МОЛОДЕЖЬ
Молодежь
социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
МОЛОДЕЖЬ
англ. youth, нем. Jugend. Соц.-демогр. группа, переживающая период становления соц. и психофизиолог. зрелости, адаптации к исполнению соц. ролей взрослых. Возрастные границы М. размыты и подвижны, как правило, к М. причисляют в возрасте 14-30 лет.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Молодежь
социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14—16 до 25—30 лет.
МОЛОДЕЖЬ
социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодёжи относят людей в возрасте от 16 до 30лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Молодежь
большая социальная группа, обладающая специфическими социально-демографическими характеристиками, ценностными ориентациями, мотивацией деятельности, направленностью социальной мобильности, особенностями включения в различные социально-стратификационные слои, конструированием жизненных планов, что определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое положение и духовный мир находятся в состоянии становления.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
МОЛОДЕЖЬ
понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики М. выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей. М. в 20 в. выступала субъектом-носителем таких личностных параметров как "молодость" и "революционность".
Е.Н. Вежновец
Е.Н. Вежновец
Источник: Социология: энциклопедия
МОЛОДЕЖЬ
социально-демографическая группа, составляющая часть общества. Выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этим социально-психологических свойств. М. предполагает отношение к определенной универсальной ступени биологического и социально-исторического цикла, характеризующейся становлением социальной, психической и физиологической зрелости, адаптацией к исполнению социальных ролей взрослых. Имеет конкретные возрастные границы (от 14 до 30 лет), социальный статус, психологические особенности. Рассмотрение М. как социального явления обусловлено спецификой культуры, общественного строя, особенностями процесса социализации. Для М. характерна молодежная субкультура со свойственными ей чертами: определенный выбор стиля, моды, музыки, сленга. Вызов ценностям взрослых; предпочтение «культуры досуга», а не работы; сильная психологическая зависимость от мнений и установок внутри группы (организации); индивидуальные эксперименты с образом жизни и др. Наиболее важной проблемой выступает соотношение господствующей (родительской) культуры и культуры молодежной.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
МОЛОДЕЖЬ
в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле М. – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Существуют разные подходы к определению М. как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения: (1) С точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла; при этом в качестве сущностной характеристики М. часто делается упор на наиболее активном периоде воспитания, образования и социализации, хотя более употребимо в этом смысле понятие “молодость”. (2) Под термином М. понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. (3) Понятие М. используется в значении молодежной субкультуры, при этом подчеркивается особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими ценностями и образцами поведения. (4) Социальная сущность М. определяется с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве.
МОЛОДЕЖЬ
большая обществ. группа, имеющая специфич. соц. и психологич. черты, наличие к-рых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что юс соц.-экономич. и обществ.-политич. положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К М. обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет. Однако соц. неоднородность М. побуждает нек-рых исследователей определять "верхнюю" возрастную границу М. в зависимости от продолжительности формирования соц.-экономич. и профессиональных качеств различн. ее групп. ак, соц. и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого - к 35. Возрастные границы М. зависят также от особенностей конкретно-историч. ситуации в той или иной стране, ее обществ. строя. Напр., широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает "нижнюю" возрастную границу М. к более ранним годам. Общность соц. и психологич. черт М., интересов многих входящих в нее групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) - основа массовых выступлений, совместных действий М. не только в рамках одной страны, но и в междунар. масштабе. Сложность и противоречивость процecca вступления М. в самостоятельную жизнь порождает различн. формы молодежного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания, "сексуальная свобода" и т. п.), специфич. молодежную субкультуру. Однако все это не дает оснований считать М. особым классом современного об-ва. Напротив, соц. структура М. есть "слепок" классово-слоевой структуры данного конкретного об-ва. М. - наиболее мобильная его часть, оказывающая активное воздействие на динамику соц. структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Для М. характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенераци-онной мобильности (наибольшее число переходов из одних соц. групп в др. приходится, напр., в России на первые 10 лет трудового стажа). Относительно наиболее однородную - и по возрасту, и по соц. характеристикам - часть М. составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности к-рых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни. Лит.: Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. На пороге гражданской зрелости. Л., 1982; Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983; Молодежь: ориентации и жизненные пути. Рига, 1988; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М., 1984. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
МОЛОДЕЖЬ
Социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к М. относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты. С точки зрения социологии выделяют 3 исследовательских подхода к М.: 1) критически-осуждающий, или негативистский, подход (характерен для социологов, которые называют М. “потерянным”, “растерянным”, “равнодушным”, “опоздавшим” поколением); 2) восторженно-оптимистический, проявляющийся в идеализации и захваливании М.; 3) научный подход, присущий ученым, изучающим М. в ее становлении и развитии с учетом конкретных исторических социальных условий, в которых происходит ее жизнедеятельность. Полное определение было дано И.С. Коном: “М. – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”. Это определение получило всеобщее признание среди российских ученых.
