МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
англ. thinking; нем. Denken. Процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
МЫШЛЕНИЕ
обобщенное и опосредованное познание действительности, нахождение наиболее существенных связей между различными объектами и процессами.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Мышление
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и М., возможности и пути познания мира с помощью мышления.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Мышление
процесс возврата к состоянию очевидной ясности в содержании образа чего-либо, имеющий своей причиной фиксацию отхода от ясности, утери ясности и напряжение, вызванное этим в рамках значимости сохранения ясности. Утеря ясности определяется либо субъективной динамикой, либо внешними воздействиями естественной и социокультурной средами. В социокультурных средах то, на что обращается внимание, предопределяется условиями мыслекоммуникации и общения.
Источник: Методологический словарь для управленцев
Мышление
Мислення. Thinking (thought). 1. Духовная деятельность, основанная на рациональной (т. е. не опосредованной вещами) способности оперировать понятиями, высказывать суждения и делать умозаключения. М. есть человеческая способность, развитая исторически (и поэтому в определенной степени присуща всем), но для освоения его высших образцов (зафиксированных в правилах правильного мышления, или логики), требующая специального культивирования через систему образования. М. – средство при помощи которого индивид, группа, общество в целом становятся способными не только рационализировать свою жизнь, но и обрести самосознание, т. е. систему самооценок и степени значимости для них всего окружающего. Учитывая, что М. культивируется в системе образования, а система образования дифференцирована в соответствии с социальной структурой и принципами общественного разделения труда, то и уровень обретенной мыслительной способности зависит, в первую очередь, от уровня и характера образования. Иными словами, система образования культивирует определенные типы мышления, а социология М. обращает внимание на тот факт, что современное, или модерное, общество, с одной стороны, заинтересовано в росте производства и производительности труда, чего нельзя достичь с малограмотными людьми, а с другой – сама социальная структура побуждает дозировать уровень духовного развития людей, структурировать их по уровню интеллектуального развития с целью повышения эффективности социального контроля. Такое противоречие говорит о моральном старении модерного общества и побуждает строить социальные модели, способные разрешить подобные противоречия между культурой и обществом. Критерием морального старения общества выступают различные модели будущего, побуждающие людей к социальным изменениям. См. также Модерн.
Мышление
процесс познавательной, или когнитивной, деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления; в формальной логике – основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение; в социологии – анализ процесса исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ; в физиологии – мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя её на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс.
В науке выделяют следующие виды мышления: интуитивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, теоретическое, творческое. Под последним подразумеваются создание субъективно нового продукта и новообразование в самой познавательной деятельности по его созданию.
Мы говорим также о глобальном мышлении (от англ. «global» – «планетарный», лат. «globus» – «шар, планета», франц. «globale» – «всеобщий») как одном из видов мышления индивида, характеризующемся фиксированием образа одновременно с позиции индивидуального самоосознания, самоидентификации в условиях современного полифонизма бытия и индивидуального ощущения себя частью микросоциума, макросоциума, вселенной. Иными словами, глобальное мышление есть показатель уникальности (Я – сам, Я – уникум) и универсальности (Я – в других, Я – универсум) личности. На наш взгляд, глобальное мышление сродни наглядно-образному мышлению, являясь одной из разновидностей последнего.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления; в формальной логике – основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение; в социологии – анализ процесса исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ; в физиологии – мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя её на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс.
В науке выделяют следующие виды мышления: интуитивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, теоретическое, творческое. Под последним подразумеваются создание субъективно нового продукта и новообразование в самой познавательной деятельности по его созданию.
Мы говорим также о глобальном мышлении (от англ. «global» – «планетарный», лат. «globus» – «шар, планета», франц. «globale» – «всеобщий») как одном из видов мышления индивида, характеризующемся фиксированием образа одновременно с позиции индивидуального самоосознания, самоидентификации в условиях современного полифонизма бытия и индивидуального ощущения себя частью микросоциума, макросоциума, вселенной. Иными словами, глобальное мышление есть показатель уникальности (Я – сам, Я – уникум) и универсальности (Я – в других, Я – универсум) личности. На наш взгляд, глобальное мышление сродни наглядно-образному мышлению, являясь одной из разновидностей последнего.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
Мышление
психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
Мышление – это всегда диалог, раскрывающий различные, а поэтому и противоречащие друг другу стороны действительности. Отсюда следует, что и нравственные, и эстетические, и интеллектуальные определения психики человека имеют свое начало в рефлексивном акте совместно-разделенной предметной деятельности, именно он есть системообразующий фактор психики. Однако ее реализацией в каждом отдельном мыслительном процессе служит превращение всеобще значимых форм, способов и средств культуры общения во внутренние, только данному индивиду здесь и теперь присущие мотивы и цели дальнейшего действия. При этом отдельные, дискретные значения каждого из всех здесь необходимых слов, знаков, образов и т. п. сливаются в особенный смысл предметной ситуации.
Смыслом, самим процессом осмысления объективно противоречивых обстоятельств жизни мотивируются и действия, и поведение, и вся жизнедеятельность человека. Осмысление противоречий предметного мира есть условие его целесообразного изменения, и только история его изменения есть содержательная сторона мышления как психического процесса.
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
Мышление – это всегда диалог, раскрывающий различные, а поэтому и противоречащие друг другу стороны действительности. Отсюда следует, что и нравственные, и эстетические, и интеллектуальные определения психики человека имеют свое начало в рефлексивном акте совместно-разделенной предметной деятельности, именно он есть системообразующий фактор психики. Однако ее реализацией в каждом отдельном мыслительном процессе служит превращение всеобще значимых форм, способов и средств культуры общения во внутренние, только данному индивиду здесь и теперь присущие мотивы и цели дальнейшего действия. При этом отдельные, дискретные значения каждого из всех здесь необходимых слов, знаков, образов и т. п. сливаются в особенный смысл предметной ситуации.
Смыслом, самим процессом осмысления объективно противоречивых обстоятельств жизни мотивируются и действия, и поведение, и вся жизнедеятельность человека. Осмысление противоречий предметного мира есть условие его целесообразного изменения, и только история его изменения есть содержательная сторона мышления как психического процесса.
Источник: Словарь справочник по социальной работе