающиеся природы знания и реальности и нашей способности познавать мир. В контексте социальной науки такими вопросами являются (1) возможность существования научного знания, основанного на принципах позитивизма, а не герменевтики, verstehen или реализма; (2) расстановка приоритетов в отношении деятельности и структуры; (3) соответственная роль количественных и качественных методов исследования. См. также: Качественное исследование.
Источник: Социологический словарь
МЕТОДОЛОГИЯ
methodology) — 1. Философская оценка исследовательских методов дисциплины; интерес к концептуальным, теоретическим и исследовательским аспектам знания. 2. Методы и стратегии, используемые в дисциплине для манипулирования данными и приобретения знания. В этом узком значении термин относится просто к методам исследования и не подвергает сомнению валидность или уместность их проведения. В смысле 1 методология — аспект эпистемологического интереса к научному статусу социологии. Ей много занимались Дюркгейм, Маркс и Вебер, каждый из которых стремился показать, что разработал особый подход к изучению общества и поэтому — к знанию. Демонстрируя валидность новых исследовательских подходов, они вносили вклад в развитие социологии как особой дисциплины. Главная задача методологии — сравнение между социологией и естественными науками. Последние часто ассоциируются с экспериментальным методом, посредством которого одна переменная зависимая переменная) манипулируется тщательно контролируемым способом. Если получены соответствующие результаты, то ученый делает выводы о причинах и результатах либо заключает, что предварительно выдвинутая гипотеза подтверждается (отклоняется). Так как это к социальным наукам обычно не подходит, то разработаны новые методы, позволяющие достичь определенной степени валидности, соответствующей таковой в естественных науках. Дюркгейм, например, выступал за использование сравнительно, метода, хотя он заставляет оперировать большим числом переменных. В качестве альтернативы развивались методы, не стремящиеся подражать естественнонаучной задаче научных законов, а в большей мере отвечающие характеру социальной действительности.
Источник: Большой толковый социологический словарь
МЕТОДОЛОГИЯ
Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. науки — это учение о принципах, формах и способах научного познания. М. науки определяет также условия и границы применения методов одной науки к другим. Выявление роли знаков в научном познании, анализ языка науки, изучение процессов дифференциации и интеграции научных знаний также являются методологическими проблемами. Часто под М. понимаются правила, согласно которым происходит принятие либо отклонение теорий и исследовательских программ.
В центре внимания методолога находится вопрос: почему именно эти факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования? На этот вопрос можно ответить, исходя либо из теории рациональности, либо из внешних (социальных) обстоятельств, сопряженных с формированием исторически определенного уровня знаний. М. социологии представляет собой определенный способ видения и организации исследований особой объективной реальности — мира социального, обладающего своей спецификой. Социум как феномен слагается из действий людей, обращенных на власть и систему властных отношений.
В нем разворачиваются социальные события, характеризующиеся динамизмом и постоянной их изменчивостью.
В процессе развития социологии как науки об обществе сложилась система методов, применяемых при изучении социальной реальности и явлений. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Поскольку для познания социального процесса необходимо получение первичной информации о нем, строгий отбор, анализ, то инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование. Академик В.И. Вернадский советовал молодым ученым проводить детальный анализ предмета, видеть за частным общее, не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и видеть связь с другими явлениями, не избегая постановки вопроса “почему?”; собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников. Изучая общие закономерности научного познания, необходимо связывать науку с другими областями знания, общественной жизнью; не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
Методология