Из него следует, во-первых, что М. – это понятие демографическое. Молодость – определенный возрастной этап, этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Критерии возраста молодости не являются четкими. ЮНЕСКО относит к М. лиц в возрасте между 17 и 25 годами. В России (а ранее в СССР) М. большинство ученых считают лиц в возрасте от 15 до 29 лет. Условно: подростки (“ранняя молодость”) – до 18 лет, собственно М. – 18–24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.
Возраст молодого человека тесно связан с определенными социально-экономическими процессами. Он косвенно отражает уровень развития индивида, его статус, общественное положение, характердеятельности, диапазон социальных ролей, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. Второй признак М. – это ее социальное положение. В новейшее время физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, что снизило границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Новое поколение М. значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами. После школы большинство продолжают учебу. В XX в. усложнились критерии социальной зрелости. Социализация сегодня осуществляется под влиянием многих социальных факторов, таких как семья, школа, общество сверстников, средства массовой информации и др. Они способствуют выработке специфического “молодежного” самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры.
М. характеризуется определенными социально-психологическими признаками. Общий недостаток жизненной практики и знаний обусловливает повышенную любознательность. Повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений проявляются в юношеском романтизме. Для молодых людей характерно стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, образу мыслей; стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших товарищей (особенно в престижных областях), уважению сверстников; жажда деятельности, динамизм психических состояний, постоянные поиски нового, неизведанного, стремление к приобретению самостоятельности и собственного жизненного опыта, активные поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самоутверждению и самосовершенствованию.
Роль М. в современных условиях перехода к рынку, демократии, правовому государству резко возрастает из-за ускорения темпов общественной жизни. Чем выше темп развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта, что требует более активного и творческого участия М.
Из него следует, во-первых, что М. – это понятие демографическое. Молодость – определенный возрастной этап, этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Критерии возраста молодости не являются четкими. ЮНЕСКО относит к М. лиц в возрасте между 17 и 25 годами. В России (а ранее в СССР) М. большинство ученых считают лиц в возрасте от 15 до 29 лет. Условно: подростки (“ранняя молодость”) – до 18 лет, собственно М. – 18–24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.
Возраст молодого человека тесно связан с определенными социально-экономическими процессами. Он косвенно отражает уровень развития индивида, его статус, общественное положение, характердеятельности, диапазон социальных ролей, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. Второй признак М. – это ее социальное положение. В новейшее время физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, что снизило границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Новое поколение М. значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами. После школы большинство продолжают учебу. В XX в. усложнились критерии социальной зрелости. Социализация сегодня осуществляется под влиянием многих социальных факторов, таких как семья, школа, общество сверстников, средства массовой информации и др. Они способствуют выработке специфического “молодежного” самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры.
М. характеризуется определенными социально-психологическими признаками. Общий недостаток жизненной практики и знаний обусловливает повышенную любознательность. Повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений проявляются в юношеском романтизме. Для молодых людей характерно стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, образу мыслей; стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших товарищей (особенно в престижных областях), уважению сверстников; жажда деятельности, динамизм психических состояний, постоянные поиски нового, неизведанного, стремление к приобретению самостоятельности и собственного жизненного опыта, активные поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самоутверждению и самосовершенствованию.
Роль М. в современных условиях перехода к рынку, демократии, правовому государству резко возрастает из-за ускорения темпов общественной жизни. Чем выше темп развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта, что требует более активного и творческого участия М.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
МОЛОДЕЖЬ
социально-демографическая группа, находящаяся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, приспособленная к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям. М. выделяется в качестве специфической группы на основе особенностей социального положения молодых людей в экономической, политической, социально-стратификационной дифференциации общества, характерных для них потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Возрастные границы этой группы достаточно подвижны, но чаще всего к М. причисляют индивидов в возрастном интервале 14–30 лет. Причем этот интервал разграничивается на три возрастных периода: подростки до 18 лет, собственно М. — 18–24 года, молодые взрослые — 25–30 лет. М., как и все остальные поколенческие когорты, социально неоднородна, а потому и не представляет собой единой, недифференцированной группы по базовым социальным параметрам. Внутренняя дифференциация М., равно как и предпочитаемых ею ценностей, обусловлена, в первую очередь, социальными параметрами, в основном социально-стратификационными, однако важную роль здесь играют факторы субкультурные, возрастные, социально-психологические.
Механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие ее мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы:
— интеграция молодого поколения в традиции общества путем принятия ею господствующих социальных норм в качестве основы своих ценностных ориентаций, побудительных мотивов поведения
(процесс воспитания и обучения);
— дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества путем образовательной и экономической “селекции” (профессиональная ориентация и профессиональная подготовка).
В результате социализации М. либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества, отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений.
Процесс социализации М. подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.
Процесс самореализации М. предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге — социальностатусное самоопределение личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, т.е. поэтапного “замещения” старшего поколения на принципах исторической преемственности.
Результаты взаимосвязанных процессов социализации и самореализации молодого поколения для части М. имеют свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д. В этой связи большое значение для преодоления негативных проявлений вхождения во взрослую жизнь имеют мероприятия системы социальной защиты, направленные на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Системой учреждений социальной защиты оказывается целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с М., постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
М. занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства, реализуемой им государственной молодежной политикой, направленной на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека, и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Социальная работа с М. является в этом контексте действенным механизмом успешного вхождения М. в самостоятельную жизнь.
П.В. Попов
Лит.: Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь / Предисл. Г.В. Осипова. М.: URSS: Либроком, 2009; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010; Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. 2-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2009; Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996; Тезаурус социологии: Темат. слов.-справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие ее мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы:
— интеграция молодого поколения в традиции общества путем принятия ею господствующих социальных норм в качестве основы своих ценностных ориентаций, побудительных мотивов поведения
(процесс воспитания и обучения);
— дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества путем образовательной и экономической “селекции” (профессиональная ориентация и профессиональная подготовка).
В результате социализации М. либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества, отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений.
Процесс социализации М. подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.
Процесс самореализации М. предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге — социальностатусное самоопределение личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, т.е. поэтапного “замещения” старшего поколения на принципах исторической преемственности.
Результаты взаимосвязанных процессов социализации и самореализации молодого поколения для части М. имеют свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д. В этой связи большое значение для преодоления негативных проявлений вхождения во взрослую жизнь имеют мероприятия системы социальной защиты, направленные на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Системой учреждений социальной защиты оказывается целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с М., постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
М. занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства, реализуемой им государственной молодежной политикой, направленной на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека, и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Социальная работа с М. является в этом контексте действенным механизмом успешного вхождения М. в самостоятельную жизнь.