это область деятельности, функцией которой является создание и совершенствование интеллектуальных средств организации рефлексивных процессов. Поскольку осознанное отношение к рефлексивной организации и самоорганизации возникает, поддерживается и развивается прежде всего в социально-культурных средах и системах деятельности, то потребность в организованной рефлексии и в порождении необходимых для этого средств стимулируется в тех звеньях этих сред и системах деятельности, в которых уровень ответственности аналитических процедур максимален. Такими звеньями являются философия, наука, арбитражная подструктура судебной системы, консалтинг. Наиболее дееспособными средствами в рефлексивных процедурах являются концепции, понятия и категории. Поэтому возникновение методологии происходило как автономизация рефлексии мышления в философской, теоретической и аналитической мысли и прежде всего в рефлексии процессов появления понятий, категорий, средств арбитража в самых сложных формах индивидуального и группового мышления. Совмещение акцента на анализе базовых понятий науки, философии и на рефлексии самого хода мысли в дискуссии было ключевым при создании первого профессионализированного сообщества методологов - Московского методологического кружка (ММК) в 1952-1954 гг. Специфика методологической деятельности проявилась в создании особой формы практической реализации и совмещения внутренних и внешних интересов организационно-деятельностной игры (ОДИ) в 1979 г. В ней совмещена направленность на развитие систем деятельности через организованную проблематизацию базовых основ деятельности определенной системы и на совершенствование понятийно-категориальной системы средств самой методологии за счет нахождения возможности проблематизации прежнего набора средств в новых условиях и разрывах в деятельности, в которых прежние средства оказываются недостаточными для снятия разрывов. Именно в ОДИ существует объективная возможность моделировать наиболее развитые формы профессиональной деятельности и аналитики. Итак, М.суть отрасль культуры, обеспечивающая рефлексивную и рефлексивно значимую "практику", прежде всего аналитическую, консультационную, инновационную, управленческую и педагогическую, предельно абстрактной системой языковых средств деятельностного подхода. М. разрабатывает, транслирует, совершенствует, использует язык "теории деятельности", совмещая языковой сервисный статус с наиболее сложными формами приложения языка в ходе развития деятельности для интенсификации развития деятельности, социокультурного бытия и т.п. и для поиска проблемно-значимого материала для развития самой методологии.
Источник: Методологический словарь для управленцев
МЕТОДОЛОГИЯ
система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М. представляет собой специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил, нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.
М. включает в себя совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. В условиях многообразия сфер человеческой деятельности их специфика предполагает разработку методов, адекватных изучаемым и преобразуемым объектам. При многообразии методов неизбежно возникает проблема выбора наиболее адекватного метода и его оценки с точки зрения перспектив решения конкретных теоретических и практических задач. Это придает М. аксиологический аспект, побуждая оценивать методы как с позиции их истинности, так и эффективности.
Существует несколько классификаций методологических знаний. Одним из распространенных является деление М. на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты М. связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.
М. науки — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая М. занимается вопросами обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено, проблемой роли опыта в научном познании, различиями между науками о природе и науками о культуре, структурами таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, проблемой единства научного познания и т.п. Частная М. исследует методологические проблемы отдельных наук или узких групп (М. физики, М. психологии и т.д.). Конкретная М. занимается методологическими аспектами, связанными с отдельными исследовательскими операциями в рамках конкретных научных дисциплин. А.К. Быков
Лит.: Грицанов А.А. Методология // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003; Ивин А.А. Методология науки // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004; Спиркин А.А., Юдин Э.Г., Ярошевский М.Г. Методология // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.
Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.
МЕТОДОЛОГИЯ
учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем. В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл М. сводим к обеспечению их нормативно-рационального построения. Общественно-историческая и культурная обусловленность М. выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем М. сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и др.
Специфический подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная М. Сложность отношений М. и философии, как известно, определялась тем, что и М. может трактоваться с позиции философии, и философия может характеризоваться в рамках некоей обобщенной М. Пока в науке доминировала вера в незыблемые познавательные стандарты, философия реконструировалась в категориально-понятийных комплексах общей М. познания. Но поскольку в 20 в. познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях М. выявились социально-исторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. В этом плане М. обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводящихся репертуаров и процедур деятельности людей.
В развитии современной М. все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурно-исторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в структуру М. философских представлений. Методологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятельности, создаваемые людьми для обновления и воспроизводства социального бытия. Задачей М. становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. М. становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики. Внимание М. к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты естественности стереотипных актов. Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всевозрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, прораммирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач. Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего числа людей. Эффективность этой работы - это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живет и трансформируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественно-гуманитарные измерения М.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
Методология
(metodologie). В знаменитых «Правилах для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii; 1628) Рене Декарт под «методом» понимал «простые и определенные правила, благодаря которым наблюдающий никогда не сочтет верным то, что ложно, и не утомляя себя бесплодными попытками, но постепенно увеличивая объем полученных знаний, достигнет точного понимания», следуя при этом «обдуманному и заранее определенному плану», который мо жет «указать, каких отклонений необходимо избегать для достижения поставленной перед собой цели». В этом отношении могут быть выделены два направления. В первом особое внимание уделяется нормативной стороне проблемы и присутствует абсолютная уверенность в прогрессе исследования. Ссылки на всю совокупность рациональных приемов, которые нужно применять для достижения того или иного результата, теперь часто сочетаются с приведением списка техник, которые уже доказали свою пригодность, а иногда даже с каталогом «рецептов», которым необходимо точно следовать. Но более глубокий взгляд, основанный на греческой этимологии, присущ другому, более популярному ныне подходу, который в первую очередь рассматривает идею «следования», «непрерывного поиска» и опирается на «ясные и четкие идеи», которые позволяют если не достичь полного избавления, то во всяком случае приличествующим образом сразиться с предубеждениями, с видимостью повседневного знания, с «идолами» или «предрассудками». Таким образом, мы сталкиваемся с областью спорного, с областью мнений или временных схем, где «ничто не окончательно» и «все подлежит проверке».
В свою очередь, методология объединяет все руководящие идеи, которые направляют эмпирическое исследование. Знание становится либо производной, которую стоит проверять или обосновывать (логика доказательства), либо процессом, природу которого необходимо установить (логика открытия). Поле исследования при этом не сводится к замечаниям формального порядка (как соблюдение канонов согласования или различения, милых сердцу Джона Стюарта Милля), но включает в себя «общественный» аспект. В самом деле, необходимо отдавать отчет, какое влияние оказывают на исследование ценности, источники финансирования, конфликты интересов. Вслед за Полом Лазарсфельдом, Робертом Мертоном или Талкоттом Парсонсом можно выделить четыре ключевых момента. Первый касается важности эпистемологического полюса. Речь идет о разрыве со «спонтанной верой в позитивность мира» и об обязательной критике полученных результатов: выбор проблематики происходит не наугад, а требует предварительного определения условий объективации полученного знания. С этой точки зрения можно обозначить множество принципов: незначительность (использование тезиса «с другой стороны, все вещи одинаковы»), скупость (следование одному из вариантов принципа Гийома Оккама: «Не прибегать к абстракции без крайней необходимости»), более полная информация (все высказываемые положения считаются истинными до тех пор, пока другие эмпирические данные не опровергнут первоначальные предположения). Используемые методы основаны на квантификации, диалектике и феноменологии. Применяется «эйдетический» прием: не сводить познание к восприятию фактов, он служит посредником «между тем, что вычленяется интуицией, тем, что формулируется речью, и тем, что может быть охарактеризовано совокупностью чувственно воспринимаемых признаков». Гипотетико-дедуктивная аргументация также высоко ценится.
Вторая фаза — теоретизация. Она начинается с момента выработки экспериментального протокола и делает возможной интерпретацию собираемой информации. Требования концептуализации обычно выливаются в построение моделей. Высказывания могут быть аналитическими или синтетическими; определения — родовыми или операциональными; свойства — синтаксическими или семантическими. Отме ченный в этой области прогресс является не только кумулятивным, но и рефлексивным, поэтому возникает необходимость обращения к выбранным рамкам. Рассмотрим, например, функционализм или структурализм. Сохраняется та же перспектива: спор между пониманием и объяснением. Должны ли мы отдать предпочтение одному из подходов: холистическому или номиналистическому? Другой важный момент: выражение смысла и выделение причинно-следственной связи, которая приведет нас к различным связям между положениями, переменными или событиями. Можно говорить, например, о презумпции или о корреляции, о простых или множественных определениях, о прямых или косвенных связях. Конфигурация здесь созвучна структурированию, производимый синтез высвечивает типологии и классификации. Последний момент: соотношение с реальностью. Контроль и проверка сами становятся объектом тщательного анализа. Обычно используются такие приемы, как интервью, анкеты или включенное наблюдение, при этом создание индикаторов во многих случаях сталкивается с проблемами агрегирования или смещения. Сами техники сбора информации кодифицируются и порождают особые виды исследования: монографические, сравнительные исследования, имитационное моделирование, эксперименты. Все эти этапы ведут к выработке научных норм, причем динамика системы в целом обеспечивается комплексом отношений обмена и взаимодополнительности.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.