П.В. Попов
Лит.: Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь / Предисл. Г.В. Осипова. М.: URSS: Либроком, 2009; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010; Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. 2-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2009; Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996; Тезаурус социологии: Темат. слов.-справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
МОЛОДЕЖЬ
дифференцированная социальная группа, которая приобретает черты социального сообщества и имеет специфические социальнопсихологические, социальные, культурные и другие особенности, в том числе и образа жизни, находится в процессе социализации, имеет свой социальный возраст и в соответствии с потребностями времени должна быть творцом или зачинателем новой социальной и культурной реальности. Впервые на международном уровне термин молодежь был презставлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1985 году, который определил возрастную границу молодого человека: 15 – 24 года. Позже Всемирной Организацией Здравоохранения под понятием „молодые люди” был охарактеризован возрастной период от 10 до 24 лет. В разных странах и среди разных научных течений прослеживается дискуссионность возрастных границ: нижнюю границу молодости разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю – между 25 и 35 годами. Распространенный интерес к изучению молодежных проблем обусловил развитие новой науки – ювенологии (или юнологии), предметом изучения которой является молодое поколение. Ученые, занимающиеся проблемой молодежных субкультур и социологией молодежи, понятия «молодость» и «молодежь» рассматривают в трех аспектах: как определенный биологический возраст; как определенное состояние, обусловленное социальнокультурными критериями; как определенную группу или поколение с присущими ей ценностями. Некоторые ученые предлагают распределение возрастного этапа молодости на отдельные периоды, исходя из уровня социального созревания молодых людей, а также их отношения к разным институтам общества: подростковый – 11(12)-14 лет, юношеский – 15-17(18), молодежный – 18-25 лет. В отдельных научных трудах можно встретить разделение жизни молодого человека на три основных периода: первый – это, так называемый, период поиска, когда молодой человек определяет, кем быть, каким быть, какую профессию, специальность избрать, где реализовать свои способности; в течение второго периода человек интегрируется в общество; начинается трудовая деятельность юношей и девушек в любой сфере – на производстве, в науке, культуре и т.д.; в третьем периоде начинается интенсивный творческий труд молодого человека, завершается его социализация и становление (когда у большей части избрана профессия, получено образование, приобретены профессиональные навыки, создана семья, есть собственное жилье). Сегодня существуют несколько направлений теоретического осмысления молодежи, ее места и роли в обществе: как носителя психофизиологических черт молодости, как отдельной культурной группы со своими культурными качествами и функциями, как объекта и субъекта процесса преемственности и изменения поколений, где на первый план выходит ее социальная функция. Это сообщество, с одной стороны, характеризуется присущими ей психофизиологическими особенностями, деятельностью, которая преимущественно связана с подготовкой и включением в общественную жизнь, и с другой – это сообщество имеет собственную субкультуру, внутреннюю дифференциацию, которая отвечает социальному разделению общества. Проблемы, которые возникают в процессе социализации молодежи, разделяются учеными постсоветского пространства на две группы: 1. Социальные молодежные проблемы: определение роли и места молодежи в современном обществе; формирование ценностных ориентаций молодых людей и их моральных приоритетов; положение на рынке труда; обеспечение молодежи определенного образовательного уровня; политические ориентации и электоральное поведение молодежи. 2. Личные проблемы молодежи: поиск смысла жизни; профессиональное самоопределение; любовь; создание собственной семьи; взаимоотношения со взрослыми и ровесниками; здоровье молодых людей. Однако современными европейскими исследователями предлагается другой подход к классификации молодежных проблем: молодежные проблемы: безработица, растущая экономическая зависимость, поляризация, нестабильность рынка труда, употребление алкоголя, наркотиков, психические и психосоматические симптомы; так называемая «проблемная молодежь» - молодые люди, которые долгосрочно остаются безработными, молодые алкоголики и наркозависимые, бездомные, «дети улиц», молодые люди, которые пытаются покончить с собой, беженцы и молодые люди с тяжелыми психическими расстройствами; проблемы молодежи – созданная масс-медиа моральная паника, которая связана с молодежными проблемами, отмеченными выше, а также видеопаника - паника виртуального мира, насилие на улицах и характерная для последнего времени паника силовых манифестаций, которые устраивает молодежь. Анализ литературы по проблемам молодежи позволяет выделить несколько направлений изучения роли и места молодежи в социальном развитии общества: анализ “социального портрета” разных групп молодого поколения; изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, образа жизни и поведения; изучение особенностей адаптации молодежной категории в разных социальных сферах; изучение социальной активности молодежи, ее включение в социальное управление и самоуправление на разных уровнях; изучение моральной, социально-политической, социально-психологической культуры молодежи.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)